ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Чозгиян О.П.

Московский городской педагогический университет
Россия, Москва
е-mail: ChozgiyanOP@mgpu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений и выявлению характерных особенностей процесса формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в контексте профессиональной практической подготовки. Подчеркивается, что компетентностно-деятельностный подход лежит в основе целенаправленного и поэтапного формирования профессионально-коммуникативной компетентности студента-будущего учителя. Автор приводит примеры ситуаций педагогического общения и комплекса заданий по практике, целью которых является формирование коммуникативной компетентности и речевых способностей студентов. Также обращается внимание на тот факт, что осознанная субъектная позиция будущего учителя в освоении профессиональных компетенций по профилю специальности – важнейший критерий сформированности его профессиональной готовности.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, практика, педагогическое взаимодействие, профессиональная готовность, профессиональная подготовка.

O. Chozgiyan

FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE VOCATIONAL TRAINING

Abstract. The article deals with the main directions in forming communicative competences of the future teacher during the vocational training. The author highlights that the competence-based approach is the basis of the systematic guidance of the future teacher communicative competence. Teaching cases and a system of practical tasks that are aimed to form students’ communicative competence and verbal skills are given in the article. Moreover, the author mentions that the most important criterion for professional readiness is the consciousness subjective position of the future teacher.

Keywords: competence, communicative competence, vocational training, professional cooperation, professional readiness, professional training.

Современные тенденции обновления подходов к профессиональной теоретической и практической подготовке будущих учителей начальных классов определяют целевые ориентиры трансформации содержания образования в освоении образовательной программы уровня среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а также позволяют выявить аспекты обоснования вопроса проектирования и реализации траектории личностного и профессионального становления и развития студента.

Одной из приоритетных задач освоения студентами образовательной программы профессиональной подготовки является последовательное и системное формирование комплекса общих и профессиональных компетенций по профилю специальности, где компетенции, связанные по смысловому содержанию с профессионально-речевыми и коммуникативными умениями, навыками и опытом, занимают ведущую позицию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах определены профессионально-коммуникативные компетенции, отраженные как в группе общих, так и в группе профессиональных компетенций, например: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 6); анализировать уроки (ПК 1.4); анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий (ПК 2.4); анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий (ПК 3.4) и др. [6]. Таким образом, коммуникативная компетентность студента-будущего учителя уровня начального общего образования представлена во ФГОС СПО по профилю специальности и раскрывается в контексте педагогической способности и профессиональной готовности субъекта к речевой коммуникации и педагогическому общению.

Понятие коммуникативной компетентности на этапе профессиональной педагогической подготовки специалистов в своем смысловом содержании является содержательным обобщением подходов различных авторов в лингводидактике, о чем свидетельствует наличие различных дефиниций рассматриваемой категории.

По мнению М.Р. Львова, одним из компонентов сформированности коммуникативной компетенции является когнитивный компонент, который раскрывается в знании основ языка и культуры речи, владение средствами и механизмами речи, в том числе в сфере реализации профессиональных потребностей личности [1].

В структуре коммуникативной компетентности педагога особое значение имеет такой компонент, как информационный, включающий сформированные умения и освоенный опыт в области формулировки и высказывания четко, грамотно и лаконично собственных мыслей, чувств путем использования речевых (вербальных) и неречевых средств общения [2].

Неотъемлемым структурным компонентом коммуникативной компетентности является организационно-деятельный компонент, существенную характеристику которого составляет деятельностный аспект, включение педагога, в том числе на этапе его личностного и профессионального становления и формирования субъектной профессиональной позиции, в сотрудничество и общение с субъектами образовательного процесса [4-5].

Таким образом, для организации процесса личностного и профессионального становления будущего учителя особую актуальность и практическую значимость на этапе формирования теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности приобретает целенаправленное и последовательное формирование профессионально-коммуникативной компетентности специалиста, включающей языковую, предметную, лингвистическую, речевую составляющие, объединенные совокупностью компонентов, в том числе знаниевого, информационного, организационно-деятельностного и др. [3].

Необходимо отметить тот факт, что обновленный образовательный стандарт по профилю рассматриваемой в статье специальности также акцентирует внимание на требованиях к коммуникативной и речевой компетентности будущего учителя. Так, в стандарте указаны такие компетенции, как: осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05); Анализировать процесс и результаты применения различных форм деятельности в образовательном процессе (ПК 1.4; ПК 2.3; ПК 3.2) [7].  В этой связи необходимо подчеркнуть важность реализации на этапе профессиональной подготовки студентов компетентностно-деятельностного подхода, где последовательное и обоснованное формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущего учителя совершенно очевидно приобретает особый характер.

