Горбачева А.М.1, Степанов В.Н.2
Горбачева А.М.
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
е-mail: solo_82@inbox.ru
Степанов В.Н.
ООВО (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)»
е-mail: stepanov@mubint.ru
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРИРОДА И ПОЛИВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ КОУЧИНГА
Аннотация. В период с 1980 г. по 2024 г. в зарубежной и отечественной академической литературе отмечается постоянный рост научных исследований коучинга, что приводит к расширению предметных сфер исследования. Литература о коучинге за рубежом тематически богаче отечественной традиции и касается более специальных предметов исследования (РКИ-исследования, системные обзоры литературы, мета-анализ). Отечественная литература о коучинге только начинает осваивать коучинг как самостоятельный предмет исследования, большинство рассмотренных публикаций представляют собой статьи в журналах, выполненные на материале практических кейсов. Исследования проводятся в таких предметных сферах, как педагогика и образование, менеджмент и бизнес, психология, медицина, философия, социология, культурология и лингвистика. В отечественной науке на сегодняшний день отсутствуют специальные научные работы, посвященные лингвистическим аспектам коучинга.
Ключевые слова: коучинг, коуч, информационная база данных, публикация.
Gorbacheva A.M., Stepanov V.N.
INTERDISCIPLINARYY NATURE AND POLYVECTOR CHARACTER OF SCIENTIFIC REFLEXION ON COACHING
Abstract. During 1980-2024 in global and national academic literature it is observed that constant growth of scientific investigations of coaching leads to broadening of the thematic spheres in them. It is revealed that foreign academic literature devoted to coaching is thematically richer and concerns more specialized topics of investigation (RCT, systematic literature reviews, meta-analyses). Russian academic tradition only starts to master coaching as a separate subject of research. Most of the analyzed publications are scientific articles crafted on the material of case studies. Investigations are designed in such scientific branches as pedagogics and education, management and business, psychology, medicine, philosophy, sociology, culturology and linguistics. Nowadays there are no specialized scientific works devoted to linguistic aspects of coaching.
Keywords: coaching, coach, informational database, publication.
Проблематизация
Источниковедческий анализ и обзор литературы, посвященной феномену коучинга, позволяет сделать срез академического интереса к данному явлению, выявить сложившиеся тренды, в рамках которых ведутся исследования и разработки. Сопоставительный обзор российских и зарубежных источников о коучинге особенно актуален в условиях роста практического интереса к коучингу, о чем свидетельствуют статистические данные [15], процессы стандартизации в России [16; 18] и зарубежом [19; 20], а также наличие в РФ одиннадцати ассоциаций коучинга и восьмидесяти школ, обучающих коучингу (данные за май 2024 г.).
За рабочую дефиницию принимается определение Э.М. Гранта: «Коучинг – сфокусированный на решении, ориентированный на результат системный процесс, в ходе которого коуч способствует усовершенствованию жизненного опыта и результативности клиента в различных сферах и содействует его самонаучению и личностному рост (перевод наш. – Авт.) [5, с. 20].
Обосновать актуальность и своевременность источниковедческого анализа академической литературы по коучингу помогает обращение к статистическим данным, полученным в отечественной и зарубежной базах данных. Для составления графика научного интереса к коучингу в русскоязычном пространстве по годам, начиная с 2001 по 2024 гг., основными источниками послужили электронные базы данных [21; 22; 23]. Поиск осуществлялся с фильтром «название, аннотация, ключевые слова», учитывались труды, предметом исследования в которых выбран коучинг.
Наглядно рост интереса к теме представлен на графике (см. рис. 1):
Рисунок 1. График публикаций научных трудов по коучингу за 2002-2023 г.г. (источники: e-library.ru и dissercat.com)
Как показывает график, вплоть до 2006 года количество работ о коучинге относительно невысоко, что объясняется, в частности, тем, что данное явление и само понятие «коучинг» было привнесено в Россию на основе профессионального интереса к вопросам личностного развития человека только в 2002 году. Далее в русскоязычном пространстве начинает ежегодно выходить по несколько десятков научных исследований в год, так или иначе исследующих коучинг (с 2006 по 2012 гг.) и, начиная с 2013 года, показатель статей на e-library достигает более 100 исследований в год. График не позволяет распределить исследования по отраслям и установить точно, является ли коучинг центральным предметом или объектом исследования или встречается в трудах в качестве упоминания.
