СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Носс И.Н.1, Булгаков А.В.2, Булгакова Е.А.3

Носс И.Н.

Российский государственный гуманитарный университет
е-mail: [email protected]

Булгаков А.В.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
е-mail: [email protected]

Булгакова Е.А.

Государственный университет просвещения
е-mail: [email protected]

ПЕРЕВОД СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВРЕМЕННЫМ ПРИДАТОЧНЫМ С РУССКОГО ЯЗЫКА НА КИТАЙСКИЙ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В период проведения специальной военной операции в соседней республике на первый план наряду с военно-техническими вопросами выходят и духовно-нравственные проблемы молодого населения России, пополняющего ряды военнослужащих. Невзирая на то, что идеалы и ценности гражданского населения и военнослужащих в общем соотносимы, а армия есть сколок общества, предметно-ситуативные обстоятельства их существования имеют различия. Это, видимо, должно отражаться в современной структуре ценностных ориентаций и идеалов и, в конечном итоге, на поведении и активности военной и гражданской молодежи. В связи с этим проведен опрос курсантов военного вуза и студентов гуманитарных специальностей гражданского вуза с целью выявления их ценностных ориентаций. Применена методика исследования личностных смыслов, включающая прямой, дифференцированный и цветовой опросы, а также семантический анализ изображений, релевантных стимульным ценностям, представленных в знаково-символическом формате. Корреляционный анализ выявил, что в целом соотношение восприятия, понимание и принятие смыслов-ценностей и студентами, и курсантами практически однотипное. На предметно-содержательном и ассоциативно-смысловом уровне принятия ценностей у студентов и курсантов доминируют эго-центристские и витальные ценности, также наблюдается повышение у всех респондентов значимости этно-центристских позиций. Однако ценностно-смысловая структура сознания курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза имеет некоторые особенности на всех уровнях содержательного, эмоционального и ассоциативного анализа, проявляющиеся в специфическом порядке расстановки конкретных ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, методика исследования личностных смыслов, ценностно-смысловая структура сознания, предметно-содержательный уровень анализа, эмоционально-смысловой уровень анализа, ассоциативно-смысловой уровень анализа, корреляционный анализ, доминантные и арьергардные ценности.


Noss I.N., Bulgakov A.V., Bulgakova E.A.

THE RELATIONSHIP OF PERSONAL VALUES CIVILIAN AND MILITARY SPECIALISTS IN THE MODERN PERIOD OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY

Annotation. During the period of the special military operation in the neighboring republic, along with military-technical issues, the spiritual and moral problems of the young population of Russia, who are joining the ranks of military personnel, come to the fore. Despite the fact that the ideals and values of the civilian population and military personnel are generally correlated, and the army is a fragment of society, the subject-situational circumstances of their existence have differences. This, apparently, should be reflected in the modern structure of value orientations and ideals and, ultimately, in the behavior and activity of military and civilian youth. In this regard, a survey of cadets of a military university and students of humanitarian specialties of a civilian university was conducted in order to identify their value orientations. A methodology for the study of personal meanings is applied, including direct, differentiated and color surveys, as well as semantic analysis of images relevant to incentive values presented in a symbolic format. Correlation analysis revealed that, in general, the ratio of perception, understanding and acceptance of meanings-values by both students and cadets is almost the same. At the substantive and associative-semantic level of value acceptance, students and cadets are dominated by ego-centrist and vital values, and there is also an increase in the importance of ethno-centrist positions among all respondents. However, the value-semantic structure of consciousness of cadets of a military university and students of a civilian university has some features at all levels of meaningful, emotional and associative analysis, manifested in a specific order of arrangement of specific values.

Keywords: value orientations, methodology for the study of personal meanings, value-semantic structure of consciousness, subject-content level of analysis, emotional-semantic level of analysis, associative-semantic level of analysis, correlation analysis, dominant and rearguard values.

 

Введение. Актуальность. Постановка проблемы

В России в современной обстановке активно обсуждаются проблемы, связанные с функционированием гражданского общества, его возможностями и действительной ролью в обновлении России. Однако эта дискуссия пока не привела к полной ясности в понимании и истолковании этого многогранного, сложного и внутренне противоречивого явления. Различные общественные сферы существуют реально как некое идеальное бытие и проявляются как совокупности определенных интересов и поведения, взаимодействия индивидов и их групп, то есть, как объективная данность.

