ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Тарасов Е.Ф.

Московский городской педагогический университет
Россия, Москва
е-mail: eft35@mail.ru

ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу объектной и предметной областям теории речевой деятельности (ТРД) как теории отечественной психолингвистики. Целью статьи является вскрытие внутренних потенций ТРД для ее дальнейшего развития. Такие возможности усматриваются при анализе ее объектов, инструментов и подходов в ТРД. Собственно анализу предшествует краткое изложение методологии отечественной психолингвистики, своеобразие которой определяется тем, что в ней в качестве психологической теории фигурирует общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Анализ показал, что точки роста находятся в области следующих проблем ТРД. Возможности для развития обнаруживаются прежде всего в распространении исследований онтогенеза языка за пределы раннего возраста на среднее детство. Целесообразно расширить исследования формирования присвоения новых фрагментов значения слов на всю человеческую жизнь, особенно, на периоды профессионального обучения. Значительной привлекательностью обладает введение в объектную область психолингвистики множественного продуцента и реципиента тем более, что психологическое обоснование для этого уже давно создается. Также многообещающе может трактоваться попытка введения в объектную область ТРД анализа роли языка в процессе формирования личности человека. Психолингвистический анализ предметных значений слов, усваиваемых при обучении вторичным языкам, ожидает своих исследователей. Новой задачей для отечественной психолингвистики является рецепция теории культурной обусловленности субъективного опыта, развиваемой В.И. Александровым. Общий вывод сводится к мысли, что отечественная психолингвистика в форме ТРД обладает пока нереализованными потенциями для своего развития.

Ключевые слова: теория речевой деятельности, онтогенез языка, этническая культура, образ мира, языковое и предметное значение, тело знака.

E. Tarasov

THEORY OF SPEECH ACTIVITY: DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. The article is devoted to the analysis of the object and subject areas of the theory of speech activity (SAT) as a theory of domestic psycholinguistics. The purpose of the article is to reveal the internal potential of the SAT for its further development. Such opportunities are seen in the analysis of its objects, tools and approaches in the SAT. The analysis itself is preceded by a brief presentation of the methodology of domestic psycholinguistics, the originality of which is determined by the fact that it includes the general psychological theory of activity of A.N. Leontyev as a psychological theory. The analysis showed that growth points are in the area of the following problems of SAT. Opportunities for development are found primarily in the extension of research into the ontogeny of language beyond early childhood into middle childhood. It is advisable to expand research into the formation of the assignment of new fragments of the meaning of words throughout human life, especially during periods of professional training. The introduction of a multiple producer and recipient into the object area of psycholinguistics is of significant attractiveness. An attempt to introduce an analysis of the role of language in the process of human personality formation into the object domain of SAT can also be interpreted as promising. Psycholinguistic analysis of the subject meanings of words acquired during the teaching of secondary languages awaits its researchers. A new task for SAT is the reception of the theory of cultural conditioning of subjective experience, developed by V.I. Alexandrov. The general conclusion is that domestic psycholinguistics in the form of SAT has unrealized potential for its development.

Keywords: theory of speech activity, ontogeny of language, ethnic culture, image of the world, linguistic and subject meaning, body of the sign.

Методологическое введение

Теория речевой деятельности – это, как известно, российская психолингвистическая школа, основанная А.А. Леонтьевым и развитая многочисленными последователями и сторонниками. В настоящее время – это единственное психолингвистическое направление, имеющее собственную теорию и достаточно обоснованные решения так называемых стандартных проблем: производство речи, смысловое восприятие речи, онтогенез языка и речевое общение [4, с. 402; 6; 9; 18; 22].

Сейчас, как, впрочем, и всегда, стоит проблема развития понятийного аппарата, собственно, ТРД, а также проблема расширения ее объектной и предметной областей.

Наша статья ориентирована на анализ объектной и предметной областей ТРД с целью изыскать ресурсы для дальнейшего развития этой теории. Целесообразно исходить из мысли, что уточнение и развитие понятийного аппарата любой теории происходит в процессе объяснения и предсказания феноменов, вводимых в объектную область этой теории.

