ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СПЛЕТНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Чернышева Е.В.1, Могильникова И.Н.2

Чернышева Е.В.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России
е-mail: evchern2010@gmail.com

Могильникова И.Н.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России
е-mail: Irinamog0309@gmail.com

ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СПЛЕТНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Обсуждаются особенности проявления феномена сплетен в молодежной среде. На основе разработанной анкеты об отношении к сплетням и полученных данных проведенного исследования подчеркивается, что каждый молодой человек в своей жизни регулярно встречается со сплетнями, которые ассоциируются с недостоверной информацией. Описываются доводы о том, что молодежь часто сплетничает об особенностях межличностных отношений, успехах в профессиональной сфере и других значимых аспектах жизни. Акцентируется внимание на том, что молодежные сплетни используются для приятного времяпровождения, могут намеренно распускаться для оказания давления, манипулирования поведением других людей и сплочения внутри коллектива. Распространяемая негативная информация может стать компонентом буллинга и моббинга. Утверждается, что сплетни в большинстве случаев негативно влияют на взаимоотношения, являются причиной появления неблагоприятных эмоциональных переживаний, личных драм. Большая часть молодых людей отметили, что предпочитают в качестве ответа на распространение сплетен о себе поговорить с распространителями и даже расправиться или отомстить. Немногие могут не обращать внимания или проигнорировать информацию. Подчеркивается необходимость в повышении у молодых людей способности конструктивно противодействовать отрицательному влиянию сплетен.

Ключевые слова: сплетни, взаимоотношения молодежи, ложная информация, негативное воздействие.

E. Chernysheva, I. Mogilnikova

MANIFESTATION OF THE PHENOMENON OF GOSSIP AMONG YOUNG PEOPLE

Abstract. The features of the phenomenon of gossip in the youth environment are discussed. Based on the developed questionnaire on the attitude to gossip and the data obtained from the study, it is emphasized that every young person in his life regularly meets with gossip that is associated with unreliable information. The arguments are described that young people often gossip about the peculiarities of interpersonal relationships, successes in the professional sphere and other significant aspects of life. Attention is focused on the fact that youth gossip is used for a pleasant pastime, can be deliberately dissolved to exert pressure, manipulate the behavior of other people and rally within the team. The negative information disseminated can become a component of bullying and mobbing. It is argued that gossip in most cases negatively affects relationships, is the cause of adverse emotional experiences, personal dramas. Most of the young people noted that they prefer to talk to distributors and even crack down or take revenge as a response to the spread of gossip about themselves. Few can ignore or ignore the information. The need to increase the ability of young people to constructively counteract the negative influence of gossip is emphasized.

Key words: gossip, youth relationships, false information, negative impact.

С самого рождения в любой сфере нас окружают люди. В профессиональной деятельности, в общественной жизни, в быту как вид коммуникации распространены сплетни. На протяжении многих лет сплетни воспринимаются как искаженные сведения, исходящие от тех, кому это необходимо или выгодно. Изучением феномена сплетен занимаются филологи, философы, социологи, политологи, юристы, педагоги, психологи и др. [1, 2, 4, 8]. На основании анализа научной литературы приведем описания некоторых авторов феномена «сплетня» (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Сравнительный обзор понимания феномена «сплетня»

Автор Описание проявления феномена
Импровезированные новости Недостоверная информация Разновидность общения Ложь Неформальный канал комуникации Отсутствие взаимопонимания Оценочный разговор об отсутствующих индивидах Распространение неточных сведений Интерпретация причин поведения отсутствующих лиц
А. В. Булгаков +
Д. С. Горбатов + + + +
Ю. А. Гоцева +
Д. В. Ольшанский +
С. В Пацынко +
Д. Н. Ушаков + +
А. С Чахоян +
Н. Ю. Челнокова +
Д. В. Шейко + +
Т. Шибутани + +

Понятие сплетен сопровождается синонимами болтовня, клевета, пересуды, дрязги, кляузы, разговоры за спиной, «разговор по душам», треп, звон, домысел, молва, злословие, злоречие, а также – характеристиками «лживость», «злонамеренность». Каждый человек сталкивается со сплетнями, имеет свое отношение и представление о том, что это такое.

