Логотип вуза как креолизованный текст

Вашунина И.В.

Московский государственный
лингвистический университет
е-mail: vashunina@yandex.ru

ЛОГОТИП ВУЗА КАК КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ

 

Статья представляет результаты исследования логотипов высших учебных заведений. Основная цель статьи – характеристика образования смысла креолизованного текста логотипа. Материалом исследования послужили 108 логотипов московских вузов. Логотип состоит из двух конституентов: вербальной и визуальной составляющей. Вербальная составляющая обычно представляет собой название вуза, реже содержит дополнительные сведения. Смыслообразование логотипа всегда происходит на базе вербальной составляющей, которая может рассматриваться как логический субъект. Иконическая составляющая представляет собой высказывание об этом субъекте, то есть, является логическим предикатом. Логотипы несут информацию о упорядоченности (чаще) или свободе, раскрепощенности, могут информировать о том, что данный вуз является российским вузом по названию или по своей функции, подчиняется государственным министерствам и ведомствам, а не только Министерству образования,  является классическим вузом, обычно с долгой историей, это место, где дают полное, законченное, гармоничное образование, является серьезным учреждением, там набираются знаний, приобретают мудрость, это место, где развиваются, растут, увеличивают свою багаж, это место, где учатся, это место, где учатся чему-то конкретному. В настоящее время при оформлении логотипов происходит смена когнитивной парадигмы (представление информации по выбору адресата) на психолингвистическую (создание образов, воздействующих на адресанта).

Ключевые слова: психолингвистическая парадигма, логотип вуза, креолизованный текст, визуальная составляющая креолизованного текста, семантика формы, семантика цвета.

I.V. Vashunina

LOGO OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CREOLIZED TEXT

The article presents the results of a study of logos of higher educational institutions. The main purpose of the article is to characterize the formation of the meaning of the creolized logo text. The material of the study was 108 logos of Moscow universities. The logo consists of two components: a verbal and a visual component. The verbal component is usually the name of the university, less often it contains additional information. The meaning of the logo is always based on the verbal component, which can be considered as a logical subject. The iconic component is a statement about this subject, that is, it is a logical predicate. Logos carry information about the order (often) or freedom, emancipation, can inform that this University is a Russian university by name, or by its function, subject to government ministries and departments, and not only to the Ministry of education, is a classical University, usually with a long history, this is the place where a full, complete, harmonious education is given, it is a major institution, where students require knowledge, gain wisdom, this is the place where you develop, grow, increase their  luggage of knowledge, it’s a place to learn, this is the place, where they learn something specific. Currently, when designing logos, there is a change in the cognitive paradigm (the presentation of information on the choice of the addressee) to the psycholinguistic one (the creation of images that affect the addressee).

Keywords: psycholinguistic paradigm, logos of higher educational institutions, creolized text, iconic component of the creolized text, form semantics, color semantics.

Все логотипы состоят из двух компонентов: вербального и иконического. При этом иконический компонент обычно пространственно доминирует, а основную информацию несет вербальный текст (в нашем исследовании это название вуза). Без названия человек, не знакомый с конкретным логотипом, не сможет связать его с данным учебным заведением. Поэтому смыслообразование логотипа всегда происходит на базе вербальной составляющей, которая может рассматриваться как логический субъект. Иконическая составляющая представляет собой высказывание об этом субъекте, то есть, является логическим предикатом. Общий смысл логотипа условно может быть вербализован как: это университет, он такой-то, обладает такими-то качествами, учит тому-то.

Логотипы с лингвистической точки зрения являются одним видов креолизованных текстов. Такая классификация логотипов объясняет их принцип смыслообразования. Креолизованные тексты представляют собой синтез двух или нескольких составляющих, которые воспринимаются, находясь под взаимным влиянием. Установлено, что при конструировании смысла креолизованного текста возникает системный эффект [4]. На сегодняшний момент исследований креолизации логотипов не существует. Они должны проводиться экспериментальным путем. Данная работа представляет результаты подготовительного этапа экспериментального исследования – характеристику вербальной и визуальной составляющих креолизованного текста логотипа, а также конструирование смысла логотипа на основе принципа композиционности (без учета системного эффекта).

Материалом исследования послужили логотипы 108 московских вузов. Рассматривались эмблемы вузов на первой странице их официальных сайтов. В некоторых случаях цветовая гамма логотипа менялась со временем, объектом изучения были актуальные данные.