Как известно, объектная область ТРД как психолингвистической дисциплины состоит из психологической и лингвистической частей. Лингвистическая часть объектной области ТРД – это речевые сообщения, которые продуцируются говорящими и воспринимаются реципиентами, т.е. это то, что наблюдают и описывают лингвисты. Психологическая часть – это образы сознания коммуникантов, формируемые при восприятии объектов, которые детерминируют речевые процессы: это коммуниканты с различными познавательными возможностями и потребностно-мотивационными областями, это структура речевого общения (РО), существующая в виде социального взаимодействия общающихся, это совместная деятельность (СД) коммуникантов, которые являются, кроме того, сотрудниками в СД, ради организации которой члены социума общаются при помощи языковых и неязыковых знаков.

Психолингвистика как стыковая дисциплина и была создана для того, чтобы заменить редукционистскую объектную область лингвистики на более адекватную объектную область психолингвистики, которая позволяет не только описывать речевые сообщения людей, но и объяснять функционирование языка в речевых действиях коммуникантов.

Объектная область современной лингвистики, включающей в себя только речь, изолированную, как правило, от её продуцентов и реципиентов – это речевые произведения членов общества XXI века, изучаемые по нормативам лингвистики XIX века. Очевидно, что объектная область психолингвистики – это форма существования объектной области лингвистики XXI века. Это мысль не новая – её часто высказывал бывший директор Института языкознания Российской Академии Наук замечательный учёный Виктор Алексеевич Виноградов.

Наибольшим ресурсом развития ТРД обладает СД вместе с включенным в ее структуру РО и речевыми действиями коммуникантов-сотрудников. При этом следует учитывать, что сознание исследователя включает  в  себя  как  образ.  Сознания.  «предметная СД»  (коммуниканты-сотрудники, общая цель, орудие, предметные и речевые действия, мотивы), так и инструмент анализа этой деятельности.

Множественный коммуникант как инструмент научного анализа уже давно присутствует в ТРД в виде ассоциативных полей, формируемых в массовых экспериментах и представляющих собой конструкт, отображающий вербальное сознание множественного носителя конкретного этнического языка.

Возможность и необходимость различать деятельность как феномен в объектной области психолингвистики и деятельность (схему деятельности) как инструмент анализа активности человека, направленные на её преобразование, подсказывает путь поиска для развития ТРД – это, как уже упоминалось, расширение и уточнение объектной области психолингвистики и естественная модификация понятийного инструментария с целью увеличения его объяснительных возможностей не только уточнённой объектной области, но и онтологической картины реального функционирования языка в социуме.

Исследование

Первая часть объектной области ТРД, с которой целесообразно начать наш анализ – это онтогенез языка, который пока в основном ограничивается ранним онтогенезом. Работы В.Е. Гольдина, А.П. Сдобновой, Л.О. Бутаковой, Е.Н. Гутц и др. авторов, отреферированные в коллективной монографии «Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021) [14], демонстрируют возможности анализа процесса овладения языком маленьким ребенком и за пределами раннего онтогенеза в среднем детстве, тем более что психологическое обоснование для осуществления собственно психолингвистических исследований создано Б.Д. Элькониным в его «Психологии развития» [21].

Не получила пока достаточного внимания идея Л.С. Выготского о развитии значения слова у человека, сформулированная им на материале детской речи, хотя эта идея легко экстраполируется на всю человеческую жизнь, т.к. хорошо описывает развитие значения слов у человека, особенно интенсивное в периоды овладения новыми деятельностями, например, при профессиональном обучении.

Объектная область раннего онтогенеза языка состоит из взаимодействующих взрослого и ребёнка, и это взаимодействие есть активность прежде всего взрослого по уходу за ребенком при помощи культурных предметов, функциональное значение которых открывается ребёнку в этом процессе. Кроме взрослого и ребёнка в эту объектную область входит культурный предмет, опосредующий их взаимодействие, а позднее с появлением речи добавляется знаковое опосредование в виде языкового знака.

Это взаимодействие взрослого и ребенка Л.С. Выготский рассматривал как процесс приобщения ребенка к культуре взрослых, в ходе которого формируется психика ребенка: социальные отношения взрослого и ребенка через этап интериоризации становятся психическими функциями последнего. Этому положению Л.С. Выготского в ТРД приписывают статус онтологической предпосылки, т.е. методологического положения, принимаемого без доказательств, т.к. оно верифицировано за пределами ТРД.

