«Люди путают свободу слова и свободу речи»

В век стремительного развития технологий и в мире, где все меняется очень быстро, вопросы коммуникации в современном обществе остаются актуальными. Действительно ли это является проблемой, существуют ли универсальные приемы организации профессионального общения и как должен вести себя руководитель?

Об этом мы поговорили с доктором филологических наук, профессором Иосифом Стерниным, чей огромный научно-практический опыт не имеет равных по ценности в науке о языке.

 

— Иосиф Абрамович, в каких областях на сегодняшний день существует проблема совершенствования общения?

 

— В бытовом общении в России необходимо расширять применение правил этикета, вежливости. У нас есть устойчивое мнение, что с людьми  лучше и эффективней общаться  «по-простому», что вежливость – это неискренность, без нее можно обойтись, вежливый регистр общения надо скорее преодолевать. У нас кризис культуры речи. Общению это только вредит, ведет к росту бескультурья и агрессии в обществе.

 

В повседневном общении необходимо преодолевать агрессию и грубость, общение часто  переходит в оскорбления, чему немало способствует интернет, который сейчас позволяет вылить на собеседника анонимно всю свою грубость и хамство, не утруждая себя аргументами. Люди путают свободу слова и свободу речи.

 

Интернет-общение должно быть введено в культурные рамки. Нужно удалять агрессивные и оскорбительные высказывания.

 

— В современных условиях часто стираются границы между бытовым и деловым. Офисные специалисты, к примеру, параллельно с пребыванием в интернете и выполнением своих ежедневных профессиональных функций, легко переносят язык сетевого общения в деловую плоскость.  А есть ли такие профессии, где лучше всего организовано профессиональное общение?

 

— В сфере делового общения сейчас распространилось обучение, что следует однозначно оценить положительно.

 

Учат менеджеров, учат продавцов, on-line-консультантов, сотрудников call-центров. Это все очень важно. Однако обученные сотрудники сплошь и рядом демонстрируют в своем общении, особенно телефонном, «феномен автоответчика» – произносят заученные тексты, никак не связанные с вопросами, которые им задают, просто ссылаются на инструкции. Это происходит и в устном, и в письменном общении с клиентами. Это делает общение неэффективным, вызывает  раздражение клиентов и не дает возможности решать вопросы.

 

— В связи с этим, можно ли разделить приемы организации профессионального общения на универсальные и специфические?

 

— Думаю, что универсальные приемы – это приемы бесконфликтного общения, а специфические – это приемы речевого воздействия, которые направлены на достижение конкретной коммуникативной цели. Важно, чтобы специфические приемы не противоречили универсальным, всегда в итоге создавали бы бесконфликтное разрешение проблемы. Только тогда их можно считать эффективными. Без этого – они результативны, а не эффективны.

 

— Как должен действовать руководитель, чтобы эффективно обучить своих сотрудников правильному общению? Можно ли говорить о педагогике общения?

 

— В смысле обучения общению – конечно, можно.

Руководитель должен быть коммуникативно грамотен. Нужны курсы повышения квалификации. Существуют специальные курсы повышения квалификации для госчиновников. Наиболее востребованы такие темы, как общение с агрессивным собеседником, общение с разными категориями собеседников (фактор адресата).

Вообще, самое слабое место  россиян – аргументация. Ей надо учить в первую очередь – люди не могут привести аргументы (просьба сказать – во-первых.., во-вторых…, в-третьих… ставит их в тупик), приводят только свои эмоции, и что очень важно — не видят аргументов в речи собеседников, не умеют их выделять и формулировать. Но курсы по аргументации не так востребованы общественным сознанием, чиновниками, бизнесменами – люди просто не понимают его важности и не понимают, что они не умеют аргументировать.

 

— Иосиф Абрамович, у Вас большой педагогический опыт. Считаете ли Вы необходимым дополнять приказание убеждением?

 

— Вопрос решается каждый раз конкретно. В совокупности способов речевого воздействия на личность (доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение, приказ, просьба, принуждение) правомерно применение всех приемов, кроме принуждения. Приказ, как и принуждение, может быть результативным, но не эффективным, поскольку он дает результат, но не сохраняет баланс отношений между собеседниками. Приказы эффективны только в тоталитарных структурах – армия, полиция, поскольку там это условие организации и функционирования самой структуры, а также в очень больших структурах. В обычных коллективах приказы надо обязательно сопровождать другими способами речевого воздействия.

 

— Насколько актуально привлечение внимания исследователей к проблеме организационной психолингвистики?

 

— Считаю это весьма актуальным, поскольку сама по себе психолингвистика, как отмечает замечательный ученый  Р.М. Фрумкина, изучает язык как феномен сознания человека, и использование значений о языковом сознании для повышения эффективности общения исключительно важно – оно дает прочную основу оптимизации общения, учитывает реальные процессы языкового сознания, прежде всего – обыденного, и позволяет предложить реально работающие приемы, обоснованные экспериментальными исследованиями.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Эл № ФС77-75769 от 23.05.2019 г.