Понимание мира посредством карикатур в современном медиапространстве

Зарифиан M.

Российский университет дружбы народов
Россия, Москва
е-mail: mohsen.zarifian@gmail.com

ПОНИМАНИЕ МИРА ПОСРЕДСТВОМ КАРИКАТУР В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
(перевод А.А. Сизых)

Аннотация. Тема данной работы возникла из личного мастерства автора в рисовании карикатур, его профессионального опыта карикатуриста и журналиста, а также из его глубокого и длительного интереса к коммуникационным возможностям карикатуры. Статья посвящена эволюции карикатуры как западного жанра изобразительного искусства с этапа стремления художников создать новый и более глубокий визуальный язык до использования эффекта карикатуры для формирования общественного мнения, а также как средства визуального протеста в период Реформации в начале XVI века. В ходе эволюции со времен эпохи Возрождения до изобретения печатного станка карикатура стала средством характеристики политических действий. Исходя из положения, что карикатуры преимущественно размещаются и снискали популярность в прессе, особое внимание уделяется анализу роли и функций редакционных карикатур. Цель работы – найти подходящий ответ на вопрос, почему карикатуры являются отличным средством коммуникации. В работе предпринята попытка объяснить, как карикатуристы, будучи отличными коммуникаторами и имея четыре основных канала коммуникации: вербальный, невербальный, письменный и визуальный, постоянно используют письменные и визуальные средства. Кроме того, в статье объясняется, насколько эффективными могут быть карикатуры для передачи сложных и деликатных сообщений или для вовлечения людей. Результаты данного исследования позволяют сказать, что карикатуры являются результатом внимательного наблюдения за людьми. Это расширяет наше понимание нынешнего сложного положения людей в новом медиапространстве.

Ключевые слова: карикатура, коммуникация, журналистика, редакционная карикатура, политическая карикатура, средства массовой информации.

M. Zarifian

UNDERSTANDING THE WORLD BY MEANS OF CARTOONS IN MODERN MEDIA SPACE

Abstract. The topic of this study is inspired by my own personal skill in drawing cartoons, my professional experience as a cartoonist and journalist, and a profound long-term interest in exploring the communication capabilities of cartooning. In a nutshell, this article looks at how cartoons evolved as a Western branch of fine art from the stage of an artistic endeavor to achieve a deeper visual language to the deployment of cartoon capabilities with the goal of «public awareness» and as a means of visual protest during the Protestant Reformation in the early sixteenth century. From the Renaissance to the creation of the printing press, this evolution entered a new phase, focusing on the characteristics of political action. Stemming from the point that the main place and prosperous point of cartoons is in the

press, the roles and functions of editorial cartoons have been analyzed. The objective is to come up with a suitable response to the topic of why cartoons are such excellent communication vehicles. This paper tries to explain how cartoonists, as excellent communicators, continually use written and visual means among the four basic modes of communication: verbal, nonverbal, written, and visual. Following that, it will be explained how cartoons will work very efficiently when you need to convey complicated and sensitive messages or need the participation of people. According to the findings of this study, cartoons are the outcome of human beings’ careful observation, which broadens our awareness of current human beings’ predicament in the new media landscape.

Keywords: cartoon, communication, caricature, journalism, editorial cartoon, political Cartoon, Mass Media.

Введение

Карикатура как западный жанр изобразительного искусства восходит к изобретательным исследованиям Леонардо да Винчи в области гротеска. Да Винчи стремился найти «эталон уродства», который помог бы лучше понять идеальную красоту [22, с. 16]. Слово “карикатура” происходит от итальянского cartone, что означает готовый набросок на большом листе картона. Изначально карикатурами называли эскизы, а затем слово стали использовать для обозначения юмористического рисунка. Первое употребление слова “карикатура” в таком смысле зафиксировано в британском журнале «Панч»[1] в 1843 году, где этим термином называли сатирические рисунки на политическую тематику. Из-за популярности журнала термин получил распространение [15, с. 261]. Изначально карикатуры были исключительно попыткой художников создать новый и более глубокий визуальный язык и не были предназначены для повышения осведомленности общественности.

Понятия «общественное мнение» и «общественное сознание» возникли в Германии во время протестантских реформ, которые прокатились по всей Европе в начале XVI века. Во время этого движения за религиозные реформы широко использовалась “визуальная пропаганда” как средство визуального протеста против гегемонии религии. Контекст реформ в религии был хорошо знаком людям из всех слоев общества, и первые карикатуры были исключительным средством для формирования общественного мнения. Тот факт, что карикатура как искусство визуального протеста развивается со времен Реформации в 1517 году до настоящего времени, служит свидетельством ее особой роли в общественных движениях. Способность карикатур вкладывать смыслы и простота их понимания выдержали испытание временем [35, с. 10].

