Управление восприятием агрессивности вербального сообщения

Вашунина И.В.

Московский государственный лингвистический университет
Россия, Москва
е-mail: vashunina@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМ АГРЕССИВНОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

Аннотация. Настоящая статья представляет обобщение и интерпретацию экспериментальных исследований восприятия агрессивности текста, проводившихся с применением метода шкалирования и метода семантического дифференциала. Установлено, что направленная креолизация текста, заключающаяся в добавлении к вербальному тексту иллюстрации с воздейственным потенциалом в аспекте агрессивности, может влияет на восприятие агрессивности речевого сообщения. Для корректировки восприятия агрессивности могут использоваться как содержание, так и форма иллюстрации. Изображение нападения, угрозы нападения, опасных и непонятных, потенциально угрожающих объектов повышает оценку агрессивности текста. Была обнаружена визуальная корреляция качества агрессивный в виде движущегося на зрителя потенциально опасного объекта. Изменить восприятие агрессивности можно путем корректировки оценок по содержательно близким шкалам опасный, недружелюбный, злобный, враждебный, угрожающий, провокационный, а также по шкалам, показавшим корреляцию со шкалой агрессивный в факторных структурах (положительная корреляция со шкалами жесткий, холодный, сложный, отрицательная корреляция со шкалами спокойный, легкий). Анализ результатов экспериментов показывает, что степень влияния направленной креолизации на восприятие агрессивности речевого сообщения зависит от близости содержания сообщения реципиентам: тексты на близкие реципиентам темы подлежат корректировке восприятия слабее, чем тексты на темы, далекие от интересов реципиентов.

Ключевые слова: агрессивность речевого сообщения, направленная креолизация, креолизованный текст, смысловое восприятие текста, метод семантического дифференциала.

I. Vashunina

MANAGING THE PERCEPTION OF VERBAL MESSAGE AGGRESSIVENESS

Abstract. This article presents a generalization and interpretation of experimental studies of the perception of aggressiveness of the text, conducted using the scaling method and the semantic differential method. It is established that the directed creolization of the text, which consists in adding an illustration to the verbal text with an effective potential in the aspect of aggressiveness, can affect the perception of aggressiveness of a speech message. To correct the perception of aggressiveness, both the content and the form of the illustration can be used. The image of an attack, threat of attack, dangerous and incomprehensible, potentially threatening objects increases the assessment of the aggressiveness of the text. A visual correlation of the aggressive quality was found in the form of a potentially dangerous object moving towards the viewer. It is possible to change the perception of aggressiveness by adjusting ratings on the meaningfully close scales dangerous, unfriendly, malicious, hostile, threatening, provocative, as well as on scales that showed correlation with the aggressive scale in factor structures (positive correlation with the scales hard, cold, complex, negative correlation with the scales calm, easy). Analysis of the experimental results shows that the degree of influence of directed creolization on the perception of aggressiveness of a speech message depends on the proximity of the message content to recipients: texts on topics close to recipients are subject to perception correction weaker than texts on topics far from the interests of recipients.

Keywords: aggressiveness of speech message, directed creolization, creolized text, semantic perception of text, semantic differential method

Введение

Агрессивность как качество человека и как характеристика его поведения, в том числе и речевой деятельности, постоянно привлекает внимание исследователей, потому что она имеет огромный потенциал воздействия на партнеров по коммуникации. Самая первая (в процессе восприятия) оценка того, с чем сталкивается человек, заключается в определении опасности, исходящей от объекта восприятия, – способность, выработанная живыми существами в процессе эволюции. Агрессия представляет собой угрозу и опасность, поэтому любой человек обладает возможностями ее распознавания.

Существует большое количество исследований агрессивности, однако практически все они посвящены изучению проявлений агрессивности, условий формирования агрессивного поведения и не учитывают адресата агрессии. А ведь если рассматривать роль агрессивности в обществе, то одним из главных факторов, формирующих поведение людей, является реакция на агрессивность (не на прямую агрессию, а именно на агрессивность, которая встречается значительно чаще). Отсутствуют экспериментальные исследования реального воздействия текста в аспекте агрессивности в зависимости от различных параметров его содержания и формы. Это представляется большим упущением, поскольку любые исследования воздейственного потенциала (в данном случае потенциала выражения агрессивности) обязательно должны рано или поздно подкрепляться изучением реального воздействия, иначе они остаются гипотезами, нуждающимися в верификации.

С целью характеристики смыслового восприятия текстов в аспекте агрессивности был проведен ряд экспериментов на различным языковом и неязыковом материале. По результатам проведенных экспериментов были получены данные о восприятии «агрессивных» текстов.

