Рябова М.Э.1, Зубкова Я.В.2
Рябова М.Э.
Московский городской педагогический университет
е-mail: ryabovame@mail.ru
Зубкова Я.В.
Московский городской педагогический университет
е-mail: yanazubkova@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Е.Ф. ТАРАСОВА К РАССМОТРЕНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГЕРА В ДИНАМИКЕ СЕТЕВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Актуализируется языковая личность блогера, включенная в цифровое медиапространство, коммуникативные границы которого нивелированы. Рассматривается блогосфера как разновидность коммуникации в виртуальной реальности, обладающей специфическим воздействующим потенциалом на языковое сознание и картину мира всех участников коммуникации. Интерактивные технологии современных медиа втягивают массовую аудиторию в блогосферу, незримо разделенную на белую и серые части, коммуникативные импликатуры которых не распознаются реципиентом. Выявлена нелинейная культурная матрица блогосферы, формируемая рандомно языковой личностью блогера, втягивающая в поле своего воздействия реципиента. Обозначены ключевые аспекты языковой личности блогера сквозь призму его речевой деятельности, включая сопряженность понятий «языковое сознание» и «языковая личность». Сделаны выводы о существенном влиянии блогосферы на картину мира и языковое сознание коллективного субъекта, что представляет опасность необратимости ценностных ориентиров личности.
Ключевые слова: языковая личность, языковое сознание, блогер, медиапространство, блогосфера.
Ryabova M.E., Zubkova Y.V.
E. F. TARASOV’S METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ANALYSIS LINGUISTIC PERSONALITY OF A BLOGGER IN THE DYNAMICS OF THE NETWORK MEDIA SPACE
Abstract. The linguistic personality of the blogger is updated, included in the digital media space, the communicative boundaries of which are leveled. The blogosphere is considered as a type of communication in virtual reality, which has a specific impact on the linguistic consciousness and worldview of all participants in communication. Interactive technologies of modern media draw the mass audience into the blogosphere, invisibly divided into white and gray parts, the communicative implicatures of which are not recognized by the recipient. A nonlinear cultural matrix of the blogosphere has been identified, formed randomly by the linguistic personality of the blogger, drawing the recipient into the field of its influence. The key aspects of the blogger’s linguistic personality are identified through the prism of his speech activity, including the conjugacy of the concepts of “linguistic consciousness” and “linguistic personality”. Conclusions are drawn about the significant influence of the blogosphere on the picture of the world and the linguistic consciousness of the collective subject, which poses a danger of irreversibility of the individual’s value orientations.
Keywords: linguistic personality, linguistic consciousness, blogger, media space, blogosphere.
Введение
В усложняющихся процессах информационного общества особое место занимает коммуникация, осуществляющаяся в медиапространстве. Неординарность цифровых коммуникаций заключается не только в отсутствии заданности конкретного места и режима реального времени, но и в конвергенции медиа в сетевом пространстве. Важнейшей частью медиареальности стала блогосфера, популярность которой обусловлена ее социокультурной значимостью и востребованностью от индивидуального до коллективного субъекта [7]. Блоги обладают набором параметров, позволяющих рассматривать их в качестве разновидности коммуникации в цифровом медиапространстве, которая привлекает субъекта быстрым получением информации, а также субъективированным характером. Развитие блогосферы в динамике медиапространства обеспечивает артикуляцию опыта каждого отдельно взятого индивида, вовлеченного в блоговую коммуникацию, создавая некую культурную матрицу, оказывающую огромное воздействие на личность в целом, включая развитие специфических средств речевой деятельности в блогосфере и изменения личностных характеристик блогеров. Отражение языковой личности блогера, его картины мира, материализованной в мысли, которая благодаря новому витку эволюции общества реализуется цифровыми средствами выражения высказывания, в связи с масштабами распространения, требует специального изучения. Цель исследования заключается в осмыслении ключевых аспектов языковой личности блогера сквозь призму его речевой деятельности, варьирующейся в динамике сетевого медиапространства.
