Медиаэкология и ее проблемное поле

Степанов В.Н.

Международная академия бизнеса и новых технологий
Москва, Россия
е-mail: stepanov@mubint.ru

МЕДИАЭКОЛОГИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Автор рассматривает вопросы современного медиаландшафта, новой среды – цифровой, киберпространства. Особое внимание в статье уделяется сетевым сообществам, которые в открытом доступе выкладывают свои разработки на ниве киберпедагогики, медиаграмотности, медиаэкологии, (медиа) киберпсихологии и киберсоциализации. Центральное место в статье отводится понятиям медиаграмотности и медиаэкологии, медиаэтики и цифрового этикета, рассмотренным на материале фейков и кибербуллинга.

Ключевые слова: медиаэкология, медиаграмотность, киберпедагогика, (медиа)киберпсихология, киберсоциализация, медиаэтика, цифровой этикет, фек, кибербуллинг

V. Stepanov

MEDIA ECOLOGY AND ITS PROBLEM FIELD

The author examines the issues of the modern media landscape, seen as a new digital environment, cyberspace. Particular attention in the article is paid to online communities that openly share their developments in the field of cyber pedagogy, media literacy, media ecology, (media) cyber psychology and cyber socialization. The central place in the article is given to the concepts of media literacy and media ecology, media ethics and digital etiquette, considered on the material of fakes and cyberbullying.

Keywords: media ecology, media literacy, cyberpedagogy, (media) cyber psychology, cyber socialization, media ethics, digital etiquette, fake, cyber bullying

Современные средства массовой коммуникации (СМК) активно формируют информационное и социальное пространство России. Они не только являются инструментами передачи социальной информации, но и формируют особую реальность – цифровую (виртуальную), тем самым влияют на картину мира современного человека. Сегодня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представлены индивиды, корпорации, традиционные СМИ и целые государства (это называется web presence).

Создаваемое электронными средствами массовой коммуникации медиапространство — особая среда, в ней отдельные люди, их сообщества получают виртуальное измерение [28]. Социальные сети стали средой формирования идентичности на всех уровнях – индивидуальном, корпоративном, международном.

В настоящее время Интернет в России активно конкурирует с традиционными СМИ и развивает способы и формы представления информации, отличающиеся от возможностей традиционных СМИ. В соответствии с индексацией положения русского языка в мире (индекс глобальной конкурентоспособности, индекс устойчивости в странах постсоветского пространства), предложенной научным коллективом Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, русский язык по количеству информационных ресурсов занимает второе место в мире, после английского языка [2].

Традиционные средства массовой информации уже не способны обеспечить надлежащий уровень оперативности и интерактивности массовой коммуникации. Трансмедиа, пришедшие на смену традиционным и гипермедиа, эволюционируют наиболее значительным образом и движутся к новой категории сетей – «семантическим сетям» версии 3.0, способным не только передавать информацию, но и генерировать ее. В новых технологических условиях формируется новое явление — коллективный автор, когда автором считается не только «публикатор» поста, но и все те, кто оставил свои комментарии под постом.

После эйфории участия ради участия (web 2.0) нынешние сети (web 3.0) становятся рабочим инструментом публичной коммуникации в разных сферах жизни общества. Социальные сети служат площадкой для неформального публичного общения, помогают создавать принципиально новый медиаконтент, расширяют интерактивный и игровой опыт «сетевиков». Социальные сети служат важным инструментом для поиска единомышленников, сотрудников и партнеров, являются ключевым элементом устойчивого развития сообществ, и в скором времени они будут неотъемлемым инструментом для любой публичной деятельности.

Данная работа представляет собой предварительную попытку категоризации информационных ресурсов, предметная область которых связана с изучением и осмыслением эффектов новой цифровой реальности.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Современные социальные сети как инструменты одновременно публичной и массовой социальной коммуникации представляют собой универсальный коммуникативный симулятор [26], который помогает осваивать современное медиапространство, создавать, размещать и продвигать собственные медиапроекты, учиться управлять ими, увеличивая паблицитный капитал (капитал публичности) свой собственный и сообщества [25]. Одновременно они выступают как важнейший инструмент регулирования психоэмоционального состояния индивида и социума и реализуют в полной мере свой эмоциогенный и провокативный потенциал [13; 14; 16].