Экспериментальные исследования восприятия агрессивности вербального сообщения

В первую очередь требовалось как-то расширить и уточнить объем содержания аспекта агрессивности. Для этого использовались словари синонимов и ассоциаций [4]. Были отобраны характеристики-синонимы к слову «агрессивный» и характеристики-ассоциации, содержащие в качестве ответа на стимул реакцию «агрессивный» (обратная связь «реакция – стимул» использовалась для выявления того, что реципиент воспринимает как агрессивное, это сторона реципиента; прямая связь «стимул – реакция» дала бы представление о производителе текста, о том, как он выражает свою агрессивность). В результате получился список качеств, соотносимых с пониманием агрессивности: воинственный, опасный, недружелюбный, злобный, враждебный, угрожающий, провокационный.

Методика исследования восприятия агрессивности состояла в использовании метода шкалирования и метода семантического дифференциала. Эти методы были выбраны для проведения исследования, потому что они позволяют выявлять также и то содержание речевого сообщения, которое воспринято реципиентом, однако может не вполне им осознаваться. Агрессивность является характеристикой речевого сообщения, заложенной в него автором (в основном сознательно и целенаправленно, но возможно, и неосознанно). Однако так как реципиент сам конструирует смысл воспринятого сообщения, его восприятие аспекта агрессивности может оказаться отличным от заложенного автором. Так как нашей целью было исследование восприятия текстов с агрессивным компонентом, было необходимо обнаружить результаты смыслового конструирования текста в аспекте агрессивности в полном объеме.

Для проведения экспериментов с помощью словарей антонимов были созданы биполярные шкалы. В разных экспериментах использовались несколько отличающиеся шкалы, поэтому они описываются в каждом случае отдельно.

В рамках курсовой работы Дадашевой А.Б. (магистратура ИИЯ РУДН, 2022) изучалось влияние креолизации на восприятие агрессивности текста (на английском языке). Материалом послужили два вербальных текста из СМИ, к которым были подобраны иллюстрации с выраженным агрессивным компонентом. Текст 1 (Т1) описывал нападение двух крупных собак на девушку, в результате чего она сильно пострадала (рис. 2). Текст 2 (Т2) был посвящен описанию беспорядков в одном из городов США, где был нанесен ущерб зданиям, сооружениям, бизнесу в результате погромов и пожаров (рис. 3). Как видно из тематики, оба текста содержат элементы агрессии. Отличие заключается в близости этих текстов реципиентам: Т1 можно считать личностно близким (так как любой человек может столкнуться, а то и сталкивался, с проблемой нападений собаки); Т2 личностной близости не имеет (события происходят в чужой стране, сама ситуация чужда нашему обществу).

К каждому из текстов была подобрана иллюстрация по критерию усиления агрессивности.

Иконическая составляющая КТ1

Рис. 2. Иконическая составляющая КТ1

Иконическая составляющая КТ2

Рис. 3. Иконическая составляющая КТ2.

Исследование проводилось с применением метода шкалирования. Испытуемые оценивали вербальные и креолизованные тексты по шестибалльным шкалам миролюбивый – агрессивный, безобидный – опасный, дружелюбный – недружелюбный, доброжелательный – злобный, мирный – враждебный, спокойный – угрожающий, безразличный – провокационный. Анализ полученных результатов позволил сделать некоторые выводы.

Во-первых, выявлено повышение оценок по всем шкалам в результате креолизации текста, что, очевидно, объясняется воздействием агрессивной иллюстрации.

Во-вторых, обнаружена различная динамика оценок при креолизации Т1 и Т2. Усиление качеств правого полюса шкалы (ассоциирующихся с агрессивностью) для Т1 происходит в пределах 0,04-0,16, а для Т2 в пределах 0,4-1 (использовались пятибалльные шкалы). То есть, креолизация оказывает крайне слабое воздействие на Т1, на Т2 она влияет практически на порядок сильнее. В качестве объяснения этому можно предположить различие в степени близости реципиентам содержания текстов. В случае, если содержание близко, то в сознании читающего легко и быстро возникают соответствующие образы сознания. При этом обычно такие образы являются образами воспоминания или представления [3], они довольно яркие, если тема хорошо известна реципиенту. Вероятно, поэтому добавление иллюстрации влияет незначительно. Если же содержание не близко читающему, то оно может быть и не очень знакомо, да и к тому же, и не находиться в фокусе его интереса. Как говорилось выше, массовые беспорядки с поджогами и погромами незнакомы жителям Российской Федерации. Очевидно, что некоторые образы представления (из СМИ) и образы воображения на эту тему мы имеем, однако эти образы лишены яркости реальности. Можно предположить, что поэтому добавление изображение в таком случае влияет значительно.

