РЕАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ: ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Левицкий А.Э.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Москва, Россия
е-mail: science&research@ffl.msu.ru

РЕАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ: ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. Статья посвящена проблемам определения реального и виртуального в словарных данных национального русского литературного языка, а также понимание этих феноменов на основе опроса информантов-носителей русского языка и ответы искусственного интеллекта, сгенерированные https://gpt-chatbot.ru/. Информантами выступили 45 студентов-лингвистов 18 – 23 лет, обучающихся на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Выявлены сходные и отличительные черты отражения информации о реальном и виртуальном мирах. Ответы информантов характеризуются заметным разнообразием, в то время, как искусственный интеллект отражает точку зрения тренера, обеспечивающего его данными, находящимися на просторах интернета. В целом, полученные ответы укладываются в рамки семантики «реальный» и «виртуальный», представленный словарными данными русского языка. Отмечается важность «возможного» в трактовке «реального» и «виртуального», где «возможное» представляется как «реализованная возможность» в первом случае, а во втором – как «нереализрованная возможность», но при этом сохранившая данную потенцию. Ответы информантов и искусственного интеллекта показывают раскрывают некую зону, которая находится на грани «реального» и «виртуального», на ней находятся компьютерные игры, компьютерные программы и многое другое, связанное с реальной деятельностью человека и вовлечении в виртуальный мир.

Ключевые слова: реальное; виртуальное; опрос информантов; искусственный интеллект; семантика.

Levitsky A.E.

REAL VS. VIRTUAL: VIEWED BY HUMAN AND ARTIFICIAL MINDS

Abstract. The article focuses on the definitions of real and virtual entities taken from Dictionaries of the Russian National Literary Language as well as their understanding reflected in the questionnaires filled by the native speakers of the Russian language and the Artificial intelligence generated in https://gpt-chatbot.ru/. 45 students of linguistics, who filled the questionnaire, aged 18 – 23 years old obtain their education at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Moscow Lomonosov State University. The article contains common and divergent features of information reflected on real and virtual worlds. The informants’ answers reveal the conspicuous variety, whereas the Artificial intelligence transfers the coaches’ point of view, which in general correlates with the Internet data. In general, the answers obtained correspond with the semantics of ‘real’ and ‘virtual’ as presented in the Dictionaries of the Russian Language. The research pinpoints the necessity of treating ‘possible’ while dealing with ‘real’ and ‘virtual’, where ‘possible’ presents itself as ‘a realized possibility’ in the first case, whist in the second case – as ‘a not realized possibility’, though retained this potency. The informants’ as well as the Artificial intelligence’s answers reveal a specific zone in between ‘real’ and ‘virual’. The above zone hosts computer games, computer programs, etc. connected with the real activity of humans as well as their involvement in the framework of the virtual world. 

Keywords: Real; virtual; informants’ questionnaire; artificial intelligence; semantics.

Введение

Под искусственным интеллектом в работе мы понимаем технологию нейронной сети, следом за А.П. Авраменко [1, с. 5]. Искусственный интеллект находится в сфере исследований когнитивной науки. Появление первых компьютеров спровоцировало аналогию человеческого разума и электронно-вычислительной машины, что в 1950-х годах привело в когнитивной революции. Затем в начале 1980-х годах стали развиваться поиски моделирования человеческого разума. С другой стороны, и сейчас мы не можем полностью смоделировать проявления человеческого начала у машины. Это касается, в частности, тех областей, в которых прогресс на сегодняшний день невозможен. Даже сам ChatGPT признаёт, что его подобие с человеком невозможно из-за невозможности воссоздать у машины личность, сознание, эмоции и отношения к кому-то / чему-то [3, с. 129]. Итак, искусственный интеллект представляет собой междисциплинарную, мультизадачную и мультидоменную машину, способную воспроизвести человеческий разум. В настоящее время искусственный интеллект изучается как способная к самообучению нейтронную сеть, т.е. некая математическая модель в её программной или аппаратной реализации [1, с. 9]. Она действует по принципу функционирования биологической нейронной сети, а её задачей является моделирование определённой умственной операции [1, с. 9].

Мы уже ранее практиковали анализ ответов ChatGPT по вопросам отличия данной платформы от человека [3, с. 124–129]. В этой статье поставлена цель – выявить особенности познания реального и нереального человеком и т.н. искусственным интеллектом. Исследование проводится с использованием опроса информантов-носителей русского языка, студентов-лингвистов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в возрасте 18–23 лет. Опрос проводился в январе 2023 года. В это же время проведен был опрос ChatGPT.

