ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Будникова С.П.

Тульский государственный педагогический университет
Тула, Россия
е-mail: svpbu@yandex.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В силу особых глобальных и общегосударственных вызовов, стоящих перед нашей страной, на систему образования, отвечающую за формирование образовательного и мировоззренческого потенциала будущих поколений, возлагается исключительная по важности миссия. Вопрос качественной подготовки педагогических кадров здесь видится как первостепенный. Становление учителя, его профессиональных качеств и субъектности, процесс длительный и требующий создания специальных организационных, образовательных условий. Изучение в вузе дисциплин психолого-педагогического цикла, методики преподавания, профильных учебных предметов предваряет профессиональную педагогическую практику, которая является важнейшим этапом подготовки учителя. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что система подготовки педагогических кадров в России достаточно активно трансформируется. Ищутся новые эффективные практики, актуализируются уже зарекомендовавшие себя ранее технологии и методы организации работы. Важным моментом является необходимость гармонизации формы и содержания подготовки.

Ответственная миссия, возлагаемая на профессиональную-педагогическую практику, заключается в выработке важнейших для дальнейшей профессиональной деятельности практических умений. Практики во всем их разнообразии позволяют формировать целостное представление о будущей профессии, где в процессе непосредственного погружения в учебно-педагогическую деятельность студенты встречаются с профессиональной реальностью в качестве учителя. Для многих из них это становится серьезным этапом переосмысления и своих образовательных целей, личных качеств и жизненной стратегии. Профессионально-педагогическая практика ярко обнажает и пробелы в теоретических знаниях, и несформированные важные умения, и проблемы, связанные с личностными особенностями, которые студенту были неочевидны в период обучения теории. Опыт реализации долгосрочной профессиональной педагогической практики в ТГПУ им Л.Н. Толстого, позволяет обнаружить перспективные элементы для дальнейшей разработки модели качественного профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование; студенты; будущие педагоги; профессиональная педагогическая практика; профессиональная субъектность; практикоориентированные технологии обучения.

Budnikova S.P.

PRACTICE-ORIENTED APPROACHES IN TEACHER EDUCATION

Abstract. The education system shapes the educational and attitudinal potential of future generations. Due to the special global and national challenges facing our country, the education system is entrusted with an extremely important mission. The issue of high-quality training of teaching staff is of paramount importance today. Becoming a teacher, developing competence and professional identity is a long process that requires the creation of special organizational and educational conditions. The study of disciplines of the psychological and pedagogical cycle, teaching methods, principal subjects at the university precedes professional pedagogical practice, which is the most important stage of teacher training. The study allows us to conclude that the system of teacher training in Russia is actively transforming. Specialists are looking for new effective practices and updating previously proven technologies and methods of work organization. An important point is the need to harmonize the form and content of training.

The responsible mission of professional teaching practice is to develop practical skills that are essential for further professional activity. A variety of practices allow to form a whole picture of the future profession, where in the process of direct immersion in teaching and learning activities students meet the professional reality as a teacher. For many of them it becomes a serious stage of rethinking their educational goals, personal qualities and life strategy. Professional and pedagogical practice vividly reveals both gaps in theoretical knowledge, unformed important skills, and problems related to personal characteristics that were not obvious to the student during the period of theory training. The experience of implementation of long-term professional pedagogical practice in Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University helps to discover promising elements for further development of the model of quality professional pedagogical education.

Key words: professional teacher education; students; future teachers; professional teaching practice; professional identity; practice-oriented training technologies.