Карикатура как жанр изобразительного искусства с новым визуальным языком зародилась в Италии и обрела новую жизнь в прессе в виде редакционных карикатур, которые иначе называют политическими или газетными карикатурами[2]. В ходе эволюции с эпохи Возрождения до изобретения печатной машины Гутенбергом в 1455 году карикатура стала средством характеристики политических событий. Карикатуры развились в средство визуальной коммуникации, которое вовлекает аудиторию и помогает ей понять и интерпретировать политическую, общественную и экономическую ситуацию в регионе, стране и мире [38, с. 95-103].

Сначала, имея предметом исследования карикатуру без текста и подписей, мы попытаемся объяснить принципы восприятия карикатур на основе ряда работ в области семиотики и теории коммуникации. Далее, учитывая важность редакционных карикатур в современных медиа, мы сосредоточимся именно на них. После этого мы рассмотрим навыки, необходимые квалифицированному карикатуристу, чтобы стать эффективным коммуникатором. Как следствие мы попытаемся найти ответ на основной вопрос, почему карикатуры являются эффективным средством коммуникации.

Обзор литературы

Поскольку карикатура как искусство достигла статуса кульминации визуальной и вербальной коммуникации, исследования в этой области значительно расширились. Исследователи могут проводить различные виды аналитических работ, следуя по стопам множества ранних исследований. Изучая отличительные черты мультимодальности карикатур, исследователи в области жанра карикатуры высказывают свои соображения о том, как эти черты проявляются в карикатурах, и соотносят их с теми обстоятельствами, в которых они применяются.

Ранние работы Штрайхера [37], процитированные в [3] и [29], совместно посвящены коммуникативной эффективности карикатур и подчеркивают их исключительные характеристики. Рассматривая редакционные карикатуры как средство коммуникации, Мэдхерст и Десоуса [26] указывают на их риторическую способность, а также внимательно анализируют их образовательную роль в повышении информированности о СПИДе и противостоянии в Южной Африке. Ряд исследователей, например, Бивинс [4], изучает содержание формы на основе работ Хендл [21], следуя за Болдри и Тибо [2], чтобы определить основные проблемы представления граждан и партий.

В другой серии работ ученые сосредоточились на визуальном потенциале карикатур для отражения политических и социальных проблем в обществе. Моррис изучает силу и доминирование карикатур в росте демократии, а также цель их визуальной риторики [27], [28]. Подобным образом, Дельпорт [10], Фельдман [18] и Эдвардс [12] тщательно рассматривают художественный и языковой стиль карикатур с точки зрения символических масштабов, сатиры, иллюстрации, аллегории, аналогии и повествования. Они анализуруют конкретные примеры, чтобы подтвердить свои предположения. Колин Сеймур-Уре [34] оценивает роль и влияние карикатур на меняющейся ландшафт британской прессы в сочетании с переходом печатных газет в цифровой формат. Оланьян [30] проводит подобное исследование печатаных медиа в Африке. Что касается визуального красноречия, Эль Рефайе [16] изучает применение визуальных метафор в карикатурах, а Коннерс [7] анализирует карикатуры в контексте популярной культуры на фоне выборов.

С другой стороны, ученые уделяют особое внимание тому, как карикатуры отображают социальные представления. Эдвардс и Вэйр [13] исследуют, как карикатуры в СМИ отражают общественное мнение во время предвыборных кампаний. В работах Хан [20] и Эко [14] рассматривается то, как карикатуры формируют идентичность людей, групп и наций. Кроме того, Мазид [25] рассматривает проявление идеологических взглядов в карикатурах, тогда как Таунсенд, МакДональд и Эсдерс [39] приписывают им функцию интерпретировать политические дебаты. Совместно с Катрин Хершельманн [17] Эль Рефайе [15] изучает мультиграмотность и интерпретативные возможности карикатур в различных областях с целью лучшим образом проанализировать реакции молодых людей на политических функции карикатур. Ввиду этого, Ричардсон и Парри [31], а также Корнер [32] обращают внимание на способность карикатур визуально разрушать или пропагандировать в ходе избирательных кампаний, а также на их применение для подмечания непредсказуемых событий на выборах. Размышляя о ранних работах, Робертс [33] тщатетельно изучает коммуникативные цели и роли карикатур в контексте выборов.