Одной из значимых областей взаимодействия гражданского общества и государства является сфера военная, которая охватывает относительно самостоятельную и исключительно важную область человеческой деятельности. Интересы людей по отношению к ней, как правило, связаны с войной. Они проявляются в подготовке и применению вооруженного насилия для достижения политических, экономических и идеологических целей.

Объективная роль и субъективное восприятие военной сферы часто различаются. Отдельные индивиды и группы формируют собственное, различное отношение к целям, способам и продуктам военной деятельности. К тому же вовлеченность широких масс населения в военные дела в качестве действующей или страдающей стороны не постоянна и может меняться в ту или иную сторону в зависимости от многих факторов. Однако главное, что нет людей, индифферентных по отношению к военной сфере, что обусловлено объективным содержанием военной сферы, ее ролью и местом в жизни общества.

С духовной жизнью общества, культурой и наукой связаны отношение населения к армии и военной деятельности, его готовность к выполнению воинского долга. Поэтому военнослужащие не представляют собой самодостаточную, совершенно автономную структуру общества. С одной стороны, социальная, национальная и демографическая дифференциация людей сказываются на составе воинских контингентов, отношениях, сплоченности и боевой слаженности воинских коллективов. С другой стороны, воинская служба становится одним из факторов социальной мобильности и межэтнического общения населения.

Гражданское общество не может быть индифферентно к военному обеспечению национальной безопасности. Правда, в силу его антиномичности оно имеет различную направленность: от выраженной поддержки военной политики до категорического неприятия какой бы то ни было военно-политической активности.

Военнослужащие особым характером воинского труда и быта составляют относительно целостную общность со своими интересами, системой ценностей, формой общения и нормами поведения, особую социальную группу. Однако преломляя в себе экономические, политические и духовные характеристики общества, армия в специфической форме воспроизводит их, образуя своеобразный слепок или сколок общества, который по принципам организации и формам жизнедеятельности, системам ценностей и норм не тождественна обществу. «В обычной политической жизни, неизбежно предполагающей различные компромиссы, меньше места таким традиционным моральным ценностям военных, как преданность долгу, лояльное отношение к руководству, забота о подчиненных. …общество должно осознать это и понять, что именно здесь кроется причина того, что мы не хотим полного единства армии и общества» [14].

Таким образом: а) военнослужащие (члены их семей, работники военно-промышленного комплекса, военные пенсионеры, казачество, сотрудники других силовых структур) составляют бóльшую часть населения; б) роль военных в жизни общества много выше их удельного веса в структуре населении страны; в) в силу специфики труда у них формируются специфические ориентации и предпочтения, имеющие прогосударственную, «оборонную» направленность; г) по сравнению с другими слоями населения они отличаются лучшей организованностью [2].

Вооруженные силы испытывают на себе все проблемы социально-экономического и общественно-политического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия: а) социальная структура вооруженных сил ныне не соответствует составу населения; б) наблюдается снижение физических характеристик призывников; в) проявление низкой мотивации молодежи на службу в Вооруженные Силы [3].

Известно, что важнейшим компонентом развития личности военнослужащих выступает совокупность идеалов и социальных ценностей, которые они призваны защищать. Процесс трансформации ценностных ориентаций российского общества затронул и ценностные ориентации военнослужащих [13, с. 325]. Проблема формирования ценностной системы военнослужащего обусловлена резким противоречием между влиянием военной среды и бытовой среды, в которой военнослужащий проводит свое свободное время [8, с. 60].

Ценности военнослужащих функционируют в сфере государственности, демократии, нравственности и этики.

Идеалы и ценности в сфере государственности: любовь к Родине, своему народу; верность Конституции и закону; суверенитет и территориальная целостность страны и ее союзников; экономические, социальные, политические и духовные интересы народа, его свобода и независимость; жизненно важные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы России.

Ценности в сфере демократии: неоспоримое достоинство личности; равенство всех людей перед законом; неотъемлемое реальное право на справедливость и счастье; осуществление социальной и правовой защиты всех граждан страны.

Ценности в сфере нравственности и этики: верность присяге гражданскому и воинскому долгу; дружба, войсковое товарищество, боевое партнерство; соблюдение чести и достоинства воина-гражданина; уважение собственной национальной культуры; уважение к культуре других народов, их национальной самобытности; следование собственной совести; уважение старших по званию и возрасту; преклонение перед женщиной; бережное отношение к обычаям и традициям своих предков, отечественной истории [7].

