ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ксенз М.И.1, Ломова О.Е.2

Ксенз М.И.

Средняя общеобразовательная школа №12
е-mail: mksenz@sfedu.ru

Ломова О.Е.

Южный федеральный университет
е-mail: oelomova@sfedu.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию лингвистических особенностей речевого поведения немецко- и русскоговорящих детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), заданного конкретной ситуацией речевого общения. Характер речевого поведения обусловил материал исследования ‒ эпизоды из телевизионных передач «Dingsda: Müller», «Dingsda», «Устами младенца», видео аналогичного формата («Дети пробуют угадать вещи времен СССР», «Старые вещи и современные дети»). Детская речь исследуется и сопоставляется в аспектах: лексика, словообразование, грамматика и фонетические особенности речи, свойственные данной возрастной группе. Черты сходства выявлены преимущественно на фонетическом уровне, различия – в словообразовании и грамматике. Сходства в области фонетики объясняются универсальными процессами, характерными для многих языков, например, порядком усвоения согласных. К лексическим особенностям речи детей относится использование номинаций типичных явлений, объясняемое как влиянием социума (массовая культуры, современные реалии), так и возрастного этапа (оценочная лексика) и конкретной речевой ситуации (слова, выражающие сомнение и неуверенность). В процессах словообразования обнаружены различия; так, для немецкоязычного ребенка самым продуктивным способом стало словообразование путем словосложения, а для русскоязычного ребенка – суффиксальный способ, что нашло отражение и в более частом использовании русскоязычными детьми диминутивов. Различия в грамматике объясняются типами языков, к которым относятся немецкий и русский языки. Аналитический немецкий придает большое внимание порядку слов в предложении, а для синтетического русского языка отношения между словами выражаются через слово- и формообразующие морфемы.

Ключевые слова: детская речь, онтолингвистика (лингвистика детской речи), психолингвистика, речевое поведение, возрастные особенности речи, речь старшего дошкольника.

M. Ksenz, O. Lomova

LINGUISTIC CHARACTERISTICS OF SPEECH BEHAVIOR OF MODERN GERMAN- AND RUSSIAN-SPEAKING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Abstract. The article is devoted to the study of linguistic features of speech behavior of German- and Russian-speaking children of senior preschool age (5-7 years), given a specific situation of speech communication. The nature of speech behavior determined the research material ‒ episodes from the television programs «Dingsda: Müller», «Dingsda», «Out of the mouth of babes», videos of a similar format («Children try to guess things from the USSR», «Old things and modern children»). Children’s speech is studied and compared in the following aspects: vocabulary, word formation, grammar and phonetic features of speech peculiar to this age group. Similarities were revealed mainly at the phonetic level, differences – in word formation and grammar. Similarities in the field of phonetics are explained by universal processes characteristic of many languages, for example, the order of assimilation of consonants. The lexical features of children’s speech include the use of nominations of typical phenomena, explained both by the influence of society (mass culture, modern realities), and the age stage (evaluative vocabulary) and a specific speech situation (words expressing doubt and uncertainty). Differences were found in the processes of word formation; for example, for a German–speaking child, word formation by word composition became the most productive way, and for a Russian-speaking child, the suffix method, which was reflected in the more frequent use of diminutives by Russian-speaking children. The differences in grammar are explained by the types of languages that German and Russian belong to. Analytical German pays great attention to the order of words in a sentence, and for synthetic Russian, the relations between words are expressed through word- and formative morphemes.

Keywords: children’s speech, ontolinguistics (linguistics of children’s speech), psycholinguistics, speech behavior, age features of speech, speech of an older preschooler.

Введение

Каждый временной отрезок истории по-своему уникален, и время, в котором мы живем сейчас, не исключение. Примечательней всего являются, конечно, современные темпы развития, охватывающие как технологии, так и повседневную жизнь человека. Время становится ценным ресурсом, и в круг интересов людей попадает всё, что позволяет сокращать сроки ожидания результата, будь то быстрый транспорт или глобальная сеть с высокой скоростью доступа.