Введение

Становление института профессионального обучения будущего учителя именно массовой школы в нашей стране имеет более чем вековую историю. Понимание того, как эволюционировала система этой подготовки, сумев ко второй половине ХХ века стать одной из лучших в мире, позволяет, избегая ошибок прошлого и беря лучшие практики, успешно реформировать профессиональное педагогическое образование сегодня. История профессионального педагогического образования в нашей стране, в том числе в советский период, когда шло построение массовой общеобразовательной школы, изобилует примерами разнообразных подходов к организации практической подготовки учителей. Практически сразу, после революции 1917 года, когда только шло строительство нового государства, на I Всероссийском съезде работников просвещения, состоявшемся в 1918 году, поднимались вопросы построения единых подходов к образованию учителей, создания особых вузов для обучения педагогических кадров высокой квалификации, при этом отмечалась исключительная значимость их практической подготовки. Как результат: в принятой в Советской России программе Народного комиссариата просвещения в области подготовки педагогических кадров особая роль была отведена профессиональной и трудовой практике студентов будущих педагогов [13]. В первые годы построения системы образования в Советской России в работе «Школа для детей или дети для школы», вышедшей более ста лет назад (в 1922 году) и статье «Острые вопросы педагогического образования», опубликованной в 1923 году, знаменитый педагог Станислав Теофилович Шацкий указывал на необходимость вовлечения студентов, будущих учителей, в реальную педагогическую деятельность уже в процессе обучения,  через решение практических педагогических ситуаций и как можно глубже быть погруженным в педагогическую жизнь еще будучи студентом. В то же время процесс поиска оптимальных форм и методов профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах СССР требовал пересмотра содержания и объема практической подготовки.  В 1972 году была разработана и утверждена общая государственная программа обучения будущих учителей, в которой определялись основные виды практики: ознакомительная практика (1–2 курс); летняя педагогическая практика (2–3 курс); школьно-педагогическая практика (3-5 курс). [5, с. 17]. Такая система практической подготовки сохранилась на долгие годы. Непрерывная педагогическая практика в планы обучения в отечественных педагогических вузах была введена в 1984–85 учебном году. В ее рамках было предусмотрено сочетание общественно-полезной деятельности студентов и программ традиционной педпрактики. На 1–3 курсах студенты включались в общественно-полезные работы по 4 часа в неделю, а на старших курсах уже участвовали в реальном учебно-воспитательном процессе в школах. Можно заключить, что процесс поиска новых эффективных форм и трансформации практической подготовки будущих педагогов в российской высшей педагогической школе шел практически непрерывно. К началу 90-х гг. ХХ века в СССР сложилась, не имеющая аналогов в мире система непрерывного педагогического образования, состоявшая из более 600 образовательных разноуровневых учреждений (педагогические училища, вузы, институты повышения квалификации и переподготовки кадров). Однако в последующие 90-е годы и начало 2000-х возобладало отношение к образованию как к сфере услуг и значительное число педагогических вузов было реорганизовано, присоединено к классическим университетам и многие постепенно утратили свой профиль. В 1997 г. профильных вузов в России было 90, в 2008 г. осталось 70, в 2019 году 34 [9].

Проблемы современного мира, требующие пересмотреть и подходы, и содержание школьного образования, приводят к аналогичным процессам и в подготовке педагогических кадров. В современной России достаточно активно органы власти и управления системой образования, педагогическая общественность ищет пути к продуктивной реформе профессионального образования педагогов. Удивительно, но основные проблемы системы образования, за последние почти 40 лет реформ, не изменились: несмотря на востребованность молодых педагогических кадров наблюдается низкий престиж профессии учителя, не всегда и не во всем отвечающий современным вызовам уровень профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов и колледжей, получение педагогического образования студентами без намерения дальнейшей работы по специальности и т. д. [9]. Современный мир, переживает системную трансформацию, и Россия как его часть также вовлечена в этот процесс. Совершенно очевидно, что ценности и мировоззренческие установки студенческой молодежи, в том числе поступающей на педагогические направления подготовки, сильно отличаются от тех, которые были два или три десятилетия назад. Процесс исследования этой эволюции идет в отечественной науке достаточно активно [4; 8; 10; 12; 19]. Достаточно часто у студентов педагогических направлений подготовки встречается слабовыраженная мотивация к профессиональной деятельности и обучению [3].

В 2024 году в нашей стране профессиональной подготовкой учителей занимается более 200 вузов, реализующих УГСН 44.00.00. Однако среди них, подведомственных Минпросвещения и сохранивших как основу педагогический профиль 38, а педагогических колледжей в России насчитывается около 400. На педагогических направлениях подготовки в вузах страны обучаются более 600 тысяч студентов.

Реформы образования, продолжающиеся весь новейший период истории России, показали, что наилучшие результаты дает система подготовки педагогов, использующая в гармоничном единстве серьезную предметную, методическую психолого-педагогическую подготовку и практикоориентированный подход, в том числе через организацию длительной, хорошо организованной и сопровождаемой наставниками педагогической практики в школе. ФГОС 3++ высшего образования предусматривают в программах обучения в педагогических вузах увеличение объемов практики [20]. Разработан и профессиональный стандарт педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» [15]. В большинстве вузов на уровне подготовки бакалавриат практические занятия в образовательных учреждениях составляют почти четверть от общего количества учебных часов. Это, конечно, не новация, как мы видим, и ранее педагогическая практика активно внедрялась в профессиональную подготовку, но те компетенции, формирование которых требуется современному учителю и скорость с которой он должен овладевать ими, серьезно изменились [14; 17]. Важным представляется то, чтобы за скорейшим включением студентов в производственный процесс не потерять качество профессиональной, мировоззренческой, идеологической, воспитательной подготовки [1; 11; 16; 18].

