СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПРОСНИКА МДПО А.Е.ЛИЧКО

Мыскин С.В.1, Новикова М.Л.2

Мыскин С.В.

Московский городской педагогический университет
е-mail: [email protected]

Новикова М.Л.

Центр диагностики и лечения им. Н.А. Семашко
е-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПРОСНИКА МДПО А.Е.ЛИЧКО

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают проблему диагностики акцентуаций характера у подростков с целью предотвращения девиантного и деликвентного поведения. В статье рассматривается патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и его модифицированная версия (МДПО) С.И.  Подмазина, как инструменты для выявления типов акцентуаций и склонностей к негативным проявлениям. Подчеркивается важность глубокого анализа результатов диагностики и учета индивидуальных особенностей подростка для разработки эффективных психокоррекционных и профилактических программ.

Ключевые слова: акцентуации характера, подростки, девиантное поведение, делинквентное поведение, суицидальное поведение, психокоррекция, психопрофилактика, типы акцентуаций, А.Е. Личко

Myskin S.V., Novikova M.L.

THE SPECIFICS OF THE DIAGNOSIS OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS USING THE QUESTIONNAIRE MD BY A.E. LICHKO

Abstract. The authors of this article address the issue of diagnosing character accentuations in adolescents to prevent deviant and delinquent behavior. The article discusses the Patho-characterological Diagnostic Questionnaire (PDO) developed by A.E. Lichko and its modified version (MDPO) by S.I. Podmazin as tools for identifying types of accentuations and tendencies toward negative manifestations. The importance of a thorough analysis of diagnostic results and consideration of the individual characteristics of adolescents is emphasized for developing effective psychocorrectional and preventive programs.

Keywords: character accentuations, adolescents, deviant behavior, delinquent behavior, suicidal behavior, psychocorrection, psychoprophylaxis, types of accentuations, A.E. Lichko.

Введение

Современное общество сталкивается с рядом проблем, связанных с психическим здоровьем подростков. Одной из таких проблем в наше непростое время является предотвращение возможного подросткового суицида и в целом их девиантного и делинквентного поведения.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения свидетельствуют о том, что суицид является одной из трех основных причин смерти среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Согласно исследованиям более 70% детей и подростков, начиная с 10 лет, которые покончили с собой, имели психические расстройства или находились под влиянием алкоголя и наркотиков [8]. В 2023 году в России в целом наблюдается снижение доли несовершеннолетних, задержанных за распитие алкоголя и употребление наркотических и психотропных веществ, на 1,4% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно увеличилось число несовершеннолетних, задержанных за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в ряде регионов, в частности, в Псковской и Новосибирской областях, в Волгоградской, Нижегородской,  Санкт-Петербурге,  Калининградской, Тамбовской, Тульской и Ярославской областях, в Республике Крым, Севастополе, Курской, Тульской Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия) и Карелия, а также в Севастополе. Как свидетельствуют данные, наибольший прирост наблюдается в Республике Хакасия +156% [6]. Употребление ПАВ является саморазрушающим поведением (суицидальной тенденцией), которое к сожалению не принимается при учете реальных самоубийств. Ранняя диагностика суицидальных тенденций является приоритетной задачей, выполнение которой критически важно для сохранения будущего поколения.

Методические средства диагностики суицидальных склонностей

На сегодняшний день существуют ряд апробированных и хорошо себя зарекомендовавших психологических методик для диагностики суицидальных наклонностей: прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков А.Н. Волкова, опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой, методика «Карта риска суицида» в адаптации для подростков Л.Б. Шнейдер, тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёвой, диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста), выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) [2].

Все указанные методики рассматривают возможные риски совершения суицидального поступка, но они фиксируют по сути уже осознанную мысль. Нам же представляется интересным рассмотреть возможность тенденционной направленности непосредственно самой личности к возможному возникновению мыслей о суициде. Интерес представляет собой первый шаг, который еще не закреплен в сознании. Именно здесь, понимая склонность подростка к подобным мыслям можно усилить педагогическое и родительское внимание на поддержку и при адекватном воспитательном воздействии минимизировать риски закрепления подобных мыслей и возможность их реализации в сознании.