Логотипы вузов состоят из двух конституентов: вербальной и иконической. В вербальной составляющей присутствует название вуза. Это может быть полное название с ведомственной принадлежностью, что встречается редко, потому что выглядит громоздко и лишние детали отвлекают внимание от самого названия вуза. Например, так выглядит логотип Финансового университета при правительстве РФ (Рис. 1). Обычно название вуза приводится без ведомственной принадлежности, часто в виде аббревиатуры (Рис. 2). Иногда дается название вуза, пришедшее из узуса, как, например, в логотипах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Рис. 3), РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Так могут делать известные вузы, к которым «прилипло» это ранее неофициальное название, и они используют его потенциал. С точки зрения прагматики (в первую очередь имеется в виду узнаваемость вуза) использование «народного» названия – это эффективный шаг, потому что позволяет очень многим опознать вуз. Кроме того, такое название доказало свою пригодность, пройдя проверку временем употребления.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Название вуза может располагаться на иконической составляющей логотипа (например, рис. 2), отдельно рядом с изображением (рис. 1). Нередки случаи, когда название пишется по кругу, создавая контур логотипа или повторяя его (рис. 2). Такие логотипы имитируют печати, что придает им несколько канцелярский оттенок и по аналогии с печатью создает официальность.

Помимо названия логотип может содержать цифровое обозначение года основания. Такие логотипы имеют старые вузы, имеющие долгую историю и гордящиеся этим, как, например, МГТУ им. Баумана (рис. 4). Логотип старейшего высшего учебного заведения России МГУ тоже содержит дату. В период перестройки и постперестроечное время образовалось много вузов-однодневок, многие из которых в дальнейшем были лишены лицензии. Те вузы, которые работают и в наше время, тоже иногда (редко) указывают дату основания на своем логотипе (например, Академия управления и производства рис. 5), демонстрируя, что они смогли выстоять в жесткой конкуренции и доказать свою эффективность.

Рис. 4 Рис. 5

В отдельных случаях вербальная составляющая содержит и другие элементы: девиз вуза (в логотипе Московского университета им. С.Ю. Витте – рис. 6), латинские первые буквы названия вуза вместо иконической части (в логотипе Института бизнеса и дизайна – рис. 7), название вуза на изучаемых языках (в логотипе Института стран Востока – рис. 8).

Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8

Обратимся к анализу иконической составляющей. Сначала рассмотрим содержание изображения. По критерию представления определенного типа информации П.В. Демин выделяет семь классов логотипов [1]. В первом классе представлена национальная или региональная символика (для учреждений, подчеркивающих свою государственную значимость). Второй класс – это геральдическая символика, которая ассоциируется с древностью (указывает на долгое время существования вуза), элитарностью (гербы имели представители привилегированных слоев), а также несет определенную информацию, представленную по геральдическим канонам. Такие логотипы как бы указывают на службу государству. Третий класс логотипов базируется на антропоцентричной символике: это все, что создано человеком (от архитектурных сооружений до персонажей мифологии). Используются такие логотипы обычно учреждениями гуманитарного профиля, вузами в сфере культуры и искусства. Четвертый класс логотипов использует отраслевую символику и обычно используется узкоспециальными отраслевыми вузами. Символика пятого класса – общепринятая образовательная. Шестой класс логотипов использует природную символику, которая может быть как регионально обусловленной, так и отраслевой. В седьмом классе логотипов используются операциональные символы, куда отнесены как геометрические формы, так и различные декоративные элементы, а также вербальные обозначения (не названия вузов). Все эти классы логотипов, конечно же, обнаруживаются и на нашем материале (например, класс 1 – рис. 1, класс 2 – рис. 4, класс 3 – рис. 8, класс 4 – рис. 3, класс 5 – рис. 6, класс 6 – рис. 30, класс 7 – рис. 7).

В целях проводимого исследования, однако, более пригодной видится прагматическая классификация. В ней должно быть учтено только то, что воспринимает «потребитель» – человек, видящий логотип, а не вся информация, которая заложена создателем (проведенные опросы показывают, что во многих случаях студенты не понимают логотип  –  см. [7]), потому что конструирование смысла креолизованного текста происходит только на основе того, что воспринято. Прагматическая классификация визуальной составляющей логотипов является градуальной, в ее основе лежит условно определяемая степень понимания содержания изображения. Мы исходим из того, что форма изображения также имеет свою семантику,  поэтому при полном непонимании содержания изображения реципиент конструирует смысл из семантики формы. При восприятии логотипов могут активироваться образы представления, воспоминания и воображения [8, с. 113].