В настоящее время подготовка будущего педагога предусматривает несколько видов практического знакомства с педагогической реальностью это и посещение студентами в процессе обучения школ, в том числе базовых для вуза, знакомство с работой детских летних лагерях как пришкольных, так и загородных, отработка практических умений в период профессиональных практик. Основными видами практик студентов, обучающихся на педагогическом направлении подготовки, являются: учебная и производственная, включающая преддипломную. Учебная практика – это практика по специальным профильным для студента предметам. Она может быть представлена: полевой, музейной, археологической, диалектологической, технологической и т.д. Также к учебному виду практик относится инструктивно-методический лагерь и учебно-лагерный сбор. Производственная практика – это практика по профилю подготовки студентов (для студентов педагогических специальностей УГСН 44.00.00 – педагогическая). Во время нее будущие педагоги отрабатывают умения, выполняя обязанности школьного учителя и классного руководителя. После освоения студентами программы обучения, на завершающем этапе реализуется преддипломная практика. Во время ее проведения студент собирает эмпирический материал о деятельности организации, соответствующей профилю его подготовки, и работает над выпускной квалификационной работой. При условии качественной реализации этих форм, это логичное и эффективное построение работы по подготовке будущего специалиста [7]. При этом ожидания, что успешные студенты отправятся работать в образовательные организации и смогут там состояться как профессионалы, реализовав свой потенциал, оправдывается не всегда [6].

Профессиональная педагогическая практика – это непростой период для студента, но именно она является триггером развития таких важных для будущего профессионала качеств как профессиональные направленность и позиция, рефлексия и субъектность. Педагогическая практика становится для многих профессиональным трамплином. Как показывает наш опыт, некоторые студенты, хорошо проявившие себя, продемонстрировавшие желание работать и профессионально расти, получают предложения трудоустроится сразу после прохождения профессиональной педагогической практики в школе уже в качестве учителя [2].

Ход реализации

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого совместно с правительством Тульской области с 2022 года стартовала реализация проекта «ПРОстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры». Реализация проекта была запланирована в рамках соглашения о совместной деятельности между министерством образования Тульской области и ТГПУ им Л.Н. Толстого,  которое предполагает вовлечение заинтересованных институтов региональной системы образования: министерства образования Тульской области, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, института повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области, органов местного самоуправления, реализующих управление в сфере образования, методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, образовательных организаций, расположенных на территории Тульской области. Основной целью проекта определено сохранение преемственности педагогических традиций через наставничество и одновременно помощь в решении кадрового вопроса образовательных учреждениях региона, оптимизация практикоориентированной подготовки.

Приведение программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога выразилось в усилении практической подготовки будущих педагогов. В ходе реализации проекта студентам 5 курса университета, обучающимся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), в ходе производственной педагогической практики в течение 2023–2024 учебного года предложено трудоустройство в образовательных организациях г. Тулы и Тульской области, имеющих вакансии по общеобразовательным дисциплинам. Производственная педагогическая практика предусматривает объем в 3 зачетные единицы и реализуется в течение 31 учебной недели. Предполагается, что это способствует качественному практикоориентированному образованию будущих педагогов, развитию профессиональных компетенций, решению вопросов обновления педагогических команд школ, организации взаимодействия университета и образовательных организаций нашей области.

В рамках реализации проекта «ПРОстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры» в школах, участвующих в нем, оптимизируется система методического сопровождения практиканта – будущего педагога и создаются условия для эффективного вхождения в профессию. Предлагаемый срок реализации проекта: декабрь 2022 года – июнь 2024 года. Если проект покажет свою эффективность, то будет продолжен.

В рамках подготовительного этапа была проведена вся необходимая организационно-техническая работа, разработано нормативно-правовое обеспечение, определены образовательные организации, участвующие в проекте, осуществлено распределение студентов по школам, сформированы группы «Наставник-наставляемые», проведена работа по подготовке студентов к работе в общеобразовательных организациях.

Министерством образования Тульской области и Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области проведено повышение квалификации школьных специалистов, участвующих в проекте, анализ вакансий по учебным предметам в образовательных организациях, на которые претендуют студенты. На основе полученной информации факультетами университета проведена работа по корректировке учебных планов, подготовительная работа со студентами, осуществлено предварительное распределение студентов на предложенные вакансии, определены кураторы проекта со стороны университета.