Сплетни имеют сильное и положительное, и отрицательное воздействие на развитие взаимоотношений людей. Для многих, особенно – зависящих от чужого мнения, людей негативное воздействие сплетен может вызвать сильное психологическое потрясение. Важно знать, как реагировать на информацию и уметь ей противостоять. Необходимо понимать механизм сплетен, в каких социальных группах риск их развития больше, как они влияют на общество и мировоззрение людей [3; 5; 6].

В молодежной среде сплетни служат средством передачи информации и способом психологического воздействия, ассоциируются с искажённой, ложной информацией [7]. Гипотеза: молодежные сплетни имеют специфические особенности, связанные с интересами, жизненным опытом, возрастными отличиями.

Для изучения социально-психологических особенностей проявления сплетен в жизни молодых людей, отношения к непроверенной информации, специфики эмоциональных реакций была создана специальная анкета «Исследование феномена сплетен». В опросе приняли участие 34 человека молодого возраста от 17 до 31 года. В составе выборки были и студенты, и работающие люди.

При ответе на вопрос, что вы понимаете под сплетней, респонденты использовали наиболее распространенные конструкции: обсуждение (разговоры, неправда) за спиной, пересуды, не правдоподобные рассказы, намеренное искажение истины, недостоверная информация (сведения), сбор и распространение информации не от первых лиц. Большая часть опрошенных считает, что это зачастую недостоверные сведения, полученные от малознакомых или близких людей, а информация часто не включает положительные аспекты («…это способ передачи информации, но не всегда этот способ передаёт достоверную информацию и честными путями. По моему мнению, для каждой сплетни характерно свое эмоциональное окрашивание»; «…это когда услышали что-либо о человеке, и каждый начинает передавать другому то, что услышал, и, как часто это бывает, каждый услышал то, что захотел, в итоге и получаются сплетни, каждый рассказывает, как ему охота, а не как есть на самом деле»; «…один человек сказал одно второму, третьему, последний уже на придумывал всякого»). Многие респонденты определяют сплетни через понятие слух («… слух, основанный чаше всего на непроверенной информации»; «…это плохие слухи»; «…слухи попусту»; «…слухи, которые распространяют знакомые люди»; «…обсуждение чужой личной жизни, поощрение и распространение слухов»; «…слух о ком-либо, чём-либо, основанный на неточных или заведомо неверных, нарочито измышленных сведениях»). Большинство респондентов делают акцент на особенной характеристике сплетен, что они распространяются между определённым и знакомым кругом лиц в большинстве случаев так, чтобы они не стали известны тому лицу, которое обсуждается («…обмен информацией (не всегда достоверной) между знакомыми (не всегда хорошими); «…распространение какой-то информации (может, даже непроверенной), домыслы между людьми»). Данная информация, по мнению респондентов, часто бывает преувеличенной, негативной, ярко эмоционально окрашенной какая-то зачастую сомнительная информация о человеке, она редко сообщается в лицо, в основном это что-то за спиной»; «…обсуждение, имеющие явно негативный окрас, основанное на личной неприязни одного человека к другому»; «…лишняя болтовня, почти всегда неправда»). Респонденты отмечают, что сплетни способны испортить репутацию людей и могут распускаться с определённой целью («…распускание нелицеприятных слухов о другом человеке, обсуждение другого человека в компании с целью испортить, омрачить его репутацию»; «…это слухи за частую, пускаемые с целью осквернить, или принизить положение человека в обществе»). Эмоциональность сопровождает и содействует придумыванию неправдивой информации, не содержавшейся в сплетнях изначально.