Медиапроекты в социальных сетях, инициированные человеком и сообществом, представляются важнейшим предметом медиакоммуникаций.

Особую значимость приобретают вопросы системного и регулярного управления современной медиасредой.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ

Медиатизация играет важнейшую роль в осмыслении современных трансформационных процессов в сфере массовой коммуникации. При этом под медиатизацией в данной работе понимается формирование технологически новой публичной цифровой среды с помощью каналов массовой коммуникации, виртуализация и запечатление (импринтинг) социального опыта персоны, корпорации, территории. Именно медиатизация публичных коммуникаций обусловливает могущество и приоритет медиареальности [15; 27], которая сегодня все активнее пересекается и смешивается с образовательным пространством [30; 31].

Информационные каналы множатся, пересекаются и самоорганизуются, результат этой интеграции (и коллаборации) современные исследователи называют по-разному: инфосфера, медиасфера, медиаполе, медиасреда, «четвертый мир», медиапространство.

По мнению заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Умение перестраиваться в эпоху устойчивого цифрового развития» в Новой Сорбонне (Франция) профессора Дивины Фрау-Майгс, «от простого просматривания сайтов и болтовни в чатах мы незаметно перешли к извлечению данных с целью манипуляции и дестабилизации общества. Такое преобразование медиаландшафта лишний раз свидетельствует о растущей необходимости обеспечения образования, направленного на развитие критического восприятия средств массовой коммуникации и информационного пространства в целом. Оно должно помочь нам заново осмыслить не только само понятие медиа, но и их политические и этические основы» [18].

Следуя закону баланса сил, манипуляция и дестабилизация общества вызывают противодействие со стороны активных социально ориентированных сил.

Например, журнал про будущее образования и технологии, которые его меняют, — «Edutainme» [21] и представители одноименного сообщества в социальных сетях [22] отстаивают в своих публикациях и обсуждениях на форумах основной тезис: образование должно учиться конкурировать с индустрией развлечений.

В цифровой среде, как считают авторы, конкурентами образовательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и медиапроекты учреждений культуры (музеев, библиотек, театров), компьютерные игры, телевизионные сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения. Совершенно справедливо, что учебная среда онлайн рассматривается сегодня не просто как сцена, на которой разворачивается образовательный процесс, но в первую очередь динамичное пространство, обладающее уникальной способностью менять свои характеристики в зависимости от поведения участников (субъектов, акторов) современного медиапространства. В повседневный педагогический обиход медленно, но поступательно входит понятие образовательного сценария, суть которого заключается в том, чтобы при разработке образовательных ресурсов учитывать последовательности перемещения и «траектории» движения участников по модулям, сессиям, разделам, «квестам» и «батлам» [11]. Технологически современные информационные платформы подстраиваются под интересы и потребности «игроков», а сами образовательные и просветительские информационные ресурсы приобретают таргетированный характер.

На наших глазах формируется новая, цифровая педагогика — киберпедагогика, в отношении которой еще не сформировалось единое и устоявшееся представление, в частности — о том, как она должна быть устроена. Современная технологическая среда предлагает богатейший инструментарий для проб и экспериментов, на основе которых предстоит разработать новые работающие модели.

«Манифест» – еще одна некоммерческая инициатива проекта «Edutainme», которая объединяет педагогов, психологов, дизайнеров, информационных архитекторов, IT- проектировщиков [6].

В международном проекте «The Earth Is Flat — Как читать медиа?» объединили свои усилия Гете-Институт в Москве и портал COLTA.RU. Проект реализуется при поддержке Европейского Союза и посвящен повышению уровня медиаграмотности, развитию критического мышления и осознанного отношения к медиапотреблению [3; 5]. В рамках данного проекта его авторы разрабатывают обучающие программы, заняты производством контента и продвижением идей медиаграмотности. При этом используются разные новые форматы широкого технологического спектра — комиксы, подкасты, обучающие и дискуссионные видеоролики, документальное кино и анимационные фильмы. С помощью принципиально нового медиаконтента разработчики ставят и по мере сил отвечают на вопросы о том, что происходит с людьми в постоянно меняющемся и медиатизированном мире здесь и сейчас. Особое внимание обращают на себя представленные в открытом доступе самоучитель и тесты по медиаграмотности [4].