От понимания людей к пониманию мира

В любом процессе коммуникации ее модель характеризуется наличием следующих компонентов: адресант, коммуникативная цель; подход адресанта к цели и адресату; тело сообщения, которое включает предмет и тему; форма сообщения; цель сообщения и получатель [41]. Согласно этой модели, адресантом карикатуры, включая редакционные карикатуры, выступает карикатурист, или автор публикации, или член редакции. В результате изучение оригинальности редакционной карикатуры как особого типа креолизованного текста раскрывает ключевой принцип индивидуального авторства. Коммуникативной целью редакционной карикатуры является сатирическая критика политического события, поведения или политики общественного деятеля. Подход адресанта к коммуникативной цели почти всегда одновременно иронический и критический; сообщение практически всегда посвящено текущим событиям. Поскольку мгновенная реакция адресата необходима в такой коммуникации, крайне редко встречаются редакционные карикатуры на давно прошедшие события [11].

Личный опыт работы с визуальным мотивом, а также визуальным сочетанием и сходством, используются для создания визуальных коммуникаций. Журналистские и академические тексты основываются на аргументах и доказательствах, тогда как графические представления следуют ассоциативной логике. Они связывают различные понятия, которые не обязательно имеют смысл в письменной или устной коммуникации. Поскольку карикатуристы способны привлечь внимание аудитории и предложить им моментальную полную интерпретацию предмета, искусство карикатуры может считаться способом мгновенной коммуникации. Из-за этой особенности карикатур они используются как исключительно универсальная форма коммуникации, чтобы преувеличить или исказить характеристики персонажа или примечательные черты события с целью раскрыть полный смысл, породив при этом сходство с оригиналом с целью передать идею сообщения.

В карикатурах можно найти широкий спектр знаков и символов. Карикатурист обычно используют вербальные или невербальные средства коммуникации, либо оба вида. У них есть как прямое значение, так и косвенный смысл. Прямое значение называется “денотатом”, косвенный смысл – “коннотатом”. При изучении риторической функции иронии в газетных карикатурах и использования этой метафоры для создания идеологии применяются средства семиотики и критического дискурс-анализа. Предполагается, что в сравнении с открытыми коммуникативными стратегиями, при расшифровке сообщений, основанных на метафорах, аудитория выполняет большую когнитивную работу. В результате лучше понимается и запоминается смысл сообщения. В любом случае, читатели должны, прежде всего, определить противоположные повествования перед тем, как пытаться выразить стратегии применения иронии для раскрытия общественной критики. По мнения исследователей карикатур, понимание контекста рассматриваемой карикатуры имеет решающее значение для определения того, что пытается сказать ее автор. Без этой информации полулогическое сообщение становится бессмысленным.

В серии исследований Ричарда Э. Майера, профессора психологии в Калифорнийском университете (Санта-Барбара), и его команды исследователей было выявлено, что карикатуры обладают более сильным эффектом и лучше запоминаются, чем, по меньшей мере, 600 слов [24, с. 64-73]. Команда пришла к выводу, что карикатуры запоминаются и понимаются легче, чем текст. Исследователи утверждают, что карикатуры помогли студентом запомнить и усвоить сложные понятия физики лучше, чем абзацы из 600 слов о тех же понятиях. Карикатуры использовались успешнее, чем разделы из 600 слов, в большинстве случаев. Карикатуры более эффективны, чем текст, поскольку они на 51% лучше способствуют пониманию сообщения, чем письменное высказывание. Эти выводы приводят к заключению, что карикатуры запоминаются и понимаются лучше, чем текст.

Другие исследования в области сбора, систематизации и организации данных приводят к еще более интригующим выводам. Информация, поданная в различных форматах, например, текстовом, аудио, видео или в их сочетании, отличается степенью ее восприятия и усвоения. Так, информация в письменном виде воспринимается в объеме менее 10%. При включении данных в аудиоформате процент увеличивается до 40, при включении визуальных элементов – до 55%. Несмотря на отсутствие различия между релевантностью вербальных и символических знаков на уровне речи и знаков М.А. Бойко [6] утверждает, что информация интерпретируется адресатом по-разному.

Кроме того, другие исследования [38, с. 101] показывают, что карикатуры помогают студентам учить и запоминать материал лучше и дольше, чем информация, представленная в словесном отрывке. Испытуемые, которым предъявлялись карикатуры, вспомнили на 71% больше тех, кому только прочитал текст. Просмотр карикатур может способствовать запоминанию и пониманию, а также способности точнее передавать изображенную информацию.