Основной этап проекта реализуется с 1 сентября 2023 года. 354 студента направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) распределены в образовательные организации 21 район Тульской области из них 277 трудоустроены в качестве учителей. Студенты вышли на длительную практику 123 образовательные организации, при этом 64% из них в г. Туле и 36% в других муниципальных районах области. Эту деятельность сопровождают как закрепленные в образовательных учреждениях наставники, так и педагоги-кураторы из университета.

В конце октября 2023 года было проведено анкетирование практикантов участников проекта «ПРОстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры». Анкетирование было анонимное и в нем приняло участие 276 студентов. Основная цель опроса была выявить как проходит адаптация студентов-практикантов, как они воспринимают ситуацию длительной практики, насколько ощущают себя готовыми к выполнению профессиональных обязанностей, достаточно ли то сопровождение, которое им оказывается (Таблицы 1, 2, 3, 4).

Таблица 1

Оценка готовности к практической деятельности студентов в период педагогической практики

Вопросы анкеты Распределение ответов
На ваш взгляд, готовы ли вы к профессиональной деятельности? Да – 56,6%

Не совсем – 35,4%

Нет – 14%

Оцените уровень вашей подготовленности по 5-и бальной шкале 5–17,7%

4–48%

3–25,7%

2–6,3%

1–2,3%

Трудно ли вам было начинать работать учителем? — да, процесс адаптации был трудным и долгим – 46,3%

— нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим – 37,1%

— никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом — 14%

— затрудняюсь ответить — 8,6%

Как показал опрос, почти половина участников считают адаптационный период не простым для себя и 1 месяца с начала работы им не хватает, чтобы преодолеть адаптационный стресс и войти в процесс работы.

Таблица 2

Оценка студентами экспертного сопровождения практической деятельности в период педагогической практики

Вопросы анкеты Распределение ответов
Какова Ваша общая удовлетворенность профессией? — удовлетворен – 10,4%

— скорее удовлетворен, чем нет — 42,8%

— скорее не удовлетворен, чем удовлетворен — 33%

— не удовлетворен – 13,9%

Нуждаетесь ли Вы в методической поддержке? — не нуждаюсь – 68,8%

— нуждаюсь – 28,4%

— затруднились ответить – 2,8

Кто вам больше всего помогал адаптироваться к работе учителя? (1 вариант ответа) — наставник в школе — 34,5%

— коллеги-учителя – 34%

-руководитель образовательной организации – 2,9%

— куратор из университета – 2,9%

— никто – 16,7%

То, что более 50% в целом удовлетворены своей профессией указывает, что студенты сохраняют положительный настрой, несмотря на адаптационный стресс и понимают, что многие трудности носят временный и субъективный характер. Пояснения потребовали результаты ответа о помощи в преодолении адаптационного стресса.

Таблица 3

Оценка студентами удовлетворенности организацией педагогической деятельности на педагогической практике

Удовлетворены ли вы различными аспектами педагогического труда? Да

%

Не очень

%

Нет

%

  1. набором и содержанием учебного процесса
47,1 42,5 10,3
  1. организацией воспитательного процесса
45,4 40,8 13,8
  1. своими результатами работы
64,2 31,8 4
  1. обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией
51,5 25,7 22,8
  1. технической оснащенностью аудиторий
43,1 35,6 21,3
  1. отношением с коллегами
80,6 13,8 5,6
  1. отношениями с наставником
82,8 8,3 8,9
  1. сопровождением вашей деятельности и оказанием своевременной помощи
69,4 19,1 11,5
  1. материально-техническими условиями работы
49 29,9 21
  1. взаимоотношениями с классом
67,7 17,7 14,6
  1. взаимодействием с родителями учеников
67,7 18 13,2
  1. взаимодействием с руководством образовательного учреждения
80,3 15,3 4,5
  1. возможностями творческой самореализации
63,5 19,9 16,7

Из 13 предложенных вариантов ответов студенты выбрали ответ, указывающий на то, что наибольшую удовлетворенность испытывают от общения с наставником, что указывает на реализуемую и востребованную помощь со стороны сопровождающих педагогов, а также от отношений с коллегами и руководителями образовательных организаций. Учеба и консультации для сопровождающих и наставников, организованные в преддверии активной фазы проекта, судя по ответам имели положительный результат. Студентов встретили в школах в целом хорошо. Наименьшая удовлетворенность у студентов технической оснащенностью классных кабинетов. Здесь стоит пояснить, что большой разброс ответов мы получили в зависимости от характера преподаваемого общеобразовательного предмета (химия или история), которые имеют разные требования к техническому сопровождению и оборудованию учебного кабинета, также повлияло месторасположение образовательного учреждения (областной центр или небольшое поселение). Вызвали затруднения творческая реализация, в комментариях студенты указывали, что это их личная реализация вне учебного процесса и досуг, на который не хватает времени. Взаимоотношения с учениками вызывали затруднения у 14,6% практикантов, и они отметили, что нуждаются в дополнительных консультациях по возрастной, педагогической психологии и педагогике.

