Креативное обучение на основе wechat для программы культурного обмена с погружением

Казанская Е.В.1, Цой Н.Г.2

Казанская Е.В.

Ростовский государственный экономический университет
е-mail: jenni.kot@yandex.ru

Цой Н.Г.

Ростовский государственный экономический университет
е-mail: cuiwang@mail.ru

КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ WECHAT ДЛЯ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА С ПОГРУЖЕНИЕМ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению креативной эффективности обучения на основе WeChat в преподавании китайского языка как иностранного (CFL). Описана специфика данной методики, созданной на основе теории коннективизма, направленной на изучение особенностей обучения с использованием мобильных устройств по программе обмена CFL с погружением и использованием приложения социальной коммуникации WeChat в качестве средства обмена мультимедийными сообщениями. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, выявил ряд сложностей, возникающих в ходе работы с мобильным приложением WeChat в процессе изучения иностранного языка: нежелание отдельных учащихся работать с приложением или в социальных сетях; отсутствие автономной учебной среды; влияние низкой внутренней мотивации обучающихся на их вовлеченность в учебный процесс с использованием WeChat. Основываясь на результатах проведенного анализа выдвинуты предложения по улучшению среды для обучения иностранному языку и проведения дальнейших исследований на основе WeChat. Среди важнейших аспектов успешного обучения иностранному языку с использованием сервиса WeChat: четкая постановка цели программы языкового обмена; разработанность дизайна языкового курса; разнообразие учебного материала; непрерывность двуязычного взаимодействия между изучающими язык и носителями языка; стимуляция мотивации учащихся с помощью методологии проблемно-ориентированного обучения и др.

Ключевые слова: коннективизм, WeChat, преподавание китайского языка как иностранного, цифровое обучение.

E. Kazanskaya, N. Tsoy

WECHAT-BASED CREATIVE LEARNING FOR DIVE CULTURAL EXCHANGE PROGRAM

Abstract. This article is devoted to the consideration of the creative effectiveness of WeChat-based learning in teaching Chinese as a foreign language (CFL). The specifics of this methodology, created on the basis of the theory of connectivism, aimed at studying the features of learning using mobile devices under the CFL exchange program with immersion and using the WeChat social communication application as a means of exchanging multimedia messages, are described. WeChat analysis of the results obtained during the experimental study revealed a number of difficulties that arise during working with the WeChat mobile application in the process of learning a foreign language: the reluctance of individual students to work with the application or in social networks; the lack of an autonomous learning environment; the influence of low internal motivation of students on their involvement in the learning process using WeChat. Based on the results of the analysis, proposals have been put forward to improve the environment for teaching a foreign language and conducting further research based on WeChat. Among the most important aspects of successful foreign language teaching using the WeChat service are: a clear statement of the purpose of the language exchange program; the design of the language course; the variety of educational material; continuity of bilingual interaction between language learners and native speakers; stimulation of students’ motivation using the methodology of problem-oriented learning, etc.

Keywords: connectivism, WeChat, Chinese as a foreign language, digital learning.

С ростом популярности мобильных устройств и интернет-технологий цифровое обучение стало новой стратегией, дополняющей традиционное обучение [1, с. 10-13]. Под мобильным обучением понимается использование мобильных устройств и технологий беспроводной сети для получения образовательной информации, ресурсов и услуг в любое время и в любом месте. Доступность обучения через онлайн платформы – ключевая особенность мобильного обучения [2]. В эпоху гаджетизации использование мобильных приложений для изучения иностранных языков является ключевым фактором популяризации образовательной среды [14, с. 1-7]. Мобильные программы Mobile-Assisted Language Learning (MALL) сделали изучение иностранных языков более эффективным.