В англоязычном научном пространстве, согласно исследованиям Э.М. Гранта 2001 года [5] и 2011 года [6], первое упоминание о коучинге встречается в 1938 году, в 1955-1959 годах появляется уже 10 цитирований, затем в 1985 году количество цитирований возрастает до 16 и дальше неуклонно растет. Общее число рассмотренных в данном исследовании статей и диссертаций составляет 634 единицы, источниками данных послужили психологические порталы PsychInfo и PsychLit. Исследование Гранта дополнено и продолжено в труде Р. Купмана и др. [8], где источниками данных послужили 8 журналов, из них несколько специализированных журналов о коучинге [25; 26].
В англо- и немецкоязычном пространствах обнаружено несколько мета-анализов [2; 7; 12; 13; 14], аннотированные обзоры литературы [3; 4; 6; 8; 9; 10; 11]. Подобного рода мета-исследований и системных обзоров литературы о коучинге в русскоязычном пространстве не зафиксировано.
Методология исследования
Данное исследование призвано восполнить пробел в систематизации научных данных о коучинге на русском языке. В качестве объекта исследования выбраны метрические данные по запросам о коучинге в информационных базах данных [17; 21; 22; 23; 26; 27], предмет исследования – предметные сферы научных исследований коучинга в русскоязычных и англоязычных научных трудах, виды и направления коучинга.
Цель исследования – стратификация и квалификация предметных сфер научных исследований коучинга в русскоязычных и англоязычных научных трудах, видов и направлений коучинга. Методологической основой исследования послужили диахронический и сравнительный методы, методы статистической выборки, аналогии, контент-анализа.
Исследование
По расширенному поисковому запросу на сайте Российской государственной библиотеки [22], включающем слово «коучинг» только в названиях трудов, получено 205 наименований трудов, большая часть из которых адресована коучам-практикам и тем, кто интересуется коучингом, написана в научно-популярном и публицистическом стилях. Собранный корпус включает труды отечественных (Антонова Н.В., Башкирова Т., Вагин И.О., Зайцева В.В., Казинцева Л.В., Кроль Л., Манухина Н.М., Мелия М., Огнев А.С., Плигин А.А., Попова Н.Ю., Савкин А.Д., Сизова Н.А., Целютина Т.В., Шекшня С.В. и др.) и зарубежных (Atkinson M., Downey M., Gallwey T., Grant A.M., Canio S., Katzenbach J. & Cmith D., Krechmar T & Gamburger A., J. Leary-Joyce, Labling M., Paling R., Sallivan J. & Rez J., Reynolds M., Star J., Whitmore J. и др.) исследователей и практиков коучинга.
Поиск публикаций о коучинге в разных информационных базах данных дал следующие результаты:
1) в научной электронной библиотеке [21] в результате поискового запроса по слову «коучинг» в выборке из 15081 единиц с фильтром «педагогика» обнаружено 12359 материалов, с фильтром «экономика» 12324 материала, с фильтром «психология» 846 материалов; при этом одни и те же материалы могут относиться к разным разделам, границы между разделами транспарентны;
2) на англоязычном портале «Semantic Scholar» [27] в разделе «образование» получено 62000 материалов, «медицина» — 31500, «психология» – 27900, «бизнес» — 15800, «социология» — 10900;
3) в электронной библиотеке диссертаций [23] выявлено 321 диссертации, из них 32 докторских, только в 7 публикациях слова «коуч» или «коучинг» используются в названии;
4) в базе Российской государственной библиотеки [22] найдено более 2500 публикаций, при использовании фильтра «только в названии» обнаружено 7 диссертаций (см. п. 3)); публикации распределены по научным отраслям следующим образом: экономика – 83, теория и методика профессионального образования – 61, общая педагогика – 28, социология управления – 22, социальная психология – 19, общая психология – 8, экономическая теория – 7, социальная философия – 2, теория физического воспитания – 2, психология труда – 2, другие специальности – 23, языкознание, русский язык, прикладная лингвистика – 0;
5) на портале англоязычных диссертаций [17] обнаружено 8604 публикации, из них 1478 диссертации (PhD); по отраслям публикации на английском языке распределены следующим образом: бизнес и менеджмент – 443, образование и педагогика – 365, психология – 65, медицина и исследования здоровья – 134, лингвистика – 7.