При ответе на вопрос, какие темы бурно обсуждаются, более 91 % считают, что люди в основном сплетничают про межличностные отношения пар, 82 % убеждены, что темой для сплетен являются проблемы в отношениях, 74 % думают, что люди обсуждают своих старых друзей. Сплетни могут нести в себе смысловую ценность, значимую информацию. Около половины респондентов отмечают, что сплетничают о деньгах, размерах заработной платы (47 %), интересных новостях (35 %), авторитетных и значимых людях и знаменитостях (41 %), популярных сериалах (15 %). Небольшая часть респондентов (3 %) отметили, что частой темой для обсуждений является успех человека в какой-то сфере (см. рис. 1).

Содержание передаваемых сплетен

Рис. 1. Содержание передаваемых сплетен

На вопрос, на какие темы обычно сплетничают сами молодые люди, респонденты ответили по-другому: наиболее популярны темы про отношения пар и своих старых друзей (по 47 %) («…. у одной из моих подруг было плохое настроение, я через третьих лиц узнала причину, но не знала, насколько она истинная, мне все равно стало очень жаль подругу, я возмутилась и расстроилась. Потом наводящими вопросами выясняли у самой подруги про причину ее плохого настроения, не говоря, что я что-то знаю, оказалось, что не все так плохо, некоторые данные совпали, но были искажены. Я поняла, что не стоит переживать так сильно, не пообщавшись с человеком напрямую»). Частой темой для разговоров становятся возникшие проблемы в отношениях, основное содержание сплетен затрагивает личные аспекты времяпрепровождения, скрытые от общества, и жизнь людей, с которыми они уже не общаются так тесно, как раньше (41 %), значимые новости (38 %), интересные сериалы (21 %), авторитетные знаменитости (21 %) и даже игры (3 %) (см. рис. 2). Сплетни в молодежной среде используются для установления контакта и поддержания разговора, их содержание может не иметь большого интереса, восприниматься как «пустое», заполняя смысловые пустоты при общении. Cплетни могут перерастать в приколы, мифы, хохмоистории [9]. Треть опрошенных при ответе на вопрос, о чем они беседуют, отметили, что сами совсем не сплетничают («….все говорили о том, что у меня 4 кубика пресса и смеялись по этому поводу, а у меня было 6, а еще у меня, в отличии от всех остальных, не было пивного пуза и желания кого-то обсуждать за спиной»).

Темы сплетен самих опрашиваемых

Рис. 2. Темы сплетен самих опрашиваемых

На самом же деле, сплетничание присуще практически каждому человеку – болтание, желание покопаться в чужой жизни, подсмотреть в «замочную скважину», «поговорить за спиной по душам». Выбирая ответ о том, что они совсем не сплетничают, наши респонденты, возможно, подразумевали факт того, что могут противостоять такому социальному явлению и мало подвержены его негативному влиянию. Верно подметила о сплетнях американская журналистка и писательница Барбара Уолтерс, сказав: «Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют…» (Barbara Walters), подразумевая, что все люди говорят (сплетничают) о других.

Половина респондентов (50 %) отметили, что при обсуждении сплетен может происходить сближение с другими людьми, подчеркивая, что данный феномен не всегда негативно влияет на взаимоотношения (см. рис. 3). Содержание сплетен могут быть своеобразным психологический тестом группы, по которому можно понять, что для членов этой группы значимо, каковы их интересы. По количеству и содержанию сплетен можно предполагать об уровне благоприятности социально-психологического климата в данном коллективе (команде).

Согласно полученным данным, если сплетня касается самого индивида лично, то она освещает аспекты жизни не всегда правдиво, а взаимоотношения данного человека с создателями и разносчиками сплетен ухудшаются. Обсуждение собеседниками третьих лиц, наоборот, сближает. При обсуждении сплетен проявляется позиции «свой» и «чужой». Когда сплетней делятся с близкими людьми, которым доверяют, они выступают в роли «своего человека». Сплетники, болтуны настроены на приятный обмен информации и совместное привлекательное времяпрепровождение. «Чужой человек» всегда воспринимается негативно, как какая-либо угроза. Содержание сплетни является чем-то личным, сокрытым от чужих глаз, содержит в себе информацию о третьем лице, с жизнью которого хорошо знакомы и слушающий, и рассказывающий. Часто людям приносит особое эмоциональное удовлетворение, что данное третье лицо не знает обсуждаемого, а утечка информации может вызвать психологический дискомфорт, конфликт.