Современные темпы развития общества влияют и на детское образование; родители стремятся дать своим детям как можно больше базовых знаний в раннем возрасте. По их задумке, чем быстрее дети узнают основы, тем быстрее смогут шагнуть в будущее. Так, знания, рассчитанные на более поздний возраст, вводятся раньше, в дошкольном и преддошкольном возрасте. Это, впрочем, приносит больше вреда, чем пользы: намеренное вмешательство вредит постепенному развитию структур мозга ребенка, что ведет к последующим проблемам с чтением и осознанностью материала, трудностями с произношением и путанице в словах. А ведь именно речь «оказывает определённое влияние на умственное развитие ребёнка, включаясь в процесс формирования его мышления. …Формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется» [10, с. 480]. Зачастую, именно по уровню развития речи можно судить о готовности ребенка к обучению, о его когнитивной зрелости. На этом фоне растет актуальность онтолингвистики, ведь, отслеживая общие пути развития речи, данная наука предлагает информацию о важности ступенчатого формирования речевых способностей ребенка.

Лингвистика детской речи как наука появилась в конце XIX века, и характеризовалась тремя этапами изучения детской речи на Западе. Периоду дневниковых записей (1876-1926) свойственна систематическая фиксация наблюдений (У. и К. Стерн) [22]. Период кросс-секционных  исследований (1926-1957) отмечен  сопоставлением  образцов детской  речи (Х. Идельбергер, Э. Мейманн, Ж. Пиаже, В. Прайер) [9]. А развитие   звуко-  и  видеозаписи  дали  новый  толчок  в  развитии  лонгитюдных исследований (1957 ‒ по настоящее время) (Р. Айбауэр, Ф. Кайнц, Х. Хорнштайн).

В России первые исследования детской речи относились к концу ХIX века, и с ними связано, например, имя И.А. Сикорского. Он рассматривал особенности детского сознания с целью развития педагогики и указывал на необходимость глубокого изучения детей с нарушением артикуляции и отклонениями в развитии [12]. В первое время в истории отечественной лингвистики данная наука не получила широкого развития и характеризовалась отдельными работами, например, А.Н. Гвоздева или Н.А. Рыбникова [4; 2].

В конце XX века интерес к лингвистике детской речи возобновился. Сложилось два подхода, психологический (изучается теория освоения языка и патологии развития детской речи) и лингвистический (для которого характерны попытки описать детскую речь), используемый в данном исследовании.

Изучению многих аспектов детской речи в последние годы большим подспорьем выступают технические средства, достигшие высокого уровня развития. На современном этапе интерес для ученых представляет прагмалингвистический аспект детской речи [7], изучение речевых актов детей дошкольного возраста, а также социальный аспект речи, который долгое время игнорировался в пользу психолингвистики (О.В. Акулова, Н.В. Дроздова, В.Н. Селиверстова и др.). Продолжают исследоваться вопросы лингвокреативности детской языковой личности (Г.Р. Доброва, А.И. Мельникова; О.А. Михайлова; Н.А. Соломка) [8; 13], особенности процесса овладения речевой способностью детьми с ограниченными возможностями здоровья (С.В. Андреева; А.Ю. Гусева; И.Б. Карелина; В.В. Кисова, Е.А. Семенова; Е.С. Титлянова, Е.В. Хмелькова) [15] и др. Среди важных   центров  исследования   детской  речи   можно   назвать   кафедру детской речи РГПУ в Санкт-Петербурге (1991-2011), возглавлявшуюся С.Н. Цейтлин, институт языкознания РАН, Пермскую школу «детской лексикологии» под руководством И.Г. Овчинниковой, Воронежскую школу «возрастной лингвистики» И.А. Стернина.

Онтолингвистика, как раздел лингвистики, изучающий детскую речь, оформилась в России в конце прошлого века благодаря разработкам Л.И. Гараевой, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрьевой [3; 14; 16; 17, с. 63; 18; 19; 21]. Данная наука базируется на исследованиях лингвистики детской речи. Это сравнительно молодая наука, так что границы её исследований ещё довольно расплывчаты и пересекаются со многими другими научными дисциплинами: психологией, философией, социологией и медициной. Также явно прослеживается связь онтолингвистики с психолингвистикой и педагогикой.

Методология

Значительный период времени после своего становления и обособления, онтолингвистика обращала свое внимание в основном на общие закономерности развития речи ребенка, выявляла универсальные черты, отличающие детскую речь от речи взрослого человека. Данное направление все еще считается актуальным и не утратившим своего значения. Тем не менее, в последнее время интерес исследователей привлекает и вопрос разделения особенностей детской речи на те, что присущи всем детям, и те, что отличают лишь определенных детей, или группы детей. Данные группы выделяются на основе пола, возраста, социального статуса и так далее.