Учитывая, что вышеперечисленные методики при тестировании суицидальных рисков выявляют установки на социально желательные ответы, склонности к преодолению норм и правил, к аддитивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, снижению волевого контроля эмоциональных реакций, делинквентному и в целом девиантному поведению, гипотетически можно предположить, что подобный подход к анализу деструктивных тенденций возможен через акцентуацию характера подростка.

Сегодня в рекомендованную «батарею тестов» оценки суицидальных рисков уже входит патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко (далее – ПДО А.Е. Личко), разработанный и апробированный еще в 1970 г.

А.Е. Личко считал, что в подростковом возрасте формируются большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом [3].

От типа акцентуации в подростковом возрасте зависит многое. Понимание сути акцентуации – это уникальная возможность приоткрыть дверь во внутренний мир ребенка и увидеть слабые места характера, определить склонность к неврозам и острым аффективным реакциям, предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции и ведущие к дезадаптации, а также предположить поведение подростка в период пубертатных кризов.

А.Е. Личко и другие исследователи (П.Б. Ганнушкин., В.П. Дворщенко, Н.Я. Иванов, А.Ф. Лазурский, К. Леонгард, С.И. Подмазин) отмечали важность своевременной диагностики типов патологических девиаций характера, патохарактерологических формирований и развитий, подобных нарушений, которые по сути те же, что и при акцентуациях характера, но крайне заострившиеся, приобретшие патологическую форму и перешедшие на новый качественный уровень. Сильно «заостренные» акцентуации рассматриваются, как преморбидный фон при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах.

Опросник ПДО позволяет предположить психологическую склонность к алкоголизации, суициду, половой распущенности и общей тенденции к нарушению социальных норм, а также дать рекомендации по воспитанию подростка, для уравнивания заострившихся черт и его адаптации, и социализации.

Так, например, для подростков с истероидной (демонстративной) акцентуацией характерны повышенная чувствительность, эмоциональная неустойчивость, склонность к драматизации, трудности в управлении своими эмоциями. Они склонны к демонстративному суициду и алкоголизации, лживости, излишним фантазиям.  Подобные подростки могут неадекватно реагировать на повседневные ситуации, переоценивать свои возможности и потребности, создавать целый театр событий вокруг своей личности. При выявлении данной акцентуации можно направить подростка на социально значимые проекты, ориентировать на театральную деятельность, привлекать к публичным выступлениям (например, к школьным конкурсам чтецов) и в этом случае необходимое демонстранту внимание будет получено заслужено и в рамках социальных норм. Потребность быть в центре внимания будет удовлетворена и направлена в «благую» сторону [5].

Использование модифицированного диагностического опросника А.Е. Личко (МПДО) при анализе расстройств речи

Сегодня одним из самых распространённых инструментов, используемых для диагностики вне стационарных условий, является адаптированный С.И. Подмазиным в 1994 году модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (МПДО) А.Е. Личко, который позволяет так же выявлять типы акцентуаций характера у подростков и предположить тенденцию девиантного и даже делинквентного поведения. Его преимущества в доступности, простоте использования, а также высокой точности результатов [3; 5].

МДПО является портативным тестом, который включает в себя 143 утверждения и легко применяется в групповой диагностике в условиях ограниченного времени. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый и смешанные акцентуации, а также промежуточные и амальгамные типы. Многолетний опыт применения методики МПДО свидетельствует о ее высокой надежности и эффективности.

Необходимо с неким сожалением отметить, что зачастую специалисты, использующие данный опросник, довольствуются лишь анализом видимых результатов диагностики, без обращения к природе особенностей. Например, выявив смешанную возбудимо-истероидную акцентуацию, часто подростку приписывают девиантное поведение. Тем не менее исследователи указывают, что при таком смешанном типе у демонстративного подростка в анамнезе возможно органическое поражение мозга, например речевые нарушения. Также речевые нарушения возможны при циклотимно-демонстративном типе.

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой системное расстройство формирования речевых функций, затрагивающее все компоненты речевой системы, включая звуковую и смысловую стороны, несмотря на сохранный слух и интеллект. Различают четыре уровня ОНР, каждый из которых отражает степень тяжести нарушений

ОНР 1 уровня. Это наиболее тяжелая форма, характеризующаяся практически полным отсутствием речи. Такие дети могут не использовать речевые слова и фразы, что значительно затрудняет коммуникацию.