Молодые люди, регулярно и активно встречаясь со сплетнями, характеризуют их в целом как негативное явление, влияющее на взаимоотношения. 35 % респондентов отметили, что появляется негативное отношение к близким людям, возникает недоверие к тому, кто распространил данную информацию, возникают конфликты (29 %), споры (3 %). Cплетни используются как оружие против своих недругов («формируется ложный образ, который мешает знакомству и дружбе» — 3 %), могут распускаться намеренно, для оказания негативного воздействия на другого человека, становятся причиной появления проблем, конфликтов и личных трагедий («возникают конфликты» – 29 %; «прекращается общение» — 15 %).

Влияние сплетен на взаимоотношения

Рис. 3. Влияние сплетен на взаимоотношения

Для учебных и профессиональных групп сплетни могут быть не только индикатором неблагоприятного социально-психологического климата, но и активным компонентом буллинга и моббинга. Сплетни ложно обеспечивают эффект сплочённости группы против какого-либо человека, а тот, кто сообщил (доверил) ценную информацию, становится «праведником», открывшим глаза на истину.

На вопрос, будете ли вы прислушиваться и распространять услышанную и не проверенную информацию, 59 % респондентов ответили, что предпочитают игнорировать услышанные сплетни, 56 % попытаются проверить сведения («…мне говорили лживую информацию о другом человеке, которая оказалась недостоверной. Я лично познакомилась с человеком, и он оказался хорошим, а не таким, как о нем говорили другие»), 27 % будут проявлять возмущение («…была зла, возмущена и растеряна, и чувствовала брезгливость, отвращение к людям, которые, распустив сплетни, потом просили им чем-то помочь, дружелюбно улыбаясь»; «…гнев, я ненавижу ложь и всё то, что с ней связано»), 24 % вступят в разговор, признаются, что могут охотно передавать услышанную и не проверенную информацию (см. рис. 4). Распространение сплетни в молодежной среде не имеет жизненно важное значение, передача непроверенной информации больше несёт развлекательный смысл, помогает расслабиться, разгрузиться, выплеснуть накопившиеся эмоции в процессе активного обсуждения. Сплетничание в молодежной среде не воспринимается как пустое времяпрепровождение, может быть наполнено и проекцией враждебности, бесцеремонного вторжения в личную жизнь, и стремлением прийти к совместному пониманию проблемы, как способ осмысления событий и оценивания поступков.

Реакции на сплетни

Рис. 4. Реакции на сплетни

Молодые люди часто передают информацию, услышанную «по секрету» от других людей. В этом случае увеличивается вероятность искажения, поскольку секрет – важная для человека информация, и сплетник не желает, чтобы эту тайну узнали другие люди. Любая сплетня, даже имеющая в своей основе достоверные факты, в процессе распространения обрастает определённой придуманной информацией. Рассказчик, сам того не замечая, приписывает истории близкие ему характеристики, выражающие свое отношение к главному герою рассказа, проецируя на него собственные чувства и представления. На вопрос об умении хранить секреты большая часть респондентов (71 %) ответили положительно, 27 % указали, что распространение секрета во многом зависит от его содержания, 3 % признались, что умалчивать, утаивать информацию они не умеют (см. рис. 5).