Материалом выпускной квалификационной работы И.Г. Диденко (МГПУ, программа «Психолингвистика речевого воздействия», 2020) служили пять вербальных и пять креолизованных текстов.

Краткая характеристика вербальных текстов (Т): Т1 содержит описание деятельности маркиза де Сада, жестокой и кровавой (отрывок текста Жюль Жанена о произведениях де Сада); Т2 представляет собой уничижительно-оскорбительную речь, обличающую приспособленцев, с повелительным наклонением на «ты», обращенную к собеседнику (из прессы); Т3 содержит элементы ненависти ко всему окружающему, главный герой требует (в повелительном наклонении), чтобы от него «отвернули морды» (отрывок из произведения «Серафим» Т. Толстой); Т4 описывает, как переругиваются взрослые-друзья (отрывок из «Приключений Кроша» А.Н. Рыбакова ); Т5 – это описание выяснения отношений между гимназистами (отрывок из «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского).

Креолизованные тексты приводим полностью (рис. 4-7):

Креолизованный текст 1

Рис. 4. Креолизованный текст 1

Креолизованный текст 2

Рис. 5. Креолизованный текст 2

Креолизованный текст 3

Рис. 6. Креолизованный текст 3

Креолизованный текст 4

Рис. 7. Креолизованный текст 4

Все эти тексты оценивались по нескольким шкалам, в числе которых шкала мирный – воинственный. Оценка была градуальной, семибалльной: очень мирный – мирный – не очень мирный – не мирный, не воинственный – не очень воинственный – воинственный – очень воинственный.

Как показывает анализ ответов испытуемых, в первую очередь ощущение воинственности связано с кровью, жестокостью, оружием, насилием. Из вербальных текстов наиболее воинственный Т1, где описываются зверства маркиза де Сада. При этом неважно, что читателю ничего как бы не угрожает, и из текста совершенно понятно, что идет обсуждение не «живой интриги» (как во всех остальных текстах), а чужого текста. Среди креолизованных текстов наибольшую оценку воинственности показывает КТ3, где изображено оружие. Таким образом, можно заключить, что восприятие воинственности не связано с непосредственной направленной угрозой себе, а проистекает из характеристики объекта описания и сюжета. Реципиент проецирует опасность на себя, что объяснимо, потому что ощущение опасности является первым условием выживания любого существа. И опасность относится к первично воспринимаемым характеристикам, что подтверждено экспериментально [1]. Как наиболее мирные (более 50 процентов оценок мирный и очень мирный) оцениваются Т4, Т5, КТ2. Вербальные тесты характеризуются низким уровнем конфликтности, это обычные и привычные диалоги (полилоги). В КТ2 составной частью является стилизованное изображение кораблика, несколько игрушечного, детского. Реакция мир является одной из ассоциаций на стимул дети [4].

Следующие данные получены при интерпретации семи экспериментов, проведенных с целью исследования смыслового восприятия креолизованных текстов с применением методики семантического дифференциала (полное описание содержится в [2]). Среди шкал, по которым оценивались тексты, была и шкала агрессивный. В ходе всех экспериментов обнаружена визуальная корреляция качества «агрессивный» в виде движущегося на зрителя потенциально опасного объекта (например, КТ с картиной К. Малевича (рис. 8) оценивается как наиболее агрессивный по сравнению с КТ, иконическая составляющая которых представляла собой фото городской улицы).

На картине изображено большое количество геометрических фигур. Это четырехугольники черного, красного, оранжевого, зеленого, синего цвета. Фон изображения белый, он резко контрастирует с яркими фигурами. В верхней части самая большая фигура картины – черная трапеция. Она движется под углом вниз. На ней посередине расположен прямоугольник желтого цвета. Под ним находятся два синих прямоугольника (большой и маленький) три маленьких красных, а также два красных квадрата. Несколько из них выходят за границы черной трапеции. Слева от большого синего прямоугольника два маленьких оранжевых прямоугольника. В левом верхнем углу самые маленькие объекты – несколько черных параллельных полос, одна перпендикулярная и черный квадрат. Две почти параллельные линии разной длины (зеленая и коричневая) делят картину пополам чуть ниже середины. В нижней части посередине расположен красный квадрат. За ним оранжевая длинная полоса, над ней оранжевая тонкая короткая, и над ней коричневая. Справа внизу разбросаны пять прямоугольников разного размера (желтый, черный, синий и два зеленых).