Первую группу представляют логотипы, содержание изображения которых полностью понятно и базируется на образах представления. Это, например, логотип Российской государственной специализированной академии искусств, Российской академии музыки имени Гнесиных (Рис. 9). Вербально смысл креолизованного текста может быть сформулирован как: «это Российская академия музыки имени Гнесиных, здесь занимаются классической музыкой».

Вторая группа логотипов тоже базируется на образах представления, но содержит некоторые детали, нуждающиеся в интерпретации, хотя в общем они понятны. Это, например, логотип МГУ (с дубовым венком) – рис. 10. Значение дубовых листьев в геральдике мы не считаем известным массовому реципиенту [2], да и на небольшом формате изображения их еще нужно опознать, однако любой увидит геральдическую стилизацию и поймет ее смысл (старый, классика, элитарность). Вербально смысл креолизованного текст формулируется как: «это МГУ, старый классический элитарный вуз».

Третья группа логотипов содержит полностью понятные изображения, которые не базируются на образах представления (но и не противоречат им). Сюда могут быть отнесены все логотипы с изображением зданий вузов, например, логотип МПГУ (Рис. 11). В отличие от всем хорошо известного главного здания МГУ эти строения массовому реципиенту неизвестны. Логотипы этой группы обычно содержат изображения старых архитектурных сооружений в стиле классицизма. При этом обычно конструирование смысла происходит путем добавления содержания изображения. Смысл креолизованного текста может быть вербально представлен как: «это МПГУ, вот его главное здание, это вуз с богатой историей, дающий классическое образование».

Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11

В четвертой группе логотипов понятны отдельные детали, но реципиент обычно осознает, что содержание логотипа шире доступного ему. В основном, это геральдические логотипы, как, например, логотип РАНХиГС (Рис. 12), на котором мы видим гербового орла и герб Москвы. Остальная геральдическая символика вряд ли понятна массовому реципиенту, но он осознает наличие содержания изображения и при желании может его искать. Такой эффект возникает при восприятии всех гербов: все знают, что в них заложено много информации, подлежащей декодированию по определенным правилам. Вербально трактовка содержания креолизованного текста выглядит приблизительно так: «это РАНХиГС, здесь готовятся работники для госслужбы, это солидное учреждение». Символика герба, не известная массовому реципиенту, вероятно, не участвует в смыслообразовании креолизованного текста.

В пятой группе логотипов изображение символическое, оно предметно и понятно реципиентам. На самом деле изображение содержит дополнительные детали, несущие определенное содержание, однако необходимость вычерпывания из них информации массовым реципиентом не осознается. Например, логотип МГИМО (Рис. 13), логотип ВАВТ (Рис. 14), логотип Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Рис. 3). Тогда смысл креолизованного текста стоится на основе образов воображения, то есть практически конструируется на основе общепринятой символики и архетипов. Например: ВАВТ – это факел (знаний), МГИМО – представительство России по земному шару, Сеченовский университет – это рост, здоровье (символика дерева) и спираль жизни (спираль ДНК может быть не опознана).

Рис. 12 Рис. 13 Рис. 14

В шестой группе содержание символов могут вообще не осознаваться реципиентами, воспринимается только семантика формы и цвета. Например, новый логотип МГЛУ (Рис. 15).

Седьмая группа логотипов не содержит отдельного изображения. Их визуальная составляющая – это особенности оформления вербальной составляющей, как, например, в логотипе Литературного института им. А.М. Горького (рис. 16).

Рис. 15 Рис. 16

Смыслообразование креолизованного текста в двух последних группах связано с семантикой формальной стороны изображения, в которой условно можно выделить геометрическую форму и цвет.

Общий вид логотипа создает геометрическая форма. Округлые логотипы обнаружены в 8 случаях. Ровный круг – 19 логотипов. Еще часть логотипов имеет округлый основной элемент изображения (16, на 6 из них фигуры близки к полукругу). Таким образом, логотипы, базирующиеся на зрительном восприятии округлых форм составляют около 40 процентов. В большинстве случаев, если речь идет не о чистом круге, то округлые формы вытянуты по вертикали, гораздо реже по горизонтали (только 5 случаев). Это объясняется традицией создания гербов и эмблем. Известно также, что круг является символом целостности, законченности и гармонии.