Однако главная идея Л.С. Выготского, которая освоена в психологии (работы Б.Д. Эльконина), но пока не утилизована полностью психолингвистами – это идея знака, т.е. знакового опосредования взаимодействия коммуникантов. Естественно, идея знака как средства общения не является новой ни для лингвистов, ни для психолингвистов. Новое в знаке, на что указывал Л.С. Выготский – это способность обобщать, знак  в   противоположность  орудию   направлен  на   изменение  поведения другого человека и самого говорящего, и, следовательно, знак есть внешнее средство воздействия на внутренний мир человека.

Воздействие, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что содержание значения знака, предъявляемого реципиенту, вынуждает его видеть мир определенным образом. Другими словами, значение знака, обозначающего конкретный предмет, позволяет осмысливать этот предмет иначе, вопреки внешним наблюдаемым свойствам [5, с. 264-265].

Вскрытие своеобразия содержания (структуры) знака конкретного этнического языка – это пока также не освоенный психолингвистами путь анализа этнокультурной специфики языкового сознания носителей разных этнических языков. Хотя уже начинают появляться двуязычные словари ассоциативных норм, которые содержат материал для анализа специфики языкового сознания носителей разных этнических языков (см., например, [19]).

Таким образом, ресурс для развития ТРД состоит в утилизации идеи о знаковом опосредовании взаимодействия коммуникантов, которое есть воздействие на внутренний мир реципиента, не путём передачи информации, т.к. при знаковом опосредовании информация не передаётся, а осуществляется путём трансляции тел языковых и неязыковых знаков в качестве программы конструирования реципиентом содержания, отображающего мысли продуцента речи, смоделированные его речевым сообщением.

Вторая объектная область ТРД, которая может рассматриваться как ресурс для дальнейшего развития ТРД – это область присвоения этнической культуры членами этноса, которое осуществляется в процессе производства или потребления культурных предметов по правилам этноса. Процесс производства и потребления культурных предметов осмысливается обычно как трансляция родовых качеств человека конкретного этноса в пространстве и времени, в философии описывается понятиями опредмечивания человеческих действий в форме изготовления предмета и распредмечивания качеств предмета в действиях по изготовлению другого предмета по образцу первого.

Хотя присвоение культуры этноса осуществляется в процессе предметной деятельности, для сознания конкретного члена этноса оно результируется в виде этнического образа мира, содержание которого образует, по А.Н. Леонтьеву, пятое квазиизмерение реальной действительности, которое объясняет этнокультурную специфику сознания носителей конкретной этнической культуры [10].

Усвоенный человеком образ мира представляет собой ориентировочную основу его предметной деятельности как для конкретного человека, так и для всего общества. А.Н. Леонтьев называл этот феномен двойной жизнью значения [12, с. 109]. Наибольший интерес для наших целей развития ТРД имеет идея А.Н. Леонтьева о соотношении сознания и языка в обществе: «то, в чем и при помощи чего, существует сознание общества, есть язык» [11, с. 8].

Это свойство языка описывать образы сознания при помощи вербальных текстов широко используется при преподавании вторичных языков, где этнический образ мира носителей изучаемого языка формируется не при помощи присвоения культурных предметов из культуры носителей изучаемого языка, а при помощи вербальных описаний этих образов что, естественно, является паллиативом. Если речь идёт о том, чтобы создавать при преподавании вторичного языка образ этнического мира носителей этого языка, то целесообразно разработать систему дополнительных учебных действий, компенсирующих недостаток активности обучаемых, по овладению вторичной предметной культурой, т.к. без вторичного образа мира взаимопонимание общающихся на вторичном языке будет затруднено.

Достаточно   мощный   ресурс   для   развития    ТРД   возникает   при утилизации идей теории культурной обусловленности субъективного опыта, в отечественной психологии развиваемой В.И. Александровым [1]. Принцип культурной обусловленности перцептивной активности и мышления приобретает особое значение при межкультурном анализе познавательной деятельности носителей конкретной этнической культуры, которая восходит не только к предметным действиям и, следовательно, будучи культурно детерминированными, являются «одновременно генетически детерминированными (через индивидуальные характеристики специализирующихся в процессе системогенеза нейронов)» [2, с. 188].