Креолизованный текст 8
Рис. 8. Креолизованный текст с картиной Малевича

Также известно, что красный цвет ощущается агрессивным, КТ с изображениями в красно-оранжевой цветовой гамме оценивались несколько выше, чем в других цветовых гаммах. На материале одного из экспериментов было обнаружено повышение оценки агрессивности текста с иллюстрацией в неестественной цветовой гамме. Возможно предположить, что такая гамма рассматривается как некоторое навязывание чужого видения и, как следствие, как агрессия. Низкие оценки агрессивности обычно имеют креолизованные тексты с абсолютно понятными тривиальными изображениями неопасных объектов.

По итогам проведенных экспериментов установлены корреляции восприятия качества агрессивный с другими качествами. При группировке шкал по факторам было обнаружено, что в 6 случаях из 7 шкала агрессивный оказывается в одной структуре со шкалой жесткий. В единственном случае, когда шкалы агрессивный и жесткий оказываются в разных факторных структурах, обнаружено, что шкала агрессивный имеет нагрузку и по той факторной структуре, куда отнесена шкала жесткий (рис. 9). Это позволяет предположить существование устойчивых корреляций между семантикой двух шкал. В 4 случаях из 7 в одной факторной структуре оказываются шкалы агрессивный и сложный, а в 3 случаях из 7 – шкалы агрессивный и холодный. Приведенные данные показывают корреляцию шкал с одинаковым знаком оценки. Противопоставлены по знаку оценки шкале агрессивный шкалы спокойный и легкий (каждая в 3 случаях из 7).

Нагрузка по шкалам

Рис. 9. Нагрузка по шкалам

Если говорить об управлении восприятием агрессивности сообщения, то полученные корреляции представляют такую возможность. Источником нагнетания агрессивности могут служить шкалы с одинаковым знаком оценки, а противоположные по знаку оценки шкалы дают возможность ослабить восприятие агрессивности путем корректировки оценки по этим шкалам. Это означает, что усиление восприятия жесткости, сложности, холода (например, путем использования параметров изображения) может (с разной степенью вероятности) привести к повышению агрессивности текста в восприятии реципиентов, а повышение оценок текста по шкалам спокойный и легкий — к снижению агрессивности.

Практические рекомендации по корректировке восприятия агрессивности

Можно дать некоторые практические рекомендации (которые нуждаются в дальнейшей проверке экспериментальным путем). Начнем с корректировки восприятия самого качества агрессивный.  Прямая угроза, выраженная вербально и/или визуально, воспринимается как агрессия. Таким образом, добавляя к тексту иллюстрацию с явным агрессивным компонентом, можно повысить оценку агрессивности сообщения. Агрессивный компонент визуализируется посредством изображения нападения, готовности к нападению, движения на зрителя опасного или непонятного объекта.

Оценка агрессивности сообщения повышается и в том случае, если прямой угрозы нет, однако существует некоторая опасность. В наших экспериментах это были изображения возможных орудий нападения (ножа, топора), а также описания потенциально опасных мест (Например, отрывок из «Отверженных» В. Гюго: «В городах, как в лесах, есть трущобы, где прячется все самое коварное, все самое страшное»). Нечто непонятное (на изображении), особенно если оно воспринимается как активное и динамичное, также может повысить оценку агрессивности текста, так как непонятное и активное может оказаться опасным агрессором.

Учитывая возможные корреляции восприятия агрессивности с другими качествами (о чем говорилось выше), можно дать рекомендации по корректировке восприятия этих качеств.

Текст можно сделать более жестким, если использовать на изображении прямые, угловатые, резкие формы. «Смягчить» его можно за счет мягких приглушенных цветов с неконтрастными переходами, а также округлых плавных форм.

Ощущение сложности создает контрастное изображение большого количества объектов. Некоторая непонятность, сложная идентифицируемость этих объектов усилит ощущение сложности. Простота может передаваться путем изображения единичных объектов простых форм.  Абсолютная понятность изображения, невозможность альтернативных толкований также ощущается как простота.

Для создания ощущения холода обычно рекомендуется использование цветов минорной гаммы (оттенков синего), однако нужно учитывать, что визуальные параметры оказывают комплексное воздействие. При использовании синего цвета повышается оценка текста как спокойного, это находится в противоречии с пониманием агрессивности. Поэтому для создания ощущения холода можно использовать цвета черно-белой гаммы (см. [2]). Что касается ощущения тепла, которые может (в некоторых случаях) снижать агрессивность как противоположность холоду, то здесь возникает некоторое противоречие. Все параметры изображения (это цвета мажорной гаммы), которые повышают оценку текста как теплого за счет действия импрессивного механизма (о механизмах см. [2]), обладают также свойством повышать оценку активности (которая связана с агрессией). Поэтому для повышения оценки текста как менее холодного можно рекомендовать использование при иллюстрировании объектов, вызывающих интерес и теплые чувства в расчете на включение конструктивного механизма интерсемиотического перевода.