В рамках собранного корпуса текстов публикации были поделены по предметным сферам и научным направлениям: образование и педагогика, бизнес и менеджмент, психология, лингвистика.
В русскоязычных публикациях по образованию и педагогике условно можно выделить следующие ракурсы исследования коучинга:
1) коучинг в парадигме концепции непрерывного совместного развития с акцентом на диалогичность процесса (Измагурова В.Л.); 2) использование коучингового подхода в педагогике (Кириллова А.И.); 3) коучинг как инструмент реализации аксиологического подхода в образовании (Куренкова Е. В.); 4) коучинг как инновационный подход к совершенствованию коммуникативных умений студентов (Мельниченко С.Г., Тепляковская А.Н.); 5) педагогический коучинг в системе сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов (Байкова О.А., Сучкова Л.А.); 6) коучинг как форма взаимообучения педагогов, вокальный коучинг для студентов-музыкантов (Бао Н., Яковлева Е.Н.); 7) коучинг и менторинг в образовании (Адельбаева Н., Габдрахманова Ш., Подгорска-Янчик Д.); 8) коучинг в армейской среде (Искаков Е. М.); 9) коучинг для расширения профессиональной функциональности концертмейстера (Яблонская В.С.); 10) коучинг как форма взаимообучения педагогов (Макарова Э.П.).
В русскоязычных диссертациях и учебно-методических пособиях по коучингу в рамках рассмотренного корпуса публикаций можно выделить следующие темы: 1) формирование социальной инициативности студентов средствами коуч-технологии (Шабанов А.Г.); 2) изучение иностранных языков (Куприна Т.В.); 3) коучинг в работе педагога (Евдокимова Е.Г., Корчагина О.В.) и др.
В англоязычных публикациях в области образования и педагогики акценты в исследованиях распределяются несколько иначе: 1) инструкторский коучинг в образовательной системе и анализ коуч-бесед в инструкторском подходе (Haneda M.A., Hunt C., Heineke S., Robertson D.A., Sherman B., Teemant A.); 2) последствия само-ассесмента компетенций VET-учителей (Diggelen M. R.); 3) отношения между эффективностью, практикой и результатами инструкторского коучинга (Mc Crairie M.); 4) коучинговый метод как эпистемологический инструмент (Hall E.Lofthouse R.); 5) роль коучинга для повышения результативности научных исследований в сфере высшего образования (Geber H.); 6) контент-ориентированные коучинговые практики для поддержки обучения учителей (Cobb P., Gibbons L.); 7) нейролингвистический коучинг в изучении иностранных языков (Paling R.); 8) влияние когнитивного коучинга на результативность учителя (Parker S.); 9) кейс-стади о коучинге учителей (Denessen E., Winman S.); 10) диалог и идентичность в профессиональном развитии учителя (Crafton L., Keiser E.); 11) когнитивный коучинг в школе (Costa A.L., Garmston L.J.); 12) способы балансирования между недирективными и директивными отношениями «коуч — учитель» (Ippolito J.); 13) передача знаний и роль коучинга в этом процессе (Joyce B., Showers B.); 14) антирасистский коучинг и педагогика в системе К-12 (Laird S.); 15) инструкторский коучинг и интерпретативный феноменологический анализ (Fougere D.M.E.); 16) бихевиоральный коучинг для учителей (Swanson M.); 17) влияние коучинговой лидерской программы на степень вовлечения учителей (Shutler Z.E.); 18) системный обзор педагогической литературы о коучинге (254 академических труда за 1984-2009гг) (Cornette J., Knight J.).