Эти ценности в воинской среде преобразуются в: военно-корпоративные (курсанты и офицеры, выходцы из семей военнослужащих или окончившие суворовские или нахимовские училища), военно-профессиональные (инженерно-технические специалисты), материально-бытовые (особый социальный тип, у которого превалирует ориентация на получение материальных выгод от военной службы), специфически-прагматические (избежать безработицы, получить или развить навыки нужной специальности) и познавательно-развивающие (молодые военнослужащие всех категорий) [7].

Следует отметить, что у многих военнослужащих, как и у значительной части гражданского населения, сформировалась потребность в лидере, который бы реализовал надежды на успешный экономический подъем России, возрождение славы и престижа армии и флота.

 

Методика

Невзирая на то, что идеалы и ценности гражданского населения и военнослужащих соотносимы, а армия есть сколок общества, предметно-ситуативные обстоятельства их существования имеют серьезные различия. Это, видимо, должно отражаться в современной структуре ценностных ориентаций и идеалов и, в конечном итоге, на поведении и активности военной и гражданской молодежи.

Целью нашего исследования являлось сравнение социальных, государственных, нравственно-этических, предметно-деятельностных и личностных смысло-ценностей молодежи гражданского и военного учебных заведений.

В качестве стимулов были выбраны ценности, сформулированные в Указе Президента РФ [9], а также некоторые противоположные им «западные» либеральные ценности [1], которые были представлены в форме «ключевых» фразеологизмов в смешанном порядке.

Группа «социально-государственные ценности»: Труд; Служение Отечеству; Традиционная семья; Уважение к старшим; Единство народов; Права; Жизнь.

Группа «нравственно-этические ценности»: Достоинство; Нравственность; Взаимопомощь, милосердие; Справедливость.

Группа «этноцентристские и эгоистические ценности»: Своя нация, народ; Собственный путь; Личные интересы; Забота о себе.

Группа «либеральные ценности»: Абсолютная свобода; Богатство; Предприимчивость; Свободные отношения; Власть; Я-гражданин мира; Праздность.

Респонденты высказывали свое отношение к стимулам-ценностям на трех уровнях: прямое отношение на вербальном уровне, эмоциональное отношение посредством теста цветовых выборов (ЦТО) [11] и отношения к соотнесенным с вербальными стимулами репродукциями при помощи семантического дифференциала [15; 10], а также посредством отношения к релевантным символам [12]. Данная технология прошла апробацию в 2022 [5] и 2023 [4] годах. То есть, исследование структуры позиционных ценностей было произведено на предметно-содержательном (осознаваемом), эмоционально-смысловом (частично осознаваемом) и ассоциативно-смысловом (неосознаваемом) уровнях восприятия и понимания респондентами.

В качестве респондентов были привлечены в марте-мае 2024 года будущие психологи военного и гражданского вузов 2-го и 3-го годов очного обучения. Военный вуз — 31 курсант, из которых — 77% женщины в возрасте 21,1(+2,24) года. Гражданский вуз — 33 студента, из которых — 91% женщины в возрасте 20,5(+2,0) лет. Экспериментальные выборки признаны однородными по показателям пола, возраста, социального статуса и типа профессионализации.

 

Результаты и обсуждение

На этапе подготовки к эксперименту на стадии подбора знаков-символов, релевантных стимулам-ценностям были обнаружены различия восприятия и смыслового соотношения между курсантами военного вуза и студентами гражданского учебного заведения. Выбор знаков и символов из 80, предварительно отобранных экспертами (90 чел.) символов-знаков из материалов энциклопедии знаков и символов (О̕Коннелл & Эйри, 2008). Совпадение доминантного выбора знаков-символов, соответствующих стимульным ценностям, составил 36,4% (8 из 22-х). Это социальные ценности: Служение Отечеству; Единство народов и Жизнь. Нравственно-этические ценности: Взаимопомощь, милосердие и Справедливость. Либеральные ценности (или антиценности): Абсолютная свобода; Богатство и Праздность (табл. 1). 