ОНР 2 уровня. Дети с этим уровнем имеют ограниченный словарный запас, где присутствует некоторое количество общеупотребительных слов. Однако у них наблюдаются значительные проблемы с произношением звуков и со слоговой структурой слов. Также отмечаются задержки в формировании экспрессивной грамматики.

ОНР 3 уровня. Для детей этого уровня характерно отставание в грамматическом и фонематическом развитии. Они могут испытывать трудности с произношением, заменяя звуки на близкие по звучанию. Однако их экспрессивная речь достаточно активно проявляется, и они способны строить простые фразы, но имеют сложности с более сложными структурами.

ОНР 4 уровня. Дети с этим уровнем имеют невнятную речь и нечеткое произношение, но уровень ошибок в грамматике и словообразовании становится менее заметным. Их речевое развитие, хотя и не полностью соответствует возрастной норме, все же приближается к ней. Эти дети могут испытывать трудности в овладении навыками чтения и письма, что связано с особенностями их речевого развития.

ОНР связано с нарушениями работы различных отделов головного мозга, отвечающих за обработку и генерацию речи. Каждый отдел мозга играет свою роль в процессе речепорождения, и дисфункция одного или нескольких из них может привести к различным проявлениям ОНР (рис. 1) [7].

Речевые зоны мозга
Рис.1. Речевые зоны мозга (https://vk.com/wall-129545345_280?lang=en)

Речь является интегральным психическим процессом, который зависит от взаимодействия нескольких анализаторных систем. Важно отметить, что речь не связана с работой какого-либо одного центра в мозге, а является продуктом интеграции различных зон, которые работают в тесном взаимодействии. Выделение синтагматического и парадигматического способов организации речи позволяет лучше понять природу речевых расстройств и их связи с конкретными поражениями в мозге. Синтагматические расстройства связаны с трудностями в организации и комбинировании языковых единиц, тогда как парадигматические возникают из-за нарушений в выборе нужных элементов речи. Помимо самих нарушений речи, имеют значение и сопутствующие расстройства, такие как проблемы с памятью, вниманием и эмоциональное состояние. ОНР обычно впервые диагностируется в детстве, и относится к нарушениям развития ЦНС («нарушение нейроразвития» имеет свои нейробиологические особенностиh) [7].

Роль воспитания в коррекции акцентуаций характера подростков

Учитывая вышеизложенное можно предположить, что испытуемый может не совсем верно трактовать зачитываемый устно вопрос теста. Кроме того, в зависимости от зоны и степени поражения головного мозга испытуемый может отмечать у себя проявления повышенной возбудимости, но при этом не давать той разрядки, которая характерна для возбудимой акцентуации (МКБ 10 F80.1 Расстройство экспрессивной речи).

Так же акцентуации характера подростков могут проявляться особенно ярко из-за возрастных кризисов, идентификационных проблем, социального давления, переживания травматического опыта. Кроме того, в своих исследованиях А.Е. Личко отмечал, что некоторые акцентуации обусловлены генетическим фактором и никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни «гипертима», ни «шизоида», ни «демонстранта», но при этом часть подростковых акцентуаций могут изменяться с возрастом, и тот же возбудимо-демонстративный тип с ОНР перейдет в адаптированный и социализированный истероидный тип без патологических отклонений.

В данном случае мы отмечаем роль воспитания, так как именно воспитание может ориентировать даже «генетическую» акцентуацию на положительную динамику развития. У каждой акцентуации существует «позитивные» и «негативные» стороны, и при определенных неблагополучных условиях запускаются отрицательные характеристики, что приводит часто к трагическим последствиям. Кроме того, некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов, где черты одного типа накладываются на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. Например, под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый, а возбудимые черты наслоиться на конформное ядро [1].

Выявляя акцентуацию характера подростка, специалист «видит» слабые места характера и тем самым позволяет выстраивать предположения по факторам, способным вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, а также предполагает, как воздействие внешних факторов может привести к возникновению патопсихологических проблем.

Анализируя теоретический обзор исследований, на сегодняшний день представляется важным продолжить исследования девиантного поведения подростков с помощью опросника МДПО с учетом диагностического потенциала основного опросника ПДО А.Е. Личко.

