ПОДХОД Е.Ф. ТАРАСОВА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Ильина В.А.1, Нистратов А.А.2

Ильина В.А.

Российский новый университет
е-mail: violette-viola@inbox.ru

Нистратов А.А.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
е-mail: a.nistratov@mail.ru

ПОДХОД Е.Ф. ТАРАСОВА К ИССЛЕДОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Аннотация. Статья посвящена описанию подхода Е.Ф. Тарасова к исследованию содержания ценностей в языковом сознании. В основе которого лежит представление о содержании общечеловеческих ценностей, как формирующегося и функционирующего на разных уровнях сознания (уровне общественного сознания, обыденного сознания профанных носителей культуры, промежуточном уровне общественного сознания), а также о трансформации содержания общечеловеческих ценностей в личностные ценности представителя определенной культуры.

 Ключевые слова: содержание ценностей, постоянный компонент, переменный компонент, личностная ценность, антиценность, языковое сознание, значение.

Ilyina V.A., Nistratov A.A.

E.F. TARASOV’S APPROACH TO THE VALUES CONTENT STUDY IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS

Abstract. The article is devoted to the description of E.F. Tarasov’s approach to the study of the values content in language consciousness. It is based on the idea that the human values content is formed and existed at different levels (the level of public consciousness, the ordinary consciousness of profane cultural representaitves, the intermediate level of public consciousness), as well as the transformation of the universal human values content into personal values. Constant and variable components are distinguished in the content of the personal values.

Keywords: values content, regular component, variable component, personal value, anti-values, language consciousness, meaning.

Введение

Что такое ценность и каково отношение к ней в определенный исторический период развития общества? Остается ли ее содержание неизменным или социально-психологическое время, репрезентированное в языке как ситуативно-темпоральное значение [4], влияет на содержание этой ценности? Ценность является базовым структурным компонентом ценностного каркаса сознания носителя определенной культуры, а поэтому очень сложно переоценить важность исследования базовых ценностей и антиценностей носителей русской культуры на всех этапах развития российского общества. Еще в античности полагали, что значения лексем формируются или «по природе» (дом, окно, дверь), или «по договору» (комбатант, плутократия, секуляризация). Среди последних существует группа лексем, значение которых для общества конструируется в условиях социального контроля – это, прежде всего, так называемые социальные ценности (добро, зло, достаток благополучие и т.п.). Содержание социальных ценностей конструируется общественными институтами всех социумов у тех предметов, действий и явлений, которые становятся социально значимыми в процессе вовлечения их в совместную человеческую деятельность: физические объекты, таким образом, получают социальную определенность, которая отсутствует у них по природе. Социальные ценности служат для членов общества ориентирами поведения людей, адаптированного к требованиям социума.

Для лингвистического анализа содержания ценности важно иметь в виду, что это содержание конструируется от имени социума общественными институтами и существует как в эталонной (в толковых словарях и трактатах философов), так и в индивидуальной форме (в индивидуальном сознании).

В связи с этим в аксиологии используется представление о трех формах ценностей: как общественный идеал – содержание, соотнесенное с должным; как объективированная форма в виде материальных и духовных произведений и поступков людей; как часть психологической структуры личности в форме источников мотивации ее поведения.

По разным критериям ценности делят на «позитивные» – «негативные», «относительные» (почитание предков в некоторых этносах) – «абсолютные» (зло–добро), «субъективные» (пивная релаксация в конце недели для европейских мужчин) – «объективные» (образование в европейском культурном регионе). По критерию содержания различают ценности вещные, логические (истина), эстетические (прекрасное), этические (добро) и т.п.

При анализе ценностей наибольшее применение имеет разделение их на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности функционируют при оценке и выборе целей деятельности (по критерию желательности, привлекательности, должного), инструментальные – при оценке и выборе модуса деятельности и допустимых способов их достижения (ответственный, умный, отважный и т.п.).