В русскоязычном корпусе публикаций в предметной сфере бизнеса и менеджмента представлен следующий круг тем: 1) личностное и профессиональное развитие руководителей, менеджеров, организаций, формирование компетентностных систем (Коковин А.Ф., Машницкая Г.В., Сычева Э.В. и др.); 2) повышение самоосознанности и эмоциональной компетентности сотрудников (Сухинин М.С. и др.); 3) интеграция коучинга в профессиональную действительность (Рожкова А.В. и др.); 4) производительность труда и коучинг (Денисова И.В., Кротенко Т.Ю.); 5) коучинг как метод недирективного управления в государственных организациях (Костюк И.В.); 6) коучинг как инструмент развития молодых специалистов в организации (Амирова Л.А., Трушакова Н.Ю.); 7) роль коучинга в совершенствовании нематериальной мотивации с сотрудников (Буралкиева Б.Б., Дырка С.).
Авторы русскоязычных диссертаций и книг о коучинге в бизнесе рассматривали следующие темы: 1) коучинг как метод управления компаниями (Ашурбеков Р.А.); 2) коучинг в развитии управленческих кадров (Симонова Л.Н., Ястреб О.В.); 3) формирование трудовой мотивации (Туркулец Н.А.) и эмоциональной компетентности (Ненашев Д.В., Ли Линьсун); 4) коуч-технология как способ обеспечения конкурентоспособности (Вылегжанина А. О.); 5) формирование механизмов управления социальной адаптацией населения к изменениям рынка труда (Капица С.И.); 6) организация систем внутреннего контроля в условиях управленческого консалтинга (Растамханова Л.Н.) и др.
Англоязычные публикации посвящены 1) коучингу руководителей и лидеров (Boyce A. et al, Flaherty S.M. B., Graf E.-M., Kilburg R., Michael A.D., Mosteo L.P., Simpson J., Travis M., Vans Ch.M.); 2) моделям коучинга в бизнесе (Black H.T., Crompton B., Michael B. S.); 3) коучингу на рабочем месте (Fournies, Hannah C., Hudson F.); 4) разработке подходов командного коучинга (Clutterbuck D., Hogg M.); 5) вкладу бизнес-коучинга в развитие малого и среднего предпринимательства (Crompton B.); 6) разработке методологии критического инцидента и основанной на ней модели коучинга (Marshall M.); 7) сравнению результатов тренинга и коучинга в организациях, разработке коучинговых программ (Baban A., David O.A., Nona C., Ratiu L.); 8) мета-анализу ценностей в коучинге руководителей (Talati D.B.Z. & Burt D.); 9) коучингу и духовным ценностям на работе (Griffits A.); 10) связи коучинга в организациях и психологии (Bashkirova T., Cox E.); 11) измеримости коучинга (Laske O., Lawrence P, Whyte A.).
Русскоязычные публикации по психологии коучинга посвящены 1) сущностным связям психологии и коучинга, 2) психологическим и психотерапевтическим инструментам и теоретическим моделям в коучинге (Антонова Н.В., Башкирова Т., Боброва А.А., Виноградова Е.Л., Ежиков А., Есаулов В.И., Ковпак Д., Маричева М.А., Шибашова О.С.); 3) перспективам развития коучинга с точки зрения психологии и психоанализа (Россохин А.В., Улановский А.М.); 4) повышению самоэффективности личности с помощью тренинга и коучинга (Гордиенко Г.С.); 5) измерениям эффективности коучинга (Антонова Н.В.).
Англоязычные публикации по психологии рассматривают 1) психологические направления коучинга (Bachkirova T., Clutterbuck D., Cox E.); 2) теоретические психологические модели коучинга – когнитивную, когнитивно-бихевиоральную, позитивно-гуманистическую и др. (Bachkirova T., Dryden W., Glocestershire L., Grant A.M., Green L.S., Karsa D., Laske O., Le Blanc B.D., Linder-Pelz S., Lawrence P., Neenan M., Palmer S., Pavlock K., Peel D., Pinkavova E., Spada M.M., Theboom T., Worgan T.); 3) понятие «психология коучинга» (Anjos M.H., Carvalho M., Grant A.M., Matos M.G.,Palmer S., Passmore J., Whybrow A.); 4) психологические аспекты и технологии в коучинговой практике (Butler G., Hope T., Moen F., Topp E.M.); 5) коучинг в спортивной психологии (Gallwey T., Whitmore); 6) влияние коучинга на убеждения и поведение человека (Longhurst L., Curtis D.F., Kelly L.L.); 7) связь коучинга и потока (Csikszentmihalyi M., Wesson K.J.) и др.