Методология исследования
Научные теории описывают изменения в культуре, обусловленные механизмами социального поведения, различия которых хотя и объясняются противоречивыми аргументами, но главным инструментом среди них признается язык. Учитывая факт, что убедительной и исчерпывающей теории на сегодняшний момент пока не создано, сосредоточимся лишь на реалиях современных представлений о речевой деятельности, преломив их сквозь призму блоговой коммуникации. В этой связи хотелось бы выделить теорию речевого общения Е.Ф. Тарасова [9] и авторов целого ряда работ [4; 6; 12], идеи которых будут основополагающими для данного исследования, так как в центре их внимания находится проблематика отношений между мыслью и речью субъекта коммуникативной деятельности.
Исходными методологическими посылками выступают, во-первых, положение о том, что «при анализе речевого общения необходимо в каждом конкретном случае найти ту деятельность, в структуре которой развертывается анализируемое общение» [9, с. 32].
Во-вторых, утверждение, что речевая деятельность рассматривается как превращенная форма образов сознания [там же]. Проецируя высказанную мысль применительно к заявленной проблематике, то приходим к следующему. Если рассматривать речевую деятельность в блогосфере как превращенную форму деятельности, значит признавать ее самостоятельный онтологический статус. Такое рассуждение подводит нас к различию предметной реальности (мира объектов) и деятельности субъекта (мира сознания). Е.Ф. Тарасов указывал на сложность речевой деятельности, многоаспектность которой целесообразно анализировать, применяя триангуляционный подход [10, с. 363]. Эффективность триангуляции связывается с возможностью применять разные способы представления данных с целью наиболее полного знания об исследуемом явлении.
Кроме того, к методологической базе исследования следует отнести метод полифонии М.М. Бахтина, благодаря которому содержание речевого высказывания постигается с позиции всех потенциальных субъектов коммуникации [1].
Центральную позицию в исследовании занимают также методы интерпретации и обобщения, позволившие выявить закономерности взаимодействия мышления, языка и реальной картины мира блогеров; социокультурный подход (А.С. Ахиезер), способствующий осмыслению тенденций изменений смысловых значений языковой личности блогера.
Ключевые понятия
Категориям «языковая личность», «языковое сознание» и смежными с ними понятиями посвящено значительное число работ, имеющих общеметодологическую и узко концептуальную направленность (2, 3, 10, 12 и др.). Однако различные аспекты каждого из этих терминов обновляются в соответствии с духом времени и требуют своего уточнения. Нельзя не заметить, что ключевым словом в этих терминах выступает язык, который, согласно мысли Е.Ф. Тарасова, связан с образами сознания, формируемыми и овнешняемыми ассоциативными полями [11, c. 24]. Носителем языкового сознания является языковая личность, понимаемая, вслед за Ю.Н. Карауловым, как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений» [5, c. 3]. Исследование языковой личности неизбежно вовлекает ученых в междисциплинарное знание. Важно подчеркнуть, что лингвисты, проводя исследования языковой личности в зависимости от используемого человеком лексикона, выделили два уровня воздействия на сознание: психологический и социальный [8]. В литературе отмечается, что инородная культура встраивается на психологическом уровне в систему представлений личности о мире и самом себе, искажая тем самым и представление о мире у реципиента высказывания [там же]. Что же касается социального уровня, он затрагивает национальный менталитет, вызывая деформации, размывая нравственные установки человека.
Языковое сознание можно определить как осознание и использование языковых средств для достижения определённых целей в коммуникации. К основным языковым средствам можно отнести следующие компоненты.
- Лексический выбор. Блогеры часто используют специфическую лексику, которая может варьироваться в зависимости от тематики блога (мода, путешествия, технологии и т.д.). Выбор слов может отражать их личный стиль и привлекать целевую аудиторию.
- Синтаксические конструкции: Структура предложений также играет важную роль. Простые и короткие предложения могут сделать текст более доступным, тогда как сложные конструкции могут создавать впечатление глубины и профессионализма.
- Стиль общения. Блогеры могут выбирать между формальным и неформальным стилем, в зависимости от контекста и аудитории. Неформальный стиль часто используется для создания близости и доверия между автором и читателями.
