ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С ДЕСТРУКТИВНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ РОДИТЕЛЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТНОЙ РЕЧЕВОЙ РЕАКЦИИ МОЛОДЕЖИ)

Комалова Л.Р.

Институт научной информации по общественным наукам
Россия, Москва
е-mail: komalova@inion.ru

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С ДЕСТРУКТИВНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ РОДИТЕЛЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТНОЙ РЕЧЕВОЙ РЕАКЦИИ МОЛОДЕЖИ)1

Аннотация. В статье описывается исследование, целью которого является соотнесение речевого поведения ребёнка в ответ на деструктивное речевое поведение родителя с описанием копинг-стратегий, представленным в психологической литературе. Дизайн исследования включает экспериментальную процедуру по типу проективного теста, которой предшествует лексико-семантический анализ дескрипторов копинг-стратегий. В исследовании приняли участие 53 человека (29 женщин и 24 мужчины) в возрасте 18-37 лет, учащиеся гуманитарных вузов и / или работающие по гуманитарным специальностям. Испытуемым предлагалось представить себя в социальной роли ребёнка в пяти модельных ситуациях и в письменной форме зафиксировать свою вербальную реакцию (в форме прямой речи) в ответ на речевое поведение родителя / родителей в каждой из предлагаемых ситуаций. В результате анализа речевого поведения ребёнка было выявлено, что переменные «ситуация взаимодействия между ребёнком и родителем» и «биологический возраст ребёнка» оказывают влияние на предпочтения ребёнка при вербализации копинг-стратегий, в то время как переменная «биологический пол ребёнка» влияет на выбор копинг-стратегий лишь в сочетании с другими переменными. В ответ на деструктивное речевое поведение родителя в модельных ситуациях в речевом поведении ребёнка преобладает вербализация таких копинг-стратегий, как «поиск социальной поддержки», «планирование решения проблемы», «конфронтация» и «принятие ответственности». В ситуациях с большей автономией ребёнка более выражена вербализация копинг-стратегии «планирование решения проблемы», в ситуациях с меньшей автономией ребёнка более выражена вербализация копинг-стратегии «конфронтация».

Ключевые слова: копинг-стратегии, совладание, речевое поведение, детско-родительские отношения, биологический пол.

L. Komalova

ADOLESCENT’S COPING-STRATEGIES VERBALIZATION IN RESPOND TO PARENT’S DESTRUCTIVE SPEECH BEHAVIOR (EXPERIMENTAL RESEARCH)2

Abstract. The paper describes a research aiming at correlating the adolescent’s speech behavior in response to the parent’s destructive speech behavior with the description of coping-strategies conceptualized in the psychological literature. The research design includes an experimental procedure similar to a projective test, which is preceded by a lexico-semantic analysis of coping-strategies’ descriptors. The research involved 53 people (29 females and 24 males) aged 18-37, students of humanitarian universities and / or working in humanitarian specialties. The subjects were asked to imagine themselves in the social role of a child in five model situations and to record in writing their verbal reaction (in the form of direct speech) in response to the verbal behavior of the parent / parents in each of the proposed situations. As a result of the analysis of the child’s speech behavior, it was revealed that the variables “the situation of interaction between the child and the parent” and “the biological age of the child” influence the child’s preferences when verbalizing coping-strategies, while the variable “the biological sex of the child” affects the choice of coping-strategies only in combination with other variables. In response to the parent’s destructive verbal behavior in model situations, the child’s verbal behavior is dominated by the verbalization of such coping-strategies as “search for social support”, “problem solving planning”, “confrontation” and “acceptance of responsibility”. It was revealed that in situations with greater autonomy of the child, the verbalization of the coping-strategy “problem solving planning” is more pronounced, in situations with less autonomy of the child, the verbalization of the coping-strategy “confrontation” is more pronounced.

Keywords: coping-strategies, coping behavior, speech behavior, parent-child relationship, biological sex.

Коммуникативная пара «родитель ↔ ребёнок»

Результаты научных исследований подтверждают, что детско-родительские отношения оказывают влияние на развитие личности ребёнка, формируя паттерны поведения (см., например: [3; 15; 18]), помогая выработать механизмы социализации [6], адаптироваться к окружающим стрессорам [1]. «Семья, являясь наиболее ранним институтом социализации ребенка, оказывает большое влияние на формирование личности подростка и поэтому <…> детско-родительские отношения связаны с выбором совладающего поведения» [10, с. 29]. «Взаимоотношения с родителями будут оказывать влияние на формирование особенностей совладающего поведения» [16, с. 109]. Таким образом, взаимодействие «родитель ↔ ребенок» является значимым для ребёнка.

В этом взаимодействии родитель осуществляет воспитательную функцию, нередко пренебрегая желаниями ребенка. Е.А. Овсянникова и Н.С. Ткаченко на основе проведенного исследования влияния детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий утверждают, что воспитание – это главное дело жизни родителей. «Но центральная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком практически в половине семей подростков (высокие значения шкалы “авторитарность”: мать 51,3%, отец 51%). Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется, он не может сам принимать решения. Оба родителя проявляют полное подавление воли ребенка, полный контроль его действий, ограничение самостоятельности» [13, с. 164]. Результаты опроса подростков указывают на то, что их родители осведомлены о его / её делах и интересах, передают им ответственность, демонстрируют любовь и внимание к ним, удовлетворяют их материальные потребности, потребности во внимании, в информации, в совместном и равноправном выполнении заданий, родители понимают чувства и состояния ребёнка, на ряду с этим демонстрируют ярко выраженную систему контроля, не контролируемое количество и качество декларируемых требований, находясь с ребёнком в тесной эмоциональной связи [Там же].