Непредсказуемые возможности для расширения эмпирической базы ТРД обещает психолингвистическое исследование профессиональной деятельности в связи с анализом проблемы профессионального образа мира и профессионального языка. Привлекательность этой проблематики обусловлена несколькими причинами. Во-первых, социальная ценность проблемы общественно необходимой профессиональной деятельности членов общества. Во-вторых, наличие традиционного интереса психологов, ведущих исследования влияния профессиональной деятельности на формирование личности [3; 7; 8; 13; 15; 16; 17]. В-третьих, и это самое существенное, наличие психологических теорий: теория образа мира А.Н. Леонтьева, трёхслойная модель образа мира Е.Ю. Артемьевой, Ю.Н. Стрелкова, В.П. Серкина и организационного ресурса в виде «Организационной психологии» (Магадан) и «Организационной психолингвистики» (Москва).

Трехслойная модель образа мира Е.И. Артемьевой с соавторами – это модель функционирующего сознания человека, где комплекс амодальных образов сознания отображает предметную культуру и аксиологический каркас этноса, т.е. то, что называется собственно сознанием, семантический слой содержит языковые знания, иначе говоря, то, «чем и при помощи чего существует сознание общества» [11, с. 38]. Перцептивный мир – это мир предметов реальной действительности, воспринимаемых при помощи образов сознания, служащих перцептивными эталонами. По мнению авторов модели, все три слоя взаимодействуют друг с другом: ядерный слой (системы амодальных образов) обусловливает предметные значения воспринимаемых объектов, предметные значения интерпретируются при помощи обобщающих знаний, ассоциированных с телами языковых знаков, новые для перцептивного мира знания могут закрепляться в ядерном слое, развивая сознание всего этноса. Даже беглый анализ трехслойной модели образа мира показывает, что модель обладает значительными эвристическими возможностями, которые очевидны, например, при интерпретации ассоциативных полей как инструмента анализа сознания.

Четвёртую объектную область ТРД образуют социальные отношения с другими членами общества, с которыми индивид сотрудничает и, следовательно, общается в рамках социальных отношений и превращается в личность, становясь субъектом этих социальных отношений. А.Н. Леонтьев в своей теории личности пишет по этому поводу: «Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к её подлинно научному психологическому пониманию» [12, с. 129].

Осуществление деятельностей в структуре социальных отношений конкретного общества в определённое историческое время связано с усвоением системы норм, регулятивов, установок и ценностей, обеспечивающих «поддержание определённого уровня социальной консолидированности сообщества» [20, с. 370].

Существование социокультурного регулирования любой индивидуальной и групповой деятельности в социуме находит своё выражение не только в технологиях построения вербальных текстов, но и в технологиях изготовления культурных предметов, и в самих этих культурных предметах [20, с. 370].

В психолингвистических работах традиционно учитываются преимущественно языковые правила производства речи, хотя речевая активность регулируется не только лингвистической технологией, но и этическими и эстетическими ограничениями. Отказ от анализа в психолингвистике зависимости процессов производства и восприятия речи от общественных правил неречевого взаимодействия коммуникантов можно полагать неоправданной и вредной редукцией объекта исследования.

Пятая объектная область ТРД – построение вторичной личности при овладении вторичным (чужим) языком. Овладение иностранным языком – это объектная область не только психолингвистики, но и лингвистики в целом вместе с её отдельными областями вроде переводоведения, сравнительного языкознания, контрастивной лингвистики и т.п.

Лингвистическая проблематика в области иностранных языков обычно рассматривается в связи с заимствованиями из других языков, которые квалифицируются как прямые или косвенные через язык-посредник как калькирование, перевод, транслитерация. Функционирование заимствованных слов вызывает к жизни проблемы образования пиджинов, фонда интернациональных слов, международных языков и т.п.

Психолингвистическая проблематика обычно появляется при обсуждении методики преподавания иностранных языков (виды речевой деятельности, по Л.В. Щербе: говорение, аудирование, чтение и письмо) или при описании заимствований слова одновременно с предметом или с понятием, когда новое слово употребляется как обычное слово языка-реципиента. Если заимствуется слово в качестве синонима к уже имеющемуся слову, то оно как новое слово-синоним запускает процесс перераспределения знаний между двумя синонимами.

Ситуация в преподавании иностранных языков как вторичных языков разрешается по принципу заимствования синонима к уже существующим словам в родном языке, т.е. без раскрытия предметного значения заимствованного слова в изучаемом иностранном языке. Это свидетельствует только об одном: изучающий иностранный язык без присвоения этнической культуры носителей изучаемого языка формирует не полноценный язык, значениями слов которого являются предметные и языковые знания из образа мира носителей изучаемого языка, а вторичный квазиязык, с телами языковых знаков которого ассоциированы предметные и языковые значения слов-эквивалентов родного языка.