При поддержке Правительства Калининградской области в 2020 году появилось новое интернет-сообщество – «Медиаэкология киберпространства» [8; 9]. Его участников интересует актуальный вопрос: как развитие цифровых технологий, появление новых рисков и угроз цифрового пространства влияет на социальное и психологическое благополучие современных школьников. Трудно не согласиться с организаторами, что активное присутствие школьников в киберпространстве и одновременно с этим отсутствие должного уровня профилактических мер и системы обучения безопасному и эффективному использованию сети Интернет в целом и социальных сетей в частности увеличивают вероятность столкновения подростков с опасностями виртуального пространства.

Актуальность тем, которые обсуждаются в сообществе, не вызывает сомнения:

во-первых, тренды медиапотребления молодежи в условиях цифровой среды и цифрового образования;

во-вторых, риски и угрозы психологическому здоровью школьников в сети Интернет;

в-третьих, профилактика потребления деструктивного контента в сети Интернет;

в-четвертых, фейк-ньюс и постправда как современная медиареальность;

в-пятых, проблемы медиаобразования современных школьников.

В открытом доступе представлен сайт электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus» [24]. Он является неотъемлемой частью информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации [23].

Журнал ориентирован на специалистов и учёных в области новых социальных и гуманитарных феноменов — киберонтологии, киберфилософии, киберпсихологии, киберсоциологии, киберпедагогики, а также воспитателей, тьюторов, школьных учителей, педагогов и психологов образовательных учреждений разных типов, преподавателей высших учебных заведений.

В фокусе внимания исследователей киберэффектов, по сложившейся традиции, лежат вопросы медиапсихологии. Например, проект «CYBERPSY.RU» [20] призван помочь ученым, исследователям, студентам получать доступ к актуальным материалам по вопросам киберпсихологии.

А научно-просветительский и образовательный проект профессора Воронежского государственного университета Аллы Михайловны Шестериной [19] посвящен осмыслению исключительно вопросов медиапсихологии [7].

Перейдем к рассмотрению основных понятий описанного проблемного поля. Итак, медиаэкология – это область знаний, изучающая взаимодействие и взаимовлияние человека и виртуального измерения среды его обитания, которую формируют медиа.

Главный вопрос, на который сегодня ищут ответ исследователи, может быть сформулирован так: в какой степени медиа влияют на состояние человека и общие социокультурные процессы?

Рассматривая это влияние на нескольких уровнях, ученые анализируют, во-первых, как люди общаются друг с другом в условиях медиасреды, во-вторых, как они взаимодействуют с медийными платформами, в-третьих, как социальные институты развиваются под влиянием той цифровой среды, где ведется их деятельность.

Последователь идей Маршалла Маклюэна Нил Постман в 2000 году на первой встрече Ассоциации медиаэкологии говорил о том, что человек в новых коммуникативных условиях существует в двух разных видах сред: физической («природной») и медийной.

В концепции медиаэкологии важен феномен медиапространства. Сам термин media space в англоязычных исследованиях ввели в широкий оборот Роберт Стултс и Стив Харрисон, понимая под этим «электронные условия», позволяющие людям, которые не находятся в одном физическом и временном пространстве, вместе работать.

Медиапространство сегодня может пониматься не только как глобальная среда жизни человека или виртуальная реальность, поддерживаемая с помощью цифровых технологий, но и как совокупность всех медийных текстов, система средств массовой коммуникации и медийный рынок.

Основные принципы развития информационной и медиаграмотности представлены в Манифесте о цифровой образовательной среде, разработанном ЮНЕСКО, и обсуждаются в работах современных исследователей и практиков [1]. Всемирная организация ведет активную работу по развитию информационной грамотности.

Обратимся к предлагаемым принципам медиаграмотности [4].

Во-первых, медиа, технологии, интернет, библиотеки и любые другие формы представления информации предназначены для критического осмысления и устойчивого развития общества, и ни один формат не является более или менее значимым, чем другие.

Во-вторых, каждому человеку есть что сказать, а у людей должен быть доступ к новым знаниям и самовыражению.

В-третьих, не все знания являются правдивыми или нейтральными, и у потребителей информации должна быть возможность это понять.

В-четвертых, каждый человек хочет узнавать и понимать новую информацию (даже если сам человек этого не замечает).

В-пятых, информационная и медиаграмотность развивается постепенно, это динамичный и сложный процесс.