Для достижения поставленной цели формирования и совершенствования профессионально-коммуникативной и речевой компетентности студентов-будущих учителей на этапе теоретической и практической подготовки специалиста особое внимание обращено на готовность к формированию языковой личности ребенка младшего школьного возраста как значимого другого, реализующего потенциал речевой коммуникации и участия в установлении межличностных контактов и продуктивного диалога, а также на осознанное восприятие ценностной установки и принятие того факта, что результативность профессиональной деятельности во многом зависит от уровня проявления коммуникативных педагогических способностей.

Т.Б. Михеева [2] обращает внимание на тот факт, что коммуникативная профессиональная компетентность педагога включает в себя совокупность сформированных профессиональных знаний в области коммуникативных дисциплин, а также коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия [Там же, с. 19].

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что профессионально-коммуникативная компетентность будущего учителя включает сформированную готовность (теоретическую и практическую) к организации общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса, к осуществлению речевой коммуникации в педагогическом общении, спроектированном и организованном на основе системы профессиональных знаний в области психолого-педагогических дисциплин, частных методик, лингвистических, коммуникативных и других учебных дисциплин и учебных модулей [5].

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущего учителя представляет собой сложный, длительный, непрерывный и последовательный процесс. Решение комплекса поставленных задач осуществляется на учебных занятиях в ходе освоения междисциплинарных курсов в контексте видов профессиональной деятельности, где особое место отводится практике.

Так, при выполнении заданий на практике по виду профессиональной деятельности, – преподавание по программам начального общего образования, студенты осуществляют проектирование и проведение модельного урока, где в том числе планируют и организуют с целевой аудиторией детей младшего школьного возраста монолог на этапе объяснения нового материала, эвристическую беседу как метод проблемного обучения, обобщающую речь в качестве закрепления возникших у обучающихся временных связей в восприятии и осмыслении учебного материала и др. Разработка содержательных аспектов технологической карты пробного урока представляет собой  продукт интеллектуально-речевой деятельности студента-будущего учителя и включает: поиск информации, отбор в соответствии с требованиями стандарта и образовательной программы, а также на основе учета возрастных особенностей обучающихся, учебного материала, поэтапное наполнение содержания деятельности учителя и обучающихся, определение четких указаний-инструкций, сообщения дополнительных сведений, организацию учебного материала, осуществление поиска и отбора методов и приемов работы, и т. д.

Моделирование урока студентами с перспективой анализа процесса деятельности и полученных результатов включает в себя выполнение типовых действий, стимулирующих проявление профессионально-коммуникативной компетентности, в том числе по работе с текстами и выстраивания педагогического общения [9]:

  • формулировка цели урока на основе типа и темы урока (особое внимание обращается на то, что формулировка начинается с отглагольного существительного: формирование…, знакомство…, ознакомление, закрепление…, обобщение и систематизация …, контроль …, коррекция…, т.к. цель – это предвосхищение конечного результата, а на уроке осуществляется процесс совместной деятельности для достижения этого результата);
  • разработка содержания урока, где действия учителя связаны с предъявлением заданий, а действия обучающихся – с выполнением заданий, с ответами, которые должны прописываться полностью (предполагаемые идеальные ответы — эталон);
  • выяснение, какие сведения, понятия, правила будут необходимы обучающимся для усвоения нового материала, что уже изучено по данной теме ранее, определите, какие темы будут являться продолжением изучения данной теме в перспективе;
  • проведение анализа изучаемого материала в соответствии с темой урока: определение главного и второстепенного;
  • проведение анализа заданий, предложенных авторами учебника по данной теме, и выяснение таких вопросов, как: предлагаются ли задания на актуализацию имеющихся знаний; представлены ли задания, позволяющие реализовать идею проблемного обучения; насколько полно представлена информация по новой теме; позволяет ли материал учебника сделать выводы и обобщения по изучаемой теме; насколько представленная в учебнике система упражнений позволяет реализовать дифференцированный подход, спланировать парные и групповые формы работы на уроке; содержит ли учебник дополнительную информацию для расширения ученического кругозора по данной теме.

Студентам дают следующие рекомендации:

  • работая над конспектом урока, обратите внимание на формулировки вопросов и заданий, подумайте, насколько они позволяют усилить познавательную активность учащихся;
  • спланируйте подведение микроитогов каждого этапа урока. Продумайте, какие приёмы рефлексивной деятельности целесообразно применить при подведении микроитогов и общего итога урока;
  • изучите материал учебника по теме урока, проанализируйте предложенные упражнения и определите:

1)       какую дополнительную информацию по теме урока необходимо предусмотреть;

2)       каким образом при выполнении различных заданий могут быть сформулированы проблемные вопросы, побуждающие к размышлению, обозначены выводы и обобщения, подведены мини-итоги;

3)       определите систему упражнений по теме урока (в том числе продумайте, интерактивные формы взаимодействия);

  • определите, какие понятия темы урока будут раскрыты, закреплены, актуализированы;
  • представьте краткий анализ изучаемого на уроке учебного материала (определения понятий, правила и т.п.). Определите существенное, второстепенное, а также трудности, связанные с изучением материала, и каким образом можно предупредить их возникновение.