В нашем исследовании такой референтной группой являются дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет.

Существует большое количество периодизаций, но периодизация, основанная  на  этапах  воспитания  ребенка, представляется  нам  наиболее исчерпывающей, так как непосредственно связана с процессами детского развития. За основу нами была взята периодизация Д.Б. Эльконина [20], базирующаяся на периодизации возрастного развития Л.С. Выготского. В соответствии с ней старший дошкольный возраст – это подпериод дошкольного возраста, для которого характерно освоение базовых правил грамматического строя, формирование правильного произношения и увеличение словарного запаса ребенка до 3500-4000 тыс. слов.

Целью исследования стало выявление особенностей речевого поведения современных немецко- и русскоязычных детей в конкретных речевых ситуациях, обусловленных форматом анализируемых телепередач.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач: проанализировать историю возникновения лингвистики детской речи в Европе и на территории России и рассмотреть существующие подходы к изучению детской речи; определить границы этапа старшего дошкольного возраста; проанализировать собранный эмпирический материал исследования с целью выявления лексических, фонетических и грамматических особенностей речевого поведения немецкоязычного и русскоязычного ребенка старшего дошкольного возраста и провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных, чтобы выявить сходства и различия в речевом поведении немецкоязычных и русскоязычных детей исследуемого возраста.

Материалом для исследования послужили эпизоды немецких телевизионных передач «Dingsda» (2018 г.) и «Dingsda: Müller» (2021-22 гг.), эпизоды русскоязычной передачи «Устами младенца» (2022 г.), а также ряд видео схожей тематики («Дети пробуют угадать вещи времен СССР» (2017 г.), «Старые вещи и современные дети» (2017 г.)), объемом 68 и 88 минут соответственно, опубликованных на платформе Youtube.

Критериями отбора материала послужили приближенный формат передач, одинаковый возраст участников и современность материала.

В данной работе использовались следующие методы исследования: наблюдение (данный метод понадобился для выявления и сбора материала, представляющего интерес для исследования), гипотетико-индуктивный метод (позволил использовать представленный языковой материал для подтверждения выводов более ранних лингвистических исследований), описательный метод (применялся для изложения отдельных понятий детской языковой системы).

Результаты

Анализ речевого поведения проводился по четырем аспектам: особенности лексики и словообразования в речевом поведении детей старшего дошкольного возраста, в также грамматические и фонетические особенности речи.

Стоит отметить, что объяснительная речь, которую вынуждены применять дети, относится к самым сложным формам речи в дошкольном возрасте, ведь она требует от ребенка развития мышления и отражения причинно-следственных связей.

Словарный запас в этот период отличается заметно расширившимся содержанием, по сравнению с предыдущими ступенями развития речи. В него включается также абстрактная лексика, а смысл многих слов подвергается переоценке и воспринимается глубже, чем прежде. Тем не менее, при описании неизвестных предметов или явлений дети опираются на базовую лексику, усвоенную ими на более ранних этапах, в качестве замены более сложных понятий. При описании неизвестных предметов или явлений дети опираются знания, усвоенные из ближайшего окружения, прибегают к использованию современных реалий.

Eine große CD (DINGSDA Folge 6, 1:21), ассоциация при виде виниловой пластинки.

Я думаю, что это колесо Citroën (Старые вещи и современные дети, 0:31), ассоциация при виде диска здоровья.

«Языковой мир ребёнка в современном мире формируется под влиянием средств массовой информации, а именно, телевидения, фильмов, компьютерных игр и художественной литературы. Их культура составляет важную часть языкового сознания ребенка и важную базу для его фоновых знаний» [1, с. 23; 11]. Так, дети используют в речевом общении имена, цитаты из текстов художественной литературы, из мультфильмов и фильмов, из детского фольклора.

Das ist ein Pokus-Pokus-Fidibus (DINGSDA Folge 5, 0:04).

Ну, вот, например, как у Дим-Димыча (Устами младенца, 24.07.2022, 30.05).

Применяются слова со значением вероятности, что объясняется тематической направленностью речевой ситуации и сравнительно небольшим словарным запасом ребенка.

