Об издании

«Организационная психолингвистика»

Развитие института коммуникации в современном российском обществе повышает значимость науки о языке практически для всех сфер человеческой деятельности. Политика, менеджмент, строительство, образование и многое другое сегодня сложно представить без использования инновационных коммуникационных технологий. Эффективное общение становится ведущим критерием высокого качества работы. Нетрудно в этих процессах уловить соответствие движения общества одному из основных диалектических принципов – человек развивается в деятельности и в общении. Колоссальный научно-технический прогресс делает социальную жизнь людей высокотехнологичной, в которой взаимодействие тем эффективнее, чем совершеннее общение. Можно с уверенностью утверждать, что инновационные вызовы общества ставят перед отечественной лингвистикой задачи разработки прорывных научных технологий в сфере общения.

Наиболее непроработанной проблемой лингвистики является скудость базы ее прикладных исследований в сфере менеджмента. За пределами научного анализа остаются, например, такие феномены, как речевое поведение в организации, профессиональная речевая деятельность, корпоративное сознание, речевое воздействие в профессиональной сфере и др. Причем теоретический аппарат смежных наук (психологии, менеджмента) не позволяет полноценно раскрыть проблематику данных явлений. Отчужденность науки о языке от управленческой науки особенно явно проявляется в свете социального заказа на развитие системы управления среднего и малого бизнеса, что, в целом, выводит на первый план задачу определения фундаментальных связей прикладной лингвистики и менеджмента.

В зарубежной научной практике раскрытие междисциплинарных связей лингвистики и теории организаций реализуется в рамках организационной лингвистики, концентрирующейся на исследовании языковых аспектов организационной культуры. Идею обусловленности организационной культуры языковым и неязыковым сознанием с успехом развивают в отечественной психолингвистической школе в рамках теории речевой деятельности. Вместе с тем, теоретический инструментарий организационной психологии, на основе которого и развиваются идеи организационной лингвистики, гораздо шире понятия, содержанием которого выступает история становления и «жизни» организации, а также способы ее трансляции.

Организационная психолингвистика как новая междисциплинарная предметная область должна рассматриваться как часть организационной психологии, и при построении своей методологии учитывать теоретический и эмпирический аппарат данного научного направления. В свою очередь, организационная психолингвистика развивает психолингвистический подход применительно к анализу организационной реальности. Общение есть процесс, организующий совместную деятельность – именно этого тезиса следует придерживаться при исследовании психологических феноменов, являющихся результатом речевого поведения и деятельности человека в организации.

Концептуально можно утверждать, что организационная психолингвистика – это спецификация теории речевого общения применительно к малым профессиональным группам, трудовым коллективам,
организациям. В качестве объекта выступает общение в организациях, трудовых коллективах и профессиональных группах. Предмет организационной психолингвистики есть влияние профессиональной деятельности людей на их общение в организациях, трудовых коллективах и профессиональных группах.

Учитывая специфику поднимаемой проблематики, приоритетными целями сетевого научного издания «Организационная психолингвистика» являются:
— освещение актуальных достижений в области психологии труда, организационной психологии, общего языкознания и психолингвистики;
— аккумуляция профессионального опыта, научно-исследовательских достижений в области психолингвистики и психологии;
— формирование информационной среды современного сообщества психологов и психолингвистов;
— становление и развитие научной школы организационной психолингвистики.

К основным проблемам, поднимаемым организационной психолингвистикой, относятся:

а) исследование междисциплинарных связей психолингвистики и теории организаций;
б) изучение психологии речевого и неречевого поведения работника в организациях;
в) исследование коллективного субъекта профессиональной речевой деятельности;

г) психолингвистика коммуникации в организациях;
д) разработка психолингвистического инструментария анализа организационной культуры;
е) определение и типизация языковой профессиональной личности;
ж) исследование языкового и неязыкового сознания современного работника организации.

В заключение следует отметить, что становление организационной психолингвистики позволит существенно расширить объект лингвистики, а также обеспечит междисциплинарное развитие методологии менеджмента, психологии и психолингвистики.

Мыскин Сергей Владимирович
доктор филологических наук,
кандидат психологических наук,
главный редактор
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)