При освоении междисциплинарных курсов и выполнении заданий по практике по видам деятельности выявляются и анализируются условия педагогического общения, моделируются педагогические ситуации, где особый акцент делается на определении целевых ориентиров, содержания, особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса [8]. Определяется коммуникативный аспект ситуаций общения и взаимодействия субъектов в образовательном процессе, выявляются и анализируются формы межличностной коммуникации и применяемые речевые средства, устанавливается педагогическая целесообразность и обоснованность их применения в конкретных условиях реальной образовательной практики.

Будущему учителю важно научиться грамотно определять и формулировать коммуникативные задачи в педагогическом общении (сообщение учебного материала, формулировка побуждающих к размышлению вопросов проблемного характера, доказательность позиции в объяснении, убеждение как метод и аргументированность суждений, умение привести пример, одобрение в оценочном суждении, понимание и запоминание информации, формулировка и аргументированность выводов и обобщений, а также ответа на поставленный вопрос и др.) с позиции участников образовательного процесса (на уроке, внеурочном занятии, воспитательном мероприятии и др.) в двустороннем характере взаимодействия субъектов в ходе передачи и восприятия информации.

В проектировании и реализации задач различных форм организации образовательного процесса будущий учитель делает акцент на отбор заданий, стимулирующих у обучающихся готовность к высказыванию развернутых и аргументированных суждений, формулировке полного и содержательного ответа с использованием общепринятой терминологии, прогнозируются действия учителя по применению речевых приемов в ситуации неверных ответов обучающихся.

Ситуации педагогического общения нацеливают студента-будущего учителя на продумывание содержания учебного диалога, формулировок приветствия на этапе организационного начала, инструкций в ходе открытия обучающимися нового знания и стимулирования эмоционального отклика на сотрудничество, целесообразного применения приемов проведения педагогической оценки и т.п. Речевые способности в педагогическом общении проявляются студентом в момент объяснения учебного материала на практике в реальных условиях образовательного процесса, когда объяснительная адаптированная к пониманию речь студента построена на основе соответствия принципам дидактики (научности, доступности и развивающего характера, прочности усвоения знаний, сознательности и активности и пр.), учитывает особенности восприятия информации обучающимися младшего школьного возраста, уровень их образованности и индивидуально-типологические черты.

Особое значение в формировании профессионально-коммуникативной компетентности будущего учителя занимает анализ и самоанализ процесса и результата деятельности, организуемый в диалоге с наставником, одногруппниками с перспективой представления на итоговой конференции по практике. Основными рекомендациями студенту по аспектам анализа в контексте рассматриваемой проблемы являются:

  1. Избегайте использования в анализе эмоциональной и общей оценочной лексики (Урок прошел хорошо; Мне очень понравилось занятие;, Учащиеся были рады и т. д.).
  2. В тексте анализа и самоанализа должны преобладать сложные, распространенные предложения. Любой тезис, высказанный в анализе, должен иметь своё подтверждение (Дисциплина на уроке поддерживалась за счет ….; Учащиеся проявляли познавательную активность потому что…. и т.д.).
  3. В анализе должны использоваться профессиональные термины, стиль текста научный.
  4. Если в анализе указаны использованные ИКТ, недостаточно просто сообщить, что использовалась слайдовая презентация или интерактивное упражнение, необходимо указать, на каких этапах и для каких целей.
  5. Отметьте уровень педагогической монологической речи и мастерства построения диалога при объяснении нового материала, при опросах на уроке. Обратите внимание на выразительность, дикцию, интонирование, образность, эмоциональность, доброжелательность и грамотность речи учителя на уроке. На ваш взгляд, удалось ли и насколько продемонстрировать умение разъяснять учебную информацию и перефразировать ее доступным языком для полного понимания учащимися.
  1. В конце анализа подводится итог урока, даются общие заключения.
  2. Оптимальная степень воздействия урока на развитие учащихся (укажите, что и в какой степени способствовало их развитию). Например, типы упражнений, дополнительная информация (работа со словарем, толкование значений слов), работа по развитию речи, расширение кругозора учащихся.
  3. Оптимальный уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. Учебная информация преподносится детям посредством применения элементов современных педагогических технологий.

Необходимо отметить, что процесс поэтапного формирования коммуникативной компетентности будущего учителя сопровождает преподаватель, выступающий в качестве наставника. Степень сопровождения изменяется в зависимости от достижений и успехов студента в освоении профессиональных компетенций и движения по персонально-ориентированной траектории развития: от сопровождения-обучения через оказание методической помощи и психологической поддержки к сопровождению-консультированию и оценочному сопровождению.