Прежде чем обратиться к описанию подхода к исследованию этнического содержания общечеловеческих ценностей, обозначенного Е.Ф. Тарасовым, а также указать на перспективы его развития, хотелось бы сказать несколько слов о необыкновенной личности моего учителя. В далёкие 2000-е годы, как отмечает В.А. Ильина, в аспирантскую бытность состоялось их знакомство, которое со временем переросло в теплые взаимоотношения научного руководителя, мудрого наставника на нелегком пути становления молодого ученого, а потом уже и в профессиональную коммуникацию коллег, разделяющих общие научные взгляды. Совместная работа по ценностям началась примерно в 2010 году, когда впервые в процессе реализации гранта (грант РГНФ 14-04-12021В «Информационная исследовательская база современного русского языка по материалам словаря-справочника «Общечеловеческие ценности в русском языковом сознании»») возникла мысль о необходимости формирования подхода к исследованию ценностей с позиции московской психолингвистической школы. Именно тогда у Е.Ф. Тарасова [5] появляется идея об исследовании содержания ценностей на трех уровнях сознания. Она же станет основой для создания словаря, который одновременно является и учебным пособием для тех, кто знакомится и изучает русскую культуру, и справочным источником, предназначенным для специалистов в области лингвистики, а также широкого круга читателей, интересующихся актуальным содержанием общечеловеческих ценностей.

Согласно точке зрения Е.Ф. Тарасова исследование этнического содержания общечеловеческих ценностей предполагает их анализ на трех уровнях сознания, а именно на уровне общественного сознания, на уровне обыденного сознания профанных носителей культуры, а также на промежуточном уровне общественного сознания [5], что находит свое отражение в языке.

По мнению Е.Ф. Тарасова, официальный уровень общественного сознания выражается в языке в виде семантических компонентов содержания ценности и антиценности, репрезентированных в энциклопедических источниках. Анализ содержания промежуточного уровня общественного сознания осуществляется при помощи описания семантических компонентов содержания ценности, которые заключаются в лексикографических источниках. Анализ обыденного уровня общественного сознания реализуется при помощи описания содержания паремий, представленных в паремиологическом фонде русского языка, а также на основе результатов интерпретации ассоциативных полей, выявляемых в ходе психо-семантического эксперимента, представленных в форме семантических пространств, профилей оценок содержания ценностей и антиценностей

  1. Общечеловеческие ценности и антиценности

Как уже было отмечено выше, подход Е.Ф. Тарасова стал основой для исследования общечеловеческих ценностей в формате двух базовых групп: ценностей и антиценностей. В исследовании 68 базовых ценностей и антиценностей носителей русской культуры были описаны не только компоненты их содержания на трех уровнях сознания, но и была выявлена степень близости тех или иных ценностей и антиценностей, что позволило их описывать не только как единичные объекты, но и как мини-группы, обладающие общими семами значений. При этом также была выявлена и степень их удаленности друг от друга. Прагматическая значимость работы обусловлена состоянием аксиологического сознания российского социума, претерпевшего за последние 20 лет существенные трансформации, начавшиеся с распадом СССР. Естественно ожидать, что эти трансформации коснутся прежде всего отношения к ценностям и их содержанию. Предварительный анализ позволяет с определенной осторожностью предполагать, что сейчас в России существуют, по крайней мере, три поколения россиян, у которых весьма различно отношение к ценностям и их содержанию. В определенной степени различно отношение к ценностям у 20-летних, которые жили только в постсоциалистическую эпоху, 40-летних, развитие аксиологического сознания которых прошло при социализме и капитализме, и 60-летних, социалистическое сознание которых складывалось в первые 40 лет жизни, а последние 20 лет подвергалось трансформации в условиях дикого капитализма. Результаты исследования были оформлены в виде словаря базовых ценностей носителей русской культуры.

Рассмотрим подробнее, какие возможности открывает словарь для пользователей. Каждая ценность описывается на нескольких уровнях. Прочитав эти описания, мы можем составить себе представление о содержании базовых ценностей носителей русского языка.

В словарной статье на первом и втором уровнях приводятся результаты компонентного анализа содержания ценностей, чтобы показать какими значениями обладает данная ценность в дефинициях, предлагаемых в лексикографических и энциклопедических источниках. На третьем уровне приводятся примеры из национального корпуса русского языка, которые также позволяют показать, как употребляются названия ценностей в обычной речи.

На уровне анализа содержания пословиц описываются те значения ценностей, которые они имели для предыдущих поколений, что позволяет нам при необходимости сопоставить их и выявить ценностные ориентации в прошлом и настоящем.

На уровне анализа ассоциативного эксперимента рассматриваются слова, с которыми ценности вступают в связь, т.е. с какими словами ассоциируется конкретная ценность в сознании носителей русского языка.