Целью данного исследования стало изучение разработок курса преподавания китайского языка как иностранного (CFL) с помощью мультимедийного приложения WeChat, используемого в Китае для обмена мгновенными сообщениями, в рамках теории коннективизма, согласно которой изучение иностранного языка должно быть основано на создании внешней сети тк [15]. Концепция сети занимает важное место в теории коннективизма, характеризующей знание как поток, проходящий через сеть людей и артефактов. В качестве узлов подобной сети могут выступать отдельные лица, группы, системы, поля, идеи, ресурсы или сообщества [14]. Образование на иностранном языке согласно принципам коннективизма основано на понимании. Важно, чтобы учащиеся могли воспринимать изучаемый язык как сеть лингвистических, синтаксических структур, понимать связи между узлами внутри этих сетей [16]. При таком подходе новая информация связывается с тем, что уже известно, меняя представления реципиента, способствуя тем самым выработке новых концепций [17]. В сети коннективистского обучения соединения, устанавливаемые между узлами, должны в первую очередь касаться способности учащегося решать проблемы, а не носить чисто информационный характер, поэтому такая сеть должна быть заполнена не только информацией, но и контактами, личностными связями и иными ресурсами.

Инновационость разработок курса преподавания китайского языка как иностранного с помощью мультимедийного приложения WeChat состоит в том, что свойства сервиса WeChat были учтены на всех уровнях реализации стратегии обучения.      WeChat (wēixìn, 微信), является самым популярным мобильным приложением, разработанным Tencent в Китае в 2011 году. Первоначально данный сервис был изобретен для отправки голосовых сообщений. В настоящее время WeChat – многофункциональная платформа социальных сетей, позволяющая пользователям напрямую отправлять текстовые сообщения, совершать звонки или вести групповой чат. Благодаря многофункциональности WeChat его популярность неуклонно растет. Преимущественно данный сервис используется на территории материкового Китая. Число активных пользователей WeChat в Китае насчитывает более 938 миллионов человек. За пределами Китая аудитория пользователей данной платформы составляет не менее 100 миллионов человек [3, с. 81-90].

В рамках рассматриваемого эксперимента WeChat был выбран в качестве среды для курса преподавания китайского языка как иностранного по ряду причин. Количество преимуществ WeChat позволяет преподавателю эффективно использовать данную платформу для интенсификации учебного процесса по изучению иностранного языка. Данная платформа органично сочетает в себе как микросреду – ее функции адекватны для управления курсом и преподавания на трех уровнях (индивидуальный/групповой чат, обмен «моментами», размещение статей на платформе), так и макросреду, подразумевающую беспрепятственный доступ к Интернету [6, с. 4-20]. Пользователи WeChat располагают возможностью создавать онлайн-сообщества, публикуя тексты, фотографии и видеоклипы в свои собственные WeChat Moments или «моменты» – цепочки текстовых изображений, публикуемые им в кругу друзей с целью поделиться своими мыслями (аналогично ленте новостей Facebook), вести видеоконференции и т.д.  [4, с. 409-418].  Публикация на платформе предполагает отредактированный пост с определенной темой для подписчиков, который можно переслать, отметить и прокомментировать.

Исследование эффективности изучения иностранного языка с помощью платформы WeChat предполагает понимание, насколько хорошо WeChat воспринимается учащимися, с целью получения предложений или мер по дальнейшему улучшению управления задачей WeChat с точки зрения учащихся. Обоснование исследования чувств и восприятий учащихся заключается в том, что для того, чтобы обучение успешно осуществлялось, оно должно происходить через усилия учащегося. Поэтому важно исследовать, как учащиеся относятся к учебной задаче, а именно к образовательному сервису, используемому впервые. Учитывая, что WeChat находится на исследовательской стадии, крайне важно собрать информацию о ее восприятии учащимися. Реализация проекта WeChat на курсах китайского языка показала, что проект WeChat помог им увеличить улучшить свои лингвистические навыки китайского языка, повысить мотивацию к изучению языка [7, с. 91-103]. На базе данной платформы было создано сообщество единомышленников, изучающих китайский язык.

Программа тотального языкового погружения обычно характеризуется строгим одноязычным методом обучения. Этот стиль преподавания был впервые изобретен и разработан в Университете Миддлбери в США. Результаты показывают, что данная методика имеет прекрасные результаты в процессе обучения студентов китайскому языку [12]. В то же время такая методика изучения языка больше подходит для студентов, имеющих средний уровень владения китайским языком. Учащимся, у которых уровень владения языком находится на начальном уровне, целесообразно разрешать использование родного языка на занятиях и в повседневной жизни [10, с. 27-52].