 

Таблица 1

 Выбор знаков и символов (номер знака / доля выбора)

Выбор знаков и символов (номер знака / доля выбора)
Этот факт показывает, что испытуемые воспринимают и понимают перечисленные 8 стимулов адекватно вербально оформленным ценностям. То есть, результаты согласованности данных по ним достаточно устойчивы. Остальные же ценности воспринимаются по-разному. И сопоставление их на разных уровнях различается.

В результате проведенного сравнительного эксперимента получена схема соотношений ценностно-смысловых конструктов курсантов и студентов на трех уровнях их восприятия, понимания и семантического принятия (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение восприятия, понимания и принятия респондентами смыслов-ценностей

Смыслы-ценности Предметно-содержательное восприятие Эмоционально-смысловое восприятие Ассоциативно-смысловое восприятие
Курсанты Студенты Курсанты Студенты Курсанты Студенты
1 Труд 0,26 0,31 5 4,00 21,5 21,1
2 Своя нация, народ 0,13 0,09 5,55 4,79   32,5 33,3  
3 Достоинство 0,55 0,31 5,65 3,39 27,7 34,8  
4 Собственный путь 0,52 0,75   5,87 3,09 27,9 20,9
5 Права 0,26 0,19 4,81 4,30 29,4 28,6
6 Абсолютная свобода 0,19 0,31 5,55 3,33 31,6 28,9
7 Служение Отечеству 0,32 0,03 4,68 5,39   33,6 20,5
8 Личные интересы 0,45 0,75   6,42 2,88 30,6 30,4
9 Нравственность 0,48 0,25 5,77 4,64 28,6 23,1
10 Забота о себе 0,48 0,69   6,39 3,00 38,9 38,0  
11 Взаимопомощь, милосердие 0,35 0,81   4,9 3,76 29,3 31,7
12 Богатство 0,26 0,53 4,52 4,36 26,7 22,9
13 Традиционная семья 0,71 0,31 5,32 4,36 24,8 28,6
14 Предприимчивость 0,1 0,13 4,84 4,45 20,2 20,9
15 Справедливость 0,52 0,50 5,42 3,64 28,5 27,6
16 Свободные отношения 0,06 0,06 4,26 4,27 34,7 29,6
17 Уважение к старшим 0,16 0,03 5,74 4,97   19,8 24,4
18 Власть 0,23 0,03 5 4,64 30,4 10,8
19 Единство народов 0,06 0,10 4,97 3,64 34,5 28,4
20 Я-гражданин мира 0,03 0,09 5,23 4,12 30,6 24,6
21 Жизнь 0,77 0,75   6,35 2,88 35 32,6  
22 Праздность 0,06 0,03 4,1 4,76   34,8 27,4
Мх 0,3 0,3 5,3 4,0 29,6 26,8
δх 0,2 0,3 0,7 0,7 4,9 6,0

 

Проверка надежности результатов исследования посредством расчета одномоментной надежности, согласованности данных при помощи α Кронбаха (Schmitt, 1996) показала достаточно хороший уровень (α=0,75). Корреляционный анализ подтвердил, что в целом соотношение восприятия, понимания и принятия смыслов-ценностей и студентами, и курсантами практически однотипное (p<0,05) (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционное соотношение показателей курсантами и студентами

Способ выбора и принятия ценностей респондентами Предметно-содержательное восприятие Эмоционально-смысловое восприятие Ассоциотивно-смысловое восприятие
Значение Rxy 0,67 0,62 0,43

 

При детальном анализе полученных эмпирических данных обнаружены некоторые семантические особенности выборок, которые уточняют сравнительную картину смысло-ценностной структуры сознания респондентов.

Следует отметить, что из стимульного ряда только чуть более половины стимулов-ценностей значимо различается респондентами. Поэтому анализу подвергались только доминантные (Мхх и более) и арьергардные (Мх — δх и менее) ценности

На предметно-содержательном уровне принятия респондентами ценностей наблюдается доминирование таких пунктов как: а) у курсантов -жизнь, традиционная семья, достоинство, собственный путь и справедливость; б) у студентов – взаимопомощь и милосердие, собственный путь, личные интересы, жизнь и забота о себе. То есть, в смысловой структуре студентов на осознаваемом уровне наблюдается приоритетное принятие эго-центристских ценностей.

При этом и у курсантов, и у студентов выражены арьергардные позиции в пунктах: праздность, Я-гражданин мира, предприимчивость и своя нация, народ. У студентов в отличие от курсантов также арьергардную позицию занимает социально-государственная ценность — служение Отечеству, которая в ценностно-смысловой структуре курсантов имеет средне-значимое положение (рис. 1).