Согласно результатам опроса исследователей в области коммуникации о том, как аудитория воспринимает газетные карикатуры, интерпретация полностью зависит от нескольких видов грамотности, таких как знакомство с условностями карикатур, всесторонним знанием текущих событий и способности делать выводы и сравнения. В результате, сомнению подвергается утверждение, что карикатуры просты и понятны. Полученные результаты приводят к выводу, что даже высокообразованной аудитории, которая лучше осведомлена о политических вопросах, требуется владеть рядом навыков грамотности, например, сопоставлением идиом и метафор, а также другими языковыми навыками, чтобы полностью понять смыслы, вложенные в карикатуру.

Понимание мира через редакционные карикатуры

Благодаря способности передавать содержание новости и мнения в визуальной форме политические карикатуры представляют собой интеллектуальный, заряженный и оформленный комментарий и анализ текущих событий. Изобилуя креативной сатирой, лаконичным остроумием и живым вымыслом, но лишенные прямолинейной критики, карикатуры предлагают открытое видение и интерпретацию текущих событий на ограниченном пространстве газетного листа. Политические карикатуры являются уникальной формой в системе политической журналистики и контрастируют с распространенными формами коммуникации. Их следует рассматривать как антологию публицистической остроты, которую можно считать фактором формирования, определения и структурирования общественного мнения [1, с. 265-267]. Краткость и художественная оригинальность являются составляющими карикатуры как быстрого и эффективного способа коммуникации. В то время, когда политика придерживается интересов большинства, карикатуристы критикуют власть имущих, не разочаровывая читателей. Сарказм и откровенность характеризуют карикатуристов с лучшей стороны. Чаще всего объектами их насмешек становятся высокопоставленные чиновники и представители высших слоев общества. Карикатуристы всегда работают в условиях ограниченного времени. Причина этого кроется в том, что актуальные новости и основные события постоянно меняются. В связи с этим, политические карикатуристы должны уметь быстро реагировать и быть остроумными и целеустремленными как профессиональные коммуникаторы, чтобы оперативно вникать в последние важные поводы. Они должны моментально реагировать на события как общественные активисты, рисовать карикатуры и публиковать их, пока повод остается актуальным. Именно по этой причине политические карикатуры считаются мощным коммуникативным оружием [23].

Никсон висит между кассетами», авт. Херб Блок

Рис. 10 «Никсон висит между кассетами», авт. Херб Блок

Опубликовано в Вашингтон Пост (24 мая 1974 г.)

Бол утверждает, что политические карикатуры по своей сути негативны, критичны и циничны [5, 1997]. Он считает, что цель редакционного карикатуриста состоит в том, чтобы породить мысль у своей аудитории и вдохновить ее на действия. Его обязательство – скрупулезно критиковать власть. Прежде всего, у политического карикатуриста должно быть мнение, которое он хочет донести, и смелость высказать это мнение [5, 1997]. Таким образом, политические карикатуры используются, чтобы утвердить мнение одного человека или группы людей и представить это мнение другим. В отличие от публицистических текстов, карикатуры не должны представлять факты и придерживаться объективности, хотя и те, и другие существуют в одном пространстве и выполняют те же функции.

Фельдман утвержает, что высмеивание политических деятелей и событий служит двум целям [19]. Во-первых, политические карикатуры изображают основные беспокойства, связанные с обстоятельствами, проблемами или отдельными лицами, и отражают местные политические реалии. Во-вторых, они влияют на политические взгляды и вовлекают общество в политический процесс. В связи с этим карикатуры существуют в культурно-специфической среде. Они должны правильно интерпретировать различные политические проблемы и пародируемые обстоятельства, чтобы раскрыть аудитории скрытые смыслы (рис. 10).

Почему карикатуры являются эффективным средством коммуникации

Не будет преувеличением сказать, что визуальные сообщения являются одним из простых, но наиболее эффективных способов коммуникации. Значительное преимущество визуальных сообщений над другими формами коммуникации обусловлено тем, что люди быстро воспринимают рисунки. Очевидно, что в процессе коммуникации реципиент сообщения игнорирует текстовый массив, в котором содержится подробная информация, и предпочитает совершенно понятный рисунок, который можно воспринять за доли секунды. Производство и редактура карикатур, как правило, быстрее, дешевле и проще, чем видео или других визуальных сообщений. Далее мы рассмотрим коммуникационные возможности карикатуры. В частности, аудитория предрасположена воспринимать символические изображения на карикатурах и стремится понять главные смыслы представленных карикатур раньше, чем других форм коммуникации. Все это означает то, что, отражая людей и их потребности, карикатуры могут стать частью постоянно развивающихся и меняющихся коммуникационных приемов. В связи с выше сказанным, мы можем прийти к выводу, что карикатуры крайне эффективны в современном медиапространстве. Они позволяют нам лучше понять мир.