Результаты проведенных исследований показали, что по сравнению с другими социальными сетями WeChat дает учащимся с различными возможностями и уровнем владения языком большие возможности в соответствии с теорией аффорданса. Аффорданс (по определению Дона Нормана) — это связь между свойствами объекта и возможностями агента (в данном случае человека), которые определяют, каким образом может быть использован объект. Впервые сервис WeChat использовался студентами, изучающими китайский язык в Шанхае по программе креативного погружения в языковую среду [11, с. 64-85]. Тогда участников экспериментальной программы попросили заполнять еженедельные опросы, чтобы отразить опыт изучения языка с помощью WeChat, одновременно с этим преподаватель-исследователь вел наблюдения, собирая скриншоты еженедельных действий участников в WeChat, например, сообщения, которыми они делились в публичной группе и их публикации.  Полученные данные уже тогда подтвердили эффективность использования WeChat в процессе изучения китайского языка в программе CFL. Так, в ходе интервью, взятых у участников проекта по его завершению, неоднократно была отмечена положительная роль WeChat в овладении студентами разговорным китайским языком. Все они подтвердили, что получили отличный опыт общения со своими партнерами-носителями языка через WeChat. Несмотря на то, что респонденты рассматривали WeChat как инновационный и интересный способ дополнения обучения в классе, слабым местом этого метода явилось то, что студенты с разным уровнем владения китайским языком имели разные возможности использования функционала WeChat. Также учащимся не хватало аутентичного взаимодействия, что несомненно могло повлиять на эффективность обучения.

Когда участникам предложили выбрать наиболее ценные и интересные функции WeChat, они отметили следующие аспекты: возможность культурного обмена; установление новых межличностных контактов; интенсивное практическое использование иностранного языка в повседневной жизни; погружение в языковую среду; возможность приобретения опыта общения с носителем языка; повышение интереса к изучению иностранного языка; возможность использования языка вне учебного класса и др.

К сложностям использования WeChat респонденты относили трудность восприятия речи носителей языка в высоком темпе.

Несмотря на сообщения о незначительных проблемах, все участники единогласно подтвердили, что им понравилось взаимодействие с партнерами-носителями языка.

На наш взгляд задачи WeChat перекликаются с аргументами, предложенными конструктивистами в прикладной лингвистике, в том, что основной функцией языка является коммуникация, а не представление информации. Изучение второго языка происходит наиболее эффективно во время значимых взаимодействий участников коммуникации. WeChat позволяет изучающим китайский язык взаимодействовать с носителями языка, что является хорошим примером поддержки конструктивизма. Чтобы выполнить задачу WeChat, учащиеся должны быть активными и постоянно использовать целевой язык в повседневной жизни. Таким образом, WeChat дает студентам возможность контролировать процесс обучения по многим аспектам.            Одним из критериев для оценки того, воплощает ли учебная задача низкую или высокую свободу воли, является то, насколько она нравится учащимся. Когда учащимся импонирует учебная задача, их мотивация растет, и, как следствие, обучение становится более эффективным. Рефлексия эффективности процесса обучения, может быть основана на результатах анкетирования и интервью на заключительном этапе языковой программы.

Материалом анализа эффективности изучения иностранного языка с помощью платформы WeChat послужил опыт программы языкового обмена, длившейся в течение 12 недель в университете Китая в 2018-2019 гг. [13].  В течение 12 недель китайские студенты вели занятия по программе пяти курсов разговорного английского языка, трех курсов китайского языка, двух курсов китайской культуры и двух основных курсов по изучению китайского языка как иностранного.  Каждый студент состоял в паре с одним носителем родного языка, владеющим иностранным языком на более высоком уровне.