В общем виде логотипа также может быть представлено символическое изображение роста и увеличения, что отражает суть процесса обучения как развития и накопления знаний (например, логотип Московского университета им. С.Ю. Витте – рис. 6).

Закон симметрии, как отмечают исследователи [5], долгое время господствовал при оформлении товарных знаков, так как симметрия является архетипом идеи порядка [Там же, с. 13].  Это относится и к оформлению логотипов. Зеркальная симметрия встречается в 40 логотипах. Мы условно считаем симметрию зеркальной, если визуальная составляющая зеркально симметрична (потому что название учебного заведения, которое обычно вписано в изображение, не может быть зеркально симметричным).  Зеркальная симметрия не исключает наличия некоторых различных деталей на двух половинах (как это бывает в гербах). Практически во всех случаях обнаружена симметрия с вертикальной осью. Как отмечает М.С. Кузьмина, «зеркально-симметричные логотипы с вертикальной осью симметрии выглядят наиболее устойчивыми, солидными, наиболее уверенными в себе и в значимости рекламируемого ими товара» [Там же, с. 15]. Зеркально симметричны логотипы ведущих Москвы: МГУ (рис. 10), РАНХиГС (рис. 12), МГИМО (рис. 13), МПГУ (рис. 11) и др. Это известные престижные университеты, логотипы которых демонстрируют их устойчивость (в смысле стабильности их высокого положения) и солидность.

В деталях изображения встречается фрактальная симметрия (как, например, на логотипе МИРЭА – рис. 2). Повторение одинаковых фигур создает ощущение системы, которое визуально изображает суть образовательного процесса как сложение знания и его увеличение. Обнаружена и поворотная симметрия, как, например, на логотипе Государственного университета управления (рис. 17). Поворотная симметрия «по своему внутреннему устройству связана с геометрией круга, которая привносит в логотип гармонию и совершенство» [Там же, с. 15]. В нескольких случаях встречается антисимметрия, например, в логотипе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (рис. 18). Этот вид симметрия используется и в геральдике. Его можно трактовать как отношения конъюнкции и вербально выразить союзом «и». На логотипе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина изображены нефть и газ. Обнаружены сочетания зеркальной и поворотной симметрии (рис. 3).

Рис. 17 Рис. 18

Если обратиться к количественным показателям, то большая часть логотипов вузов диссимметрична или асимметрична. Соотношение симметрии и асимметрии можно рассматривать в культуре как соотношение порядка и свободы. Известно, что «симметрия придает знаку строгую упорядоченность, … асимметрия, напротив, сообщает ему свободу и раскрепощенность» [Там же, с. 17].

Диссимметрия – (это нарушение чистой симметрии) наиболее часто встречается в логотипах вузов. Мы считаем нарушением симметрии как некоторые отличия в двух частях изображения (как, например, в логотипе ВАВТ – рис. 14), так и разное содержательное наполнение одинаковых форм (как, например, на логотипе Российской государственной специализированной академии искусств – рис. 19).

Совершенно асимметричны только несколько логотипов. Например, логотип Московского университета им. С.Ю. Витте (хотя в нем есть элементы фрактальной симметрии) – рис. 6.

То есть, можно сделать вывод, что в логотипах вузов в подавляющем большинстве случаев присутствует симметрия или ее элементы. Это объясняется, в первую очередь, функциональным предназначением логотипа – он должен быть узнаваемом в маленьком масштабе, чего сложно добиться без использования потенциала формы. Также, вероятно, играет роль и сфера образования, к которой относятся рассматриваемые учреждения. Образование требует определенной упорядоченности, что и отражается в логотипах учебных заведений. Насколько это предположение справедливо, можно будет сказать только после сравнения логотипов вузов с логотипами других учреждений (что планируется сделать в дальнейшем).

Однако уже сейчас можно говорить о том, что семантика симметрии является не случайным элементом логотипов вузов. Если сравнивать логотипы учебных заведений разного профиля, то можно выявить некоторую тенденцию.  Всегда зеркально симметричны (на нашем материале) логотипы религиозных (например, логотип Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – рис. 20) и военных/военизированных учебных заведений (например, логотип Военного университета – рис. 21). Эти учебные заведения готовят специалистов в таких областях, в которых порядок является основой профессиональной деятельности.

Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21

Зеркальная симметрия также значительно преобладает в логотипах классических университетов и медицинских вузов, см., например, логотип МГУ (рис. 10).

А вот логотипы вузов по обучению разным видам искусства более чем в 90 процентах случаев диссиметричны или асимметричны. Причем при диссимметрии в основном речь идет не о различии в деталях, а о разном наполнении симметричной формы, как, например, на логотипе Российской государственной специализированной академии искусств (рис. 19). Сложно определить грань между диссимметрией и асимметрией (см. рис. 9 – логотип Российской академии музыки имени Гнесиных). У творческих вузов встречаются и асимметричные логотипы, например, логотип ВГИК им. С.А. Герасимова (рис. 22). Искусство – это сфера свободы и раскрепощенности, она сложно подлежит упорядочиванию, что и отражено в асимметрии логотипов.

Исследователи отмечают, что «асимметрия в начале 21 века вытесняет симметрию, что отражает динамику культурных процессов в нашем обществе» [Там же, с. 5]. После долгих лет существования социалистического порядка одной из главных ценностей современного российского общества стала свобода, и это находит свое отражение в семиотических системах, в том числе и в логотипах вузов. Некоторые вузы (например, Финансовый университет, МГЛУ) за последнее десятилетие поменяли зеркально-симметричные логотипы (Рис. 23, рис. 24) на асимметричные/диссиметричные (Рис. 1, рис. 15). Такая же динамика смены доминант симметрии и асимметрии в структуре знака наблюдается и у товарных знаков: «симметрия, господствовавшая в структуре товарного знака в XX в., вытесняется асимметрией, преобладающей в товарных знаках XXI в», что соответствует современным постмодернистским тенденциям [Там же].

Рис. 22 Рис. 23 Рис. 24

В проведенном исследовании анализировалось также использование цвета.  Цвет используется почти на всех логотипах. Монохромны (на сайтах) только логотипы МГУ (рис. 10) и МПГУ (рис. 11).

Абсолютное лидерство по использованию (около 60 процентов логотипов) принадлежит оттенкам синего цвета. Это объясняется его семантикой: синий цвет – это цвет серьезности, постоянства, глубины и мудрости. Кроме того, синий цвет успокаивает. Часть логотипов оформлена только с использованием синего цвета, например, рис. 14, рис. 19, рис. 20. Интересно, что в логотипах творческих вузов синего цвета нет (за исключением логотипа Московского государственного института культуры), в них для оформления логотипов и дизайна первой страницы сайтов часто используется цвет, который называют «римский пурпур» как, например, в логотипе Московской государственной академии хореографии (Рис. 25). Созданный искусственно в период античности, это цвет – цвет роскоши и магии [6], то есть, его семантика соответствует представлению тайны искусства (кроме того, представления в основном идут в вечернее время).

Второй по частоте использования – красный цвет и его оттенки (около 30 процентов логотипов содержат оттенки красного цвета). Красный цвет действует возбуждающе, привлекает внимание. Он имеет разнообразную семантику: от любви до ненависти, от крови до успеха [6]. Красный почти никогда не используется для оформления как единственный цвет. При таком использовании создается впечатление печати учреждения, на которой не видны детали, как например, на логотипе Института государственного администрирования (рис. 26). Обычно красным окрашены некоторые детали.

Отдельную группу составляют логотипы, в которых использована символика флага России, как, например, в логотипе МГИМО (Рис. 13). Так оформляют логотипы вузы, имеющие в названии слово «Российский» (как, например, РЭУ им. Плеханова – рис. 27) или же при правительстве РФ: МГИМО МИД РФ, Финансовый университет при правительстве РФ.

Рис. 25 Рис. 26 Рис. 27

Красный цвет на логотипах часто является предметным, то есть, в него окрашены объекты и детали, которые в действительности обычно красного цвета. Например, геральдическая Александровская лента на логотипе РАНХиГС (рис. 12), красный цвет гербового поля Москвы на логотипе Военного университета (рис. 21).

Есть случаи, когда красный цвет используется из дизайнерских предпочтений (создаются визуально приятные цветовые сочетания), как, например, в логотипе МГСПА им. С.Г. Строганова (Рис. 28). Тогда обычно оттенки цвета темные, немного приглушенные, не вызывающие излишнего возбуждения. Иногда это возбуждение подразумевается, как например, в ярко-красном цвете логотипа Московского института психоанализа (там готовят специалистов, занимающихся исследованием проблем, не дающих покоя людям), острые формы которого усиливают ощущение беспокойства (рис. 29).