Отношение педагогического коллектива к студентам-практикантам как положительное, оценили 71,7 %, не заметили особого отношения 21,4% студентов, 6,4 % оценили его как настороженное и один студент указал, что его встретили, на его взгляд, враждебно.

Самые серьезные трудности на долгосрочной практике были вызваны у студентов неудобным, на их взгляд, школьным расписанием и высоким уровнем рабочей нагрузки, на это указали – 42,3%. 22% – серьезных проблем не испытывали, а 19% упрекают себя, в недостаточном профессионализме и отсутствии дисциплины и самоорганизации – (4,2%), 6% считают, что наставник уделяет им недостаточно внимания, для 6,6% — низкая техническая оснащенность аудиторий, главная проблема.

Большинство студентов указали, что готовятся к каждому уроку от 1 до 2 часов – 48,9%, а 29,9% успевают подготовиться за 1 час, и только у пятой части студентов подготовка к каждому уроку занимает более 2 часов.

В проведённом анкетировании мы попросили студентов оценить по шкале сколько из каждых 10 уроков, на их взгляд, было успешными.

Таблица 4

Анализ самооценки студентами качества проведенных ими уроков в период длительной школьной практики

Отличные уроки Хорошие

уроки

Средние

уроки

Неудачные уроки
% студентов практикантов количество уроков из 10 % студентов практикантов количество уроков из 10 % студентов практикантов количество уроков из 10 % студентов практикантов количество уроков из 10
15,23 2 19,01–3 3 26,12 1 44,17 1
13,91 3 19,01 4 20,15 2 25,83 2
13,91 4 16,2 2 16,42 3 10,83 3
13,25 1 11,27 5 10,45 4 5 4
11,92 5 10,56 7 9,7 5 5 5
10,6 7 7,75 6 5,97 7 3,33 7
7,28 10 7,04 8 4,48 6 1,67 6
6,62 8 6,34 1 2,99 10 1,67 8
5,96 6 2,11 10 2,24 8 1,67 10
1,32 9 0,7 9 1,49 9 0,83 9

Большинство студентов, считает, что проводит школьные занятия на хорошем и отличном уровне, и только 1–2 урока из каждых десяти у них можно назвать неудачными.

В работе учителем, 88,4% практикантам больше всего нравится организовывать обучающую и воспитательную деятельность, которую они определяют как творческую и интересную, и общаться с учениками. Негативные отзывы, когда анкетируемые указали, что им ничего не нравится, а общаться с детьми им сложно, составили 4,9%.

Вопрос о негативных моментах в работе не оставил практикантов равнодушными. Многие из них дали достаточно развернутые ответы с критикой, и обозначили проблемы с которыми они столкнулись. Уточню, что 72% студентов были трудоустроены в период длительной практики. Это позволило им получать заработную плату, которая, как они указывали в опросе, для подавляющего большинства опрошенных (77%) является несправедливо низкой. Второй по значимости проблемой, на их взгляд, является совмещение длительной производственной практики в школах и занятий в университете, которые проводятся для них в понедельник, пятницу и субботу. На это указали 43,2% опрошенных. Проблему наличия немотивированных и невоспитанных учеников отметили 28,4%. Бюрократическую нагрузку считают чрезмерной для учителя 19,6% практикантов, еще 8,2% рассчитывали на более доброжелательное отношение администрации школы к себе, а 7% указали на сложности в общении с родителями учеников.

В анкете было предложено высказать свои пожелания по улучшению условий прохождения долгосрочной практики. Согласно ответам студентов, они полагают, что следует отработать процедуру распределения учебной и рабочей нагрузки (52,3%), так как в школах при определении рабочей нагрузки не всегда учитывают график учебных дней в университете. Также следует предусмотреть в процессе обучения в рамках методики преподавания темы, знакомящими и отрабатывающими умения по организации работы с учебными планами, конструктором рабочих программ, процедурой заполнения необходимой школьной документации, электронных ресурсов и дневников школьников (36,7%).

По завершению основного этапа проекта ПРОстажер был проведен анонимный опрос участвовавших в нем студентов. В опросе приняли участие 243 студента (Таблица 5).