Деструктивное (в том числе речевое) поведение родителя по отношению к ребёнку, как правило, вызывает у ребёнка эмоционально- психологическое     напряжение, состояние    тревоги    и    чувство    вины.

«Например, студенты, испытывающие стресс в межличностных взаимоотношениях, сообщают о высоком уровне тревоги и депрессии, у них наблюдается склонность к соматизации негативных психоэмоциональных состояний» [16, с. 108; 19]. «Фактором возникновения тревожности является широкий круг семейных взаимоотношений, включающих весь спектр нарушений в отношениях “родитель – ребенок”: от гипоопеки до гиперопеки, от завышенных ожиданий и требований, которые ребенок не может осуществить, до попустительства» [1, c. 14].

Копинг-стратегии как способ справиться с трудными ситуациями и эмоционально-психологическими состояниями

Проблема совладающего со стрессовыми условиями жизнедеятельности поведения стала изучаться во второй половине XX века. Л. Мерфи ввел в научный обиход понятие “копинг”, а Р. Лазарус в рамках трансакционной модели стресса разработал концепцию копинг-поведения. Е.А. Овсянникова и Н.С. Ткаченко отмечают, что в отечественной психологии данной проблемой стали заниматься немного позднее [13, с. 163]: «в аспекте когнитивных и поведенческих структур этот вопрос изучала Л.И. Анцыферова, способы преодоления трудной жизненной ситуации, адекватные личностным диспозициям и ситуации, исследовала Т.Л. Крюкова [7], такие факторы как личность субъекта и реальная ситуация, определяющие психологическое преодоление сложных ситуаций, рассматривала С.К. Нартова-Бочавер [11]; об определенном механизме, обеспечивающем достижение успеха, – о копинг-стратегии “решения проблем”, о семьях, которые могут формировать у членов семьи определенный стиль реагирования в стрессовых ситуациях, писали И.В. Добряков, И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер [17]».

Под копинг-стратегиями (стратегиями совладания) понимают когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые применяются для преодоления стрессовых, сложных эмоционально-психологических ситуаций [9; 16, с. 108]. Выделяют следующие копинг-стратегии: планирование решения проблемы, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, самоконтроль, положительная переоценка, дистанцирование, бегство-избегание (проблем), конфронтация. Актуализация копинг-стратегий способствует уменьшению тревоги, обретению чувства безопасности и адаптации в обществе [2; 3, с. 98]. «Совладающее поведение является стабилизирующим фактором, помогающим личности осуществить психологическое приспособление к трудной ситуации во время переживаемого стресса при невозможности ее изменить» [10, с. 31]. И.М. Никольская акцентирует внимание на том, что «формирование широкого спектра эффективных способов, навыков преодоления и стратегий совладания в трудной жизненной ситуации способствует развитию более целостной и успешной личности» [12].

Методика экспериментального исследования

Целью проводимого нами исследования является соотнесение речевого поведения ребёнка в ответ на деструктивное речевое поведение родителя с описанием копинг-стратегий, представленным в психологической литературе. Дизайн исследования включает экспериментальную процедуру по типу проективного теста, которой предшествует лексико-семантический анализ дескрипторов копинг-стратегий.

Рабочая гипотеза исследования

Зависимой переменной является показатель вербализации копинг-стратегий в речевом поведении испытуемых в предлагаемых экспериментальных условиях. Независимыми переменными выступают показатели биологического возраста, биологического пола испытуемых и показатели ситуации взаимодействия.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что в предлагаемых ситуациях деструктивного речевого поведения родителя по отношению к ребёнку в речевом репертуаре испытуемых, выступающих в социальной роли «ребёнок», будут преобладать копинг-стратегии, ориентированные на взаимодействие с родителем (поиск социальной поддержки, принятие ответственности); в ситуациях, предполагающих больше автономии и самостоятельности в действиях ребёнка, в речевом поведении испытуемых будет более выражена копинг-стратегия «планирование решения проблемы»; в ситуациях, в которых автономия ребёнка сильно ограничивается, в речевом поведении испытуемых будет более выражена копинг-стратегия «конфронтация» или копинг-стратегии «дистанцирование», «бегство-избегание». Мы также предполагаем, что переменные «биологический возраст» и «биологический пол» испытуемого не будут оказывать влияние на значение зависимой переменной.

Испытуемые

В исследовании приняли участие 53 человека (29 женщин и 24 мужчины) в возрасте от 18 до 37 лет (средний возраст равен 22,42 года, медиана = 22 года), учащиеся гуманитарных вузов и / или работающие по гуманитарным специальностям. Демографические сведения об испытуемых представлены в табл. 1. Все участники исследования являются совершеннолетними трудоспособными гражданами Российской Федерации, носителями русской лингвокультуры. Перед началом исследования все испытуемые ознакомились с процедурой и условиями проведения эксперимента и дали свое согласие на участие в исследовании.

