ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА: АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ ИСКАЖЕНИЯ СООБЩЕНИЯ

Дугарова Т.Ц.

Московский педагогический государственный университет
Россия, Москва
е-mail: dugarovatts@gmail.com

ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА: АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ ИСКАЖЕНИЯ СООБЩЕНИЯ

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы психологической обусловленности вербальных искажений. Автор проводит оценку состояния методологической и прикладной разработанности проблемы взаимосвязи психического и вербального в различных научных направлениях. Формулируется мысль о необходимости проведения междисциплинарных исследований обсуждаемой проблемы. В практической части статьи изложены результаты экспериментального исследования лжи подростков. Ложь трактуется автором как осознанное искажение истины, представленное в вербальной форме. Описаны результаты сравнительно-сопоставительного анализа языковых и речевых признаков искаженного (ложного) текста в зависимости от принадлежности автора к тому или иному психотипу (по А.Е. Личко).

Ключевые слова: психология лжи, признаки вербального искажения, психотип личности, речевое сообщение, смысловое восприятие

T. Dugarova

PSYCHOTYPIC DETERMINANTS OF MEANINGFUL TEXT PERCEPTION: ANALYSIS OF THE SIGNS OF MESSAGE DISTORTION

Abstract. The article discusses the psychological conditioning of verbal distortions. The author assesses the state of methodological and applied research of the problem of mental and verbal interrelation in different scientific directions. The idea of the necessity of interdisciplinary research of the discussed problem is formulated. The practical part of the article presents the results of the experimental research of adolescents’ lying. The author interprets lie as a conscious distortion of the truth, presented in the verbal form. The results of the comparative-comparative analysis of the linguistic and speech signs of the distorted (false) text depending on the author’s belonging to this or that psychotype (according to A.E. Lichko) are described.

Keywords: psychology of lie, signs of verbal distortion, personality psychotype, speech message, semantic perception

Введение

Информационные перегрузки прочно вошли в современные реалии жизни большинства российского общества. Этому способствовало не только кардинальное изменение геополитической ситуации в мире, но и агрессивная политика СМИ, тотальная интернет-экспансия в сферу жизнеобеспечения, нивелирование потребности в непосредственном общении за счет формализации и внедрения удаленных форм организации совместной деятельности и др. Постоянное приращение потока информации требует от субъекта задействования все больших когнитивных, личностных и эмоциональных ресурсов для ее обработки. В этих условиях реципиенту становится сложно осуществлять верификацию/фальсификацию воспринимаемой информации. Ведь кроме ограниченности собственных внутренних психологических ресурсов, существуют предпосылки намеренного, а также неосознанного искажения информации со стороны партнеров по общению. В связи с этим актуальным становится исследование психологических механизмов оценки информации, которые способны повысить оптимальность смыслового восприятия истинных и ложных речевых сообщений.

Наиболее доступным, удобным и «мобильным» способом выявления возможных искажений информации является оценка речи коммуниканта. Язык и речь являются средством самовыражения человека в социуме. В общении раскрывается личностное содержание коммуникантов [7]. Посредством речи один человек может сообщить, попросить, уточнить что-то другому, что соответствует его актуальной потребности. Знание этих мотивов и потребностей партнера, становится возможным планирование и реализация с ним совместной деятельности с позиции субъект-субъектных отношений. В случае невозможности определить психологическую «подоплеку», объект речевого воздействия вовлекается в субъект-объектные отношения, которые будут далеки от удовлетворения его потребностей. Ключевые положения теории речевой деятельности [4] указывают на то, что речь содержит мотив и цель. Причем они могут: а) совпадать, что будет свидетельствовать об истинности или неосознаваемой ложности речевого сообщения; б) не совпадать, что будет свидетельствовать об осознанной или неосознаваемой ложности речевого сообщения. Следовательно, для реципиента становится важным умение выявлять и соотносить мотивы и цели субъекта речевого сообщения, что в целом будет способствовать формированию целостного представления о его психологическом содержании. Таким образом, умение выявлять адекватный психологический контекст речевого сообщения партнера позволяет вскрывать интенции к искажению информации при ее смысловом восприятии.