Ощущение легкости создается с помощью тонких линий, небольших форм, неярких цветов, отсутствия контрастов, в то время как тяжесть создается массивными объектами.

Заключение

Исследования восприятия агрессивности должны обязательно включать в себя эксперименты. Полученные в результате экспериментов данные позволяют выявить ключевые параметры, влияющие на восприятие агрессивности, осуществлять прогноз восприятия сообщений с агрессивным компонентом, а также намечают пути корректировки смыслового восприятия текста в аспекте агрессивности.

Метод шкалирования представляется пригодным для исследования восприятия агрессивности, так как он позволяет разбить комплексный компонент «агрессивность» на отдельные параметры, включающие в том числе и пограничные содержательные области, и провести измерения смыслового восприятия текста по этим параметрам. Полученные цифровые данные являются базой для сопоставления текстов с различными характеристиками формы и содержания.

Креолизация текста дает возможность корректировки восприятия агрессивности сообщения. Экспериментальные данные показывают, что конструирование агрессивности полученного сообщения реципиентом зависит от степени близости содержания текста читателю. Вызывающие интерес, близкие по тематике тексты, описание случавшихся или возможных в жизни реципиентов ситуаций имеют более низкий воздейственный потенциал креолизации, поскольку в таком случае агрессивность конструируется реципиентами на основе вербального текста с привлечением готовых образов воспоминания или представления. Как отмечает Е.Ф. Тарасов, при производстве-восприятии речи «в речевом сообщении продуцируются и воспринимаются только тела языковых знаков, никакой информации не несущих, а только выполняющих роль толчка, запускающего программу конструирования содержания речевого сообщения из наличных знаний реципиента» [5, с. 30]. Если же содержание текста не близко читателю, то креолизация может довольно значительно повлиять на его восприятие в аспекте агрессивности.

Корректировка восприятия агрессивности может производиться посредством использования определенных параметров изображения, влияние которых на оценку агрессивности сообщения проверено экспериментальным путем. К изменению восприятия агрессивности приводит корректировка оценок по содержательно близким шкалам опасный, недружелюбный, злобный, враждебный, угрожающий, провокационный. Кроме того, можно корректировать восприятие агрессивности путем изменения оценок качеств, коррелирующих с агрессивностью. Это характеристики жесткий, холодный, сложный (положительная корреляция), спокойный, легкий (отрицательная корреляция).

В то же время полученные экспериментальные данные приводят к постановке новых вопросов, основным из которых является степень универсальности сделанных выводов. Исходя из опыта имеющихся исследований, можно предположить ограничение действия выявленных закономерностей при увеличении объема привлекаемого к исследованию материала с разными формальными и содержательными характеристиками. При этом, вероятно, будут сформулированы закономерности, представляющие собой логические импликации, устанавливающие связь между конструированием агрессивности и какими-либо характеристиками текста.

 

Литература

  1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
  2. Креолизованный текст: Смысловое восприятие / И. В. Вашунина, А. А. Нистратов, М. О. Матвеев, Е. Ф. Тарасов. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.
  3. Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. СПб: Питер, 2011. 688 с.
  4. Русский ассоциативный словарь. Том 2. От реакции к стимулу / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М.: АСТ, 2003. 993 с.
  5. Тарасов Е.Ф. Введение в теорию языкового сознания// Организационная психолингвистика. 2021. № 2 (14). С. 10-35.

References

  1. Artem’eva E.Ju. (1980) Psihologija subjektivnoj semantiki [Psychology of subjective semantics]. M.: Izd-vo MGU. 128 p.
  2. Kreolizovannyj tekst: Smyslovoe vosprijatie (2020) [Creolized text: Semantic perception] / I. V. Vashunina, A. A. Nistratov, M. O. Matveev, E. F. Tarasov. Moscow: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences.
  3. Poljakov S. Je. (2011) Fenomenologija psihicheskih reprezentacij [Phenomenology of Mental Representations]. St Petersburg: Piter. 688 p.
  4. Russkij associativnyj slovar’. Tom 2. Ot reakcii k stimulu [Russian associative thesaurus]/ Ju. N. Karaulov, Ju. A. Sorokin, E. F. Tarasov i dr. M.: AST, 2003. 993 p.
  5. Tarasov E.F. (2021) Vvedenie v teorija jazykovogo soznanija [Introduction into language consciousness theory] // Organizacionnaja psiholingvistika. № 2 (14). pp. 10-35.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)