На уровне психосемантического эксперимента описывается оценка содержания базовых ценностей в сознании носителей русского языка, а при помощи дендрограмм показаны связи отдельных ценностей друг с другом в сознании русских. Использование психосемантического метода исследования позволяет выявить устойчивые представления респондентов об исследуемых объектах. Речь идет о таких представлениях, которые не являются непосредственным отражением актуального эмоционального или социально-психологического состояния людей, а которые нелегко поддаются быстрому изменению, поскольку сформировались главным образом на основе устоявшихся стереотипов, мифов.

Картинки как иллюстративный материал визуализируют содержание базовых ценностей и наглядно демонстрируют их значимость в сознании русских [2].

  1. Личностные ценности и антиценности

Анализ содержания ценности с опорой на подход, предложенный Е.Ф. Тарасовым, позволяет нам описать структуру содержания общечеловеческих ценностей в сознании и их репрезентацию в языке. Общечеловеческие ценности существуют как теоретический конструкт до того момента, как их присваивает личность в процессе ценностной ориентации, осмысляет, тогда мы уже говорим о личностных ценностях. В отечественных теоретических концепциях второй половины XX века при исследовании психологической природы ценностей вводятся «практически тождественные понятия «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам» [7]. В этой связи нам необходимо упомянуть тот факт, что несмотря на наличие большого количества различных трактовок понятия «личность» мнения совпадают в отношении ведущей характеристики личности, а именно ее направленности. Ценности при этом выступают в роли объекта направленности, выполняют функцию «ценностных ориентаций», которые вслед за В.П. Тугариновым [6] определим как направленность личности на те или иные ценности. Другими словами, под «ценностной ориентацией личности» подразумевается «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский) личности, определяющая и формирующая ее ценностную ориентацию под влиянием общества.

Мы полагаем целесообразным не отождествлять «ценностную ориентацию личности» и «личностные ценности», а рассматривать их как разные стадии одного процесса, точнее «ценностную ориентацию» как начальную стадию, а «личностные ценности» как заключительную стадию (результат) процесса интериоризации ценности. При этом на первый план выходят мотивы и потребности, которые играют ключевую роль при формировании «личностной ценности» как «индивидуально-личностного эквивалента» [1] универсальной ценности, который, по сути, во-первых, является реальным представлением о ней, во-вторых, отличается от социально-одобряемого (общепринятого) содержания ценности. В этой связи мы полагаем логичным выделить постоянный и переменный компоненты на каждом из трех уровней сознания (уровень общественного сознания, уровень обыденного сознания профанных носителей культуры, промежуточный уровень общественного сознания), овнешненных в языке, для описания содержания общечеловеческой ценности как личностной ценности.

  1. Постоянный и переменный компоненты содержания ценности

Исходя из положения о том, что содержание ценности состоит из двух компонентов, а именно константного, то есть та часть содержания, которая коррелирует со значением (концепция А.Н. Леонтьева) как общепринятой, универсальной, социально-одобряемой части содержания, которая выступает в качестве основы для совместной деятельности представителей разных культур. А под переменным подразумевается компонент, который коррелирует со смыслом, то есть усвоенное значение ценности, осмысляется и выражается в языке. Осмысление детерминируется как культурной принадлежностью, так и психологическими особенностями личности [3]. Слова, овнешняя значение и смысл в языке, формируют семантические поля. При этом структура семантического поля определяется ядерной зоной и периферийной зоной. В ядерной зоне будут слова, значение которых оценивается как универсальное для всех носителей определенной культуры, в периферийной зоне находятся слова, которые обладают данным значением, но с точки зрения определенных носителей данной культуры, то есть с учетом их социально-психологических особенностей. Ядро описывается на основе лексикографических и энциклопедических источников, а периферийная зона определяется экспериментально. Описание компонентов периферийной зоны является основанием для выявления актуальной оценки ценностей (в том числе ее темпоральной характеристики), динамики изменения их содержания [3].