Подходы к анализу речевого сообщения и его психологического коррелята

В настоящее время наиболее системно психологический анализ текстов представлен в социолингвистике, лингвокриминалистике и психографологии, лингвоперсонологии. В ходе анализа письменных и устных текстов выявляются языковые/речевые маркеры, свидетельствующие о принадлежности автора к той или иной социальной группе, этносу, а также к типу личности. В качестве лингвистического объекта анализа выступает совокупность языковых единиц в области фонетики, акцентологии, морфологии, словообразования, стилистики.

Принадлежность автора к какой-либо социальной группе, чаще всего профессиональной, определяется с точки зрения стилистических и жанровых характеристик письменного текста [1]. Социальные характеристики говорящего накладывают отпечаток на его речь и тем самым отличают его от речи представителей других социальных групп.

Выбор языкового варианта (субкода) зависит от возраста, уровня образования, социального положения, места, где прошло детство, места наиболее длительного жительства и т.п.

Изучение служебной переписки, документации и т. п. позволяет составить представление об официально-деловом стиле языка (речи), а также принадлежности автора к той или иной профессии. Официально-деловой стиль включает различные «чиновничьи жаргоны». Отличительной характеристикой подобных текстов является изобилие «размытых», «туманных» формулировок. Дипломатические тексты содержат политические и идеологические установки, которые выражены посредством специфических оборотов, языковых формул и синтаксических конструкций. Язык СМИ также содержит стилистические и жанровые особенности: употребление в тексте разговорных, просторечных, жаргонных слов и выражений. В текстах СМИ, ориентированных на молодежную аудиторию, используют языковые игры (игры слов): окказиональные неологизмы, языковое ёрничание и т. п. Особо следует отметить оппозиционные тексты. Их авторы используют особые языковые средства (лексику, обороты, синтаксис), которые относятся к так называемой «языковой обороне». Здесь и архаическая лексика, и пародии, искажающие ценности принятой идеологии и пр.

Автор текста, относящийся к социальной среде, в которой превалирует свобода от нормативных требований и ограничений, скорее будет демонстрировать так называемый стиль «наивного письма» – «пишет, как слышит, с массой ошибок, не подозревая, как надо» [3].

Таким образом, фиксация в письменной/устной речи того или иного активного фрагмента корпуса языковых средств указывает на принадлежность автора к определенной социальной (профессиональной) группе – наиболее свободно и легко они владеют теми фрагментами, которые отражают их социальный статус и профессиональную деятельность [1].

Этнические особенности текстов представлены национально обусловленной спецификой использования автором выразительных средств языка. Последние формируются у носителя языка в ходе усвоения национальных форм материальной и духовной культуры. Национально обусловленные речевые стереотипы (обороты, высказывания) «жестко» прикреплены к той или иной жизненной ситуации, варьирование которых допускается в строгих пределах.

Анализ национально-культурной принадлежности автора текста возможно осуществлять в ходе исследования коннотаций слов. Говорящий (пишущий) употребляет с ключевым словом те ассоциации, которые являются стандартными, общеприняты в конкретной этнокультуре, национальности.

Важной ремаркой к изложению подхода к анализу национально-культурной принадлежности автора текста выступает ключевой тезис А.Н. Леонтьева [5] о том, что каждый носитель конкретной этнической культуры может познавать свой и чужой мир только при помощи своего образа мира и не может увидеть мир глазами носителя чужой культуры.

В ходе анализа письменных текстов наиболее интересными для исследователя выступают установки и представления автора, то есть содержание его сознания. Исследовать их целесообразно при помощи таких методов, как контент-анализ и интент-анализ.

Контент-анализ позволяет определять внеязыковую, контекстную составляющую текста, то, что за ним стоит: личностные характеристики автора, преследуемые им цели, намерения, установки, интересы и ценности, системы убеждений и т. п. [11].

Интент-анализ направлен на исследование интенциональной направленности говорящего (пишущего), которая составляет ядерную часть психологического содержания речи. Причем важным прикладным моментом интент-анализа выступает раскрытие эффекта влияния текста на слушающего (читающего). Автор использует специфические слова, грамматические конструкции, правила построения всего текста для передачи аудитории, например одобрения, порицания, угрозы, просьбы и т.п., то есть свои намерения, интенции. В этом случае важным является то, каким образом в тексте организованы интенции, чтобы достичь своей цели.