Умение хранить секреты

Рис. 5. Умение хранить секреты

Искажённая информация, переданная друг другу «по секрету», имеет неблагоприятный оттенок для того, о ком сплетничают, особенно когда человек узнает, что стал темой для обсуждений. Более половины (62 %) респондентов на вопрос о том, как они реагируют, если узнают про сплетни о себе, предпочитают поговорить с теми, кто распускает эти самые сплетни, 47 % считают, что правильным решением будет проигнорировать услышанную информацию, сделав вид, что ничего не знаю («… это личное😅. Реакция: возмущение»; «… было обидно, возникло чувство несправедливости из-за того, что люди верят в то, чего на самом деле не было, что придумали сами»), 15 % будут опровергать лживую информацию, 9 % полагают, что с обидчиком необходимо расправиться или отомстить, 3 % утверждают, что смогут проявить безразличие, показать, что им «нет до этого дела» («…моя реакция на все сплетни нейтральна, заставляет улыбаться от фантазии людей») и 3 % проигнорируют совсем («…мне без разницы что люди говорят обо мне») (см. рис. 6).

Реакции на информацию, которая имеет к человеку непосредственное отношение и распускается путём сплетен

Рис. 6. Реакции на информацию, которая имеет к человеку непосредственное отношение и распускается путём сплетен

По мнению общества, сплетни ассоциируются с представителями преклонного возраста («старухи на лавочках», «бабские сплетни»), обычно распространяются и циркулируют в женской среде, при этом стоит заметить, что так считает мужская аудитория. По данным нашего исследования, 71 % респондентов считают, что действительно больше всех сплетничают женщины, но зачастую занимаются пересудами как молодые (59 %), так и пожилые люди (59 %). 3 % ответивших отметили, что все люди сплетничают. У людей с низким доходом потребность злословить выражена в 5 раз выше людей с высоким доходом (см. рис. 7). Предполагая, передача информации связана с особенностями характера и темперамента, респонденты отметили, что интровертированные люди сплетничают не очень часто (9 %). По мнению американского профессора психологии Ральфа Росноу, к сплетням склонны люди, менее уверенные в себе, подверженные необоснованным тревогам, беспокойствам и страхам [10].

Получается, что феномен участия в разговорах за спиной имеет многоуровневую структуру по предрасположенности к сплетням и требует дополнительного изучения.

Люди, которые сплетничают чаще всего

Рис. 7. Люди, которые сплетничают чаще всего

Респонденты описали сплетни, с которыми они сталкивались в жизни, и то какие последствия, которые они за собой несли. Подвергается обсуждению недавнее прошлое, актуальными являются новости, совершившиеся не так давно. Большинство сплетен – о личной жизни, об особенностях отношений в паре, их проблемах и трудностях. В молодежной среде вызывает интерес, массу эмоций, желание обсудить человека и рассказать об этом другим и тема о людях нетрадиционной ориентации («…обсуждают отношения, мои отношения с молодым человеком, что нужно делать и чего делать не нужно, злая на всех, кто это болтает»; «… распространяли сплетни об ориентации. Просто игнорировала, а когда всё сошло на нет, так как не было реакции, пропал интерес, поговорила с человеком, который распустил сплетни»; «…сплетня про отношения одноклассницы и учителя истории. Я была очень удивлена, и из-за того, что это очень хорошо знакомые мне люди, поэтому очень активно вступила в обсуждения»). Беременность вызывает широкий интерес для сплетни, если она неожиданна для других людей, особенно когда девушка не состоит в законном браке (…говорили гадости про то, что я якобы беременна, когда только начала жить с мужем, а на тот момент был просто парнем»).

Не менее интересной темой для сплетен в молодежной среде являются отношения людей с разными социальными статусами или большой разницей в возрасте («…распространялась сплетня о том, что я ненавижу человека. Это у меня вызвало удивление и смех, так как с этим человеком у меня хорошие, дружеские отношения»). Внешний вид человека – это первое, на что обращает внимание молодежь: если он не соответствует общепринятым нормам, то он вызывает большие дискуссии и может порождать сплетни. Если вы выглядите лучше других, это может вызывать зависть, злость и ненависть, а в дальнейшем – везти к распространению слухов с целью подорвать авторитет и сделать вас хуже в глазах других.