Vielleicht muss man das auch rollen? (DINGSDA Folge 7, 2:31).

Может, это раньше был спиннер? (Старые вещи и современные дети, 0:30).

Использование суперлативов и гиперболы также является типичным для речи ребенка старшего дошкольного возраста. Данные слова также связаны с оценочным отношением ребенка к миру и придают речи экспрессивный оттенок. Использованием тавтологических средств и простейших  усилительных частиц также  подчеркивается  экспрессивный характер речи. Оценочные слова играют большую роль на данном этапе развития детского самосознания, когда дети начинают сравнивать себя с окружающими [6].

Von Make-up und so bin ich nicht der Schlaumeier (DINGSDA Folge 1, 0:01).

А Тася лучше меня прям делает, она лучше меня скачет на скакалке (Устами младенца, 3.07.2022, 24:22).

Важную роль играет проявление детского словотворчества. Данная особенность развития детской речи основана на игре со звуками, экспериментами с грамматическими конструкциями, в процессе которых дети анализируют речь взрослых и на основе полученных знаний пытаются постичь логику языка и выявить закономерности его строения [5, с. 1413]. Для морфологической системы немецкого языка характерно словообразование путем сложения, что не свойственно русскому языку, где встречаются аффиксальный способ и словообразование путем удвоения и перестановки слогов.

Handyhülletütedingsbumb (DINGSDA Folge 4, 0.01 сек.).

Какой-то ломатель (Старые вещи и современные дети, 2:30).

Мумимимий.. мимимумий (Устами младенца, 24.07.2022, 13:06).

Для грамматики в данный возрастной период характерно стремление к усложнению грамматического строя предложения, например, использование конструкции um..zu или союза damit для немецкого языка и союза чтобы для русского языка. По характеру высказывания предложения, по большей части, утвердительные, а при описании предметов или явлений преобладают неопределенно-личные предложения.

Усложнение предложений приводит, например, к нарушению рамочной конструкции и ошибкам в построении предложений с отделяемыми приставками. У русскоязычных детей трудности вызывает согласование и выбор глагольных форм.

Ich hab das gesehen zu Hause (DINGSDA Folge 5, 0:25).

Das sieht kompliziert…Was ist das? (DINGSDA Folge 1, 0:44).

Это можно сделать на словах и подойти, там, к человеку, который ты хочешь (Устами младенца, 24.07.2022, 34.08).

Как их скласть? (Дети пробуют угадать вещи времен СССР, 2:05).

Для фонетической стороны речи характерна нечеткая артикуляция и плохо развитое речевое дыхание, что снижает возможность понимания детей. Речь ребенка экспрессивна и выразительна, в ней много дополнительных элементов, звукоподражательных слов, частиц и междометий (ja, nein» / nö / nee, so, nicht –  вот, всё, это, даже), (ach, ach so, ah – ой, э-э, ну, эй, алё, хм). Широкое использование междометий в детской речи связано с чуткостью ребенка к звуковой форме, эмоциональностью и импульсивностью, со стремлением к заполнению пустот в момент речи. Наиболее широко представлены междометия, связанные со сферой эмоциональных проявлений (удивление, радость, жалоба).

Тем не менее, фонетическая система ребенка всё еще не безупречна. В немецком языке трудности вызывают взрывной губной [b] и дрожащий язычный [r]:

[b]: glaube – glau-e; [r]: аbrasieren – ab-asie-en.

В русском языке это взрывной язычный [тˈ], язычные дрожащий [р] и фрикативные [з], [шˈ].

[тˈ], [р]: работать – лаботачь; [з]: глаза – глава: [шˈ]: по-настоящему – по-настоясему.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, проанализированный материал, отражающий особенности  речевого  поведения  немецко- и  русскоязычного  ребенка  в конкретной речевой ситуации в разделах лексики, грамматики и фонетики, позволил выявить черты сходства преимущественно в разделе фонетики, а различия – в грамматике.

Лексика, по большей части, отражает типичные явления в языке, объясняемые влиянием как социума (массовая культуры, современные реалии), так возрастного этапа (оценочность) и конкретной заданной речевой ситуации (слова, выражающие сомнения и неуверенность). Тем не менее, наблюдаются различия в процессах словообразования, где для немецкоязычного ребенка самым продуктивным способом становится словообразование путем сложения, а для русскоязычного ребенка – суффиксальный способ.