Цель лингвистических исследований коучинга «обозначена тремя направлениями: (a) определить коучинг как отдельную помогающую профессиональную интеракцию, (б) обосновать необходимость и релевантность лингвистического подхода, (в) отграничить лингвистический подход от других подходов к исследованию коучинга» (перевод наш. – Авт.) [4]. С точки зрения лингвистики, коучинг определяется как «со-создаваемое коммуникативное событие, то есть профессиональная помогающая встреча, которая происходит «здесь и сейчас», через и с помощью последовательных речевых действий коуча и клиента» (перевод наш. – Авт.) [4].
Место лингвистического подхода в коучинге в общем поле исследований коучинга представлено на рис. 2.
Рисунок 2. Место лингвистических исследований в коучинге [4].
В отечественной науке на сегодняшний день отсутствуют специальные научные работы, посвященные лингвистическим аспектам коучинга.
В обзоре лингвистической литературы о коучинге в англо- и немецкоязычном пространстве [4] автор приводит следующую статистику исследований: 46 материалов за 24 года (с 2000 по 2024 гг.), при этом большинство трудов написаны самим автором, сольно и в соавторстве.
Авторы лингвистических исследований коучинга за рубежом рассматривают следующие темы: 1) коучинг как диалог (Armstrong H., de Haan E., Konat B. & Juszczyk A., Lynden J. & Avery R., Stalinski Sh.); 2) дискурсивные практики и коучинг-дискурс (Arielle B., Graf E.-M., Haneda M.A., Heineke S., Hunt C., Rettinger S., Sator M., Sherman B., Shultz F., Spranz-Fogasy T., Teemant A., Wall McL H.); 3) прагма- и социолингвистические аспекты речевого поведения участников коуч-бесед (Behn-Taran A., Graf E.M.); 4) речевые стратегии и тактики в коуч-беседах (Arielle B., Bock K., Fleischhacker M., Ford-Connors E., Frahm T., Muntigl P., Paratore. J.R., Robertson D.A., Wood C.); 5) лингвистические модели коуч-бесед: (Graf E.M., Theeboom T.) 6) системный обзор лингвистической литературы о коучинге за 2000-2024 гг (Graf E.M. [4]).
Среди русскоязычных публикаций обнаружена статья (авторство: Асадуллаевой А.В., Рыкуновой И.В. [1]), в которой рассматривается концепт «Коучинг» в русском и англоязычном пространстве. Не встретилось ни одной диссертации, посвященной исследованию лингвистических аспектов коучинга или речевым характеристикам коуч-бесед.
Выводы
В период с 1980 по 2024 гг. в зарубежной и отечественной академической литературе отмечается постоянный рост научных исследований коучинга, что приводит к расширению предметных сфер исследования.
Литература о коучинге за рубежом тематически богаче отечественной традиции и касается более специальных предметов исследования (РКИ-исследования, системные обзоры литературы, мета-анализ). Отечественная литература о коучинге только начинает осваивать коучинг как самостоятельный предмет исследования, большинство рассмотренных публикаций представляют собой статьи прикладного характера в журналах, выполненные на материале практических кейсов. Русскоязычные диссертации о коучинге наличествуют в единичном количестве, научные монографии не обнаружены.
В данной предметной области функционирует несколько специализированных научных журналов о коучинге за рубежом и несколько журналов в России, не имеющих научного статуса.
Исследования проводятся в таких предметных сферах, как педагогика и образование, менеджмент и бизнес, психология, медицина, философия, социология, культурология и лингвистика. В отечественной науке на сегодняшний день отсутствуют специальные научные работы, посвященные лингвистическим аспектам коучинга.