Таблица 1

Демографические характеристики группы испытуемых

Возрастной период Количество испытуемых Всего
Женщины Мужчины
Юность (18-20 лет) 10 5 15
Молодость (21-25 лет) 18 15 33
Зрелость (26-37 лет) 1 4 5
Всего: 29 24 53

Исследовательская процедура

Сбор речевого материала осуществлялся в 2022-2023 году и проводился посредством заполнения Google-формы, в которой были представлены экспериментальные задания (пять модельных ситуаций реализации деструктивного речевого поведения родителя по отношению к ребёнку[1]). Испытуемым предлагалось прочитать описание каждой ситуации, представить себя на месте героя / героини этой ситуации (ребёнка) и в письменной форме зафиксировать свою вербальную реакцию (в форме прямой речи) в ответ на речевое поведение родителя / родителей в каждой из предлагаемых ситуаций.

Первая ситуация характеризуется стилем неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность», когда со стороны родителя по отношению к ребёнку предъявляются непомерные требования, которые не соответствуют возможностям ребёнка, ставят под угрозу развитие его личности. Такие родители, как правило, «осознают, что ребёнок очень загружен, но не видят  в  этом  чрезмерности  нагрузки,  они  уверены,  что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент; от ребёнка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях» [13, с. 164-165].

Вторая ситуация характеризует поведение родителя как доминирующего субъекта в семье, требующего от ребёнка беспрекословного повиновения и исполнения воли родителя.

В третьей и четвертой ситуациях родитель реализует директивность, управляя жизнью и судьбой ребёнка: в третьей ситуации родитель директивно регулирует сферу досуга ребёнка, в четвертой ситуации – выбор будущей профессии.

В пятой ситуации родитель реализует контроль над действиями ребёнка, прибегая к манипулированию чувствами ребёнка через угрозу нанесения вреда эмоционально-психологическому состоянию родителя, выстраивая негативную причинно-следственную связь «поведение ребёнка причиняет вред родителю».

По нашему мнению, в ситуациях 4 и 5 ребёнок может располагать большей автономией, т.к. реализация действий осуществляется за пределами зоны родительских компетенций (место учебы и работы в ситуации 4, публичное место встречи в ситуации 5), к тому же эти ситуации имеют отношение к плану будущего (ситуация 4 – обозримого, ситуация 5 – ближайшего). Меньше автономии, по нашему мнению, у ребёнка в ситуациях 1 и 2, т.к. обе ситуации являются результатом прошлых действий ребёнка, которые невозможно изменить, к тому же осуществление роли родителя подразумевает контроль этих действий, т.е. сценарий взаимодействия между родителем и ребёнком является достаточно жёстким. Ситуация 3, по нашему мнению, является пограничной между двумя указанными крайностями, т.к. действия осуществляются на родительской территории, где ребёнок является зависимым субъектом, но в то же время действия относятся к досуговой сфере деятельности ребёнка, которая предполагает более свободный выбор со стороны ребёнка и не столь сильное давление со стороны родителя.

В речевом поведении родителя в каждой из модельных ситуаций читается категоричность, пренебрежение мнением ребёнка, негативные установки (например, «будь безупречным», «не будь собой», «не чувствуй» и др.), уничижительное отношение к способностям ребёнка. Иными словами, речевое поведение родителя в модельных ситуациях можно охарактеризовать как деструктивное по отношению к ребёнку.

Испытуемые не ограничивались в объеме продуцируемой речевой реакции. Описания ситуаций и примеры речевых реакций испытуемых приведены в табл. 2.

Таблица 2

Стимульный материал и примеры реакций испытуемых

Описание модельной ситуации[2] Примеры речевых реакций испытуемых[3]
Ситуация 1: Учащийся / Учащаяся вуза узнает свои результаты экзаменов / свою оценку за контрольную работу. Он / Она возвращается к себе домой и рассказывает об этом своим родителям (маме и папе / одному из родителей). В ответ он / она слышит: «Нельзя было лучше написать?» / «А почему не пятёрка?» / «Мог / Могла бы и постараться». Ж: Потому что. Попробуй поступить и сдать лучше.

Ж: Не могла. Я так стараюсь. Почему ты недооцениваешь мои результаты

М: Я написал на такую оценку, которую я знал, не понимаю этот предмет

М: Лучше я написать не мог, так что вряд-ли получил другую оценку. Не думаю что она так важна / плоха, чтобы из-за неё ругаться

Ситуация 2: За юношей / девушкой закреплены определенные обязанности по дому, например, выносить мусор / мыть посуду / пылесосить. Однажды он забыл / она забыла сделать что-то из этого: родители (мама и папа / один из родителей) возвращаются домой и видят, что мусор не вынесли / посуду не помыли / пол не пропылесосили. Они начинают ругаться и говорят: «Ты ничего никогда не можешь сделать нормально» / «Мы тебя просим о простых вещах, что, так сложно было?» / «Ты хоть что-нибудь способен / способна нормально сделать?» Ж: За мои оплошности ты меня ругаешь, а если ты что-то забыла то это хи-хи ха-ха и ничего страшного, я же бездельница и только на диване валяюсь да сериалы смотрю целыми днями, я тоже могу устать, что-то забыть

Ж: я так устала после допов, почему я не могу просто сделать всё позже, когда отдохну? мне тоже тяжело