«Бичом» современного публичного пространства стали фальшивые новости, или фейки. Это осознают специалисты в разных профессиональных сферах.

Победителем IV Международного конкурса обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений «Professional Stars – 2020/2021» признано учебное пособие профессоров Воронежского университета Иосифа Абрамовича Стернина и Аллы Михайловны Шестериной «Маркеры фейка в медиатекстах» [17].

К основным вопросам, с которыми сталкиваются пользователи Интернета, исследователи относят следующие:

во-первых, как определить, является ли источник достоверным?

во-вторых, чем отличается нейтральная точка зрения от предвзятой?

Фальшивые новости традиционно рассматриваются как недостоверная, ложная, искаженная или неполная информация, распространяемая в медиа, прежде всего в традиционных СМИ. Принято считать, что это процесс запланированный и предполагающий, будто источник фейк-ньюс намеренно вводит аудиторию в заблуждение. Однако фейком может быть не только осознанная и намеренная подделка и симуляция, но даже небрежность опечатки и технические ошибки, которые, попадая в массовое сознание, создают ложную реальность.

Профессора И.А. Стернин и А.М. Шестерина разработали методику анализа текста СМИ на предмет выявления его фейкового характера [там же]. Исследователи описали маркеры фейка в текстах двух типов: во-первых, содержащих общественно значимую информацию, во-вторых – коммерческую информацию. В каждом типе классифицированы и проиллюстрированы текстовые маркеры фейка и фейковые заголовки, а для текстов, содержащих общественно значимую информацию, описаны маркеры фейка на телевидении и в сетевом видео.

Проверка точности и достоверности информации, которую медиа обрабатывают и передают своей аудитории, называется факт-чекингом. Технологии проверки информации может использовать каждый.

По мнению Ксении Лученко [4], базовый принцип верификации информации — это критическое мышление и здравый смысл.

Второй принцип: анализ источника и поиск первоисточника, который позволяет определить, насколько можно доверять сайту.

Третий принцип: авторство, статус экспертов. Например, юрист не может выступать экспертом на медицинскую тему, так же как филолог не может рассуждать о биологии.

Четвертый принцип: читать не только заголовок, но и следующие строчки, которые могут его существенно уточнить.

Пятый принцип: обращать внимание на дату публикации. Очень часто публикуют устаревшие новости, и их «новая» публикация приводит к тому, что они функционируют как фейк.

Шестой принцип: подумать, не шутка ли это. Часто шуточные сообщения публикуют в формате новостей, а люди начинают распространять их как достоверные новости. Необходимо отметить, что традиционные проявления комического в интересующей нас среде переосмысливаются и используются (воспринимаются) как деструктивные, что ожидаемо в условиях непрямой коммуникации, доминирующей сегодня в цифровой среде в целом [12; 29].

Седьмой принцип: проанализировать формат, квалифицировать высказывания как содержащие мнения или факты.

Анализируя информацию о каком-либо событии, прежде всего нужно установить, из чего оно состоит, это могут быть факты, фактоиды или эмпирические обобщения.

Факт рассматривается исследователями как подкрепленное надежными свидетельствами событие, у людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. В фактоиде как правило отсутствуют одна или несколько параметров факта, например, когда известна только дата, но не место, в котором произошло то или иное событие. А к эмпирическому обобщению относится, например, обобщение увиденного «своими глазами» до глобального масштаба.

Восьмой принцип: осознать свои личные предубеждения. Как отмечает исследователь, чем больше новость соответствует вашим убеждениям, подтверждает ваши предзаданные установки, тем больше вероятность того, что она найдет у вас отклик.

Девятый принцип: обратить внимание на грамотность, поскольку стилистические и особенно орфографические ошибки часто бывают признаком фейка.

Новая медийная среда, цифровые условия общения ставят и новые этические проблемы [30]. Одной из самых актуальных является кибербуллинг, другими словами — травля в условиях цифровой среды, то есть намеренная систематическая агрессия, направленная против жертвы с использованием электронных технологий [4]. С кибербуллингом можно столкнуться на всех медиаплатформах: на сайтах, в социальных сетях, чатах и форумах, в мессенджерах, почте и СМС.