Рис. 28 Рис. 29

Другие цвета используются редко. Желтый цвет (цвет легкий и веселый) в основном встречается в логотипах на гербах гербов: это геральдический желтый (он же золотой), как, например, в логотипе РАНХиГС (рис. 12), логотипе Военного университета (рис. 21). В логотипах Российского государственного аграрного университета, Государственного университета по землеустройству (Рис. 30) много зеленого («природного») цвета.

Одновременное использование нескольких цветов гаммы означает разнообразие, большой спектр предметов обучения, как, например, в логотипе МГППУ (рис. 31).

Рис. 30 Рис. 31

Таким образом, можно сделать вывод, что основной цвет, который используется в логотипах вузов – разные оттенки синего цвета, что объясняется его семантикой. Учебные заведения – это «серьезные» учреждения, где учащиеся постигают мудрость, приобретают знания, углубляются в свой предмет. Мы рассматриваем восприятие цвета без учета всей символики, заложенной в логотип (см., например, 3). Эта символика может оказываться совершенно иной, однако массовый реципиент ее не знает и, соответственно, не воспринимает.

Можно выявить основное содержание, которое несет изображение (мы имеем в виду только то содержание, которое понятно массовому реципиенту, а не все, что заложено в логотипе его создателями). Логотипы несут информацию о упорядоченности (чаще) или свободе, раскрепощенности. Они могут информировать о том, что данный вуз

– является российским вузом по названию (РЭУ им. Г.В. Плеханова) или по своей функции (МГИМО) – это вузы с триколором в логотипе;

– подчиняется государственным министерствам и ведомствам (не только Министерству образования) – это вузы с гербовыми логотипами, например, Военный университет;

– является классическим вузом, обычно с долгой историей – это вузы с симметричными округлыми логотипами, часто с элементами геральдики, например, МГУ, МПГУ;

– это место, где дают полное, законченное, гармоничное образование – вузы с логотипами круглой и округлой формы;

– является серьезным учреждением, набираются знаний (приобретают мудрость) – вузы с логотипами синего цвета;

– это место, где развиваются, растут, увеличивают свою багаж знаний (вузы с логотипами с символикой увеличения и роста, например, Московский университет им. С.Ю. Витте);

– это место, где учатся (вузы с логотипами образовательной символики, например, логотипы МГЛУ и МГППУ напоминают раскрытую книгу);

– это место, где учатся чему-то конкретному (на логотипе Московской государственной академии хореографии изображен танец), получают образование в конкретной области (на логотипе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина видим символическое изображение нефти и газа), в определенной отрасли (логотип Государственного университета по землеустройству имеет преобладающий зеленый цвет – цвет природы)

– это деловое учреждение – вузы с логотипами, напоминающими канцелярские печати, например, МИРЭА, Институт государственного администрирования.

Другие компоненты содержания встречаются реже, например, монохромное представление может трактоваться как «классика, не нуждающаяся в красивом представлении» (МГУ), римский пурпур как цвет вечера, тайны, роскоши (Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная академия хореографии).

Для характеристики смыслообразования креолизованного текста логотипа к информации вербальной составляющей добавляем информацию изображения. Информация вербальной составляющей – это название вуза. Изображение несет информацию за счет своего содержания и своей формы. Следуя принципу композиционности, можно составить условные вербальные описания смысла креолизованного текста логотипов.

Смысл текста логотипа МГУ (Рис. 10) может быть сформулирован приблизительно как: «это Московский государственный университет, он не нуждается в дополнительном представлении, это старый классический вуз, дающий полное хорошее образование». Смысл текста логотипа МГППУ (Рис. 31): «это Московский государственный психолого-педагогический университет, это место, где получают образование, это серьезное учебное заведение с целым спектром специальностей».

Конечно, смыслообразование креолизованного текста логотипа описано нами достаточно условно. Однако такой подход позволяет определить компоненты из которых складывается смысл текста. С помощью логотипа вуз пытается донести определенную информацию. И в наше время возникает понимание того, что эта информация должна быть не только заложена, но и потенциально «воспринимаема» массовым реципиентом. Об этом свидетельствует смена информационно насыщенных логотипов вузов (в частности, геральдических) на менее информативные, но более понятные (как сделали МГЛУ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Финансовый университет при правительстве РФ, РХТУ, МГОУ).

