АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (экспертное мнение)

Слободчиков В.И.

Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования
е-mail: dir-irdorao@ya.ru

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(экспертное мнение)

 

В статье представлено экспертное мнение доктора психологических наук, профессора, Члена-корреспондента Российской академии образования, главного научного сотрудника института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Владимира Ивановича Слободчикова по проблемному полю Международной научно-практической конференции «Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности», прошедшей 18-19 декабря 2020 года в Московском городском педагогическом университете. В проблемное поле конференции очерчено психолингвистическим и психологическим анализом природы, феноменологии, а также различных форм сопровождения профессиональной деятельности и профессионального общения в современном мире. Особое внимание уделено рассмотрению возможностей расширения ключевых позиций культурно-исторического подхода в полидисциплинарном аспекте с учетом современных социокультурных трансформаций мира профессиональной деятельности и профессионального общения.

Ключевые слова: культурно-исторический подход, профессиональное образование, профессиональная деятельность, профессиональное общение, антропологический смысл

V.I. Slobodchikov

THE ANTHROPOLOGICAL MEANING OF VOCATIONAL EDUCATION
(expert opinion)

The article presents the expert opinion of the Doctor of Psychological Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief researcher of the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education Vladimir Ivanovich Slobodchikov on the problem field of the International Scientific and Practical Conference «Cultural-historical  trends in the development of professional activity», held on December 18-19, 2020 at the Moscow City Pedagogical University. The problem field of the conference is outlined by psycholinguistic and psychological analysis of nature, phenomenology, as well as various forms of professional activity support and professional communication in the modern world. Special attention is paid to the possibilities of expanding the key positions of the cultural-historical approach in the multidisciplinary aspect, taking into account the modern socio-cultural transformations of the world of professional activity and professional communication.

Keywords: cultural and historical approach, professional education, professional activity, professional communication, anthropological meaning.

В этой теме необходимо обозначить два напряжения, два полюса в проблемном поле конференции [1]. Первый полюс – это человеческая реальность (во всей полноте данных человеку дарований), второй полюс – социально-экономический уклад его жизни. Между этими полюсами как раз и располагаются профессиональное и специальное образование, ориентированные сразу же на оба этих полюса.

Сегодня достаточно очевидно сосуществуют две идеологические модели взаимоотношений между этими полюсами. Первая из них (социально-экономическая) настаивает на необходимости и неизбежности всеобъемлющей капитализации, тотальной унификации, а затем и утилизации человеческого ресурса. По сути, за счет фрагментации исходной целокупности человеческой реальности – во всех мыслимых и не мыслимых ее свойствах и характеристиках – и последующей жесткой их спецификации, а затем, буквально, натурального использования их в многообразии социотехнических, производственных мегамашин; использования – в качестве сменного инструмента или сменного материала. В существующем на сей день социально-экономическом укладе, на основе, я бы сказал, информационной радиации (заражения), у массы атомизированных, беспризорных индивидов провоцируется (фрагментируется) огромное число экзотических потребностей, вожделений, соблазнов (а это и есть фрагментация человеческой сущности, по-другому – расчеловечивание человека). В дальнейшем – эти фрагменты в совокупности и по отдельности, а главное – без остатка как раз и становятся предметами капитализации.

Вторая модель (антропологическая) полагает, что только максимально полное образование человеческого потенциала (собственно человеческого в человеке Богом данное) – его выявление и развитие, амплификация высших человеческих возможностей позволит обустроить мир человека, гармонизировать встречу человека и мира.

Очевидно, что обе эти модели (утилизации ресурсов и обогащение потенциалов) при всей их видимой альтернативности, фактически сосуществуют не только в нашей общей жизни, но и в пределах индивидуальной жизни каждого. Нас и образовывают вроде бы как людей, и утилизируют как материал в наличном жизнеустройстве. Но важно это отчетливо видеть и различать. Собственно, в этой коллизии существует и должен быть рассмотрен вопрос о профессиональном образовании. С чего начать?

Начну с начала – с категории труд, которая лежит в основе всех ключевых понятий профессионального образования. Труд – это всеобщий и абсолютный способ бытия человека в мире. Как сказал Господь Адаму после его грехопадения: «В поте лица будешь есть хлеб твой» (Бытие. 3:19). Вот это – «в поте лица…» – и есть абсолютный труд, абсолютный способ бытия в этом мире, в этой жизни.

По словам С.Н. Булгакова, труд понимается как одно из важнейших универсальных свойств человека, выражающееся через «актуальную, действенную волю», через «активный выход из себя», направленный, прежде всего, на созидание и самореализацию в их антропологическом измерении. Современные социальные практики чаще всего предоставляют человеку не труд, а работу, которая полностью лишена не только антропологически оправданного качества, но и качества целенаправленности (последнее почти целиком подменяется целесообразностью – внешним целеполаганием).

У труда, как способа бытия, есть конкретные формы его воплощения, которые в русском языке предстают в своем действительном – деятельностном содержании. Труд – это действие, это деятельность, это дело и это деяние. В зависимости от масштаба деятельного формата труда можно говорить о социокультурной и социально-экономической действительности в которой мы рано или поздно обнаруживаем себя.

Именно вхождение в эти форматы, освоение их впервые и порождают ту реальность, которую мы обобщенно именуем – профессиональное образование. Само же это образование должно уже конкретно фиксироваться и рассматриваться в смысловом поле, которое задается, как я уже говорил, двумя полюсами: человеческая реальность как таковая и социально-экономический уклад – как исторически конкретный и преходящий формат (сегодня один, завтра другой).