Альтернативой этому квазиязыку может быть только вторичный язык, в котором предметные и языковые значения сформированы в ходе присвоения культуры носителей изучаемого иностранного языка. Подобным образом и изучают, например, русский язык как язык определённой профессии. Студенты-медики, обучающиеся в РУДН, кроме учебной аудитории изучают русский язык в медицинских учреждениях, где они проходят медицинскую практику. Военные переводчики кроме собственно вторичного языка и формирования навыков перевода овладевают структурой вооруженных сил страны изучаемого языка, знакомятся с высшими органами управления, их предназначением и задачами, организационно-штатной структурой, воинскими званиями, знаками отличия и т.п. За пределами преподавания вторичного языка не для профессиональных целей отсутствуют разработанные критерии отбора знаний о культуре носителей изучаемого языка.

Выводы

Краткий   анализ   перспектив   развития   ТРД   позволяет   сделать следующие достаточно осторожные выводы.

Существует обширный ресурс для развития ТРД, который можно усмотреть в следующих областях: распространение анализа онтогенеза языка, по крайней мере, на среднее детство; возможность сделать анализ закономерностей формирования значения слова на всех этапах жизни человека, привязав этот анализ к областям формирования и присвоения социально значимых новых знаний; расширение практики составления двуязычных ассоциативных словарей как инструмента анализа чужой этнической культуры, чужого образа мира; использование возможностей теории культурной обусловленности субъективного опыта развиваемой В.И. Александровым.

Литература

 

  1. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. – М., 1989. – 206 с.
  2. Александров Ю.И. Эмоция и мораль // Методология и история психологии. – 2008. – Т.3. Вып. 3. – С. 186-208.
  3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур субъективного опыта: Контекст и задачи // Мышление. Общение. Опыт. Ярославль: ЯрГУ, 1988. – С. 99-108.
  4. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2014. – 424 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982–1984.
  6. Зимняя И.Я. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: Наука, 1985. – С. 85–99.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. М. Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. – 400 с.
  8. Колмогорцева Н.Н. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа «Я»: Дисс…канд. психол наук. Екатеринбург, 2003. – 205 c.
  9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
  10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психолог. произведения. М.: Педагогика, 1983.
  11. Леонтьев А.Н. Материалы о сознании // Вестник Московского университета, Сер. Психология. – 1988. – № 3. – С. 6-25.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Книга, 2012. – 176 с.
  13. Поварёнков Ю.П. Профессиональное становление личности: Дисс…докт. психол. наук. Ярославль, 1999. – 360 с.
  14. Российская психолингвистика: Итоги и перспективы (1966–2021). Коллективная монография. М.: Институт языкознания РАН – ММА, 2021. – 626 с.
  15. Серкин В.П. Функциональный генез значения в практической деятельности: Дисс…канд. психол. наук. – М., 1988. – 141 с.
  16. Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во Сев. междунар. ун-та, 2005. – 331 с.
  17. Склейнис В.А. Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях. // Организационная психология. – 2015. – Т.5. – № 1. – С.34-58.
  18. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. – М.: Наука, 1987. – 168 с.
  19. Уфимцева Н.В., Стернин И.А., Эккерт Х., Милехина В.И., Топорова В.М. Ассоциативные нормы русского и немецкого языков. М. – Воронеж: «Истоки», 2004. – 130 с.
  20. Флиер А.Я. Регуляция социокультурная // Культурология. XX век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.
  21. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
  22. Юрьева Н.М. Устное повествование в онтогенезе речи. Экспериментальное исследование. – М. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2020. – 192 с.