Цифровые технологии, расширяют и список агрессивных действий по отношению к жертве: агрессор может делать оскорбительные мемы, коллажи, карикатуры и видео, придумывать и распространять слухи, писать комментарии и сообщения в личку с угрозами, публиковать сведения о жертве без ее согласия, шантажировать распространением личных данных, взламывать аккаунты и писать от лица жертвы ее близким, коллегам и преподавателям.

Эксперты считают, что кибербуллинг может быть опаснее физической травли по нескольким причинам.

Во-первых, если в условной среде школы жертва точно знает, кто ее унижает, то онлайн агрессор может сохранять анонимность и чувствовать себя безнаказанным.

Во-вторых, онлайн агрессор не в состоянии оценить настоящие эмоции жертвы, а значит, не может просчитать последствия своих действий.

В-третьих, если в физической среде количество свидетелей ситуации травли всегда конечно, то онлайн их может быть бесчисленное количество.

В России действует несколько проектов, посвященных противодействию кибербуллингу и выработке стратегий для борьбы с ним.

Несмотря на то что обычно кибербуллинг обсуждается как феномен взаимоотношений внутри детского и подросткового коллектива, с ситуацией онлайн-травли со стороны учеников могут столкнуться и учителя.

Поддержка нужна и учителям, которые подверглись травле пользователей интернета, с которыми те не взаимодействуют в рамках школы. Так, весной 2019 года российские учителя запустили флешмоб в поддержку своей коллеги из Барнаула Татьяны Кувшинниковой. Та была вынуждена уволиться из школы после того, как родители учеников возмутились ее публикацией в социальных сетях, на которых она позировала в купальнике во время одного из соревнований по зимнему плаванию. Российские учителя стали выкладывать похожие фотографии с хэштегом #УчителяТожеЛюди.

Рассмотрим несколько рекомендации для тех, кто столкнулся с кибербуллингом, предложенные Ириной Лукьяновой [4].

Первая. Написать обидчикам частное сообщение в личку (спокойное, без ругательств): «Я вижу, что ты делаешь, и называется это кибербуллинг».

Вторая. Если известно, кто они, расскажите о них — деанонимизируйте их в интернете, чтобы буллинг не был безнаказанным и анонимным.

Третья. Спокойно относиться к обзывательствам: «Ты можешь называть меня как угодно, если тебе нравится, но это не сделает тебя лучше, а меня хуже». Булли рассчитывают на эмоциональную реакцию; не надо разыгрывать для них театральное представление, которого они ожидают.

Четвертая. Не бояться и не скрывать буллинга, не молчать о нем. Быть жертвой кибербуллинга не стыдно. Важно, чтобы окружающие знали, что происходит.

Пятая. Рассказать друзьям и членам семьи, найти поддержку и союзников.

Шестая. «Забанить» обидчиков онлайн и написать о них в поддержку соцсетей.

Седьмая. Единичные оскорбительные комменты можно игнорировать, не возражать.

Восьмая. Уходить из интернета, когда там появляются тролли и булли, желающие пообщаться.

Девятая. Хранить записи и скриншоты.

Десятая. Проводить больше времени в реале, чтобы проблемы в виртуальной жизни не становились единственной реальностью.

Одиннадцатая. Сделать аккаунт закрытым, а комментирование доступным только для друзей.

Рассмотренные этические вопросы вплотную подводят к насущной необходимости особого рода этикета в интернет-общении. И такой этикет уже существует – это цифровой этикет, или «нетикет», «netiquette».

«Нетикет» представляет собой совокупность правил поведения (киберэтика), которые разрабатываются на основе опросов и исследований, чтобы упростить и гомогенизировать поведение пользователей онлайн.

«Цифровой этикет» призван, во-первых, обеспечить безопасное общение, умение спорить в социальных сетях, распознавать троллинг, кибербуллинг, моббинг и язык вражды; во-вторых, разработать новые стандарты, необходимые для того, чтобы регулировать собственные ежедневные практики профессионального и личного присутствия в интернете [4]. По мнению исследователей и практиков, «этическая медиаграмотность» включает в себя весь комплекс проблем, связанных с новыми этическими стандартами, человеческими отношениями в цифровой среде, психологические и философские проблемы, связанные с развитием медиа и технологи [там же]. В первую очередь это этические дилеммы, связанные с необходимостью осмыслить феномен цифрового присутствия человека и особенности его взаимодействия с другими в новой среде, осмысление новых норм морали, рождающихся в этом процессе. Например, разработчики проекта «Новая этика» предлагают «подумать, какова мера ответственности и субъектности современного человека перед лицом цифровой реальности, что признается в этой реальности корректным или недопустимым и как решения онлайн-сообществ влияют на социальное устройство» [10].