Для запуска платформы курса на WeChat исследователи использовали WeChat на трех уровнях. Помимо общения, связанного с курсом изучения китайского языка как иностранного, группы WeChat и личного чата, инструктор создал общедоступную учетную запись WeChat для редактирования, обновления и выпуска еженедельных сообщений. В виде видео, аудио, картинок и текстов эти посты должны были фиксировать результаты занятий по китайскому языку, давать сводку языковых баллов и публиковать задания на выходные дни. Примечательно, что преподаватели, курирующие проект, советовали на начальном этапе, но требовали заключительном этапе программы, чтобы студенты размещали темы и посты в WeChat на китайском языке. Преподаватели фиксировали комментарии, делали скриншоты информационных потоков студентов каждую неделю и интегрировали их в свои сообщения в ходе ведения занятий в рамках учебных классов и еженедельных сообщений WeChat, чтобы помочь улучшить ввод новой лексики, восстановить узлы языковых знаний и стимулировать их вывод (использование) в ситуациях реального общения обучающихся. Согласие на использование данных в этом исследовании было получено от всех участников, и анонимность всех участников была защищена путем нумерации участников вместо использования их настоящих имен.

Основываясь на результатах исследования, проведенного китайскими учеными, для выяснения эффективности и разработки внедрения WeChat в процесс изучения китайского языка как иностранного, нам удалось выделить основные моменты, влияющие на успех внедрения данного приложения в учебный процесс.  Во-первых, перед началом взаимодействия между учащимися и носителями языка в WeChat должна быть организована учебная сессия для волонтерской группы носителей языка. Волонтерскую группу носителей языка нужно научить говорить размерено, делая паузы между предложениями и четко произнося каждое слово. Основной целью тренинга является повышение осведомленности носителей языка о восприятии устной речи иностранцами. Они также должны учитывать, что учащиеся имеют ограниченный словарный запас. Для того, чтобы учащиеся могли быстро понимать иностранную речь, носители языка должны использовать слова выборочно, отдавая приоритет словам базового лексикона. Моральная поддержка со стороны носителя языка также имеет большое значение для учащегося.

Во-вторых, в инструкциях по задачам WeChat необходимо прописать минимальное требование времени работы в приложении. Рекомендуется, чтобы минимальная продолжительность времени, затрачиваемого на задачу еженедельно, составляла не менее одного часа.

В-третьих, для того, чтобы партнерство по языковому обмену имело устойчивое развитие, партнеры-носители языка также должны извлечь выгоду из взаимодействия в WeChat. Например, в инструкциях пользования WeChat в паре носителей китайского и английского языков в будущем рекомендуется добавить дружеское напоминание о том, что, например, изучающие китайский язык студенты должны оказывать помощь своим партнерам-носителям языка в освоении английского языка. После того, как партнер-носитель языка поможет изучающему китайский язык выполнить свою еженедельную задачу по общению, аналогичное количество времени должно быть посвящено практике английского языка. В противном случае партнеры-носители языка постепенно потеряют энтузиазм во взаимодействии с WeChat. Наконец, для того чтобы учащиеся были высоко мотивированы в изучении китайского языка, рекомендуется, чтобы учащимся были предоставлены варианты работы со своими собственными китайскими друзьями, если они это предпочтут

Все участники анализируемого эксперимента продемонстрировали положительное принятие WeChat. С помощью этого приложения изучающие язык могут: практиковать лингвистические навыки с носителями языка; использовать теоретические знания в жизни; более эффективно коммуницировать; максимально погрузиться в языковую среду изучаемого языка. Проведенный нами анализ результатов экспериментальных данных выявил ряд сложностей, с которыми столкнулись участники эксперимента: нежелание отдельных учащихся работать с приложением WeChat или в социальных сетях; отсутствие автономной учебной среды WeChat; влияние низкой внутренней мотивации обучающихся на их вовлеченность в учебный процесс с использованием WeChat.

Основываясь на результатах проведенного нами анализа, предлагаются следующие предложения по улучшению среды для обучения иностранному языку и проведения дальнейших исследований на основе WeChat. Одним из важнейших аспектов, влияющих на успех осуществления обучения иностранному языку с использованием сервиса WeChat выступает изначальная информированность учащихся о необходимости использования WeChat в рамках разработки языковой программы погружения, в классе и вне его, предполагающая четкую постановку цели программы языкового обмена и дизайна языкового курса.  Стимуляция самообучения учащихся должна строиться на большом разнообразии учебного материала.  Двуязычное взаимодействие между изучающими язык и носителями языка должно осуществлять непрерывно. Мотивация учащихся должна стимулироваться с помощью методологии проблемно-ориентированного обучения (problem-based learning, PBL).