Карикатуры делают сложные и скучные сообщения более понятными

Карикатуры – идеальный способ охватить широкую аудиторию. В большинстве случаев карикатуры используются в целях общественной коммуникации. Ими иллюстрируют сообщения или подчеркивают письменное содержание сообщения, чтобы убедиться, что малограмотные или неносители языка поймут основной смысл (рис. 12). Так смысл передается моментально и без необходимости подробного объяснения. В то же время, если сообщение необходимо передать вербально, карикатуры подкрепят его и улучшат понимание. В связи с этим они все чаще стали использоваться в научных учебниках.

М. Зарифиан

Рис. 12 авт. М. Зарифиан

Иллюстрированная коммуникация увлекает, вовлекает и легко взаимодействует с другими жанрами. Чтобы люди поняли и запомнили сообщение, можно использовать комиксы, карикатуры и другие графические способы повествования [40, с. 20-23]. Высокая эффективность карикатур заключается в их возможности обращать запутанные и сложные идеи в простую, оживленную и понятную форму коммуникации. Карикатуристы могут провести стратегические преобразования, взмахнуть ручкой и написать из этого магический “богатый рисунок”. Если изображение написано умело, аудитории не придется ломать голову, чтобы понять сложную идею. Оно было задумано и создано для мгновенного восприятия и понимания.

В мире, где масштаб взаимодействия организаций постоянно растет, карикатуры получают дополнительное преимущество, поскольку могут успешно способствовать коммуникации без слов. Полностью визуальные сообщения практически всегда понятны и крайне эффективны во взаимодействии с аудиторией, независимо от языковых барьеров.

Карикатуристы прорываются сквозь беспорядок

Карикатуры следуют правилу “Рисунок стоит тысячи слов”. Эффективность и ценность карикатур в коммуникативном контексте подчеркивают художники, которые способны в своих рисунках упрощать сложные события. Так подтверждается идея, что «в одном рисунке заключается тысяча метафорических слов» [9, с. 6]. Рисунки не содержат много слов, но они просты и эффективны. Иногда они саркастичны и обращаются напрямую к аудитории, но всегда непосредственно по теме.  Простота и острота карикатур способствует скорости их восприятия и эффективности запоминания аудиторией. Фельдан [19] утверждает, что язык, хоть и способен передавать сообщения и объединять идеи, не обладает проверенной способностью визуальных образов вызывать эмоции (рис. 13).

Рис. 13 авт. Мохсен Зарифиан

Кроме того, политическим карикатуристам приходится ежедневно следить за новостями в поиске общественных и политических проблем. В итоге они создают изображения, которые складывают смысл тысячи слов в одном рисунке. Такой рисунок может критиковать политику и поведение политиков, когда их деятельность неуместна или неправильна.

Карикатуры смело вовлекают людей

Исследователи в области коммуникации единодушно считают, что, как и во многих других предметных областях, визуальные образы значительно помогают стимулировать интерес реципиентов. Карикатуры оказывают серьезное влияние на то, как одни группы людей относятся к другим. Они могут побудить аудиторию взглянуть критически на себя и вызвать сострадание к мучениям и разочарованиям других. На них лежит серьезная задача побуждать людей относиться ответственнее к своей работе и к тому, как мы реагируем на нее. Их влияние может использоваться для содействия миру и компромиссу, но не для укрепления

стереотипов или разжигания эмоций (рис. 14). Самым важным является то, что карикатуристам необходимо участвовать в общественных дебатах, чтобы побудить людей исполнять их обязательства перед обществом. Хотя функциональность карикатур не является гарантией перемен, но как выражение консенсуса они побуждают членов общества помнить о культурных верованиях и ценностях и сохранять их. Куп утверждает, что «подобно всем журналистам, карикатуристы занимаются формированием и манипулированием общественным мнением» [8, с. 82].