На данный момент разработано более 20 направлений и моделей коучинга, большинство из них заимствуют психологические или бизнес-модели.
Лингвистические исследования коучинга за рубежом находятся в стадии активной разработки, в отечественной науке внимание лингвистов к коучингу относится к перспективным направлениям.
Литература
- Асадуллаева А.В., Рыкунова И.Ю. Понятийные характеристики концепта «Коучинг» в английской и русской лингвокультурах // Сопоставительные исследования. Сб. науч. ст. М.: Издательство ООО «РИТМ», Вып. 21, 2024 – С. 99-102.
- Burt D., Talati Z. The unsolved value of executive coaching: A meta-analysis of outcomes using randomised control trial studies.International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 15(2). 2017. – р. 17–24.
- De Meuse K.P., Dai G., Lee R.J. Evaluating the effectiveness of executive coaching: beyond ROI. Coaching, 2(2), 2009. – р. 117–134.
- Graf E. New ways of investigating coaching: linguistic research on executive, business and workplace coaching–a systematic scoping review // Coaching: an International Journal of Theory, Research and Practice, 2024, Vol. 17, No. 1, – р. 90–118.
- Grant A.M. Towards the Psychology of Coaching. Sydney, 2001. 338 p.
- Grant A.M. Workplace, Executive and Life Coaching: An Annotated Bibliography from the Behavioural Science and Business Literature, 2011. – 167 p.
- Jones R.J., Woods S.A., Guillaume Y.R. F. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of learning and performance outcomes from coaching. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2015.
- Koopman R. et al. The Chronological Development of Coaching and Mentoring: Side by Side Disciplines // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. Vol. 19 (1), 2021. – 137-151.
- Lavend E., Kauffman C. Executive Coaching: An Annotated Bibliography of Dissertations and Theses. Institute of Coaching, McLean Hospital | Harvard Medical School. October 2011.
- Lawrence P. Managerial coaching — a literature review. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, Vol. 15, No. 2, Aug 2017. 43
- Newnham-Kanas C. Annotated Bibliography of Life Coaching and Health Research // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring Vol. 7, No.1, February 2009. – p. 39-104.
- Sonesh S.C., Coultas, C.W., Lacerenza, C.N., Marlow, S.L., Benishek, L.E., Salas, E. The poer of coaching: a meta-analytic investigation. Coaching, 8(2), 2015. – p.73–95.
- Theeboom T., Beersma B., van Vianen A.E. M. Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context. The Journal of positive Psychology, 9(1), 2014. – 1–18.
- Wang, Q., Lai Y.L., Xu X., McDowall A. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of contemporary psychologically informed coaching approaches // Journal of Work-Applied Management. ISSN: 2205-2062. Open Access.Article publication date: 21 June 2021. Issue publication date: 5 April 2022.
Электронные ресурсы
- Габрахимов А. Индустрия коучинга. Статистика 2023 [Электронный ресурс] // 2MEETUP. URL: https://2meetup.in/ru/blog/coach-2023/ 06.2023.
- Описание квалификаций коуча: страница // Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом: сайт [Электронный ресурс]. URL: http://sovethr.ru/proekty-kvalifikacij-2/ 2023г.
- Open Access Theses and Dissertations [Электронный ресурс]. URL: https://oatd.org
- Приказ Минтруда России № 197н. Об утверждении профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом» [Электронный ресурс]. – 4 апреля 2022 г. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2331
- EMCC Global [Электронный ресурс]. URL: https://www.emccglobal.org/
- ICF International Coaching Federation [Электронный ресурс]/ URL: https://coachingfederation.org/
- Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsl.ru/
- Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/
- Coaching: an International Journal of Theory, Research and Practice. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/toc/rcoa20/current.
- International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring [Электронный ресурс]. URL: https://radar.brookes.ac.uk/institutions.do
- Google Академия: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.ru/
- Semantic scholar: сайт. [Электронный ресурс]. URL: semanticscholar.org.
References
- Asadullaeva A.V., Rykunova I.U. Ponyatiinye charakterestiki koncepta “Coaching” v angliiskoi I russkoi lingvokulturah // Sopostavitel’nye issledovanya. Sb. nauch. st. М.: Izdatelstvo OOO “RITM”, Vyp. 21, 2024 – S. 99-102.