Таким образом, в целях последовательного и целенаправленного формирования коммуникативной компетентности и профессионально необходимых коммуникативных умений у будущих учителей уровня начального общего образования в ходе профессиональной подготовки предлагается система заданий на учебных занятиях в рамках освоения междисциплинарных курсов, а также на практике, включающая: наблюдение за коммуникативной деятельностью учителя и обучающихся в начальной школе с последующим анализом основ профессиональной деятельности, ведение дневника по практике с фиксацией и проговариванием во внешней речи анализа и самоанализа профессиональной деятельности в письменной и устной форме; проектирование и реализации технологической карты различных форм деятельности в образовательном процессе: грамотный подход к формулировке цели, задач и планируемых результатов; отработка содержания; моделирование кейс-ситуаций в контексте педагогического общения; формулировка четких указаний-инструкций на различных этапах общения и взаимодействия и т. д. Так, в контексте профессиональной деятельности в рамках решения педагогических ситуаций и коммуникативных задач последовательно организуется работа по формированию коммуникативной компетентности будущих учителей.

Литература

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Академия; Высшая школа, 1999. – 272 с.
  1. Михеева Т.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка полиэтнической школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т.Б. Михеева; Моск. пед. гос. ун-т – М., 2009. – 45 с.

 

  1. Мыскин С.В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07/ С.В. Мыскин; Моск. гор. пед. ун-т. – М., 2005. – 213 с. – EDN NNMFVF.
  2. Мыскин С.В. Обобщение в профессиональном общении: условия, инварианты, средства, результаты / С.В. Мыскин // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – – № 62. – С. 156-172.
  3. Мыскин С.В. Особенности восприятия социальной жизни субъектами совместной профессиональной деятельности / С. В. Мыскин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – – № 4(30). – С. 132-139.
  4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 (ред. от 13.07.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34864)
  5. Приказ Минпросвещения России от 17.08.2022 № 742 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 № 70193)
  6. Чозгиян О.П. Организационно-педагогические условия формирования субъектной профессиональной позиции будущих учителей / О.П. Чозгиян // К.Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: материалы XXV Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, Москва, 25 марта 2021 года. М.: Московский городской педагогический университет. – – С. 72-74.
  7. Чозгиян О.П. Формирование субъектной профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О.П. Чозгиян; Моск. гор. пед. ун-т. – М., 2014. – 22 с.

References

  1. Lvov M.R. Slovar’-spravochnik po metodike prepodavanija russkogo jazyka: posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej / M. R. L’vov. – M.: Akademija; Vysshaja shkola, 1999. – 272 s.
  2. Miheeva T.B. Sovershenstvovanie professional’noj kompetentnosti uchitelja russkogo jazyka polijetnicheskoj shkoly: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.02: zashhishhena 15.06.2009 / Miheeva Tat’jana Borisovna; Mosk. ped. gos. un-t – M., 2009. – 45 s.
  3. Myskin S.V. Psihologicheskie osobennosti organizacionnoj kul’tury obrazovatel’nogo uchrezhdenija: dis. … kand. psih. nauk: 19.00.07: zashhishhena 30.11.2005 / Myskin Sergej Vladimirovich; Mosk. gor. ped. un-t. – M., 2005. – 213 s. – EDN NNMFVF.
  4. Myskin S.V. Obobshhenie v professional’nom obshhenii: uslovija, invarianty, sredstva, rezul’taty / S.V. Myskin // Mir lingvistiki i kommunikacii: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. – 2020. – № 62. – S. 156-172.
  5. Myskin S.V. Osobennosti vosprijatija social’noj zhizni sub#ektami sovmestnoj professional’noj dejatel’nosti / S. V. Myskin // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf’eva. – 2014. – № 4(30). – S. 132-139.
  6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.10.2014 № 1353 (red. ot 13.07.2021) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego professional’nogo obrazovanija po special’nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal’nyh klassah» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 24.11.2014 № 34864)
  7. Prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 17.08.2022 № 742 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego professional’nogo obrazovanija po special’nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal’nyh klassah» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 22.09.2022 № 70193)
  8. Chozgijan O.P. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija sub#ektnoj professional’noj pozicii budushhih uchitelej / O.P. Chozgijan // K.D. Ushinskij i nacional’noe obrazovanie: istoricheskie uroki, idei i sovremennost’: materialy XXV Mezhregional’nyh pedagogicheskih chtenij, posvjashhennyh velikomu russkomu pedagogu K.D. Ushinskomu, Moskva, 25 marta 2021 goda. M.: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet. – 2021. – S. 72-74.
  9. Chozgijan O.P. Formirovanie sub#ektnoj professional’noj pozicii u studentov pedagogicheskogo kolledzha: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08 / Chozgijan Ol’ga Petrovna; Mosk. gor. ped. un-t. – M., 2014. –  22 s.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)