Рис. 14 авт. Catalinocartoons.com

Остроумные изображения делают сообщения запоминающимися

Карикатуры, нарисованные без текста и пояснения, считаются жанром изобразительного искусства, а также универсальны, подобно музыке.  Зрителю, который столкнулся с такими карикатурами, не нужно читать подписи, чтобы понять юмор или скрытый смысл. Карикатуры могут пересекать языковые и временные границы. Это значит, что язык и его сложность не являются препятствием для зрителей, и они понимают смысл, заложенный карикатуристом, рассматривая знаки и визуальные элементы. Такой вид карикатуры, который поддается интерпретации, существует не в определенном времени или явлении, но может быть актуальным и применимым в любое время и в любом месте. Эти карикатуры позволяют получить четкую мысленную картину, ускорить понимание и лучше запомнить содержание, а также распространить образ в массах. Визуальные образы подкрепляют задумки и улучшают их запоминание. Мощные и стильные визуальные эффекты могут поддержать заинтересованность и взаимодействие долгое время после их создания. Они составляют сообщения, готовые к восприятию, и могут распространяться в современных средствах массовой информации. Сочетание метафоры, юмора, иронии и аллюзии в карикатуре может содержать важные смыслы. Поскольку карикатуры привлекают внимании аудитории, они подходят для распространения идей и сообщений. Считается, что изображения надолго впечатляют зрителей, и поэтому их действие продолжительнее, чем у написанных или произнесенных слов.

Они делают пугающие темы менее угрожающими

Сочетание карикатур и юмористического языка может представлять тревожные, чувствительные и неоднозначные темы как контролируемые и управляемые. Высокая эффективность карикатур заключается в их возможности обращать запутанные и сложные идеи в простую и понятную форму коммуникации. Особую важность это имеет, когда вы хотите передать сообщение, которое может показаться пугающим или неприятным (рис. 15). В ответ на неприятное формальное сообщение у реципиента может возникнуть защитная реакция. Однако посредством элементов юмора в карикатурах коммуникаторы обеспечивают полную передачу и понимание сообщения. Юмористичность событий и историй лежит в основе политических карикатур. Их смыслы не всегда передаются напрямую. Они могут быть скрыты под многочисленными недосказанностями, сатирой и пародией.

Мохсен Зарифиан

Рис. 14 авт. Мохсен Зарифиан

Карикатуры радуют, удивляют, увлекают и вдохновляют нас

Веселые рисунки привлекают нас. Не будет откровением сказать, что людям нравится, когда их развлекают, и такой подход, вероятно, более эффективен, когда его ожидают меньше всего. Тому, что аудитория предпочитает скучные текстовые сообщения с карикатурами, есть объяснение. Такой формат сообщения «топит лед», вызывает смех и привлекает внимание людей. Создание иллюстраций, которые фиксируют события, описываемые в сообщении, может устранить коммуникационные барьеры и установить реальную эмоциональную взаимосвязь между аудиторией, коммуникатором и материалом. Такие иллюстрации позволяют различным организациям транслировать свое мнение и цели убедительным, вдохновляющим и привлекательным способом.

Точность, скорость создания и простота карикатур могут содействовать созданию позитивного отношения к идее. Это может быть особенно полезно при передаче сообщения. Преднамеренное изменение методов коммуникации может показаться пугающим. Однако присущее обаяние, положительная энергия и бодрость автора сообщения могут способствовать преодолению сопротивления, а также негативных мыслей и эмоций. Карикатуры также сохраняют детскую связь рисунков с юмором, весельем и развлечением. Они могут помочь расслабиться в скучной или напряженной ситуации. Они могут быть использованы как средство медиации, объединяя аудиторию с помощью юмора и удовольствия от совместной коммуникации.  Это особенно приятно и остроумно при коммуникации с группой незнакомых людей.

Заключение

Исходя из рассуждений и результатов данной работы, касающихся редакционных карикатур, можно прийти к следующему заключению: визуальные сообщения сжаты и лаконичны и представляют собой понятное изложение рассматриваемого события или проблемы. В связи с этим им отдается предпочтение перед традиционными новостями в СМИ. Можно утверждать, что редакционные карикатуры помогают зрителям прочитать новости и понять смысл проблемы или события. Особенно это относится к аудитории, которая отдает предпочтение визуальным новостям, и тем, у кого ограничено время. Способность карикатуры комментировать общественные и политические проблемы позволяет им быть особым средством, которое вносит значительный вклад, способствуя эффективной коммуникации. Даже если карикатуры не участвуют напрямую в социально-политической жизни, тот способ, которым карикатуры деконструируют общественные проблемы, может иметь важнейшее влияние на восприятие общественностью современного состояния человечества или нынешнего общества.