 

Таблица 5

Анализ самооценки успешности прохождения профессиональной педагогической практики

Вопрос 5

баллов

4

балла

3

 балла

2

балла

1

балл

Оцените общий успех вашей практики в баллах 35,4% 25,1% 19,8% 13,2% 6,6%

Средняя самооценка готовности студентов к преподаванию учебного предмета – 4,2 балла, самооценка методической подготовленности –4 балла. Студенты высоко оценили помощь наставника – 4,7 балла, при этом на наличие и помощь наставника на протяжении всей долгосрочной практики указали 85,2% участников.

Средняя нагрузка в неделю составила 20 часов у 19% работавших, при этом минимальная была 5 часов в неделю, а максимально 36 часов (согласно ответам студентов в анкете). Большинство – 63%, помимо учебной дисциплины, вели курсы внеурочной деятельности, 42% и классное руководство, дополнительное образование – 29% и 29% отметили иную дополнительную нагрузку. Заработная плата у 30,5% была в амплитуде от 15 до 20 тысяч рублей в месяц, у 18,5% от 20 до 25 тыс. рублей, у 15,6% менее 15 тысяч рублей и у 4,5% более 40 тысяч рублей.

Было проанализировано трудоустройство выпускников, участвовавших в проекте ПРОстажер. Всего выпуск бакалавриата по УГСН 44 за исключением студентов по направлению 44.05 и 44.03 (психология), которые не преподают в школах, составил 390 студентов из них 354 студента, участвовали в проекте, 277 были трудоустроены. Из 277 первоначально трудоустроенных студентов в течение учебного года уволились 18 человек. Уволившиеся, по разным причинам, студенты либо были переведены в другие образовательные организации и трудоустроились, либо отрабатывали профессиональную практику без трудоустройства.

В качестве основных сложностей сохранились варианты ответов, фигурировавшие в первом входящем опросе. Это недостаток знаний детской психологии для поддержания дисциплины в классе и разрешения конфликтов (57%) невысокую мотивацию школьников (51%). То, что эти ответы лидируют указывает на серьезную саморефлексию участников и на то, что студенты прекрасно понимают, что самое главное в работе учителя – это ребенок и его опыт жизни, и личностного становление. Помимо этого, студенты указали как значимые сложности при совмещении учебы и работы (28%), непрестижность профессии учителя (59%), низкий уровень оплаты труда учителя (36%).

В то же время, проект ПРОстажер и длительная практика дали возможность получить первый профессиональный опыт (47,3%), помогли приобрести навыки профессионального общения с учениками (22%), помощь наставника и педколлектива школы с благодарность отметили 66%. Практиканты больше всего удовлетворения испытывали от результатов обучения и воспитания своих учеников, их больше всего радовало, если удавалось изменить отношение к предмету на заинтересованное или увлеченное. Более зрелое, субъектное отношение к своей деятельности у студентов проявилось в том, что большинство более серьезно стали относится к собственному обучению, самообразованию, стараясь рефлексировать свою деятельность. Так если в начале длительной практики 74 студента отметили свою подготовку как отличную, то в конце уже 137 участников, так же они оценили как существенно возросшую методическую подготовку.

В опросе о планах дальнейшего трудоустройства ответы распределились следующим образом – 47,7% будут работать в том же образовательном учреждении, 21,4% собираются перейти в другую школу, 30,9% затруднились с ответом о дальнейших планах.

Надо отметить, что 69,1% профильного трудоустройства среди выпускников педагогических вузов является выше среднего по отросли. При этом объективные данные мониторинга которые проводит наш вуз, показывают, что процент трудоустройства в течении года после окончания университета традиционно растет. По результатам мониторинга трудоустройства на 1 июля 2024 года, который проводит Управление карьерного роста студентов ТГПУ им Л.Н. Толстого в этом году среди студентов 85,7%, а занятых 91%. Это рекордный показатель, тогда как в 2023 году на 1 ноября (во время повторного, итогового мониторинга) было 78,4% трудоустроенных и 93,7% занятых.

Опрошенные работодатели, директора школ, педагоги наставники, участвовавшие в проекте, в большинстве (91%) оценили этот опыт как положительный и выступили за продление проекта.

Заключение

Проведенный анализ реализуемых инноваций, в том числе в ТГПУ им. Л.Н. Толстого, демонстрирует, необходимость максимально корректного внедрения новых форм и отслеживая их эффективности в долгосрочной перспективе. Уклон подготовки педагогов в сторону практико-ориентированности, способствует формированию профессионально ценных умений и навыков, профессиональной субъектности, повышению процента профильного трудоустройства выпускников педагогических направлений подготовки.