Личностные особенности автора текста. В языкознании достаточно активно развивается такое прикладное направление, как лингвоперсонология [2]. Лингвоперсонология концентрирует свои усилия на комплексном изучении человека в языке, его гендерных, профессиональных, ментально-психологических языковых особенностей. Лингвоперсонология направлена на изучение сущности и механизмов создания языковых портретов, а также типологии участников дискурса, где особое внимание уделяется стилю речевого взаимодействия субъектов. Основным принципом лингвоперсонологии выступает тезис о том, что принципы устройства ментального и психологического пространства личности и принципы системного устройства языка коррелируют между собой, и поэтому есть основания говорить об их относительном изоморфизме. В связи с этим выделяют «орфографическую», «морфологическую», «синтаксическую», «жанровую» языковую личность.

Исследованием характерологических особенностей личности автора текста занимается психографология [8]. Исследование почерка направлено на выявление общих черт характера автора, типа его темперамента, волевые и интеллектуальные способности. Кроме того, по почерку возможно сформировать представления об социально-психологических и социальных качествах личности: склонность к противоречию, антисоциальную направленность. Психографологический анализ позволяет определить ряд объективных характеристик автора: рост, вес, возраст. Наиболее разработанной прикладной частью психографологии выступает определение психологических и психических отклонений автора текста.

Исследование психотипических признаков лжи в вербальном сообщении

Феномен лжи является предметом исследования различных наук: философии, социологии, юриспруденции и психиатрии. Однако наибольший вклад в понимание лжи внесла психология. Психологические исследования лжи активно проводились в западной психологии [9; 10; 13]. Ученые по-разному трактовали значение лжи для человека. Одни признавали ее неотъемлемой сущностью человека, другие – осуждали. Неоднозначность отношения ко лжи компенсировалось анализом целей данного деяния, а также фатальности последствий лживых высказываний [12]. Обобщение существующих определений лжи как психологического феномена позволяет сформулировать следующее: ложь – это сознательное искажение истины, высказанное с целью введения адресата в заблуждение.

Исследование психотипических признаков лжи в вербальном сообщении осуществлялось в рамках научно-исследовательской работы студентов магистерской программы «Психолингвистика речевого воздействия» ГАОУ ВО МГПУ В.Г. Овчаренко и А.В. Тимошенко. В качестве испытуемых выступили школьники общеобразовательной школы 15-16 лет в количестве 58 человек. Выбор возраста испытуемых обусловлен значимостью общения для данного возрастного периода. В соответствии с замыслом эксперимента, разделенным на психотипы школьникам, предъявлялся видеосюжет, после просмотра которого необходимо было дать два описания просмотренного: ложное и истинное. Затем проводился качественный сравнительно-сопоставительный анализ текстов.

Для определения психотипических особенностей использовалась методика определения типа акцентуации по А.Е. Личко [6]. По итогам психодиагностики были выделены три доминирующих психотипа школьников: гипертимы (27%), истероиды (37%) и паранойялы (36%). Подобное распределение испытуемых можно считать приемлемым для проведения последующих экспериментальных процедур.

На следующем этапе эксперимента испытуемые составляли правдивые и ложные описания просмотренного видеосюжета. Ниже приведены примеры оригинальных текстов.

Испытуемый Г. Психотип: гипертимный.

Правдивое. Видео говорится тревожном расстройстве и что оно представляет. И видео помогает разделить нормальная тревога у нас или это тревожное расстройство и дальше идет рассказ о признаках всего их пять и многие из них можно спокойно увидеть у себя боязнь выступления при публике ( большом кол-во людей) боязнь знакомства с новыми людьми так же после чего то очень эмоциональной ситуации которая будет вас беспокоить ну или же переживание за многое с обычной тревоги не чего страшного с вами не происходит но если у вас расстройство то это очень помешает вашей жизни и надо исправлять это