В заключение необходимо отметить, что актуальное богатство и разнообразие каналов массовой коммуникации (медиа) во «всемирной паутине» можно рассматривать как благо, в первую очередь благодаря обеспечению с их помощью доступности и открытости информации. Новые медиа в определенной мере формируют «транспарентный» мир и одновременно — новое мировоззрение человека цифровой эпохи. Но по сути человечество оказалось лицом к лицу с цивилизационным вызовом, который, кроме прогрессивных идей, таит опасности, угрожающие психологическому здоровью современного человека. Консолидация усилий и проактивных действий социально ориентированных сообществ способствует формированию базовых принципов медиаэкологии и медиаграмотности, медиа(кибер)этики и цифрового этикета и разработке комплексной стратегии противостояния деструктивным тенденциям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представленная в данной работе попытка первичной каталогизации тематических информационных ресурсов, посвященных актуальным эффектам современного информационного пространства, представляется неполной в силу бурного развития собственно информационного пространства и тех сообществ, которые занимаются осмыслением его эффектов. В целом следует признать, что тематические сообщества носят системный характер и представляют собой структурированное пространство, субъектами которого являются тематические сайты, коллективные и персональные аккаунты в социальных сетях. Проблемное поле включает исследования актуальных вопросов киберонтологии, киберфилософии, киберпсихологии, киберсоциологии, киберпедагогики, киберэтики. В предметном поле исследований можно условно выделить несколько «проблемных зон»: во-первых, недостоверная информация (фейки) и противодействие ей; во-вторых, травля в условиях цифровой среды (кибербуллинг) и противодействие ей; в-третьих, свобода (и условная вседозволенность) самовыражения в интернете и ее саморегуляция (киберэтикет).