Отличия в грамматике объясняются разными типами языков, где аналитический немецкий придает большое внимание порядку слов в предложении, а для синтетического русского языка отношения между словами выражаются через слово- и формообразующие морфемы.

Сходства в развитии фонетики объясняются универсальными процессами, характерными для многих языков, например, порядок усвоения согласных.

Таким образом, можно заключить, что детская речь – это совокупность особенностей речи, характеризуемых продолжающимся процессом изучения ребенком языковых конструкций для выражения своих мыслей и чувств. Особенность данного этапа освоения речи состоит в наличии общих правил формирования разделов языка, однако нельзя отрицать и тот факт, что разные языки имеют и свои отличительные особенности, свойственные данному этапу.

Споры относительно статуса лингвистики детской речи и границ её интересов ещё продолжаются. Один из таких вопросов, например, касается особенностей формирования речи детей-билингвов, в частности, находится ли   данная   тема   в   принципе   в   зоне   ответственности   онтолингвистики;  другой вопрос касается изучения социокультурной среды развития ребенка. Необычайная вариативность тематик и путей изучения речи требуют сотрудничества множества наук. Только так, по мнению ученых, станет возможно исчерпать все вопросы данного раздела.

Своеобразие детской речи предлагает материал для исследований уже больше века. Тем не менее, многие разделы данной дисциплины все ещё требуют к себе внимания. В данной работе была проведена попытка проанализировать и сопоставить особенности языка детей старшего дошкольного возраста в немецкоязычной и русскоязычной среде, что только недавно привлекли внимание ученых.

Таким образом, есть все основания утверждать, что онтолингвистика, располагая большим материалом исследования и широкими возможностями для изучения, еще долгое время будет находиться в зоне интереса ученых, как в нашей стране, так и за рубежом.

Литература

  1. Амзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: автореферат дис. … доктора филологических наук: 10.02.04 / Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2005. 44 с.
  2. Безрогов В.Г. Проект Н.А. Рыбникова «История русского ребенка» // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 15 (58). С 32-37.
  3. Гараева Л.И. Психолингвистический анализ семантической структуры производного слова: дис. … кандидата филологических наук: 10.02.19. ‒ Москва, 1987. 179 с.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН СССР, 1961. 471 с.
  5. Никулина Т.Г. Понятие «речетворческая деятельность» в современной научно-методической литературе // Известия самарского научного центра российской академии наук. 2012. № 2 (6). С. 1412-1415.
  6. Лебеденко Г.А. К вопросу изучения детской речи в России и Германии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2 (56). С. 104-108.
  7. Лебеденко Г.А. Обращение в речи немецкого ребенка младшего школьного возраста: прагмалингвистический аспект: автореферат дис. канд. филол. наук. Пятигорск, 2018. 26 с.
  8. Михайлова О.А. Новообразования в детской речи как отражение грамматических закономерностей // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 104-107.
  9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994 (дата обращения: 15.03.23).
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002. 720 с.
  11. Румянцева И.М. О широком понятии онтогенеза речи и его значении для прикладных наук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 22-28.
  12. Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. М: АСТ, 2009. 153 с.
  13. Соломка Н.А. Лингвокреативная деятельность как особая форма языкового мышления // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 12 (5). С. 165-168.
  14. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва, 1983. 199 с.
  15. Титлянова Е.С. Хмелькова Е.В. Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (50). С. 175-178.
  16. Цейтлин С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб.: Наука, 2004. С. 119-122.
  17. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи как инновационная научная и учебная дисциплина // Universum: Вестник Герценовского университета. 2006. № 9 (35). С. 63-65.
  18. Цейтлин С.Н. Онтолингвистика в пути // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 18. С. 12-22.
  19. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович; Рос. Акад. наук. Ин-т языкознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. 165 с.
  20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. № 1. С. 68-77.
  21. Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза: производное слово диалог: экспериментальные исследования / Н.М. Юрьева; Российская акад. наук, Ин-т языкознания. ‒ Москва: Акад. гуманитарных исслед., 2006. 487 с.
  22. Stern K, Stern W. Die Kindersprachе [Электронныйресурс]. URL: https://archive.org/details/diekindersprach00stergoog/page/n6/mode/1up (дата обращения: 14.02.23).