Определение «реального» и «виртуального» в словарных данных

Перед проведением опроса были установлены параметры семантики лексем реальный и виртуальный в словарях современного русского литературного языка. Так, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет «реальный» как: «1. Действительно существующий, не воображаемый. Реальная действительность. 2. Осуществимый, отвечающий действительности. 3. Практический, исходящий из понимания подлинных условий действительности» [5, с. 681]. В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова акцент сделан лишь на привязке «реального» к «действительному»: «1. Действительный, объективно-данный, не воображаемый. Реальная жизнь. || Жизненный, сильный, действенный» [6, с. 767]. Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова обладает наиболее подробной словарной статьей «реальный». В неё, в частности входят: «1. Существующий на самом деле, действительный, не воображаемый. Р. мир. Р-ая действительность. Р-ая основа бытия. Р-ая жизнь. Р-ая заработная плата (покупательная способность заработной платы). 2. Возможный для выполнения, осуществимый. Р-ая задача. План вполне реален. Р-ая угроза возникновения вооружённого конфликта. 3. Основанный на понимании и учёте подлинных условий действительности; трезво-практический. Р-ая политика. Р. взгляд на жизнь. ◊ Реальное училище. В России до 1917 г.: среднее учебное заведение, в учебном плане которого преобладали естественные и точные науки. < Реально, нареч. Р. существующий факт. Р. смотреть на жизнь. Р. помочь нуждающимся. Реальное, -ого; ср. Действительность, реальность. В памяти р. перемешалось с воображаемым. Чувство реального» [2, с. 1108].

Противостояние «реального» и «виртуального» особенно четко прослеживается в определениях последнего. Так, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой трактует его как «Несуществующий, но возможный. Виртуальные миры. Виртуальная реальность (несуществующая, воображаемая)» [5, с. 182]. Своё определение «виртуального» как пребывающего «в скрытом состоянии» и могущем проявиться, т. е. случиться подаётся в Толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова [6, с. 297]. Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова, в свою очередь, разделяет философского и информационного в определении виртуального. Так, в первом значении имеется в виду: «Такой, который может или должен проявиться при определённых условиях; возможный. В-ые перемещения, изменения» [2, с. 132]. В информационном понимании «виртуальный» совпадает в целом с приведенными выше данными: «Условный, кажущийся; не существующий в действительности, не имеющий физического воплощения. В-ая память» [2, с. 132]. Там же подаётся словосочетание, ставшее уже устойчивым «Виртуальная реальность». Она определяется следующим образом: «1. Филос. То, что возможно когда-то было или будет реальностью. 2. Мед. То, что кажется реальностью, похоже на реальность. 3. Инф. То, что подменяет, заменяет собой реальность; искусственная реальность» [2, с. 132–133].

Вместе с тем, нельзя не отметить роль «возможного» в размежевании «реального» и «виртуального». В целом, ключевые толковые словари русского языка проявляют солидарность: «Такой, к-рый может произойти, мыслимый, осуществимый, допустимый. Вполне в. случай. В. исход дела. Со всей возможной серьезностью» [5, с. 204]; «Такой, что может или мог случиться, произойти. Возможные последствия этого решения. || Мыслимый» [6, с. 297]; «1. Такой, который может произойти, случиться; вероятный, предполагаемый. В-ые последствия. В-ое решение. В. исход дела. Вполне в. случай. В-ые опасности, лишения. 2. Такой, который можно осуществить, совершить; выполнимый, достижимый. Всё казалось ему теперь возможным. * А счастье было так возможно, Так близко!.. (Пушкин). 3. (обычно с местоим.: весь, все). Наибольший по степени проявления, разнообразию и т.п. Все в-ые и невозможные средства. Встретить кого-л. со всей возможной торжественностью. Я напишу ему с возможной осторожностью. <Возможное, -ого; ср. (1, 3 зн.). Выйти за пределы возможного. Сделать всё в-ое и невозможное» [2, с. 144].

Итак, речь идет о том, что в «реальном» воплощается «возможное», а в «виртуальном» оно остаётся в латентном состоянии.