Таким образом, иконические знаки представляются языковыми средствами, которые обладают глубоким и ценным значением. Они могут предложить простые, эффективные и мощные интерпретации и понимания. Это особенно касается деликатных тем, таких как политика. Кроме того, политические карикатуры используются для улучшения беглого восприятия и точного понимания сообщений на деликатные политические темы.

Подводя итог данной работы, необходимо резюмировать основные моменты. Общение с помощью карикатур является одним из наиболее эффективных средств коммуникации в эпоху современных медиа. В заключение, приведем некоторые результаты. Карикатуры делают сложные и однообразные сообщения более привлекательными и понятными. С помощью карикатур людей вдохновляют участвовать в общественной повестке. Наше исследование показывает, что карикатуры выполняют полезную функцию, преобразуя сложные и стрессогенные сообщения в простые и контролируемые понятия. Это важно понимать, если вы пытается донести мысль, которая может показаться пугающей или неудобной. Карикатуры выделяются на фоне текстовых, фото- и видеосообщений. Создавать карикатуры и комиксы, как правило, значительно быстрее и проще, чем видео или другие более сложной графической продукцией. Это значит, что они могут стать частью более широкого, постоянно меняющегося процесса коммуникации. Использование карикатур как средства мотивации в презентации позволит убедить аудиторию принять вас как коммуникатор и лектора. Во время любого сеанса на короткий момент возникает чувство удобства и благодарности. Этот момент изменения отношения к адресанту сообщения может быть использован в его пользу. Эти положительные эмоции, вызванные карикатурами в презентации, могут быть использованы для эффективной поддержки и помощи коммуникатору. В момент, когда коммуникатор рассматривает сложную или деликатную тему, с помощью юмора можно снять напряжение у аудитории.