Вербальный выбор: предметно-содержательное восприятие

Рис.1. Вербальный выбор: предметно-содержательное восприятие

 

На эмоционально-смысловом уровне принятия респондентами ценностей наблюдается доминирование: а) у курсантов эгоцентрических ценностей (личные интересы, забота о себе и жизнь); б) у студентов – социально-государственных, династийных, этно-центристских и оптимистично-радужных ценностей (уважение к старшим, своя нация и народ, праздность). Следует также обратить внимание на то, что на эмоциональном уровне: а) у студентов выражена ценность «служба Отечеству», при том, что она снижена у курсантов; б) разночтение относительно витальной ценности «жизнь», которая проявляется у курсантов и неактуальна у студентов; в) повышение у всех респондентов значимости этно-центристских позиций (своя нация и народ). (рис. 2).

Эмоциональный выбор: эмоционально-смысловое восприятие

Рис. 2. Эмоциональный выбор: эмоционально-смысловое восприятие

 

На ассоциативно-смысловом уровне принятия респондентами ценностей наблюдается доминирование: а) у курсантов — заботы о себе, жизни, праздности, свободных отношений; б) у студентов — заботы о себе, достоинства, своей нации и народа, жизни. То есть, в смысловой структуре сознания и курсантов, и студентов на ассоциативном уровне доминируют эго-центристские и витальные ценности. Причем, если у курсантов также присутствуют праздно-свободные тенденции, то у студентов – этические и этно-центристские (рис. 3).

Ассоциативный выбор: ассоциативно-смысловое восприятие

Рис. 3. Ассоциативный выбор: ассоциативно-смысловое восприятие

 

Выводы

Таким образом, ценностно-смысловая структура сознания курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза неоднородны. Однако по основным параметрам имеет место достаточно приемлемое согласованное соотношение ценностей, что подтверждает тесная статистически значимая связь показателей (p<0,05) (см. табл. 3).

Полученные результаты в целом подтверждают правомерность теоретического положения о том, что армия является «слепком» или «сколком» общества и несет в себе основные его черты [2]. Но в то же время нельзя не учитывать наблюдаемые разночтения в смысловых рисунках сознания курсантов и студентов, подтверждая тем самым и вторую теоретическую мысль [14] о лишь частичной, «избранной» представленности ценностей населения в сознании военнослужащих.

Прагматичность психологического сопровождения требует смещения фокуса внимания именно на второй аспект, исключая успокоенность на отражении характеристик целого (общества) на ее часть (армию). Поэтому в управленческой деятельности следует понимать и учитывать именно особенности ценностных ориентаций как молодых военнослужащих, так и студенческой молодежи.

 

Литература

  1. Апухтин Ю. Россия и Запад несовместимы: Почему «европейские ценности» абсолютно не совместимы с русскими. ИА РОД «Возрождение. Золотой век» [Электронный ресурс] .// URL: http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.info// (дата обращения: 08.2023 г.)
  2. Гражданское общество и армия // Некоммерческое партнерство «Научно-Информационное Агентство «Наследие Отечества»» [Электронный ресурс] // URL: http://old.nasledie.ru/global/17_4/article.php?art=10 (дата обращения: 20.9.2024г.)
  3. Мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих ВС РФ и членов их семей // Ракурс. 2010. № 2. М.: ГУВР ВС РФ. 70 с.
  4. Носс И.Н, Бородина Т.И. Экспериментальная апробация Методики исследования личностных смыслов // Человеческий капитал, 2023 (1), № 11(179), С.156-167.
  5. Носс И.Н., Булыгина В.Г., Проничева М.М. Методология исследования ценностно-смысловых конструктов личности. Гл.6 // Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов: коллективная научная монография / Аджиева Д. С. и др. / Под ред. В. А. Фадеева, Т. А. Вархотова. М.: Нептун, 2023. С.94-119.
  6. О̕′Коннелл М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия: пер. И. Крупичевой. М.: Эксмо, 2008. 256 с.
  7. Охотский Е., Горшков М.Павленок П.Тощенко Ж.Цветкова Г.Каримова А. Социальная структура вооруженных сил и ценностные ориентации военнослужащих [Электронный ресурс] (https://studme.org/61011/sotsiologiya/sotsialnaya_struktura_vooruzhennyh_tsennostnye_orientatsii_voennosluzhaschih (Дата обращения: 9.2024).
  8. Суслин Р.А. Формирование ценностей военной службы в современных условиях // Ученые записки ЗабГУ, 2014. Т.58. № 5. С.60-66.
  9. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», п.5, [Электронный ресурс] (http:// publication.pravo.gov.ru; Дата обращения 20.08.2023 г.).
  10. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 17-27.
  11. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л: НИИ психоневрологии, 1980.С.110-114.
  12. Юнг К. и др. Человек и его символы. Пер. Сиренко Н.А., Сиренко С.Н., Сиренко И.Н. М.: Профит-Стайл, 2021. 448 с.
  13. Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии // Вестник СПбУ, 2008. Сер. 12. Вып.3. с.325-335.
  14. Cohen E.A. Citizens and Soldiers: The Dilemmas of Military Service. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. 227 р.
  15. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning, Urbana, Univ. of Illinois Press, 1957. 342 р.
  16. Schmitt M. Uses and Abuses of Coefficient Alpha. Psychological Assessment, 1996. 8(4), Р.350-353.