Ложное. В видео говорится о тревожном расстройстве это не сильная тревога и про нее все известно и она не особо мешает жизни, и в нем мы узнаем есть ли оно у нас и потом рассказывают о признаках в первом — это реакция на ситуацию и то что в норме в течение месяца у вас флешбеки плохой сон и вы горюете порой ругаетесь но если это расстройство то продлевается несколькими годами второй признак реакция на обычную ситуацию нормально это когда ты сильно переживаешь допустим при первом полете самолёте и не нормально когда ваще не реагируешь на ситуацию третий признак это иррациональные страхи нормально это когда ты боишься чего-то определённого места места на остоновке и не нормально когда ты приедешь вниманию всему четвертый признак это социальная тревога ведь когда ты здороваешся с друзьями ужасно переживаешь а нормально когда знакомишься и хорошо если боишься людей с новыми людьми в спокойном состоянии пятый признак самопризентация хорошо когда ты при выходе на сцену ты чувствуешь что не можешь не чего сделать ведь на тебя смотрят люди и плохо когда ты можешь выступать перед людьми .

Испытуемый Д. Психотип: истероидный.

Правдивое. На первом видео показан политик и репортёр, который берёт у него интервью. Действие происходит на улице, на каком-то мероприятии, за их спинами много людей. Репортёр задаёт интересные вопросы, а политик отвечает неизвестными терминами и отворачивает взгляд от камеры.

На втором видео показан космонавт, который рассказывает о жизни на космической станции. О том, ка кони питаются, моются, занимаются спортом в условиях невесомости.

Ложное. На первом видео показан человек, который занимается изучением поведения людей. Он показывает несколько трюков, благодаря которым ему удаётся отвлечь внимание зрителей. На втором видео Спиридон Оганесян рассказывает о Тревожном расстройстве. Он говорит о его признаках, о том, почему оно может возникать.

Испытуемый Е. Психотип: паранойяльный.

 

Правдивое. Это видео связанно с искусством отвлекать внимание. Профессор говорил о том, что в нашем мозге сидит некий Франк, который сидит и управляет пультом, управляющим мозгом и зрением человека. Вскоре он подходит к одному из людей, сидящих в зале. Профессор кладёт в руку фишку для покера и потом отбирает и дальше он делает разные манипуляции с этой фишкой. Но самое главное то, что в начале ролика он был в костюме, но когда он вызвал к себе человека, он был в обычной одежде.

Это видео было связано с 5 признаками тревожного расстройства. Он говорил об этих признаках и приводил примеры к этим признаками, у которых нормальная тревога и ненормальная тревога. Молодой человек говорил о том, как с этим расстройством справиться и куда обратиться, если это уже серьёзно.

Ложное. На первом видео было искусство привлекать внимание. В нём было показано, как привлечь внимание к окружающим людям, но и к самому себе. Сам профессор подходил к аудитории и общался с ними, как с обычными людьми или друзьями и говорил о разных вещах, которые были у людей. Профессор для этого эксперимента позвал двух людей, чтобы они с ним поиграли в игру по привлечению внимания к окружающим. Он говорил с ними и спрашивал откуда у них появились эти вещи. И в конце он был одет не в костюм, а в яркий праздничный наряд.

Видео было о нескольких признаках кататонического расстройства. Человек, который говорил об этом, он говорил разных признаках, например, о реакциях на травмирующую ситуацию, о негативизме, а точнее об активном и пассивном и о многом другом. Он рассказывал как с этим недугом жить. И в конце видео он пожелал быть здоровым.

Результаты обобщенного сравнительно-сопоставительного анализа речевых особенностей ложных текстов различных психотипов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительно-сопоставительный анализ речевых особенностей ложных текстов различных психотипов

Психотип Речевые особенности ложного текста
Гипертимный Написание текста сопровождалось периодическими просьбами уточнить задание.

Отмечается несвязность текста, наличие грамматических ошибок, избыток переформулировок мыслей. Отсутствие завершенности текста. Наличие в текстах противоречий. Фиксация на незначимых деталях при общем отвлечении от главной мысли текста.