Литература

  1. Ashfaq A., Adnan bin Hussein (2013) Political Cartoonists versus Readers: Role of political cartoonists in Building Public Opinion and Readers. Expectations towards Print Media Cartoons in Pakistan. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 4, No. 3 (MCSER Publishing). рр. 265-267.
  2. Baldry A, P.J. Thibault (2006) Multimodal Transcription and Text Analysis: A Multimedia Toolkit and Course Book. London: Equinox. 301 p.
  3. Benoit W.L., Klyukovski A., McHale J., Airne D. (2001) A Fantasy Theme Analysis of Political Cartoons on the Clinton-Lewinsky-Starr Affair. Critical Studies in Media Communication 18, no. 4, рp. 377-394.
  4. Bivins T.H. (1984) Format Preferences in Editorial Cartooning. Journalism Quarterly 36, pp. 182-185.
  5. Bohl Al. (1997) Guide To Cartooning. Gretna, Louisiana: Pelican Publishing,.
  6. Boyko M.A. (2006) Functional analysis of the means of creating the image of the country (on the basis of German political creed texts) abstract of dissertation. Voronezh, 29 p.
  7. Conners J.L. (2007) Popular Culture in Political Cartoons: Analysing cartoonist approaches». Political Science and Politics 40, no. 2, pp. 261-266.
  8. Coupe W.A. «Observation on a theory of political caricature». Comparative Studies in Society and History 11, 1969, p. 79-95.
  9. Davies M. (2004) Are We Witnessing the Dusk of a Cartooning Era?» Nieman Reports 58, no. 4, pp. 6-8.
  10. Delporte C. (1995) Images of French-French war: Caricature at a time of Dreyfus affair». French Cultural Studies 6, no. 2, pp. 221-248.
  11. Dugalich N.M. (2018) Political cartoon as a genre of political discourse». RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics 9, no. 1, pp. 158-172.
  12. Edwards J.L. (1997) Political Cartoons in the 1988 Presidential Campaign: Image, Metaphor, and Narrative. London: Routledge, 165 p.
  13. Edwards J.L, Ware L. (2005) Representing the Public in Campaign Media». American Behavioral Scientist 49, no. 3, pp. 466-478.
  14. Eko L. (2007) It’s a Political Jungle Out There». International Communication Gazette 69, no. 3, pp. 219-238.
  15. El Refaie E. (2009) Multiliteracies: How Readers Interpret Political Cartoons. Visual Communication 8, no. 2, pp. 181-205.
  16. El Refaie E. (2003) Understanding Visual Metaphor: The Example of Newspaper Cartoons». Visual Communication 2, no. 1, pp. 75-95.
  17. El Refaie E., Hörschelmann K. (2010) Young People’s Readings of a Political Cartoon and the Concept of Multimodal Literacy. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education 31, no. 2, pp. 195-207.
  18. Feldman O. (1995) Political Reality and Editorial Cartoons In Japan: How the National Dailies Illustrate the Japanese Prime Minister». Journalism Quarterly 72, pp. 571-580.
  19. Feldman Ofer. (2005) Talking Politics in Japan Today. Brighton, United Kingdom: Sussex Academic Press, 224 p.
  20. Han J.S. (2006) Empire of Comic Visions: Japanese Cartoon Journalism and its Pictorial Statements on Korea, 1876–1910″. Japanese Studies 26, no. 3, pp. 283-302.
  21. Handl H. (1990) Streotypication in Mass Media: The Case of Political Caricature in Australian Daily Newspapers». Angewandte-sozialforschung 16, no. 1-2, p. 101-107.
  22. Hoffman W. (1957) Caricature from Leonardo to Picasso. New York: Crown Publishers. 150 p.
  23. Mateus S. (2016) Political Cartoons as communicative weapons – the hypothesis of the “Double Standard Thesis” in three Portuguese cartoons». Estudos em Comunicação no. 23, pp. 195-221.
  24. Mayer R.E., Bove W., Bryman A., Mars R., Tapangco L. (1996) When Less is More: Meaningful Learning From Visual and Verbal Summaries of Science Textbook Lessons». Journal of Educational Psychology, Vol. 88, No. 1, pp. 64-73.
  25. Mazid D.E. (2008) Cowboy and Misanthrope: A Critical (Discourse) Analysis of Bush and Bin Laden Cartoons». Discourse and Communication 2, no. 4, pp. 443-457.
  26. Medhurst M.J, DeSousa M.A. (1981) Political Cartoons as Rhetorical Forms: A Taxonomy of Graphic Discourse» Journal of Communication Monographs 48, no. 3, p. 197-236.
  27. Morris R. (1992) Cartoons and the political system: Canada, Quebec, Wales, and England. Canadian Journal of Communication 17, no. 2, pp. 253-258.
  28. Morris R. (1993) Metaphor and Symbolic Activity. Visual Rhetoric in Political Cartoons: A Structuralist approach 8, no. 3, pp. 195-210.
  29. Morrison M.C. (1969) The Role of the Political Cartoonist in Image Making. Communication Studies 20, no. 4, pp. 252-260.
  30. Olaniyan T. (1997) The Traditions of Cartooning In Nigeria. Glendora Review: African Quarterly on the Arts 2, no. 2, 1997, pp. 92-104.
  31. Parry K., Richardson K. (2011) Political Imagery in the British General Election of 2010: The Curious Case of Nick Clegg. The British Journal of Politics and International Relations 13, pp. 474-489.
  32. Richardson K., Parry K., Corner J. (2013) The Palgrave Macmillan Political Culture and Media Genre: Beyond the News. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 230 p.
  33. Roberts M. (2015) Election Cartoons and Political Communication in Victorian England in Cultural and Social History». Journal of the Social History Society 10, no. 3, pp. 369-395.
  34. Seymour-Ure C. (2001) What Future for the British Political Cartoon?, Journalism Studies 2, no. 3, pp. 333-355.
  35. Shikes R.E. (1969) The Indignant Eye: The Artist as Social Critic in Prints and Drawings from the Fifteenth Century to Picasso. Boston: Beacon Press, 439 p.
  36. Spinozzi P. (2010) Origins as a Paradigm in the Sciences and in the Humanities. Göttingen: V&R unipress GmbH, 290 p.
  37. Streicher L. (1965) David Low and the Sociology of Caricature. Comparative Studies in Society and History 8, no. 1, 1965, pp. 1-23.
  38. Suryawanshi A. (2020) Communication through CARTOONS in times of Crisis. Journal of Xi’an University of Architecture & Technology Volume XII, no. Issue II, pp. 95-103.
  39. Townsend K.P., McDonald Esders L. (2008) How political, satirical cartoons illustrated Australia’s workchoice debate». Australian Review of Public Affairs 9, no. 1, p. 1-26.
  40. Wylie A. (2012) Communicate with comics: Moving people to act with illustrated storytelling. Public Relations Tactics, pp. 20-23.
  41. Yakobson R.O. (1996) Language and the unconscious. Moscow: Gnosis, 234 p.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)