Необходимо отметить, что настоящее исследование имело несколько ограничений. Во-первых, недостаточно большое количество участников эксперимента. Для получения более достоверных результатов в будущих исследованиях можно рекомендовать собирать более крупные группы испытуемых на более длительный период. Во-вторых, участники эксперимента должны обладать разными компетенциями и знаниями (все участники анализируемого выше исследования были студентами-информатиками, изучающими начальный китайский язык). В-третьих, следует обеспечить контролируемость и неизменность социальной среды курса в целях более эффективного анализа данных о результатах обучения.  Наконец, необходимо направить усилия по поиску увеличения возможностей онлайн мониторинга подробных данных изучения языка на основе WeChat. Выполненное в рамках теории коннективизма исследование результатов внедрения сервиса WeChat в программу погружения в язык для изучающих китайский язык как иностранный способно внести эмпирический вклад в понимание качественных, количественных, а также практических и академических аспектов изучения иностранного языка в системе мобильного обучения.

С развитием технологии смартфонов WeChat как мобильное приложение для изучения языка получило повышенное внимание в обучении иностранному языку ввиду того, что оно в значительной степени свободно от ограничений по времени и местоположению и, следовательно, очень удобно для изучающих язык. Представленная в данном исследовании модель изучения иностранного языка посредством WeChat на базе подхода изучения языка на основе задач (Task-based language teaching, TBLT) требует дальнейшего развития в целях изучения и систематизации данных научного анализа результатов изучения и преподавания иностранного языка посредством WeChat в рамках теории коннективизма. Полученные данные анализа результатов проведенного педагогического эксперимента могут использованы для развития и внедрения онлайн программ для изучения других иностранных языков в рамках программ языкового погружения, разработанных для иностранных студентов.

Литература

  1. Аль-Шехри C. Коннективизм: новый путь теоретизирования и продвижения мобильного изучения языка//International journal of innovation. 2011. C. 10-13.
  2. Бэбби Э.Р., Вагнер В.Е., Зайно Дж.С. Приключения в социальных исследованиях: анализ данных с использованием IBM SPSS Statistics//Sage. 2015.
  3. Блэк П., Вильям Д. Внутри черного ящика: Повышение стандартов посредством оценивания в классе//Дельта. 2010. С. 81-90.
  4. Бот К. Эффективность раннего изучения иностранного языка//Stud.Second.Language. 2014. C. 409-418.
  5. Бёрстон Дж. Обучение языкам с помощью мобильных устройств: избранная аннотированная библиография исследований внедрения за 1994–2012 гг//Lang.Learn.Technol. 2013. C. 157-224.
  6. Бёрстон Дж. Двадцать лет реализации проекта MALL: метаанализ результатов обучения//ReCALL. 2015. С. 4-20.
  7. Гарсия Б.Дж., Рамирес М.С. Проблемы самомотивации для вовлечения студентов в движение открытого образования с помощью MOOC//RUSC. 2015. С. 91-103.
  8. Даунс С. Коннективизм и соединительное знание: очерки смысла и обучающих сетей//Национальный исследовательский совет Канады. 2012.
  9. Джин Л. Цифровые возможности WeChat: изучение китайского как второго языка//Comput. Assist. Lang. Learn. 2017. С. 27-52.
  10. Ким Х. Эффекты использования мобильных устройств в смешанном обучении для понимания прочитанного на английском языке//Multimed. 2014. С. 64-85.
  11. Цзян В., Ли В. Связь изучающих китайский язык с носителями языка через WeChat в австралийской учебной программе CFL//Asian Pac. 2018.
  12. Чиннери Б.Х. «Идем в торговый центр»: изучение языков с помощью мобильных устройств//Lang.Learn.Technol. 2006. С.9-16.
  13. Bell F.Connectivism: a network theory for teaching and learning in a connected world. 2009. р. 13-18.
  14. Huang X. WeChat-based teaching for an immersion cultural exchange program – a case study in CFL. Smart Learn. Environ. 2019. р. 4-11.
  15. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. Int. J. Instr. Technol. Dist. Learn. 2(1), 2005. р. 3-10
  16. Strong K., Hutchins H.M. Connectivism: A theory for learning in a world of growing complexity. Int. J. Appl. E-Learning 1(1), 2009. р. 53-67.