На основе полученных в результате исследования данных, можно сделать выводы, что с целью эффективного и способствующего формированию субъектности, процесса практико-ориентированного профессионального обучения, необходимо активное комплексное сопровождение со стороны наставников из числа школьных педагогов и преподавателей вуза, постоянная рефлексия деятельности студентами-практикантами и наставниками, осуществляемой практикантами педагогической деятельности, совместная работа над построением траектории саморазвития студентов, формирование профессиональной общности. Некоторые сложности создает ситуация, когда не всегда выдерживается корректная трудовая нагрузка практикантов. Однако после вмешательства организаторов проекта большинство проблем удалось разрешить. Также по итогам работы были внесены изменения в содержание дисциплины «Теория и методика обучения предметам». Больше времени уделено изучению содержания нормативно-правовой базы в системе образования России, студенты знакомятся с работой конструктора рабочих программ и едиными подходами к составлению технологической карты уроков. Будущие педагоги изучают методические материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», ЦОС «Моя школа», знакомятся с технологией организации уроков в дистанционном формате с помощью программы «Сферум», планирования уроков с использованием библиотеки цифрового образовательного контента

Проведенные мониторинговые исследования по вопросам эффективности реализации проекта, продемонстрировали хорошие результаты и ТГПУ им Л.Н. Толстого совместно с правительством Тульской области приняли решение о целесообразности пролонгации проекта «ПРОстажер. Студент-учитель: старт педагогической карьеры».

Литература

  1. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6; URL: www.science-education.ru/106- 7784 (дата обращения: 05.08.2015).
  2. Будникова С.П. Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 112–123. DOI: 10.17759/pse.2018230511
  3. Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 14–22. DOI: 10.17759/pse.2017220502
  4. Вепрева И.Т., Ицкович Т.В., Михайлова О.А. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации // Quaestio Rossica. 2023. Том 11. № 1. С. 277–288. DOI:10.15826/qr.2023.1.789
  5. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — С. 17.
  6. Караулов М.А. Профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 36–39. DOI:10.18384/2310-7235-2022-1-131-143
  7. Клемешова Н.С. Значение педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей / Н. С. Клемешова, И. Н. Вострикова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С. 365-367. URL: https://moluch.ru/archive/393/87044/ (дата обращения: 23.03.2023)
  8. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов – будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). 12 c.
  9. Лубков А.В. Современные проблемы педагогического образования// Образование и наука. Том 22, № 3. 2020/The Education and Science Journal. Vol. 22, № 3. 2020
  10. Матросова Ю.С., Суворова С.А. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации профессиональной деятельности магистрантов – работающих учителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 193. С. 56–63.
  11. Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена): Сборник статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 года. Ч.2. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 68-74.)
  12. Омельченко Е.А., Чеснокова Г.С., Агавелян Р.О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 7–22. DOI:10.15293/2226-3365.1801.01
  13. Покровский М.Н. «Тезисы по вопросу реформы учительских институтов» Доклад [(изложение) о реформе учительских институтов на I Всероссийском учительском съезде 18 августа 1918 г.]. — В газ. «Известия ВЦИК и Моссовета», 1918, № 178 (442) от 20/VIII
  14. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n4/Ulyanina_et_al[Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки // Психолого-педагогические исследования — 2023. Том 15. № 4]
  15. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)”» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/(дата обращения: 12.01.2023).
  16. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 2–18. DOI:10.17759/psyedu.2017090302
  17. Сорокоумова Г.В. Развитие способности к самоактуализации студентов – будущих педагогов // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 3. С. 35–46. DOI:10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
  18. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. №3. С. 4–10.
  19. Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Кнышева Т.П., Борисенко Е.В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки //Психолого-педагогические исследования.2023. Том 15. № 4. С. 3–24 doi:10.17759/psyedu.2023150401 .ISSN: 2587-6139 (online)
  20. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата Образование и педагогические науки [Электронный ресурс] // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117(дата обращения: 12.01.2024).