Литература

  1. Гамбарато Р.Р. Медиаграмотность: страница // Postnauka: сайт. URL: https://postnauka.ru/talks/80040
  2. Индекс положения русского языка в мире: индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-Индекс), индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-Индекс) / под ред. М. А. Осадчего. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. URL: https://www.pushkin.institute/news/index1.pdf
  3. Как читать медиа: сайт. URL: https://howtoreadmedia.ru/
  4. Как читать медиа: Самоучитель по медиаграмотности. URL: https://howtoreadmedia.ru/upload/iblock/7bf/lf8fz2x6kyqukcji573t0udp2u5mud03.pdf
  5. Как читать медиа: страница // Youtube: сайт. URL: https://www.youtube.com/channel/UCfdTBv6DAp98hlTS7daLFkQ
  6. Манифест о цифровой образовательной среде: страница // Edutainme: сайт. URL: http://www.edutainme.ru/post/unesco-mil
  7. Медиапсихология: страница // VKontakte: страница. URL: https://vk.com/public21211663
  8. Медиаэкология киберпространства: сайт. URL: https://www.cyberecology.ru/
  9. Медиаэкология киберпространства: страница // Facebook: страница. URL: https://www.facebook.com/groups/cyberekology
  10. Новая этика: сайт. URL: https://etika.nplus1.ru/etichka/qa
  11. Разумов Д.С. «Мир Достоевского» или как это: быть русским? // Коммерсант: сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5065979?fbclid=IwAR2p29XTg16iJi_zRIcYKn4ln_T8kpTokaCSwU7ZhhrwXnQkP4e2O99SXQE
  12. Степанов В.Н. Инридиопатия как медиастратегия публичной коммуникации: зачем смеетесь? / Е. Н. Зарина, В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школы. №4 (27). Рязань 2013. С. 54-68.
  13. Степанов В.Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. Вып. 1 (20). Рязань, 2012. С. 12-34.
  14. Степанов В.Н. Провокативные стратегии в текстах массовой коммуникации / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. Вып. 1 (16). Рязань, 2011. С. 20-24.
  15. Степанов В.Н. Трансгрессия и трансгрессивность в медиапространстве и медиатексте // Иностранные языки в высшей школе. Вып. 1 (36). 2016. С. 23-33.
  16. Степанов В.Н. Эмоциогенная речь и ее жанры в рекламе / В. Н. Степанов // Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Отв. ред. А. Л. Журавлева, Н. Д. Павловой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. C. 121-137.
  17. Стернин И.А. Маркеры фейка в медиатекстах / И.А. Стернин, А.М. Шестерина. Воронеж: Изд-во «Ритм», 2021. 60 с.
  18. Фрау-Майгс Д. Медиаграмотность — средство от манипуляции. URL” https://ru.unesco.org/courier/iyul-sentyabr-2017-g/mediagramotnost-sredstvo-ot-manipulyacii
  19. Шестерина А.М. // Youtube: сайт. URL: https://www.yo utube.com/channel/UCABivzmd1-EfygiW3S2ShxA
  20. CYBERPSY.RU : сайт. URL: https://cyberpsy.ru/
  21. Edutainme. Журнал про будущее образования и технологии, которые его меняют: сайт. URL: http://www.edutainme.ru/
  22. Edutainme: страница // Facebook: страница. URL: https://www.facebook.com/edutainme/?ref=page_internal
  23. Homo Cyberus: информационно-просветительский интернет-портал: сайт. URL: http://journal.homocyberus.ru/
  24. Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал: сайт. URL: http://www.homocyberus.ru/
  25. Ivanov V.S., Ivanov S.V., Stepanov V.N., Razumov D.S. (2021). Managing The Publicity Capital Of Modern Educational Organizations In The Digital Age // EpSBS — European Proceedings of Social and Behavioural Sciences / Volume 117 — International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021, Grozny, Chechen Republic, Russia). European Publisher. P. 2534-2542. Doi 10.15405/epsbs.2021.11.334;
  26. Kennedy J. Digital Media, Sharing and Everyday Life, Routledge, 2019, 148 р.
  27. Lundby K. (Ed), Mediatization of Communication. Berlin, De Gruyter Mouton, 2014. 752 p.
  28. Rotanova M.B., «A New Digital Landscape and Politicians’ Public Performance Evaluation,» 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), 2021, pp. 3-8, doi: 10.1109/ComSDS52473.2021.9422874.
  29. Rotanova M.B., Fedorova M.V., «Internet meme as the Cyber Laughter Culture Phenomenon in Modern Russian Digital Society,» 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 2019, pp. 65-69, doi: 10.1109/COMSDS.2019.8709650.
  30. Rotanova M.B., Shimichev A.S., Golvanov I.A., «Secondary School Information Protection as a Factor of Students’ Information Security,» 2021 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (ElConRus), 2021, pp. 609-612, doi: 10.1109/ElConRus51938.2021.9396542.
  31. Ukhova L.V., Stepanov V.N., Gaponova Z.K., Boldyreva E.M., Kovaleva N.A., (2021). Most effective educational technologies in the era of coronavirus: Case-study and e-learning Russian as a foreign language. XLinguae, 14(1), 62-72. http://doi.org/DOI: 10.18355/XL.2021.14.01.05.