- Эмоциональная окраска. Использование эмоций в языке помогает установить связь с аудиторией. Блогеры часто применяют эмодзи, восклицательные знаки и другие средства для передачи своих чувств и переживаний.
С позиций социокультурной лингвистики, перечисленные языковые средства выстраиваются в полифоническую схему оппозиций «свой – чужой», представляя собой многомерное образование, специфика которого своеобразно выражена в цифровом пространстве блога.
Специфика языковой виртуальной личности блогера
Медиапространство блогосферы представляет собой субъективированную речевую деятельность, специфика которой структурирована неоднозначными характеристиками, появившимися вследствие развития мультимедиа и их возможностей. В частности, такие параметры, как анонимность, условность, гипертекстуальность позволяют сознанию индивида перейти на качественно другую ступень абстракции, осуществляя взаимодействие с виртуальными личностями, создаваемыми ими самими. Ведь сегодня любой человек может выступать в роли блогера и формировать содержание языковой личности, погруженной в виртуальную реальность блога. Можно выделить ряд основополагающих факторов, оказывающих существенное влияние на речевую деятельность блогера.
Блогеры выражают субъективные взгляды, собственный опыт, свое отношение к определенному вопросу и идентичности через язык. Это может включать в себя использование диалектов, жаргона или специфических терминов, которые подчеркивают их уникальность. Осуществляя коммуникативную деятельность в реальности искусственного мира, созданного электронными технологиями, языковая личность пытается позиционировать себя, часто сознательно искажая действительное положение дел, например, изменяя свой гендер, приоритеты, социальный статус. Исходя из этого, можно говорить об отчуждении реального «Я» в блогосфере.
Важным аспектом выступает иллюстрация понимания своей аудитории и ее предпочтений. Блогеры адаптируют свой язык и стиль в зависимости от того, кто их реципиент: молодежь, профессионалы или широкая публика. Мотивацией такого поведения выступают преследуемые цели. В речевой деятельности виртуальная личность обладает возможностью управления впечатлением о себе, манипулируя восприятием реципиента, что влияет на личностную идентификацию и, фактически, формирует новый тип личности.
Языковое сознание блогера также подвержено влиянию текущих трендов и культурных изменений. Использование популярных фраз, мемов и сленга помогает оставаться актуальным и привлекать внимание.
Технические возможности современных реалий позволяют использовать разнообразные платформы и форматы (Telegram, YouTube, TikTok), обладающие своими особенностями и требованиями к языковому оформлению. Блогеры адаптируют своё языковое сознание в зависимости от формата контента (видео, текст, изображения).
Следовательно, речевая деятельность блогера в медиапространстве выступает наиболее влиятельным источником на взгляды реципиента. При известном разделении медиапространства на белую и серые части, представленные официальными и частными лицами, следует выделить языковую личность блогера, коммуникативный контекст которой формируется заданными смыслами. Личностные образы приобретают дополнительные коннотативные значения, фиксируемые в языковом сознании на личностном уровне.
Выводы
Языковое сознание блогера является сложным и многогранным явлением, которое формируется под воздействием личных, культурных и социальных факторов. Оно играет ключевую роль в установлении связи с аудиторией и влияет на её восприятие и поведение. В коммуникативном пространстве блогосферы происходит наложение языковых образов всех участников коммуникации, неизбежно трансформирующего смысловые значения языковой личности, создавая ее вариативные типы. В условиях быстро обновляющегося медийного ландшафта понимание языковой личности блогера становится первостепенным для изучения современных коммуникационных процессов и их проникновения в сознание коллективного субъекта.
Литература
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Эксмо, 2017. 640с.
- Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма. М.-Харьков: Институт языкознания РАН и ИД ИНЖЭК, 2003. 450 с.
- Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. 286 с.
- Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543с.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3–5.
- Костюков А.А. Языковое сознание и его роль в коммуникации // Журнал лингвистических исследований, 2018. № 12(3). С. 45–58.