«Реальное» и «виртуальное» в корпусных данных

Рассмотрим место «реального» и «виртуального» в Национальном корпусе русского языка [4]. В нём наибольше представлен мир «реального», что вполне объяснимо с позиций различных дискурсивных практик и разновременных параметров. Так, рекордсменом является лексическая единица реальность – 3 145 текстов, 7 103 примеров, её уточнения в форме словосочетаний следует за ней: объективная реальность – 108 текстов, 132 примера; мир реальный – 32 текста, 35 примеров; духовная реальность – 15 текстов, 19 примеров; божественная реальность – 3 текста, 6 примеров; действительная реальность – 1 текст, 1 пример; техногенная реальность – 1 текст, 1 пример. Следовательно, духовная и божественная реальности рассматривается как реальность, хотя имеет прямое отношение к сознанию и поднимает вопросы достоверности.

«Виртуальное» как количественно, так и объемно значительно отстаёт от «реального». Наиболее распространенное словосочетание, определяющее «виртуальное» всё же является зависимым от «реального». Речь идёт о практически оксюморонном словосочетании виртуальная реальность – 49 текстов, 65 примеров, а также лексические единицы, также восходящие к «реальному» и отрицающее его: ирреальность – 25 текстов, 29 примеров, гиперреальность – 4 текста, 6 примеров, квазиреальность – 4 текста, 4 примера. Единственным словосочетанием в НКРЯ, полностью основанном на «виртуальном», является мир виртуальный – 3 текста, 3 примера.

На наш запрос о синонимах к лексической единице виртуальный получен был следующий список: имитационный, цифровой, электронный, кибернетический, симуляционный, моделирующий, интерактивный, воображаемый, фиктивный, вымышленный [4]. Обратим внимание на неполное соответствие приведенных единиц семантике единицы виртуальный.

«Реальное» и «виртуальное» в понимании носителей русского языка

На следующем этапе исследования был задействован опрос информантов и искусственного интеллекта. Приводим форму опросного листа:

Ваш пол      Ваш возраст

  1. Где существует виртуальный мир?
  2. Кто живет в виртуальном мире?
  3. Что находится в виртуальном мире?
  4. Если бы Вам удалось создать виртуальный мир, какой бы он был?
  5. Какая музыка звучит в виртуальном мире?
  6. Что есть в виртуальном мире в отличие от реального мира?
  7. Что есть в реальном мире в отличие от виртуального мира?
  8. Если Вы играете в компьютерные игры, какие эмоции Вы переживаете?
  9. Какие компьютерные игры Вам нравятся? Почему?
  10. На первый вопрос информанты отметили локации (в облаке, в компьютерной системе, в интернете, в сознании человека, в сети, в наших фантазиях, во всех сферах жизни, в онлайн пространстве, в социальных сетях, за гранью нашего понимания, в «воздухе») и контейнер (в гаджетах, компьютере, в устройствах по типу ПК, в телефоне). Кроме того, были даны ответы, связанные с доступностью (после смерти) и отсутствием виртуального мира как такового (его не существует).

ChatGPT отметил, что виртуальный мир локализован в компьютерных программах и сетях, доступен через интернет или с помощью специальных устройств виртуальной реальности. Кроме того, ответ включал цель его использования для игр, образовательных целей, совместной работы и развлечений [7].

  1. Информанты ответили также, что виртуальный мир населён реальными сущностями (пользователи соц сетей; люди, постоянно подключенные к различным онлайн пространствам; запуганные люди; игроки в видеоиграх), виртуальными сущностями (персонажи игр, роботы, пиксели, вирусы, различные существа, искусственный интеллект, кто угодно, аватары, программы, нет рамок). Маргинальные ответы поставили под сомнение наличие кого-то либо в таком мире (никто) или в целом отсутствие виртуального мира как такового (его нет).

Искусственный интеллект, в свою очередь, отметил присутствие различных видов пользователей (геймеров, исследователей, обучающихся, создателей контента, архитекторов, дизайнеров, а также людей, которые используют его для общения и социальных взаимодействий). Кроме них там могут жить виртуальные персонажи, боты и другие программные сущности [7].

  1. Опрошенные ответили, что в виртуальном мире находится нечто (проекция человеческого воображения, смоделированная реальность, копия нашего мира, отражение реального мира, виртуальные образы); локации (выдуманные миры, виртуальная Вселенная, дома, центральный компьютер, разные концепты); кто-то (друзья, сообщества людей); всё (что угодно; всё, что угодно), а также отсутствие чего-либо, потому что такого мира нет (его нет).