Ж: я взрослый человек и мне пора жить отдельно

М: С кем не бывает, я просто забыл, я сейчас пойду и сделаю это

М: Моя вина, простите

Ситуация 3: У юноши / девушки есть хобби, увлечение, которое не одобряют его / её родители. Когда они застают его / её за любимым занятием, они начинают ругаться и говорят: «Лучше бы чем-нибудь нормальным занялся / занялась» / «Сколько можно уже этой ерундой страдать?» Ж: я итак учусь, отстаньте от меня, выйдите из моей комнаты

Ж: Мне это нравится так мне спокойно и я хотела бы этим заниматься всю жизнь

М: Я делаю то, что мне нравится, вы не должны меня за это упрекать

М: У меня хватает времени на все

Ситуация 4.1: Юноша закончил / Девушка закончила школу и пока ещё не решил / не решила, в какой вуз поступить. Юноша / Девушка хочет взять год на раздумья: попробовать себя в разных сферах деятельности, и после этого поступить на желаемую специальность.

Ситуация 4.2: Юноша поступил / Девушка поступила в вуз и во время учебы понял / поняла, что специальность ему / ей не нравится и хочет перепоступить на другую.

На что родители (мама и папа / один из родителей) говорят: «Мало ли, что тебе хочется, надо идти поступать» / «Вот когда закончишь институт, тогда и будешь делать, что хочешь» / «Есть такое слово “надо”» / «Мы для тебя всем пожертвовали, а ты хочешь делать только то, что тебе хочется?»

Ж: Я не хочу учиться на этой специальности, мне здесь не нравится и я не вижу перспектив в этой области. Я хочу попробовать пойти учиться в другую сферу деятельности, может быть там у меня получится

Ж: Я сделала свой выбор. Спасибо что дали мне жизнь и воспитали. Я буду помогать вам в дальнейшем. Но сейчас я хочу сама построить свою карьеру.

Ж: Я хочу скорее уехать из этого дома

М: давай посмотрим все варианты

М: я буду несчастлив, если сделаю неправильный выбор. Поэтому я хочу сделать всё, чтобы сделать его правильно

М: Зачем я буду тратить время на то, что мне не пригодится? Если надо будет, поступлю и получу высшее позже, сейчас я хочу заняться другим

Ситуация 5: Друзья позвали юношу / девушку на концерт. Юноша / Девушка спрашивает у родителей (мамы и папы / одного из родителей) разрешения пойти, но они волнуются и не хотят отпускать его / её. Они говорят: «Если ты так со мной поступишь, я этого не переживу» / «Если ты туда пойдёшь, я умру от беспокойства» / «Ты мать родную / отца родного со своими концертами в могилу сведёшь». Ж: Мама / папа, я уже взрослая и я бы очень хотела, чтобы вы мне доверяли. Этим вы бы показали, что вы меня цените и любите

Ж: Я буду всегда на связи и приеду домой не позже 23:00, пожалуйста позвольте мне пойти

М: Честно говоря, не понимаю, почему вы сходите с ума по этому поводу. Что же вас так беспокоит?

М: все будет хорошо я не один иду

Далее собранный речевой материл соотносился по семантике с описаниями копинг-стратегий, приведенными в [8]. Для выявления вербализованной копинг-стратегии «конфронтация» мы опирались на разработанную классификацию речевых жанров конфликтного типа [4; 5]. Копинг-стратегия «дистанцирование» соотносилась нами со сменой темы, снижением значимости обсуждаемого вопроса; «самоконтроль» – с вербализованной концептуализацией подавления и сдерживания эмоций и переживаний; «поиск социальной поддержки» – с речевыми жанрами просьбы, оправдания (в ожидании понимания и сочувствия), эмпатийным обращением ребёнка к родителю, вербализацией переживаемых эмоциональных состояний; «принятие ответственности» – с речевыми жанрами самобичевания, вины, согласия и констатации факта; «бегство — избегание» – с молчанием, риторическими вопросами, в которых ребёнок не принимал факты такими, какие они есть; «планирование решения проблемы» – с использованием модального глагола «буду» в сочетании с глаголом действия, с перечислением последовательности действий для реализации в будущем, с детальным описанием действий, преобразующих ситуацию; «положительная переоценка» – с вербализованной концептуализацией возможного или получаемого ребёнком опыта.

Речевой реакции каждого испытуемого присваивались индексы выявленных в ней вербализаций копинг-стратегий. Единицей обозначалось наличие соответствующего индекса. Для выявления тенденций в поведении зависимой переменной количество единиц подсчитывалось для каждого индекса по каждой ситуации в группах женщин и мужчин разного возраста. Для сопоставления и выявления тенденций полученные средние величины приводились к общему знаменателю.

Проверка статистической достоверности полученных данных проводилась с использованием критерия χr2 Фридмана [14, с. 94-100].

Результаты экспериментального исследования

Частота вербализации копинг-стратегий в модельных ситуациях представлена в табл. 3. При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически достоверными при ρ < 0,01. Таким образом, переменная «ситуация взаимодействия между ребёнком и родителем» оказывает влияние на предпочтения ребёнка при вербализации копинг-стратегий.