Если же говорить о восприятии информации логотипа, то нужно учитывать условия, в которых это происходит. В первую очередь, дефицит времени, потому что обычно логотипы никто не рассматривает долго. Эти знаки относятся к зоне периферийного внимания, они просто находятся в поле зрения/на странице, поэтому заложенная в них информация должна восприниматься симультанно, а не ходе анализа и интерпретации.

Из этого следует несколько выводов. Во-первых, ограничивается объем передаваемой информации. Только в отдельных случаях вуз может представить визуально то, чему он учит (как, например, Российская академия музыки имени Гнесиных). Во-вторых, возрастает значимость семантики цвета и формы, известной визуальной символики. В-третьих (что является следствием первых двух выводов), меняется механизм разработки логотипа. На место максимально возможного наполнения визуальной формы информацией приходит использование ассоциаций, которые коррелируют с визуальными параметрами изображения (например, известный дизайнер товарных знаков Д. Эйри рекомендует составлять так называемые ассоциативные карты [9, с. 90]. Такой новый подход к созданию логотипов в лингвистическом плане может рассматриваться как смена когнитивной парадигмы (представление информации по выбору адресата) на психолингвистическую (создание образов, воздействующих на адресанта).

 

Литература

  1. Демин П.В. Эмблема в визуальной репрезентации вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22(6) С. 8-23.Дуб// Краткая энциклопедия знаков и символов. URL: https: //www.symbolarium.ru/index.php/Дуб / (Дата обращения 01.02.2020)
  2. ГУУ 100: История и философия логотипа в цвете// Официальный сайт государственного университета управления. URL: https://guu.ru/news_ru/50092/ (Дата обращения 01.02.1020)
  3. Креолизованный текст: Смысловое восприятие. Коллективная монография / Отв. ред. И.В. Вашунина. Ред. колл.: Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.
  4. Кузьмина М.С. Визуальная культура и традиции симметрии в товарных знаках России: автореферат дис. … кандидата культурологии. Саратов, 2015. 27 с.
  5. Пастуро М. Красный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 160 с.
  6. Пашков С.Г., Демин П.В. Символика университета в восприятии студентов // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 91-100.
  7. Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. СПб: Питер, 2011. 688 с.
  8. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. СПб.: Питер, 2016. 224 с.

References

  1. Demin P.V. (2018) Jemblema v vizual’noj reprezentacii vuza [Logo in the visual presentation of the university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: practice and analysis], 22(6), pp. 8-23 Dub [Oak]. Kratkaja jenciklopedija znakov i simvolov [Short encyclopedia of signs and symbols]. URL: https: //www.symbolarium.ru/index.php/ (Аccessed 01.02.2020)
  2. GUU 100: Istorija i filosofija logotipa v cvete [State University of Management: History and philosophy of the logo in color]. Oficial’nyj sajt gosudarstvennogo universiteta upravlenija [Official site of the State University of Management]. URL: https://guu.ru/news_ru/50092/ (Аccessed 01.02.1020)
  3. Kreolizovannyj tekst: Smyslovoe vosprijatie [Creolized Text: Semantic Perception] (2020). Kollektivnaja monografija / Otv. red. I.V. Vashunina. Red. koll.: E.F. Tarasov, A.A. Nistratov, M.O. Matveev. M.: Institut jazykoznanija RAN. 206 p.
  4. Kuz’mina M.S. (2015) Vizual’naja kul’tura i tradicii simmetrii v tovarnyh znakah Rossii [Visual Culture and Traditions of Symmetry in Russian trademarks]: avtoreferat dis. … kandidata kul’turologii. Saratov. 27 p.
  5. Pastoureau M. (2019) Krasnyj. Istorija cveta [Red: The History of a Color]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie. 160 p.
  6. Pashkov S.G., Demin P.V. (2015) Simvolika universiteta v vosprijatii studentov [Symbols of the University in the Perception of Students]. INTERakcija. INTERv’ju. INTERpretacija [INTERaction, INTERview, INTERpretation], 10, pp. 91-100.
  7. Poljakov S.Je. (2011) Fenomenologija psihicheskih reprezentacij [Phenomenology of Mental Representations]. SPb: Piter. 688 p.
  8.  Airey D. (2016) Logotip i firmennyj stil’. Rukovodstvo dizajnera [Logo Design Love: A Guide to Creating Iconic Brand Identities]. SPb.: Piter. 224 p.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)