Зависть людей часто служит мотиватором к распространению сплетен. Часть респондентов признались, что заработная плата и повышение по должности являются частой темой для обсуждения. Успех людей, улучшение материального достатка провоцирует удивление, а иногда и недовольства других людей. В этом случае сплетни могут подрывать имидж человека, оклеветать его.

Со множеством сплетен молодые люди сталкиваются в своей жизни и абсолютно по-разному реагируют на них. Последствия сплетен различны: ссоры с близкими людьми, обиды, ненависть, нежелание больше общаться. На вопрос, как вы относитесь к сплетням, часть респондентов ответили, что спокойно — они вызывают улыбку и иронию. Часть опрашиваемых считают, что умный человек не станет их слушать и проверит всю информацию лично. Кто-то просто игнорирует сплетни. Вторая же часть респондентов возмущены распусканием сплетен, относятся с отвращением к тем, кто их распускает, прекращают дальнейшее общение.

Реакция и последствия сплетен зависят от характера человека, его социального статуса и круга общения, содержания и, конечно, от отношения к людям, которые участвуют в распространении и зарождении вымышленной информации. Зависимости создания и распространения сплетен от личностных особенностей человека – тема для более глубоко изучения данного феномена.

Итак, проведенное исследование сплетен показало, что это – закономерное в молодежной среде явление, своеобразная интерпретация причин поведения отсутствующих знакомых лиц в условиях неформального времяпрепровождения. Это явление интенсивно проявляется в повседневной жизни, влияя на взаимоотношения, настроение, принятие решений. Содержание молодежных сплетен информативно, конкретно, детализировано и сосредоточено на личной сфере жизни. В контенте сплетен отражаются значимые ценности молодежи: межличностные отношения, отношения с противоположным полом, отличные от наиболее распространенных индивидуальных особенностей.

Информационный обмен пересудами поддерживает единство в молодежной группе, но и может разрушать ее ценности и нормы. Сплетни могут использоваться как механизм манипуляции, давления и развлечения при приятном провождении времени, характеризоваться преувеличениями, шутливоироническим оттенком. Недостоверная и эмоциональная информация, содержащаяся в сплетне, может повысить престиж, поднять авторитет, а также – навредить, разрушить имидж, стать причиной конфликтов и личных драм.

Циркуляция сплетен в молодежных группах касается интересных членам групп личностей в пределах повседневного и непосредственного окружения, о которых не имеется достаточно полной информации. Желание участия в обсуждении слухов и сплетен рассматривается как способ пообщаться, найти общую тему, большинство респондентов отметили, что эти явления приводили их к конфликтам, спорам и проблемам. Самые обсуждаемые темы – личная (интимная) жизнь, проблемы во взаимоотношениях, старые друзья. Объектами для сплетен чаще всего становится успех в каком-либо деле и люди с необычным поведением. В целом же респонденты продемонстрировали негативное отношение к сплетням как проблеме социальной коммуникации.

В окружении сплетен и пересудов не легко оставаться равнодушным. Для молодых людей, принимающих всё «близко к сердцу», легко оказаться героем сплетен, и фактически трудно противостоять такому воздействию. Это показывает необходимость в целенаправленном развитии информационной культуры и критического мышления у молодежи, формировании умений противодействовать непроверенной информации.

Для расширения понимания особенностей молодежных сплетен, актуальна задача последующего научного поиска с необходимым проведением корреляционного и факторного анализа связей характеристик коммуникации, ценностей, личностных свойств.