 

Таблица 3

Влияние переменной «ситуация» на выбор копинг-стратегий

Ситуации Копинг-стратегии (доля случаев для всей выборки – в %)
К[4] Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
1 32,76 17,24 1,72 22,41 63,79 1,72 13,79 22,41
2 35,59 23,73 0 57,63 47,46 3,39 38,98 0
3 57,14 14,29 0 67,86 10,71 7,14 26,79 0
4 19,3 12,28 0 43,86 3,51 19,3 61,4 1,75
5 23,21 8,93 0 57,14 0 14,29 60,71 0
Средние: 33,6 15,3 0,34 49,8 25,1 9,17 40,3 4,83

Согласно полученным данным, в ответ на дестркутивное речевое поведение родителя в модельных ситуациях в речевом поведении испытуемых преобладает вербализация таких копинг-стратегий, как «поиск социальной поддержки», «планирование решения проблемы», «конфронтация» и «принятие ответственности» (в табл. 3 полужирным шрифтом отмечены значения, указывающие на то, что более трети испытуемых использовали эти копинг-стратегии в модельных ситуациях).

Речевое совладающее поведение ребёнка в первой ситуации характеризуется принятием ответственности на себя (ПО) и попыткой оспорить свою вину (К). Во второй ситуации ребёнок вербализует наиболее широкий репертуар, актуализируя четыре из восьми копинг-стратегий (ПСП, ПО, ПРП, К). В третьей ситуации ребёнок старается воззвать родителя к состраданию (ПСП) и защищаться нападая (К). Четвертая и пятая ситуации характеризуются проактивной позицией ребёнка в отношении работы с трудностью (ПРП), поддерживая отношения с родителем (ПСП).

Частота вербализации копинг-стратегий в группах женщин и мужчин представлена  в  табл.  4.  При  проверке  данных  при  помощи критерия χr2

Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически недостоверными.    Таким    образом,  переменная    «биологический    пол ребёнка» не оказывает влияние на предпочтения ребёнка при вербализации копинг-стратегий.

Таблица 4

Влияние переменной «биологический пол» на выбор копинг-стратегий

Биологический пол испытуемых Копинг-стратегии (доля случаев для всей выборки – в %)
К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Женщины 32,5 13,75 0,63 46,88 23,75 11,88 37,5 4,38
Мужчины 30,34 15,17 0 46,21 24,14 4,83 37,93 4,83

Частота вербализации копинг-стратегий в группах испытуемых разного возраста представлена в табл. 5. При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически достоверными при ρ < 0,01. Таким образом, переменная «биологический возраст ребёнка» оказывает влияние на предпочтения ребёнка при вербализации копинг-стратегий.

Таблица 5

Влияние переменной «биологический возраст» на выбор копинг-стратегий

Биологический возраст испытуемых Копинг-стратегии (доля случаев для всей выборки – в %)
К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
18-20 лет 25,33 14,67 0 50,67 28 10,67 49,33 5,33
21-25 лет 38,79 15,76 0,61 50,3 26,67 8,48 39,39 3,64
26-37 лет 32 28 0 64 24 16 44 16

Согласно полученным данным, в модельных ситуациях с возрастом в речевом поведении испытуемых увеличивается доля копинг-стратегии «дистанцирование», уменьшается доля копинг-стратегии «принятие ответственности» (в табл. 5 отмечено полужирным шрифтом). Для всех групп испытуемых ведущей выступают копинг-стратегии «поиск социальной помощи» и «планирование решения проблемы» (отмечено курсивом). Испытуемые в возрасте 21-25 и 26-40 лет также актуализируют копинг-стратегию «конфронтация» (отмечено полужирным курсивом).

Частота вербализации копинг-стратегий в группах испытуемых разного пола и возраста в пяти модельных ситуациях представлена в табл. 6. При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически достоверными при ρ < 0,01. Таким образом, совокупность переменных «ситуация взаимодействия между ребёнком и родителем», «биологический пол ребёнка» и «биологический возраст ребёнка» оказывает влияние на предпочтения ребёнка при вербализации копинг-стратегий.

Таблица 6

Влияние переменных «ситуация», «биологический пол» и «биологический возраст» на выбор копинг-стратегий