References

  1. Bondarenko T.N., Latkin A.P. Rol’ praktikoorientirovannogo podhoda v uchebnom processe vuza pri formirovanii i razvitii otraslevyh i regional’nyh rynkov uslug RF // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 6; URL: www.science-education.ru/106- 7784 (data obrashhenija: 05.08.2015).
  2. Budnikova S.P. Ocenka vypusknikami pedagogicheskogo napravlenija podgotovki svoej gotovnosti k osushhestvleniju professional’noj pedagogicheskoj dejatel’nosti // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2018. Tom 23. № 5. S. 112–123. DOI: 10.17759/pse.2018230511
  3. Budnikova S.P. Motivacija professional’nogo vybora kak komponent professional’noj sub#ektnosti pedagoga // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2017. Tom 22. № 5. S. 14–22. DOI: 10.17759/pse.2017220502
  4. Vepreva I.T., Ickovich T.V., Mihajlova O.A. Sistema cennostej sovremennogo studenchestva: ot semejnogo blagopoluchija do samorealizacii // Quaestio Rossica. 2023. Tom 11. № 1. S. 277–288. DOI:10.15826/qr.2023.1.789
  5. Darinskij A.V. Nepreryvnoe obrazovanie // Sovetskaja pedagogika. — 1975. — № 1. — S. 17.
  6. Karaulov M.A. Professional’noe samoopredelenie i professional’nye ozhidanija vypusknikov pedagogicheskih vuzov // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. 2021. № 1(86). S. 36–39. DOI:10.18384/2310-7235-2022-1-131-143
  7. Klemeshova, N.S. Znachenie pedagogicheskoj praktiki v professional’nom stanovlenii budushhih uchitelej / N. S. Klemeshova, I. N. Vostrikova. Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. 2021. № 51 (393). S. 365-367. URL: https://moluch.ru/archive/393/87044/ (data obrashhenija: 23.03.2023)
  8. Knjazeva T.N., Masalimova A.R., Batjuta M.B. Osobennosti cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij studentov – budushhih pedagogov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 2(15). 12 c.
  9. Lubkov A.V. Sovremennye problemy pedagogicheskogo obrazovanija// Obrazovanie i nauka. Tom 22, № 3. 2020/The Education and Science Journal. Vol. 22, № 3. 2020
  10. Matrosova J.S., Suvorova S.A. Osobennosti formirovanija cennostno-smyslovoj orientacii professional’noj dejatel’nosti magistrantov – rabotajushhih uchitelej // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2019. № 193. S. 56–63.
  11. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel’skogo poiska k produktivnym reshenijam (k 20-letiju NII NPO RGPU im. A.I. Gercena): Sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 3-4 oktjabrja 2013 goda. Ch.2. SPb: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. S. 68-74.)
  12. Omel’chenko E.A., Chesnokova G.S., Agaveljan R.O. Samovyrazhenie v sisteme cennostnyh orientacij budushhih pedagogov doshkol’nogo obrazovanija // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 1. S. 7–22. DOI:10.15293/2226-3365.1801.01
  13. Pokrovskij M.N. «Tezisy po voprosu reformy uchitel’skih institutov» Doklad [(izlozhenie) o reforme uchitel’skih institutov na I Vserossijskom uchitel’skom s#ezde 18 avgusta 1918 g.]. — V gaz. «Izvestija VCIK i Mossoveta», 1918, № 178 (442) ot 20/VIII
  14. Portal psihologicheskih izdanij PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n4/Ulyanina_et_al [Social’no-psihologicheskij portret sovremennogo studenta pedagogicheskogo napravlenija podgotovki // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija — 2023. Tom 15. № 4]
  15. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social’noj zashhity RF «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaja dejatel’nost’ v sfere nachal’nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (uchitel’)”» [Jelektronnyj resurs] // Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (data obrashhenija: 12.01.2023).
  16. Rubcov V.V. Psihologija obrazovanija v interesah detej // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija. 2017. Tom 9. № 3. S. 2–18. DOI:10.17759/psyedu.2017090302
  17. Sorokoumova G.V. Razvitie sposobnosti k samoaktualizacii studentov – budushhih pedagogov // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. 2022. № 3. S. 35–46. DOI:10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
  18. Trjapicyna A.P. Sovremennye tendencii razvitija kachestva pedagogicheskogo obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2012. №3. S. 4-10.
  19. Ul’janina O.A., Jurchuk O.L., Nikiforova E.A., Knysheva T.P., Borisenko E.V. Social’no-psihologicheskij portret sovremennogo studenta pedagogicheskogo napravlenija podgotovki //Psihologo-pedagogicheskie issledovanija.2023. Tom 15. № 4. S. 3–24 doi:10.17759/psyedu.2023150401. ISSN: 2587-6139 (online)
  20. FGOS VO (3++) po napravlenijam bakalavriata Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Jelektronnyj resurs] // Portal Federal’nyh obrazovatel’nyh standartov vysshego obrazovanija. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (data obrashhenija: 12.01.2024).
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)