Диссонансом прозвучали ответы, полученные от программы, которая точно знает, что есть в виртуальном мире: «В виртуальном мире может находиться практически все, что можно представить. Это могут быть игровые миры, симуляции реальных мест, образовательные среды, виртуальные музеи и галереи, социальные сети, виртуальные офисы и т. д. Также в виртуальном мире могут быть представлены объекты, созданные пользователями, фантастические места и существа, а также виртуальные представления физических объектов и материалов» [7].

  1. Какой был бы виртуальный мир, созданный опрошенными? Этот мир обладал бы такими свойствами (неограниченные возможности, живой, обучающий, развивающий, помогающий, с суперспособностями, утопический), качествами (тихий, уютный, просторный, свежий, экологический, большой), внешним видом (прекрасный; прекрасная архитектура ХVIII века); основан (на мечте; нужде каждого; как аналог популярных игр, сравнении с реальным миром – ярче, красивее), напоминает (наш мир, компьютерную игру), где человек имеет цель (чтобы спрятаться).

Ответ, полученный от машины, был более разнообразен и имел такие локации (местом, где люди могли бы воплощать свои творческие идеи, общаться и сотрудничать, а также обучаться и развиваться); обладал определенными качествами (разнообразные образовательные среды, виртуальные путешествия по историческим местам и культурным достопримечательностям, давал возможности для творческих проектов, таких как создание виртуальных произведений искусства, архитектурных объектов и музыкальных композиций; для общения и взаимодействия в реальном времени, создавая сильное сообщество и делая мир более открытым и дружелюбным) [7].

  1. Музыка в виртуальном мире для студентов должна иметь свои свойства (без слов; соответствует ситуации; классическая; электро); качество (шумная; громкая; любая); происхождение (различные места мира); зависеть от выбора создателя. Один опрошенный ответил, что музыка существует только в реальном мире.

ChatGPT как представитель виртуального мира заметил, что его мир, как и реальный, обычно населен людьми с различными музыкальными предпочтениями (от электронной и джаза до рок-н-ролла и классической музыки, а также различных мировых жанров. Могут иметься собственные музыкальные композиции, созданные для определенной атмосферы или настроения) [7].

  1. Что есть в виртуальном мире в отличие от реального? Информанты указывают на свойство (высокий интеллект, магия, полный контроль); качество (статичность, стабильность, яркие краски); возможности (осуществить нереальное, остаться анонимным, безнаказанность, большая свобода действий, возможность летать, наблюдать чудеса, абсолютное счастье, делать или иметь всё, что угодно, стать другим человеком, получить второй шанс, право на ошибку); нечто, что создано сознанием (объекты, созданные человеческим воображением, не существующие в реальности); подобие (вымышленные люди, события или подобие тех, кто живет в реальном мире).

В то же время, искусственный интеллект указывает конкретные показатели, отличающие виртуальный мир от реального (физические ограничения; возможности творчества; виртуальные объекты; социальные взаимодействия; создание новых правил) [7].

  1. Что есть в реальном мире в отличие от виртуального мира? Этот вопрос поставил в тупик ChatGPT, который декодировал вопрос так же, как и предыдущий. Вместе с тем, информанты корректно декодировали содержание данного вопроса: возможное (испытать все эмоции вживую, живое общение с людьми); качество (нескучное, скучное, отсутствие идеальности, натуральная красота); свойство (возможное испытать все эмоции вживую, живое общение с людьми); качество (нескучное, скучное, отсутствие идеальности, натуральная красота); свойство (непредсказуемость, реальные эмоции, боль, любовь, переживание, разнообразие); восприятие (физические ощущения, физические контакты, живые эмоции, тактильные ощущения); подобие (смерть).
  2. О компьютерных играх и эмоциях, которые они вызывают, информанты дали мало информации: негатив (стресс, негодование, напряжение, переживание, страх); позитив (азарт, удовлетворение, радость, любопытство, счастье, свобода, власть, комфорт); смешанные чувства (волнение, отречение от реальности, возбуждение, смесь эмоций, огромный спектр эмоций); зависит от обстоятельств (зависит от игры, всё, что переживает персонаж); не играют 18 респондентов.

Искусственный интеллект владеет информацией, что многие люди, когда играют в компьютерные игры, могут переживать широкий спектр эмоций, включая радость, волнение, горечь, удивление, стресс, азарт, дружелюбие, а иногда и злость. Характер эмоций зависит от сюжета игры, ее игровой механики, атмосферы, а также от результата и достижений игрока. Кроме того, онлайн-игры позволяют игрокам переживать сотрудничество и соперничество с другими игроками, что также влияет на их эмоциональный опыт [7].