 

Литература

 

  1. Байранбекова М.А., Казиева М.А. Слухи и сплетни и их роль в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2015. №12. С. 1516.
  2. Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Пожематкина В.А. Эмпирическое изучение феномена Fama (сплетня) как приема психологического воздействия // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований: Материалы международной научно-практической конференции. Мытищи, 13–14 апреля 2022 года. Москва: Московский государственный областной университет, 2022. С. 666-675.
  3. Головлева Е.В. Слухи, сплетни и клевета как массовые психологические явления // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: Материалы Международной научно-практической конференции, Донецк, 16 декабря 2021 года. Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. С. 69-73.
  4. Горбатов Д.С., Коваль Н.А., Мильруд Р.П. Сплетничание как выражение искажений атрибуции // Мир психологии. 2012. № 3(71). С. 267-275.
  5. Иванищева О.Н. Сплетни как разновидность фейковой информации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. № 10-2(37). С. 12-14. DOI 10.24411/2500-1000-2019-11638.
  6. Касымова И.Т. Роль эмоций в общении и в освещении реальности // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, 2014. № 4(60). С. 234-240.
  7. Красова Е.Ю., Мартынова А.Э. Неформальная коммуникация и студенческая молодежь // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 2015. № 4. С. 19-26.
  8. Сайфуллина Э. Р. Сплетня, ссора, лесть как негативно оцениваемые речевые жанры на примере пословиц о речевом поведении // Вестник Башкирского университета, 2008. №4. С. 986-989.
  9. Шейко Д.В. Особенности пространственно-временной семантики адъективных сочетаний лексемы «сплетня» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6-2(84). С. 407-411. – DOI 10.30853/filnauki.2018-6-2.47.
  10. Rosnow R.L. Rumor and Gossip in Interpersonal Interaction and Beyond: A social exchange perspective // Behaving Badly: Aversive Behaviors in Interpersonal Relationships. – Washington: APA, 2001. P. 203-232.

 

References

 

  1. Bajranbekova M.A., Kazieva M.A. Sluhi i spletni i ih rol’ v sovremennom obshhestve // Bjulleten’ medicinskih internet-konferencij, 2015. №12. S. 1516.
  2. Bulgakov A.V., Bulgakova E.A., Pozhematkina V.A. Jempiricheskoe izuchenie fenomena Fama (spletnja) kak priema psihologicheskogo vozdejstvija // Aktual’nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih, pedagogicheskih i lingvodidakticheskih issledovanij: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mytishhi, 13–14 aprelja 2022 goda. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2022. S. 666-675.
  3. Golovleva E.V. Sluhi, spletni i kleveta kak massovye psihologicheskie javlenija // Lichnostnye i situacionnye determinanty povedenija i dejatel’nosti cheloveka: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Doneck, 16 dekabrja 2021 goda. Doneck: Doneckij nacional’nyj universitet, 2021. S. 69-73.
  4. Gorbatov D.S., Koval’ N.A., Mil’rud R.P. Spletnichanie kak vyrazhenie iskazhenij atribucii // Mir psihologii. 2012. № 3(71). S. 267-275.
  5. Ivanishheva O.N. Spletni kak raznovidnost’ fejkovoj informacii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2019. № 10-2(37). S. 12-14. DOI 10.24411/2500-1000-2019-11638.
  6. Kasymova I.T. Rol’ jemocij v obshhenii i v osveshhenii real’nosti // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki, 2014. № 4(60). S. 234-240.
  7. Krasova E.Ju., Martynova A.Je. Neformal’naja kommunikacija i studencheskaja molodezh’ // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija, 2015. № 4. S. 19-26.
  8. Sajfullina Je. R. Spletnja, ssora, lest’ kak negativno ocenivaemye rechevye zhanry na primere poslovic o rechevom povedenii // Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2008. №4. S. 986-989.
  9. Shejko D.V. Osobennosti prostranstvenno-vremennoj semantiki ad#ektivnyh sochetanij leksemy «spletnja» // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2018. № 6-2(84). S. 407-411. – DOI 10.30853/filnauki.2018-6-2.47.
  10. Rosnow R.L. Rumor and Gossip in Interpersonal Interaction and Beyond: A social exchange perspective // Behaving Badly: Aversive Behaviors in Interpersonal Relationships. – Washington: APA, 2001. P. 203-232.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)