Истероидный Излишнее обобщение данных в объемное и емкое предложение. Отсутствие акцентов в тексте. Минимизация знаков препинания. Лексическая «бедность» изложения. Отсутствие конкретизации, уточнения.
Паранойяльный В текстах отмечается «уход» от ответа. Сопровождение выполнения устной негативной оценкой условия задания – дать ложное описание. Максимальная детализация сочетается с использованием простых, односложных предложений. Минимизация объема текста. Отсутствие эмоционально окрашенных слов, а также оценки поступков и действий персонажей видеосюжета.

Из представленных в таблице 1 данных видно, что существуют психотипические особенности вербальных искажений подростками. Это можно проинтерпретировать следующим образом.

Гипертимность как акцентуированная особенность личности характеризуется высоким уровнем общительности, явно выраженным невербальным сопровождением речи. Энергичность, инициативность, повышенный тонус сочетаются со спонтанностью поведения, легкомыслием и поверхностностью суждений. Стремление к самостоятельности зачастую граничит с непринятием на себя обязательств. Такой внутренний уклад личности обусловливает лексические, грамматические, семантические и стилевые особенности искаженного речевого сообщения. Субъект активно с энтузиазмом включается в создание ложных представлений. Поскольку здесь отсутствуют какие-либо инструктивные ограничения, то процесс описания ложного результата восприятия разворачивается стихийно, без опоры на грамматические, композиционные, синтаксические нормы. Поверхностность суждений проявляется в фиксации изложения на несущественных деталях. Главной же идее изложения не уделяется должного внимания, поскольку для этого необходимо использовать правила, которые субъекту представляются (возможно, неосознанно) как барьеры его самостоятельности. Непереносимость монотонности и однообразия проявляется в невозможности выделения главного и второстепенного, а также удержания главной темы изложения.

Главной потребностью истероидного типа личности является необходимость окружения, восхищающегося его талантами. Стремление быть в центре внимания любой ценой, нужда в почитании и поклонении, сочетается с упорством и инициативностью, находчивостью и самостоятельностью, ярко выраженными организаторскими способностями. При этом истероид для достижения социального восхищения может присвоить несуществующие успехи. Труднопереносимым для такого психотипа выступают «удары» по эгоцентризму, а также разоблачение его обмана, вымыслов. Описанные психотипические особенности следующим образом обусловливают речевые искажения. Превалирование в речи абстракций и обобщений, скудость лексики и минимизация знаков препинания, отсутствие смысловых акцентов объясняется боязнью неуспеха, негативной внешней экспертной оценки и, в целом, неосознаваемое опасение разоблачения обмана. При этом такой психотип не упустит выделиться за счет употребления сложносочиненных предложений, способностью емко сформулировать мысль с учетом всевозможных нюансов (объемной предикативной частью).

Ключевой чертой паранойяльности выступает повышенная целеустремленность. В стремлении достичь желаемого представители данного психотипа пренебрегают интересами не только других, но и зачастую жертвуют собственным благополучием и комфортом. Их надежность, энергичность, самостоятельность и творчество четко проявляются в условиях коллективных форм взаимодействия. При этом паранойялы слабо чувствительны к чужим проблемам и бедам, которые вызывают у них лишь раздражение и гнев. Мышление таких людей масштабно по целям и притязаниям, что сочетается с чрезмерным честолюбием. Категоричны в общении. При создании ложных образов в речи представителей данного психотипа проявляется эмоциональная «сухость». При этом автор текста последовательно, с методической надежностью выстраивает из предложений цепочку лжи от начала до конца. Несмотря на включенность в правильное выполнение задания, паранойял может неосознанно дистанцироваться от главной темы изложения в надежде ассоциативно связать ложный текст с более масштабной и значимой целью.

Вывод

Исследование психологической обусловленности вербальных искажений выявило актуальность междисциплинарных научных работ в этой области. Существующие на данном этапе развития науки концептуальные подходы не акцентируют внимания к проблемам речевых искажений и их психологических коррелятов. Описанный в статье экспериментальный подход может служить основой разработки методологии исследования психологических механизмов искажений в речи.

Результаты проведённого экспериментального исследования вскрыли обусловленность лжи психотипическими особенностями личности субъекта. Доминирующие черты личности проявляются в следующих признаках текста: в отсутствии смысловой организации текста, наличии/отсутствии сверхфразового единства, в нарушении соотношения главного и второстепенного, грамматической и лексической нормативности, излишней абстрактности или конкретности терминов.