Ситуация 1
Биологический Копинг-стратегии (доля случаев – в %)
пол возраст К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Ж 18-20 30 20 0 50 50 0 20 40
Ж 21-25 22,22 22,22 5,56 11,11 66,67 5,56 16,67 11,11
Ж 26-37 100 0 0 0 0 0 0 0
М 18-20 20 20 0 0 100 0 20 0
М 21-25 46,67 6,67 0 26,67 73,33 0 13,33 20
М 26-37 25 50 0 50 75 0 0 100
Ситуация 2
Биологический Копинг-стратегии (доля случаев – в %)
пол возраст К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Ж 18-20 40 10 0 60 50 0 70 0
Ж 21-25 55,56 27,78 0 55,56 50 5,56 27,78 0
Ж 26-37 0 100 0 0 0 0 100 0
М 18-20 0 1 0 2 4 0 2 0
М 21-25 46,67 33,33 0 53,33 46,67 0 40 0
М 26-37 0 25 0 100 50 25 50 0
Ситуация 3
Биологический Копинг-стратегии (доля случаев – в %)
пол возраст К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Ж 18-20 60 10 0 80 10 10 40 0
Ж 21-25 44,44 5,56 0 55,56 22,22 11,11 22,22 0
Ж 26-37 100 0 0 100 0 0 0 0
М 18-20 40 20 0 80 0 0 20 0
М 21-25 66,67 33,33 0 73,33 0 0 33,33 0
М 26-37 75 0 0 75 25 25 25 0
Ситуация 4
Биологический Копинг-стратегии (доля случаев – в %)
пол возраст К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Ж 18-20 10 20 0 40 10 30 60 0
Ж 21-25 27,78 5,56 0 50 5,56 22,22 66,67 5,56
Ж 26-37 0 100 0 0 0 0 0 0
М 18-20 0 0 0 40 0 20 80 0
М 21-25 13,33 13,33 0 53,33 0 13,33 66,67 0
М 26-37 50 25 0 50 0 25 75 0
Ситуация 5
Биологический Копинг-стратегии (доля случаев – в %)
пол возраст К Д С ПСП ПО БИ ПРП ПП
Ж 18-20 10 20 0 50 0 30 60 0
Ж 21-25 33,33 5,56 0 61,11 0 22,22 50 0
Ж 26-37 0 0 0 100 0 0 100 0
М 18-20 20 0 0 40 0 0 80 0
М 21-25 33,33 6,67 0 66,67 0 0 60 0
М 26-37 0 25 0 75 0 25 75 0

В  табл. 7-9 представлены сопоставительные данные по вербализации копинг-стратегий в ситуациях с большей (ситуации 4 и 5) и меньшей (ситуации 1 и 2) автономией и самостоятельностью в действиях ребёнка – испытуемых женщин и мужчин разных возрастных групп.

При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически достоверными при 0,012 < ρ < 0,029. Таким образом, в ситуациях с большей автономией ребёнка более выражена вербализация копинг-стратегии «планирование решения проблемы» (табл. 7). В группе женщин эта тенденция ослабевает с возрастом. Значения переменной в группе мужчин выше, чем значения переменной в группе женщин. И в группе женщин, и в группе мужчин наибольшее значение переменной относится к возрасту 18-20 лет.

Таблица 7

Вербализация копинг-стратегии «планирование решения проблемы»

Биологический пол испытуемых Биологический возраст испытуемых Средняя доля по ситуациям 1 и 2 (в %) Доля по ситуации 3 (в %) Средняя доля по ситуациям 4 и 5 (в %)
Женщины 18-20 45 40 60
Женщины 21-25 22,23 22,2 58,34
Женщины 26-37 50 0 50
Мужчины 18-20 11 20 80
Мужчины 21-25 26,67 33,3 63,34
Мужчины 26-37 25 25 75

При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически достоверными при 0,0017 < ρ < 0,0055. Таким образом, в ситуациях с меньшей автономией ребёнка более выражена вербализация копинг-стратегии «конфронтация» (табл. 8). В группе женщин эта тенденция усиливается с возрастом. Значения переменной в группе женщин выше, чем значения переменной в группе мужчин. В группе женщин наибольшее значение переменной относится к возрасту 26-37 лет, в группе мужчин – к возрасту 21-25 лет. Интересно, что и для группы женщин, и для группы мужчин наибольшие значения исследуемой переменной представлены по отношению к ситуации 3, в которой использование ребёнком речевых жанров конфликтного типа относится к защите сферы своего досуга.

 

Таблица 8

Вербализация копинг-стратегии «конфронтация»

Биологический пол испытуемых Биологический возраст испытуемых Средняя доля по ситуациям 1 и 2 (в %) Доля по ситуации 3 (в %) Средняя доля по ситуациям 4 и 5 (в %)
Женщины 18-20 35 60 10
Женщины 21-25 38,9 44,4 30,56
Женщины 26-37 50 100 0
Мужчины 18-20 10 40 10
Мужчины 21-25 46,7 66,7 23,33
Мужчины 26-37 12,5 75 25

При проверке данных при помощи критерия χr2 Фридмана выявленные различия в значениях оказались статистически недостоверными. Таким образом, по применению копинг-стратегий «дистанцирование» и «бегство-избегание» ситуации с меньшей автономией не отличаются от ситуаций с большей автономией ребёнка (Табл. 9).

Таблица 9

Вербализация копинг-стратегий «дистанцирование» и «бегство-избегание»

Биологический пол испытуемых Биологический возраст испытуемых Дистанцирование Бегство-избегание
Средняя доля по ситуациям 1 и 2 (в %) Доля по ситуации 3 (в %) Средняя доля по ситуациям 4 и 5 (в %) Средняя доля по ситуациям 1 и 2 (в %) Доля по ситуации 3 (в %) Средняя доля по ситуациям 4 и 5 (в %)
Ж 18-20 15 10 20 0 10 30
Ж 21-25 25 5,56 5,56 5,6 11,1 22,2
Ж 26-37 50 0 50 0 0 0
М 18-20 10,5 20 0 0 0 10
М 21-25 20 33,3 10 0 0 6,67
М 26-37 37,5 0 25 13 25 25

Заключение

В результате проведенного экспериментального исследования соотнесения речевого поведения ребёнка в ответ на деструктивное речевое поведение родителя с описанием копинг-стратегий был выявлен ряд тенденций, говорящих в подтверждение некоторых из выдвинутых гипотез.