Заключение

В итоге отметим, что трудно переоценить вклад, который внес Е.Ф. Тарасов в становление и развитие современной психолингвистики в русле Московской психолингвистической школы, в подготовку и защиту огромного количества кандидатов и докторов наук, в разработку новых подходов к исследованию актуальных проблем современного общества. Так, например, укажем на исследование ценностей как духовно-нравственной основы, играющей основополагающую роль в процессе формирования личности. «В социуме конкретного этноса содержание общечеловеческих ценностей (ОЦ) формируется и функционирует на разных уровнях:

— на уровне общественного сознания, которое овнешняется в виде текстов, задающих этические прескрипции для социальных взаимодействий членов этноса;

— на уровне обыденного сознания профанных носителей культуры, которые адаптируют официальные прескрипции к условиям своей индивидуальной жизнедеятельности (ценностные ориентиры);

— на промежуточном уровне в сознании составителей статей в общедоступных толковых словарях русского языка, обобщающих функционирование ОЦ в речевой и неречевой практике профанных носителей языка и культуры; статьи в этих словарях (типа словаря И.С. Ожегова) отображают представления авторов о содержании ОЦ в сознании профанных носителей культуры» [2]. Общечеловеческие ценности присваиваются личностью в процессе ценностной ориентации, осмысляются и трансформируются в личностные ценности, при этом в их содержании на каждом из трех уровней сознания выделяются постоянные (общепринятая часть содержания) и переменные компоненты, определяющиеся социально-психологическими особенностями личности.

 

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., – 1989. – С.426-433.
  2. Вашунина И.В., Дронов В.В., Ильина В.А., Маховиков Д.В., Нистратов А.А., Нистратова С.Л., Ощепкова Е. С., Тарасов Е.Ф. Базовые ценности носителей русской культуры: учебное пособие для студентов иностранцев. – Москва: РУДН, 2020. – 479 с.
  3. Ильина В.А., Вашунина И.В. Социально-психологический подход к определению структуры ценностей Язык. Сознание. Коммуникация: методология и гуманитарные практики (вызовы современности). Материалы II Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 8–11 апреля 2024 г. / Ред. коллегия: Н.В. Уфимцева (отв. ред.), В.В. Красных, И.Ю. Марковина, О.В. Балясникова, С.В. Дмитрюк. – М.-Ярославль: Канцлер, 2024. – 302 с.
  4. Ильина В.А. Одиночество в языковом сознании носителей русской и английской культур – М.: МГОУ, –2011. – 416 с.
  5. Тарасов Е.Ф. Общечеловеческие ценности: проект исследования // Вопросы психолингвистики. – М.: Институт языкознания РАН, – 2012. – № 1 (15) – С. 9–17.
  6. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. — Л.: Изд-во ЛГУ, – 1968. – 124 с.
  7. Шадрин Н.С. Психология личностных ценностей. – Павлодар: Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова. – 2003. –103 с.

 

References

  1. Ancyferova L.I. Psixologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti // Chelovek v sisteme nauk. Moskva. 1989. S.426-433.
  2. Vashunina I.V., Dronov V.V., Il`ina V.A., Maxovikov D.V., Nistratov A.A., Nistratova S.L., Oshhepkova E. S., Tarasov E.F. Bazovy`e cennosti nositelej russkoj kul`tury`: uchebnoe posobie dlya studentov inostrancev. Moskva. 2020. 479 s.
  3. Il`ina V.A., Vashunina I.V. Social`no-psixologicheskij podxod k opredeleniyu struktury` cennostej Yazy`k. Soznanie. Kommunikaciya: metodologiya i gumanitarny`e praktiki (vy`zovy` sovremennosti). Materialy` II Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem. Moskva, 8–11 aprelya 2024 g. / Red. kollegiya: N.V. Ufimceva (otv. red.), V.V. Krasny`x, I.Yu. Markovina, O.V. Balyasnikova, S.V. Dmitryuk. M.-Yaroslavl`: 2024. Kanczler. 302 s.
  4. Il`ina V.A. Odinochestvo v yazy`kovom soznanii nositelej russkoj i anglijskoj kul`tur. M.: 2011. MGOU. 416 s.
  5. Tarasov E.F. Obshhechelovecheskie cennosti: proekt issledovaniya // Voprosy` psixolingvistiki. M.: 2012. Institut yazy`koznaniya RAN. № 1 (15). S. 9-17.
  6. Tugarinov V.P. Teoriya cennostej v marksizme. — L.: Izd-vo LGU. 1968. 124 s.
  7. Shadrin N.S. Psixologiya lichnostny`x cennostej. Pavlodar: 2003. Pavlodarskij gosudarstvenny`j universitet im. S. Toraigy`rova. 103 s.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)