Дальнейшее исследование психологической обусловленности вербальных искажений представляется перспективным в рамках расширения научного знания о психологических и психолингвистических закономерностях порождения и восприятия речевых сообщений.

Литература

  1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 315 с.
  2. Голев Н.Д. Языковая личность и антропотекст в лингвистике и лингводидактике (типологический аспект) // Русский язык: исторические судьбы и современность. II Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 15-16.
  3. Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: Опыт лингвосоциологического чтения. М., 1996. 256 c.
  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. М., СПб., 2003. 288 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  6. Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. СПб.: Питер, 1999. 406 с.
  7. Мыскин С.В. Интерпретационные характеристики креолизованного учебного текста // Организационная психолингвистика. М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2021. № 1(13). С. 10-43.
  8. Смыслов Д.А. Психологическая графология. Проективный метод диагностики личности. Монография. М.: ЦПИ МРСЭИ, 2016. 575 с.
  9. Фрай О. Ложь: три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 284 с.
  10. Экман П. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи. СПб.: Питер 2017. 272 с.
  11. Berelson B. (1952). Content Analysis in Communication Research. Michigan Free Press. 220 p.
  12. Crossman A. & Talwar V. (2015) The role of executive functions and theory of mind in children’s prosocial lie-telling. Journal of Experimental Child Psychology. Pp. 256-266.
  13. DePaulo, B. M., Kashy, D. A., Kirkendol, S. E., Wyer, M. M. & Epstein, J. A. (1996). Lying in everyday life // Journal of Personality and Social Psychology, 70, p. 979-995.

References

  1. Belikov V.I., Krysin L.P. Sociolingvistika. M.: Ros. gos. gumanit. un-t, 2001. 315 p.
  2. Golev N.D. Jazykovaja lichnost’ i antropotekst v lingvistike i lingvodidaktike (tipologicheskij aspekt) // Russkij jazyk: istoricheskie sud’by i sovremennost’. II Mezhdunarodnyj kongress issledovatelej russkogo jazyka. Trudy i materialy. M.: Izd-vo MGU, 2004. P.15-16.
  3. Kozlova N.N., Sandomirskaja I.I. Ja tak hochu nazvat’ kino. «Naivnoe pis’mo»: Opyt lingvosociologicheskogo chtenija. M., 1996. 256 p.
  4. Leont’ev A.A. Osnovy psiholingvistiki. Izd. 3-e. M., SPb., 2003. 288 p.
  5. Leont’ev A.N. Dejatel’nost’, soznanie, lichnost’. 2-e izd. M.: Politizdat, 1977. 304 p.
  6. Lichko A.E. Tipy akcentuacii haraktera i psihopatij u podrostkov. SPb.: Piter, 1999. 406 p.
  7. Myskin S.V. Interpretacionnye harakteristiki kreolizovannogo uchebnogo teksta // Organizacionnaja psiholingvistika. M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh tehnologij», 2021. № 1(13). P. 10-43.
  8. Smyslov D.A. Psihologicheskaja grafologija. Proektivnyj metod diagnostiki lichnosti. Monografija. M.: CPI MRSJeI, 2016. 575 p.
  9. Fraj O. Lozh’: tri sposoba vyjavlenija. Kak chitat’ mysli lzheca, kak obmanut’ detektor lzhi. SPb.: Prajm-Evroznak, 2006. 284 p.
  10. Jekman P. Lguny ili fantazery. Pravda o detskoj lzhi. SPb.: Piter 2017. 272 p.
  11. Berelson B. (1952). Content Analysis in Communication Research. Michigan: Free Press. 220 p.
  12. Crossman A. & Talwar V. (2015) The role of executive functions and theory of mind in children’s prosocial lie-telling // Journal of Experimental Child Psychology. P. 256-266.
  13. DePaulo, B.M., Kashy, D.A., Kirkendol, S.E., Wyer, M.M. & Epstein, J. A. (1996). Lying in everyday life // Journal of Personality and Social Psychology, 70, P. 979-995.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)