В понимании специфики профессионального образования важное значение имеет различение деятельностей по типу позиций, существующих в любом профессиональном пространстве. В исследованиях профессиогенеза отечественные ученые выделяют три качественно разные позиции – специалист, профессионал и эксперт. Забегая вперед, подчеркну, что позиция – это не место работы и не должность; последнее, скорее относится к социально-профессиональному статусу человека в определенной организации. Позиция же его – это, прежде всего, способ реализации своих базовых ценностей во взаимоотношениях с Другими.

Так для специалиста достаточно владения знаниями, умениями, навыками и конкретными способностями к преобразованию предмета конкретной же деятельности, которые формируются в, так называемом, специальном обучении. Здесь происходит освоение и становление первичной нормативной структуры – именно конкретной предметной деятельности: субъект этой деятельности – ее предмет – способ его преобразования. Именно здесь впервые становится и сохраняется достоинство действующего человека – как инициативного, самостоятельного, ответственного.

Профессионал – кроме владения знаниями о предмете деятельности и способах работы с ним, всегда принадлежит профессиональному сообществу, а следовательно, он удерживает в сознании всю профессиональную сферу. Он умеет соотносить собственную деятельность с деятельностью других профессионалов данной сферы, умеет выстраивать содержательные коммуникации с ними. Способности профессионала, в отличие от способностей специалиста, включают в себя главное –  рефлексию всей полноты нормативной структуры своей деятельности (подчеркну – своей, собственной, а не «дядиной»). Что предполагает подлинное знание: а) себя как автономно действующего  субъекта, б) способов своего действования, в) многообразия предметов своей деятельности.

Но, возможно, самой важной системообразующей способностью профессионала является его позиционность в том профессиональном пространстве, где он явлен в этом своем качестве. Очевидно, что подобные способности требуют теперь уже подлинно профессионального образования, в котором и осуществляется становление субъекта собственной деятельности, позволяющей ему преобразовывать, управлять, проектировать опять же – собственное деятельное бытие.

Эксперту уже недостаточно владения профессиональными знаниями и включенности в профессиональное сообщество, ему необходим выход за пределы данной профессиональной сферы, чтобы видеть все многообразие позиций, принадлежащих данному профессиональному сообществу. В отличие от профессионала, эксперт должен уметь объективировать и презентировать свои профессиональные компетенции другим, выделять границы предметностей различных профессионалов, конструировать эталоны деятельностных систем в данной профессиональной сфере. Экспертные способности становятся следствием не «повышения квалификации», а подлинно профессионального развития любого профессионала, способного к осуществлению метапрофессиональных деятельностей, а именно – исследования, проектирования, оргуправления, стратегирования.

Таким образом, всеобъемлющий антропологический смысл профессионального образования – это становление субъекта собственной деятельности, его позиционирование в условиях современной информационной среды. Ключевую роль в данном случае играет владение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, умение вырабатывать в них собственную позицию. Данные качественные характеристики имеют именно антропологический смысл, и в тоже время являются базовыми условиями успешного профессионального развития, т.к. подлинно профессиональная деятельность является сегодня одним из важнейших способов личностного бытия человека. В рамках же традиционной системы профессионального образования соответствующая образовательная сверхзадача не обсуждается и даже не ставится в принципе.

Суть  гуманитарно-антропологического подхода в профессиональном образовании состоит в том, что своими целевыми ориентирами и ценностными основаниями он полагает практику культивирования, взращивания «собственно человеческого в человеке».  Принципиально важным в этом подходе является не вписывание индивида в наличный социум, а развитие его субъектности в жизни и деятельности и личностной позиции во взаимоотношениях с Другими.

Современный профессионал должен являться носителем новой интегральной способности, позволяющей ему: 1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельностей и ресурсов; 2) строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока еще нет места в наличном социуме; 3) становиться субъектом собственной деятельности, в том числе – гармонизировать содержание профессиональной деятельности со своей личностной позицией и ценностно-смысловыми установками той общности, в пространстве которой разворачивается его собственная деятельность.

Именно эта способность оказывается исходной инстанцией, базовым принципом интеграции и сохранения, буквально – спасения всего многообразия свойств «собственно человеческого в человеке».

Литература

  1. Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18-19 декабря 2020 года / ред. коллегия: С. В. Мыскин (отв. ред.), Е. Ф. Тарасов, В. Т. Кудрявцев. – Электрон, текстовые дан. (10 МВ). – М.: ООО «Агентство социально- гуманитарных технологий», 2020. – 198 с. – Режим доступа: http//www.psycholinguistic.ru. – Загл. с экрана.

References

1.        Kul’turno-istoricheskie tendencii razvitija professional’noĭ dejatel’nosti [Jelektronnyĭ resurs] : Materialy mezhdunarodnoĭ nauchno-prakticheskoĭ konferencii. Moskva, 18-19 dekabrja 2020 goda / red. kollegija: S. V. Myskin (otv. red.), E. F. Tarasov, V. T. Kudrjavcev. – Jelektron, tekstovye dan. (10 MV). – M.: OOO «Agentstvo social’no- gumanitarnyh tehnologiĭ», 2020. – 198 s. – Rezhim dostupa: http//www.psycholinguistic.ru. – Zagl. s jekrana.

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)