Так, подтвердилась гипотеза о том, что в речевом репертуаре испытуемых, выступающих в социальной роли «ребёнок», в предлагаемых ситуациях деструктивного речевого поведения родителя по отношению к ребёнку преобладают копинг-стратегии, ориентированные на взаимодействие с родителем (поиск социальной поддержки, принятие ответственности). При этом копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» является наиболее выраженной в речевом поведении ребёнка во всех предложенных ситуациях взаимодействия с родителем, в то время как копинг-стратегия «принятие ответственности» – лишь четвертой по степени выраженности. По результатам исследования следует дополнить, что в ответ на деструктивное речевое поведение родителя в модельных ситуациях ребёнок активно вербализует копинг-стратегии «планирование решения проблемы» (вторая по степени выраженности копинг-стратегия) и «конфронтация» (третья по степени выраженности), что свидетельствует о   проактивной    позиции   ребёнка   и   стремлении   защитить   себя,   т.е. указывает на освоение навыков, позволяющих сохранить свое эмоционально-психологическое здоровье и справиться с трудной ситуацией.

Отметим, что были получены лишь единичные вербализации копинг-стратегий «самоконтроль» и «положительная переоценка». Первая копинг-стратегия, по нашему мнению, может вербализоваться в эгоцентрической речи,   направленной  на  себя  самого,   и  редко  экстернализуется.  Вторая копинг-стратегия характерна для рефлексивного уровня осмысления, в то время как экспериментальные условия, как нам представляется, соответствуют уровню моментального реагирования: в таких условиях вербализация рефлексии будет свидетельствовать о высоких когнитивных навыках субъекта.

На общей выборке без деления на ситуации подтвердилось предположение о том, что биологический пол испытуемого (выступающего в заданных условиях в роли ребёнка) не влияет на вербализацию копинг-стратегий. При этом биологический пол испытуемого в совокупности с другими независимыми переменными влияет на вербализацию копинг-стратегий (см. табл. 6). Например, в ситуации 1 при вербализации копинг-стратегии «конфронтация» наблюдаются противоположные тенденции в группах женщин и мужчин: у женщин наибольшие значения переменной выявлены в возрасте 18-20 и 26-37 лет, а у мужчин в возрасте 21-25 лет. В ситуации 1 и в ситуации 2 в группе женщин с возрастом снижается значение показателя вербализации копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», в группе мужчин – повышается. В ситуации 5 в группе женщин с возрастом снижается значение показателя вербализации копинг-стратегии «дистанцирование», в группе мужчин – повышается.

Не подтвердилась гипотеза о том, что биологический возраст не влияет на вербализацию копинг-стратегий в пяти предложенных ситуациях. Напротив, мы выявили, что с возрастом в речевом поведении ребёнка наблюдается тенденция к увеличению доли вербализации копинг-стратегии «дистанцирование» и уменьшению доли вербализации копинг-стратегии «принятие ответственности». По нашему мнению, это свидетельствует о том, что с возрастом для испытуемых предложенные экспериментальные ситуации становятся не столь значимыми, поэтому они не «принимают их близко к сердцу».

Подтвердилась гипотеза о большей выраженности в речевом поведении испытуемых копинг-стратегии «планирование решения проблемы» в ситуациях, предполагающих больше автономии и самостоятельности в действиях ребёнка; и гипотеза о большей выраженности в речевом поведении испытуемых копинг-стратегии «конфронтация» в ситуациях, в которых автономия ребёнка ограничивается. При этом не подтвердилась гипотеза о большей выраженности копинг-стратегий «дистанцирование», «бегство-избегание» в ситуациях с ограничением автономии ребёнка.

Отметим, что выявленные тенденции не следует экстраполировать на группы испытуемых с отличными демографическими показателями и на другие ситуации взаимодействия родителя с ребёнком. Ограничением проведенного исследования также является отсутствие данных о типичных реакциях испытуемых в ситуациях стресса, фрустрации и конфликта. По нашему мнению, в дизайн последующих исследований следует включить тестирование на определение предпочитаемых испытуемым копинг-стратегий, типа реагирования на трудные ситуации, оценки поведения родителя, а также уточнить описания модельных ситуаций через параметры этих тестов.