На наш взгляд при проведении соответствующих экспериментальных процедур необходимо использовать сочетание различных диагностических инструментов и методов, которые могут повысить точность и эффективность диагностики. Сочетание психологических и психолингвистических методов позволит рассмотреть акцентуации более системно.

Как показывает практика, тест МДПО не может выявить глубокие психологические или эмоциональные проблемы испытуемых, особенно если речь идет об интровертированных личностях, скрывающих свои истинные чувства и состояния. Психолингвистические же методики, позволяющие исследовать речь, могут помочь выявить скрытые переживания и мысли ребенка, а также соотнести результаты с исследуемой гипотезой. Например, анализ структуры речи, использование метафор и образов может указать на внутренние конфликтные переживания, включая потенциальные суицидальные мысли [4]. Совмещение методов психодиагностики и анализа внешней речи может позволить получить более полное представление о психоэмоциональном состоянии ребенка, а также выявить факторы риска и защитные механизмы. Это важно для разработки комплексных и эффективных интервенций.

Вывод

Итоги аналитической работы планируется представить в виде методических рекомендаций для психологов и педагогов. Полезность проводимого исследования в том, что при диагностике МДПО исследователи смогут приблизиться к скрытым областям личности каждого ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход, предусмотреть негативное влияние внешних факторов или произошедших событий, а также дать рекомендации по воспитанию с учетом предполагаемой зоны ближайшего развития. Кроме того, открывается возможность использовать полученный материал при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.) и при разработке реабилитационных, психокоррекционных и психопрофилактических программ для подростков.

Литература

  1. Дворщенко В.П. Диагностический тест личностных расстройств. СПб: Речь, 2008. 112 с
  2. Диагностика суицидального поведения подростков. Методические рекомендации. СПб: ЛОИРО, 2020. 28с.
  3. Личко А.Е. Психологическая диагностика личности. СПб: Питер, 2006.
  4. Мыскин С.В., Кравцов Л.Г. Речевой инвариант агрессивного и аутоагрессивного дискурсов // Филологические науки. Научные доклады высшей школы, №5 (2024), С. 51–63.
  5. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. Самара: Издательский дом. «БАХРАХ-М», 2000.
  6. Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306 (дата обращения: 04.04.2025).
  7. Шкловский В. М., Шипкова К. М., Милехина А. В., Черёмин Р. А., Серебровская О. В., Аханькова Т. Е., Волкова С. В., Зиборова Е. В., Ларина О. Д., Смирнов И. И. Специфические расстройства развития речи у детей: клинические рекомендации. — М.: Российское общество психиатров, 2021. — 35 с.
  8. Управление по делам молодёжи муниципального образования Славянский район. Профилактика суицидального поведения среди подростков [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-18793143_10593 (дата обращения: 04.04.2025).

References

  1. Dvorshchenko, V.P. (2008). Diagnostic test of personality disorders (112 p.). St. Petersburg: Rech.
  2. Diagnostics of suicidal behavior in adolescents: Methodical recommendations (2020). Petersburg: LOIRO. (28 p.)
  3. Lichko, A.E. (2006). Psychological diagnostics of personality. Petersburg: Piter.
  4. Myskin, S.V., Kravtsov, L.G. (2024). Speech invariant of aggressive and auto-aggressive discourses // Philological sciences. Scientific reports of the higher school, 5 (2024). 51–63.
  5. Raigorodsky, D.Y. (2000). Psychology and psychoanalysis of character: A reader on psychology and typology of character. Samara: BAKHRAKH-M Publishing House.
  6. Report on the activities of the Commissioner for Children’s Rights under the President of the Russian Federation in 2023. Office of the Commissioner for Children’s Rights under the President of the Russian Federation. URL : https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306
  7. Shklovsky, V.M., Shipkova, K.M., Milekhina, A.V., Cheremin, R.A., Serebrovskaya, O.V., Akhankova, T.E., Volkova, S.V., Ziborova, E.V., Larina, O.D., & Smirnov, I.I. (2023). Clinical guidelines on specific speech development disorders in children: Coding according to the International Classification of Diseases and related health problems.
  8. VK.com. (n.d.). Youth affairs management of the Slavyansky district. Prevention of suicidal behavior among adolescents. URL : https://vk.com/wall-18793143_10593
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)