References

  1. Aleksandrov Yu.I. Psihofiziologicheskoe znachenie aktivnosti central’nyh i perifericheskih nejronov v povedenii [Psychophysiological significance of the activity of central and peripheral neurons in behavior]. – M., 206 p.
  2. Aleksandrov Yu.I. Emociya i moral’ [Emotion and morality]. Metodologiya i istoriya psihologii. [Methodology and history of psychology], vol. 3, 3. – Pp. 186-208.
  3. Artemyeva E.Yu., Strelkov Yu.K., Serkin V.P. Opisanie struktur sub»ektivnogo opyta: Kontekst i zadachi [Description of the structures of subjective experience: Context and tasks]. Myshlenie. Obshchenie. Opyt [Thought. Communication. Experience]. – Yaroslavl: YarSU, – 99-108.
  4. Akhutina T.V. Nejrolingvisticheskij analiz leksiki, semantiki i pragmatiki [Neurolinguistic analysis of vocabulary, semantics and pragmatics]. – M.: Yazyki slavyanskoj kul’tury, – 424 p.
  5. Vygotsky L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. [Collected works: In 6 vols]. –M.
  6. Zimnyaya I.Ya. Funkcional’naya psihologicheskaya skhema formirovaniya i formulirovaniya mysli posredstvom yazyka [Functional psychological scheme for the formation and formulation of thoughts through language]. Issledovanie rechevogo myshleniya v psiholingvistike [Study of speech thinking in psycholinguistics]. – M.: Nauka. – Pp.85-99.
  7. Klimov E.A. Psihologiya professionala [Psychology of a professional]. – M.: Institut prakticheskoj psihologii, – Voronezh: NPO «MODEK». – 400 p.
  8. Kolmogortseva N.N. Vliyanie professional’noj sostavlyayushchej obraza mira na formirovanie obraza «YA»: Diss… kand. psihol nauk [The influence of the professional component of the image of the world on the formation of the image of “I”: Diss… cand. psychol sci.] – Ekaterinburg. – 205 p.
  9. Leontiev A.A. Psihologiya obshcheniya [Psychology of communication]. M.: Smysl. – 365 p.
  10. Leontyev A.N. Obraz mira [Image of the World]. Izbr. psiholog. proizvedeniya [Selected psychol. works]. – M.: Pedagogika. – 1983.
  11. Leontyev A.N. Materialy o soznanii [Materials about consciousness]. Vestnik Moskovskogo universiteta, Ser. Psihologiya. [Bulletin of Moscow University, Psychology], 3. – Pp. 6-25.
  12. Leontyev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. [Activity. Consciousness. Personality.]. – M.: Kniga. – 176 p.
  13. Povarenkov Yu.P. Professional’noe stanovlenie lichnosti: Diss…dokt. psihol. nauk. [Professional development of personality: Diss… doct. psychol. sci.]. Yaroslavl. – 360 p.
  14. Rossijskaya psiholingvistika: Itogi i perspektivy (1966–2021). Kollektivnaya monografiya. (2021) [Russian psycholinguistics: Results and prospects (1966–2021). Collective monograph]. : Institut yazykoznaniya RAN – MMA. – 626 p.
  15. Serkin V.P. Funkcional’nyj genez znacheniya v prakticheskoj deyatel’nosti: Diss…kand. psihol. nauk. [Functional genesis of meaning in practical activity: Diss… cand. psychol. sci.]. – M., 141 p.
  16. Serkin V.P. Obraz mira i obraz zhizni [The image of the world and the way of life]. Magadan: Izd-vo Sev. mezhdunar. un-ta. – 331 p.
  17. Skleinis V.A. Specifika razvitiya obraza mira v raznotipnyh professiyah [Specifics of the development of the image of the world in different types of professions]. Organizacionnaya psihologiya [Organizational psychology], vol 5, 1. Pp. 34-58.
  1. Tarasov E.F. Tendencii razvitiya psiholingvistiki [Trends in the development of psycholinguistics]. – M.: Nauka. – 168 p.
  2. Ufimtseva N.V., Sternin I.A., Eckert H., Milekhina V.I., Toporova V.M. (2004) Associativnye normy russkogo i nemeckogo yazykov [Associative norms of Russian and German languages]. – M. – Voronezh: “Istoki”. – 130 p.
  3. Flier A.Ya. Regulyaciya sociokul’turnaya [Sociocultural regulation]. Kul’turologiya. XX vek. Slovar’. – Petersburg: Universitetskaya kniga. – 640 p.
  4. Elkonin B.D. Psihologiya razvitiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Developmental psychology: Textbook for students of higher edu.]. – M.: Izdatel’skij centr «Akademiya». – 144 p.
  5. Yuryeva N.M. Ustnoe povestvovanie v ontogeneze rechi. Eksperimental’noe issledovanie. [Oral narration in the ontogenesis of speech. Experimental study]. – M. – Yaroslavl: «Kancler». – 192 p.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)