References

  1. Al’-Shehri C. Konnektivizm: novyj put’ teoretizirovanija i prodvizhenija mobil’nogo izuchenija jazyka [Connectivism: a new way of theorizing and promoting mobile language learning] // International journal of innovation. 2011. р. 10-13.
  2. Bjebbi Je.R., Vagner V.E., Zajno Dzh.S. Prikljuchenija v social’nyh issledovanijah: analiz dannyh s ispol’zovaniem IBM SPSS Statistics [Adventures in Social research: Data analysis using IBM SPSS data] // Sage. 2015.
  3. Bljek P., Vil’jam D. Vnutri chernogo jashhika: Povyshenie standartov posredstvom ocenivanija v klasse [Inside the Black Box: Raising standards through classroom assessment] // Del’ta. 2010. р. 81-90.
  4. Bot K. Jeffektivnost’ rannego izuchenija inostrannogo jazyka [The effectiveness of early learning of a foreign language] // Stud.Second.Language. 2014. р. 409-418.
  5. Bjorston Dzh. Obuchenie jazykam s pomoshh’ju mobil’nyh ustrojstv: izbrannaja annotirovannaja bibliografija issledovanij vnedrenija za 1994–2012 gg [selected annotated bibliography of implementation studies for: selected annotated bibliography of implementation studies for 1994-2012] // Lang.Learn.Technol. 2013. р. 157-224.
  6. Bjorston Dzh. Dvadcat’ let realizacii proekta MALL: metaanaliz rezul’tatov obuchenija [Twenty years of implementation of the MALL-project: meta-analysis of learning outcomes] // ReCALL. 2015. р. 4-20.
  7. Garsija B.Dzh., Ramires M.S. Problemy samomotivacii dlja vovlechenija studentov v dvizhenie otkrytogo obrazovanija s pomoshh’ju MOOC [Problems of self-motivation for involving students in the open education movement with the help of MOOCs] // RUSC. 2015. р. 91-103.
  8. Dauns S. Konnektivizm i soedinitel’noe znanie: ocherki smysla i obuchajushhih setej [Connectivism and connective knowledge: essays on meaning and learning networks] // Nacional’nyj issledovatel’skij sovet Kanady. 2012. р. 48-61
  9. Dzhin L. Cifrovye vozmozhnosti WeChat: izuchenie kitajskogo kak vtorogo jazyka [Digital capabilities of WeChat: Learning Chinese as a second language] // Comput. Assist. Lang. Learn. 2017. р. 27-52.
  10. Kim H. Jeffekty ispol’zovanija mobil’nyh ustrojstv v smeshannom obuchenii dlja ponimanija prochitannogo na anglijskom jazyke [The effects of using mobile devices in mixed learning for reading comprehension in English] // Multimed. 2014. р. 64-85.
  11. Czjan V., Li V. Svjaz’ izuchajushhih kitajskij jazyk s nositeljami jazyka cherez WeChat v avstralijskoj uchebnoj programme CFL [Communication of Chinese language learners with native speakers via WeChat in the Australian CFL curriculum] // Asian Pac. 2018, р. 92-101.
  12. Chinneri B.H. «Idem v torgovyj centr»: izuchenie jazykov s pomoshh’ju mobil’nyh ustrojstv [«Let’s go to the mall»: learning languages using mobile devices] // Lang.Learn.Technol. 2006. р. 9-16.
  13. Bell F. Connectivism: a network theory for teaching and learning in a connected world. 2009. р. 13-18.
  14. Huang X. WeChat-based teaching for an immersion cultural exchange program – a case study in CFL. Smart Learn. Environ. 2019. р. 4-11.
  15. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. Int. J. Instr. Technol. Dist. Learn. 2(1), 2005. р. 3-10
  16. Strong K., Hutchins H.M. Connectivism: A theory for learning in a world of growing complexity. Int. J. Appl. E-Learning 1(1), 2009. р. 53-67.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)