 

 

References

  1. Apukhtin, Yu. (2023). Russia and the West are incompatible: Why «European values» are absolutely incompatible with Russian ones. IA ROD «Vozrozhdenie. Zolotoy vek» URL : http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.info// (Accessed: 21.08.2023).
  2. Civil society and the army. (2024). Non-Profit Partnership «Scientific-Information Agency Heritage of the Fatherland» URL : http://old.nasledie.ru/global/17_4/article.php?art=10 (Accessed: 20.09.2024).
  3. Monitoring of the socio-economic and legal status of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation and their families. (2010). Rakurs, 2, 70 p. Moscow: GUVR VS RF.
  4. Noss, I.N., & Borodina, T.I. (2023). Experimental testing of the methodology for studying personal meanings. Human Capital, 1(11), (179), 156–167.
  5. Noss, I.N., Bulygina, V.G., & Pronicheva, M.M. (2023). Methodology for studying value-meaning constructs of personality. In D. S. Adzhieva et al. (Eds.), Value-meaning and intellectual foundations of Russia’s strategic development in the context of global challenges: Collective scientific monograph (V. A. Fadeev & T. A. Varkhotov, Eds.) (pp. 94–119). Moscow: Neptun.
  6. O’Connell, M., & Airy, R. (2008). Signs and symbols: An illustrated encyclopedia (Trans. Krupicheva). Moscow: Eksmo.
  7. Okhotsky, E., Gorshkov, M., Pavlenok, P., Toshchenko, Zh., Tsvetkova, G., & Karimova, A. (2024). Social structure of the armed forces and value orientations of military personnel URL : https://studme.org/61011/sotsiologiya/sotsialnaya_struktura_vooruzhennyh_tsennostnye_orientatsii_voennosluzhaschih(Accessed: 20.09.2024).
  8. Suslin, R.A. (2014). Formation of military service values in modern conditions. Scientific Notes of ZabGU, 58(5), 60–66.
  9. Presidential Decree of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022, On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values, p. 5 [Electronic resource]. URL : http://publication.pravo.gov.ru (Accessed: 20.08.2023).
  10. Etkind, A.M. (1979). Experience of theoretical interpretation of the semantic differential. Questions of Psychology, 1, 17–27.
  11. Etkind, A.M. (1980). The color relationship test and its application in the study of patients with neuroses. In Social-psychological research in psychoneurology (pp. 110–114). Leningrad: Research Institute of Psychoneurology.
  12. Jung, C., et al. (2021). Man and his symbols (Trans. N.A. Sirenko, S.N. Sirenko, I.N. Sirenko). Moscow: Profit-Style.
  13. Yakushina, N.V. (2008). Values and value orientations of servicemen of the Russian army. Vestnik SPbU, Series 12(3), 325–335.
  14. Cohen, E.A. (1985). Citizens and soldiers: The dilemmas of military service. Ithaca, NY: Cornell University Press.
  15. Osgood, C.E., Suci, G.J., & Tannenbaum, P.H. (1957). The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois Press.
  16. Schmitt, M. (1996). Uses and abuses of coefficient alpha. Psychological Assessment, 8(4), 350–353.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)