- Burt D., Talati Z. The unsolved value of executive coaching: A meta-analysis of outcomes using randomised control trial studies.International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 15(2). 2017. – р. 17–24.
- De Meuse K.P., Dai G., Lee R.J. Evaluating the effectiveness of executive coaching: beyond ROI. Coaching, 2(2), 2009. – р. 117–134.
- Graf E. New ways of investigating coaching: linguistic research on executive, business and workplace coaching–a systematic scoping review // Coaching: an International Journal of Theory, Research and Practice, 2024, Vol. 17, No. 1, – р. 90–118.
- Grant A.M. Towards the Psychology of Coaching. Sydney, 2001. 338 p.
- Grant A.M. Workplace, Executive and Life Coaching: An Annotated Bibliography from the Behavioural Science and Business Literature, 2011. – 167 p.
- Jones R.J., Woods S.A., Guillaume Y.R. F. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of learning and performance outcomes from coaching. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2015.
- Koopman R. et al. The Chronological Development of Coaching and Mentoring: Side by Side Disciplines // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. Vol. 19 (1), 2021. – 137-151.
- Lavend E.; Kauffman C. Executive Coaching: An Annotated Bibliography of Dissertations and Theses. Institute of Coaching, McLean Hospital | Harvard Medical School. October 2011.
- Lawrence P. Managerial coaching — a literature review. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, Vol. 15, No. 2, Aug 2017. 43
- Newnham-Kanas C. Annotated Bibliography of Life Coaching and Health Research // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring Vol. 7, No.1, February 2009. – p. 39-104.
- Sonesh S.C., Coultas, C.W., Lacerenza, C.N., Marlow, S.L., Benishek, L.E., Salas, E. The poer of coaching: a meta-analytic investigation. Coaching, 8(2), 2015. – p.73–95.
- Theeboom T., Beersma B., van Vianen A E.M. Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context. The Journal of positive Psychology, 9(1), 2014. – 1–18.
- Wang, Q., Lai Y.L., Xu X., McDowall A. The effectiveness of workplace coaching: a meta-analysis of contemporary psychologically informed coaching approaches // Journal of Work-Applied Management. ISSN: 2205-2062. Open Access.Article publication date: 21 June 2021. Issue publication date: 5 April 2022.
Digital Resources
- A. Industriya coachinga. Statistika 2023 [Electronic Resource] // 2MEETUP. URL: https://2meetup.in/ru/blog/coach-2023/ 14.06.2023.
- Opisanye kvalifikacii coacha: web-page // Sovet po professional’nym kvalificacyam v oblasti uprvlenya personalom: web-site [Electronic Resource]. URL: http://sovethr.ru/proekty-kvalifikacij-2/ 2023г.
- Open Access Theses and Dissertations [Electronic Resource]. URL: https://oatd.org
- Prikaz Mintruda Rissii № 197n. Ob utverzhdenii professional’nogo standarta «Konsultant v oblasti upravlenya personalom» [Electronic Resource]. – 4 April 2022 г. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2331
- EMCC Global [Electronic Resource]. URL: https://www.emccglobal.org/
- ICF International Coaching Federation [Electronic Resource]/ URL: https://coachingfederation.org/
- Nauchnaya Electronnaya Biblioteka [Electronic Resource]. URL: https://www.elibrary.ru/
- Rossiyskaya Gosudarstvennaya Biblioteka [Electronic Resource]. URL: https://www.rsl.ru/
- Elektronnaya Biblioteka Dissertacii [Electronic Resource]. URL: https://www.dissercat.com/
- Coaching: an International Journal of Theory, Research and Practice. [Electronic Resource]. URL: https://www.tandfonline.com/toc/rcoa20/current.
- International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring [Electronic Resource]. URL: https://radar.brookes.ac.uk/institutions.do
- Google Academy: web-site. [Electronic Resource] URL: https://scholar.google.ru/
- Semantic scholar: web-site. [Electronic Resource] URL: semanticscholar.org.