References

  1. Gambarato R.R. Mediagramotnost’ // Postnauka. URL: https://postnauka.ru/talks/80040
  2. Indeks polozhenija russkogo jazyka v mire: indeks global’noj konkurentosposobnosti (GK-Indeks), indeks ustojchivosti v stranah postsovetskogo prostranstva (US-Indeks) / pod red. M. A. Osadchego. Moskva : Gosudarstvennyj institut russkogo jazyka im. A. S. Pushkina, 2020. URL: https://www.pushkin.institute/news/index1.pdf
  3. Kak chitat’ media. URL: https://howtoreadmedia.ru/
  4. Kak chitat’ media: Samouchitel’ po mediagramotnosti. URL: https://howtoreadmedia.ru/upload/iblock/7bf/lf8fz2x6kyqukcji573t0udp2u5mud03.pdf
  5. Kak chitat’ media // Youtube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCfdTBv6DAp98hlTS7daLFkQ
  6. Manifest o cifrovoj obrazovatel’noj srede // Edutainme. URL: http://www.edutainme.ru/post/unesco-mil
  7. Mediapsihologija // VKontakte. URL: https://vk.com/public21211663
  8. Mediajekologija kiberprostranstva. URL: https://www.cyberecology.ru/
  9. Mediajekologija kiberprostranstva // Facebook. URL: https://www.facebook.com/groups/cyberekology
  10. Novaja jetika. URL: https://etika.nplus1.ru/etichka/qa
  11. Razumov D.S. «Mir Dostoevskogo» ili kak jeto: byt’ russkim? // Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5065979?fbclid=IwAR2p29XTg16iJi_zRIcYKn4ln_T8kpTokaCSwU7ZhhrwXnQkP4e2O99SXQE
  1. Stepanov V.N. Inridiopatija kak mediastrategija publichnoj kommunikacii: zachem smeetes’? / E. N. Zarina, V. N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkoly. №4 (27). Rjazan’ 2013. S. 54-68.
  2. Stepanov V.N. K voprosu ob jemociogennoj kommunikacii / V. N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. Vyp. 1 (20). Rjazan’, 2012. S. 12-34.
  3. Stepanov V.N. Provokativnye strategii v tekstah massovoj kommunikacii / V. N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. Vyp. 1 (16). Rjazan’, 2011. S. 20-24.
  4. Stepanov V.N. Transgressija i transgressivnost’ v mediaprostranstve i mediatekste // Inostrannye jazyki v vysshej shkole. Vyp. 1 (36). 2016. S. 23-33.
  5. Stepanov V.N. Jemociogennaja rech’ i ee zhanry v reklame / V. N. Stepanov // Psihologicheskoe vozdejstvie v mezhlichnostnoj i massovoj kommunikacii / Otv. red. A. L. Zhuravleva, N. D. Pavlovoj. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2014. C. 121-137.
  6. Sternin I.A. Markery fejka v mediatekstah / I.A. Sternin, A.M. Shesterina. Voronezh: Izd-vo «Ritm», 2021. 60 s.
  7. Frau-Majgs D. Mediagramotnost’ — sredstvo ot manipuljacii. URL” https://ru.unesco.org/courier/iyul-sentyabr-2017-g/mediagramotnost-sredstvo-ot-manipulyacii
  8. Shesterina A.M. // Youtube. URL: https://www.yo utube.com/channel/UCABivzmd1-EfygiW3S2ShxA
  9. CYBERPSY.RU. URL: https://cyberpsy.ru/
  10. Edutainme. Zhurnal pro budushhee obrazovanija i tehnologii, kotorye ego menjajut. URL: http://www.edutainme.ru/
  11. Edutainme // Facebook. URL: https://www.facebook.com/edutainme/?ref=page_internal
  12. Homo Cyberus: informacionno-prosvetitel’skij internet-portal. URL: http://journal.homocyberus.ru/
  13. Homo Cyberus: jelektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal. URL: http://www.homocyberus.ru/
  14. Ivanov V.S., Ivanov S.V., Stepanov V.N., Razumov D.S. (2021). Managing The Publicity Capital Of Modern Educational Organizations In The Digital Age // EpSBS — European Proceedings of Social and Behavioural Sciences / Volume 117 — International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021, Grozny, Chechen Republic, Russia). European Publisher. P. 2534-2542. Doi 10.15405/epsbs.2021.11.334;
  15. 26. Kennedy J. Digital Media, Sharing and Everyday Life, Routledge, 2019, 148 r.
  16. Lundby K. (Ed), Mediatization of Communication. Berlin, De Gruyter Mouton, 2014. 752 p.
  17. Rotanova M.B., «A New Digital Landscape and Politicians’ Public Performance Evaluation,» 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), 2021, pp. 3-8, doi: 10.1109/ComSDS52473.2021.9422874
  18. Rotanova M.B., Fedorova M.V., «Internet meme as the Cyber Laughter Culture Phenomenon in Modern Russian Digital Society,» 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 2019, pp. 65-69, doi: 10.1109/COMSDS.2019.8709650
  19. Rotanova M.B., Shimichev A.S., Golvanov I.A., «Secondary School Information Protection as a Factor of Students’ Information Security,» 2021 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (ElConRus), 2021, pp. 609-612, doi: 10.1109/ElConRus51938.2021.9396542
  20. Ukhova L.V., Stepanov V.N., Gaponova, Z.K., Boldyreva, E.M., Kovaleva, N.A., (2021). Most effective educational technologies in the era of coronavirus: Case-study and e-learning Russian as a foreign language. XLinguae, 14(1), 62-72. http://doi.org/DOI: 10.18355/XL.2021.14.01.05
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)