References

  1. Amzarakova I.P. Yazy`kovoj mir nemeczkogo rebenka mladshego shkol`nogo vozrasta: avtoreferatdis. … doktorafilologicheskixnauk: 10.02.04 / Mosk. ped. gos. un-t. Moskva, 2005. 44 s.
  2. Bezrogov V.G. Proekt N.A. Rybnikova «Istoriyarusskogorebenka» // VestnikRGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. 2010. № 15 (58). S 32-37.
  3. Garaeva L.I. Psixolingvisticheskij analiz semanticheskoj struktury` proizvodnogo slova: dis. … kandidata filologicheskix nauk: 10.02.19. Moskva, 1987. 179 s.
  4. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskoj rechi. M.: Izd-vo APN SSSR, 1961. 471 s.
  5. Nikulina T.G. Ponyatie «rechetvorcheskaya deyatel’nost’» v sovremennoj nauchno-metodicheskoj literature // Izvestiya samarskogo nauchnogo tsentra rossijskoj akademii nauk. 2012. № 2 (6). S. 1412-1415.
  6. Lebedenko G.A. K voprosu izucheniya detskoj rechi v Rossii i Germanii // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 2-2 (56). S. 104-108.
  7. Lebedenko G.A. Obrashhenie v rechi nemetskogo rebenka mladshego shkol’nogo vozrasta: pragmalingvisticheskij aspekt: avtoreferat dis. kand. filol. nauk. Pyatigorsk, 2018. 26 s.
  8. Mikhajlova O.A. Novoobrazovaniya v detskoj rechi kak otrazhenie grammaticheskikh zakonomernostej // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 3. S. 104-107.
  9. Piazhe Zh. Rech’ i myshlenie rebenka [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994 (data obrashcheniya: 15.03.23).
  10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psikhologii. Izdatel’stvo: Piter, 2002. 720 s.
  11. Rumyantseva I.M. O shirokom ponyatii ontogeneza rechi i ego znachenii dlya prikladnykh nauk // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2018. № 189. S. 22-28.
  12. Sikorskij I.A. Dusha rebenka: E`tapy` intellektual`nogo i rechevogo razvitiya detej, ix narusheniya i metody` preodoleniya. M: AST, 2009. 153 s.
  13. Solomka N.A. Lingvokreativnaya deyatel’nost’ kak osobaya forma yazykovogo myshleniya // Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016. № 12 (5). S. 165-168.
  14. Tambovceva A.G. Formirovanie sposobov slovoobrazovaniya u detej doshkol`nogo vozrasta v detskom sadu: dis. … kandidata pedagogicheskix nauk: 13.00.01. Moskva, 1983. 199 s.
  15. Titlyanova E.S. KHmel’kova E.V. Osobennosti narusheniya zvukoproiznosheniya u detej doshkol’nogo vozrasta s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem // Vestnik shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. № 2 (50). S. 175-178.
  16. Tsejtlin S.N. Napravleniya i aspekty izucheniya detskoj rechi // Detskaya rech’ kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya. SPb.: Nauka, 2004. S. 119-122.
  17. Tsejtlin S.N. Lingvistika detskoj rechi kak innovatsionnaya nauchnaya i uchebnaya distsiplina // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. № 9 (35). S. 63-65.
  18. Tsejtlin S.N. Ontolingvistika v puti // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2018. № 18. S.12-22.
  19. Shaxnarovich A.M. Detskaya rech` v zerkale psixolingvistiki: Leksika. Semantika. Grammatika / A.M. Shaxnarovich; Ros. Akad. nauk. In-t yazy`koznaniya. Moskva: In-t yazy`koznaniya RAN, 1999. 165 s.
  20. E`l`konin D.B. K probleme periodizacii psixicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Voprosy` psixicheskogo zdorov`ya detej i podrostkov. № 1. S. 68-77.
  21. Yur`eva N.M. Problemy` rechevogo ontogeneza: proizvodnoe slovo dialog: e`ksperimental`ny`e issledovaniya / N.M. Yur`eva; Rossijskaya akad. nauk, In-t yazy`koznaniya. Moskva: Akad. gumanitarny`x issled., 2006. 487 s.
  22. Stern K, Stern W. Die Kindersprache [Elektronnyj resurs]. URL: https://archive.org/details/diekindersprach00stergoog/page/n6/mode/1up (data obrashcheniya: 14.02.23).
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)