- Рябова, М.Э. Языковая личность блогера в современной коммуникации / М. Э. Рябова // Организационная психолингвистика. – 2018. № 1(1). С. 3. EDN XWLSOT.
- Сахарова Н.Г., Дмитриева О.П. Английские заимствования в русском языке как результат изменения Я-концепции нации // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 4. EDN WPOZGJ.
- Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный к защите на соискание ученой степени доктора филологических наук. М.: Институт языкознания РАН, 1992. 56 с.
- Тарасов Е.Ф. Производство речи в теории речевого общения // Per linguam ad communicationem. Ключевые вопросы лингвистической теории в режиме дискуссии. Коллективная монография, под ред. А.В. Вдовиченко, Е.Ф. Тарасова, И.В. Журавлева. М.: Институт языкознания РАН, 2019. С. 350–363.
- Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. С. 24–32.
- Уфимцева Н.В. Ядро языкового сознания русских // Межкультурная коммуникация и перевод. М.: МОСУ, 2022. С. 9–12.
References
- Bahtin M.M. Problemy pojetiki Dostoevskogo. [Problems of Dostoevsky’s poetics]. Moscow: Jeksmo, 2017. 640 p.
- Goroshko E.I. Jazykovoe soznanie: gendernaja paradigma. [Linguistic consciousness: gender paradigm]. Moscow-Har’kov: Institut jazykoznanija RAN i ID INZhJeK, 2003. 450 p.
- Dzjuba E.V. Lingvokognitivnaja kategorizacija v russkom jazykovom soznanii. [Linguocognitive categorization in Russian linguistic consciousness]. Ekaterinburg: Ural’skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2015. 286 p.
- Zalevskaja A.A. Slovo. Tekst. Izbrannye trudy. [Word. Text. Selected works]. Moscow: Gnozis. 2005. 543 p.
- Karaulov Ju.N. Russkaja jazykovaja lichnost’ i zadachi ee izuchenija [Russian linguistic personality and tasks of its study] // Jazyk i lichnost’. Moscow: Nauka. 1989. pp. 3-5.
- Kostjukov A.A. Jazykovoe soznanie i ego rol’ v kommunikacii [Linguistic consciousness and its role in communication] // Zhurnal lingvisticheskih issledovanij, 2018. № 12(3). pp. 45–58.
- Rjabova M.Je. Jazykovaja lichnost’ blogera v sovremennoj kommunikacii [The linguistic personality of a blogger in modern communication] // Organizacionnaja psiholingvistika. 2018. № 1(1). P. 3. EDN XWLSOT.
- Saharova N.G., Dmitrieva O.P. Anglijskie zaimstvovanija v russkomjazyke kak rezul’tat izmenenija Ja-koncepcii nacii [English borrowings in the Russian language as a result of changes in the self-concept of the nation] // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. T. 8, № 2. P. 4. EDN WPOZGJ.
- Tarasov E.F. Problemy teorii rechevogo obshhenija: Nauchnyj doklad po opublikovannym trudam, predstavlennyj k zashhite na soiskanie uchenoj stepeni doktora filologicheskih nauk. [Problems of the theory of speech communication]. Moscow: Institut jazykoznanija RAN. 1992. 56 p.
- Tarasov E.F. Proizvodstvo rechi v teorii rechevogo obshhenija [Speech production in speech communication theory] // Per linguam ad communicationem. Kljuchevye voprosy lingvisticheskoj teorii v rezhime diskussii. Kollektivnaja monografija, pod red. A.V. Vdovichenko, E.F. Tarasova, I.V. Zhuravleva. M.: Institut jazykoznanija RAN. 2019. pp. 350–363.
- Tarasov E.F. Aktual’nye problemy analiza jazykovogo soznanija [Current problems in the analysis of linguistic consciousness] // Jazykovoe soznanie i obraz mira / otv. red. N. V. Ufimceva. M.: IJa RAN. 2000. pp. 24–32.
- Ufimceva N.V. Jadro jazykovogo soznanija russkih [The core of Russian linguistic consciousness] // Mezhkul’turnaja kommunikacija i perevod. Moscow: MOSU. 2022. pp. 9–12.