Литература

  1. Аноприенко Е.В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у подростков // Альманах современной науки и образования. 2014. – № 10 (88). – С. 13-18.
  2. Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте // Омский научный вестник. – – № 5 (112). – С. 172–176.
  3. Иванова О.И., Бусарова О.Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и  совладающего  поведения  старших  подростков  из  разных типов семей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. – № 2. – С. 96-110. – DOI: 10.18384/2310-7235-2021-2-96-110.
  1. КомаловаЛ.Р. Агрессогенный дискурс: типология мультилингвальной вербализации агрессии. Москва: Спутник +, 2020. – 275 с.
  2. КомаловаЛ.Р. Репертуар вербальной реализации ответной агрессии в ситуации статусно-ролевой асимметрии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. – № 9 (695). – С. 104-116.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989. – 256 с.
  4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004. – 473 с.
  5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. – – № 3. – С. 93-112.
  6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Ленинград: Лениздат, – – С. 178-208.
  7. Мамедова А.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений с совладающим поведением подростков // Перспективные исследования и разработки. Новый взгляд. Новосибирск, 2018. – С. 28-37.
  8. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. –№ 18 (5). – С. 20-30.
  9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 352 с.
  10. Овсяникова Е.А., Ткаченко Н.С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратений // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. – № 26 (197). – С. 162-168.
  11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996. – 352 с.
  12. Станибула С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе // Развитие личности. – – № 3. – С. 195–204.
  13. Чернов Д.Н., Подолян С.М. Совместное проживание с родителями и формирвоание совладающего поведения в юношеском возрасте // Международный научно-исследовательский журнал. – – № 9-2 (111). – С. 108-112.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 352 с.
  15. Borecka-Biernat D. Adolescents in the face of a social conflict situation. The analysis of determinants of destructive coping strategies // Przegląd Badań Edukacyjnych. 2018. – 2. – No. 27. – P. 5-31. – DOI: https://doi.org/10.12775/PBE.2018.014
  16. Coiro M.J., Bettis A.H., Compas B.E. College students coping with interpersonal stress: examining a control-based model of coping // Journal of American College Health. – – Vol. 65. – No. 3. – P. 177-186. – DOI: 10.1080/07448481.2016.1266641

References

  1. Anoprienko E.V. Parental behaviour style as factor of chronic stress of adolescents. Almanac of Modern Science and Education. – 10(88). – 13-18.
  2. Druzhinina Yu.A. The peculiarities of coping behavior in adolescents. Omsk Scientific Bulletin,  – 5(112), – 172-176.
  3. Ivanova O.I., Busarova O.R. The interrelation of child-parent relations and coping strategies of older adolescents from different types of families. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2,  – 96-110. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-2-96-110.
  4. Komalova L.R. Aggressogen discourse: the multilingual aggression verbalization typology [Aggressogennyj diskurs: Tipologiya mul’tilingval’noj verbalizatsii agressii]. Sputnik+. – – 275 p.
  5. Komalova L.R. Repertory of verbal realization of reciprocal aggression in situations of status-role asymmetry [Repertuar verba;noj realizatsii otvetnoj agressii v situatsiyakh statusno-rolevoj asimmetrii]. http://www.linguanet.ru/science/publishing/Vestniki-2014/Vestnik9-2014.pdf.
  6. Kon I.S. Psihologija rannej junosti. – Moscow: Prosveshhenie. – 256 p.
  7. Kryukova T.L. Psihologija sovladajushhego povedenija. – – 473 p.
  8. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosnik sposobov sovladanija (adaptacija metodiki WCQ). Zhurnal prakticheskogo psihologa.  – №3. – 93-112.
  9. Lasarus R. Teorija stressa i psihofiziologicheskie issledovanija. In: Emotsionalny stress. – Leningrad: Lenizdat. –  178-208.
  10. Mamedova A.A. Vzaimosvyaz detsko-roditelskikh otnosheny s sovladayushchim povedeniem podrostkov. In: Perspektivnye issledovaniya i razrabotki. Novyj vzglyad (pp. 28-37). Novosibirsk.
  11. Nartova-Bochaver S.K. “Coping behavior” v sisteme ponyatij psihologii lichnosti. Psihologichesky Zhurnal. №18(5). 20-30.
  12. Nikolskaya I.M., Granovskaya R.M. Psihologicheskaya zashchita u detej. Saint-Petersburg: Rech. – 352 p.
  13. Ovsyanikova E.A., Tkachenko N.S. Influence of parent’s attitude on teenager’s choice   of  coping- strategy.   Nauchnye   vedomosti   Belgorodskogo  gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 26(197), 162-168.
  14. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psikhologii. – Saint-Petersburg: Sotsialno-psikhologichesky tsentr. – 352 p.
  15. Stanibula S.A. Coping strategies: development in ontogenesis. Development of Personality. – № – P. 195-204.
  16. Chernov D.N., Podolyan S.M. Living with parents and the formation of coping behavior in adolescence. International Research Journal. – №9-2(111), –108-112.
  17. Eydemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Semejny diagnoz i semejnaya psikhoterapiya. Saint-Petersburg: Rech. – 352 p.
  18. Borecka-Biernat D. Adolescents in the face of a social conflict situation. The analysis of determinants of destructive coping strategies. Przegląd Badań Edukacyjnych, – №2(27), – S. 5-31. – DOI: https://doi.org/10.12775/PBE.2018.014
  19. Coiro M.J., Bettis A.H., Compas B.E. College students coping with interpersonal stress: examining a control-based model of coping. Journal of American College Health.  – № 65(3), – S. 177-186. – DOI: 10.1080/07448481.2016.1266641

[1] В данном случае под номинацией «ребёнок» нами понимается социальная роль, т.е. фактически ребёнком может выступать человек в любом возрасте.

[2] Автор статьи выражает искреннюю благодарность Гусельниковой Наталье Дановне, которая в процессе подготовки курсовой работы сформулировала описания модельных ситуаций и в 2022 году участвовала в сборе речевого материала.

[3] Примеры приводятся в авторской орфографии и пунктуации.

[4] Здесь и далее: К = конфронтация, Д = дистанцирование, С = самоконтроль, ПСП = поиск социальной поддержки, ПО = принятие ответственности, БИ = бегство-избегание, ПРП = планирование решения проблемы, ПП = положительная переоценка.

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)