  1. Какие компьютерные игры Вам нравятся? Информанты определили: обучающие, симс / sims, на основе фэнтези, бродилки. В то же время практически их половина не играет в компьютерные игры.

Оказалось, что ChatGPT любит игры с интересным сюжетом и качественной графикой («The Witcher 3: Wild Hunt» или «Red Dead Redemption 2»). Он лично наслаждается играми с элементами стратегии («Civilization VI» или «Total War: Three Kingdoms»). Кроме того, он любит игры, которые предлагают возможность взаимодействовать с другими игроками, такие как «Overwatch» или «League of Legends». Их объединяет то, «что они предлагают разнообразный игровой опыт и вызывают интерес к продуманной игровой механике» [7].

Заключение

В целом, лексикографические источники, данные Национального корпуса русского языка, опрос информантов-носителей русского языка и результаты интервью чат-бота, созданного по технологии искусственного интеллекта, осветили сходные сферы семантики, обозначающие «реальное» и «виртуальное». Ответы чат-бота отличались большим абстрактным характером и объёмом информации. Студенты же, принявшие участие в опросе, были достаточно конкретны и давали ответы, характеризующие их индивидуально-личностные и социальные параметры, включая социальный статус, возраст и пол. Вместе с тем, сопоставление реакций информантов-студентов МГУ имени М.В. Ломоносова с ответами на те же вопросы ChatGPT продемонстрировало большое разнообразие в ответах последнего, что отражает приоритет информации (имеющейся в распоряжении искусственного интеллекта) над социальными и индивидуально-личностными параметрами человека. В этой же связи большее разнообразие отражается в семантике лексической единицы, представленное в корпусных данных, по сравнению с лексикографическими. Этот факт показывает большее включение речевых данных в языковой корпус в сопоставлении с тем, на что опираются составители толковых словарей.

В заключении отметим, что оппозиция «реальное – виртуальное» занимает важное место в сознании русского языкового сообщества. Эта оппозиция позволяет носителям языка четко отслеживать информацию, относящуюся как к возможному, которое становится действительным, так и к тому, которое таким не становится. Перспективным предполагается сопоставление полученной информации в динамике.

Литература

  1. Авраменко А.П. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков. М.: «КДУ», «Университетская книга», 2022. 166 с.
  2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт; М.: Рипол классик, 2008. 1534 с.
  3. Левицкий А.Э. Человек и искусственный интеллект: в чём отличие? (проблема концептуализации мира) // Когнитивные исследования языка. 2023. Т. 56. № 5. С. 124 – 129.
  4. Национальный корпус русского языка: [Электронный ресурс]. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 27.11.2023).
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 907 с.
  6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Изд. Центр Терра, 1996. 828 с.
  7. ChatGPT [Электронный ресурс]. URL: https:// gpt-chatbot.ru/ (дата обращения: 27.11.2023).

References

  1. Avramenko A.P. (2022) Iskusstvennyj intellekt v prepodavanii inostrannyh jazykov [Artificial Intellect in the Process of Teaching Foreign Languages]. M.: «KDU», «Universitetskaja kniga». 166 p.
  2. Kuznetsov S.A. (2008) Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo jazyka [Great Explanatory Dictionary of the Russian Language]. SPb.: Norint; M.: Ripol klassik,. 1534 p.
  3. Levitsky A.E. (2023). Chelovek i iskusstvennyj intellekt: v chjom otlichie? (problema konceptualizacii mira) [A Human Being and Artificial Intellect: What Is the Difference? (a case of conceptualizing the world)] // Kognitivnye issledovanija jazyka [Cognitive Investigations of the Language]. Vol. 56. # 5, pp. 124 129.
  4. Natsionalnyi korpus russkoro yazyka. [National Corpus of the Russian Language]: [Electronic Resourse]. URL: https://ruscorpora.ru/ (date of application: 27.11.2023).
  5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. (1994). Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. M.: Az. 907 p.
  6. Ushakov D.N. (1996). Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka. [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. M.: Izd. Centr Terra. 828 p.
  7. ChatGPT [Electronic Resourse]. URL: https:// gpt-chatbot.ru/ (date of application: 27.11.2023).
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)