Cамоактуализация личности и смысложизненные ориентации госслужащих-экономистов

Миронова Т.Л.

доктор психологических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»
е-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОССЛУЖАЩИХ-ЭКОНОМИСТОВ

Для исследования направленности личности экономистов использованы Самоактуализационный тест (САТ) и тест Смысложизненных ориентаций (СЖО). В исследовании участвовало шестьдесят человек, были выделены две группы. Первая группа – испытуемые со стажем менее пятнадцати лет; вторая группа – со стажем более пятнадцати лет. Установлено, что выборка в целом характеризуется средним уровнем самоактуализации личности, уважительным отношением к себе, принятием собственной личности. Вторая группа отличается от первой тенденцией к высокому уровню самоактуализации личности. В первой группе выявлены низкие значения по шкалам: Гибкость поведения, Креативность, Сензитивность. Для специалистов двух групп характерны высокий уровень осмысленности жизни, наличие целей и принятие процесса жизни как интересного, наполненного смыслом. Они обладают достаточной уверенностью в своих силах и верой в возможность влиять на свою жизнь. В работе представлены результаты корреляционного анализа между показателями двух методик.

Ключевые слова: самоактуализация личности, ценности, самоуважение, самопринятие, гибкость поведения, контактность, творческая направленность, способности, познавательные потребности, цель и процесс жизни, госслужащие.

T. Mironova

THE SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY AND SENSE LIFE ORIENTATIONS OF THE PUBLIC EMPLOYEES- THE ECONOMISTS

 

In the research of the economists‘ trend personality there were used tests of Self-actualization and Sense life orientations. Sixty persons took part in the research. They were divided into two groups: the first group joined the tested persons with the length of service less than fifteen years; the second group – with the length of service more than fifteen years. It was established that in general this selection was characterized by the middle level of personality‘s self-actualization, respectful attitude to oneselves and acceptance of their own personalities. The second group was differed from the first one by the tendency to the high level of self-actualization. In the first group the results revealed low values on the scales as Flexibility of Behaviour, Creativity and Sensitivity. It was typical for the two groups the high level of life‘s comprehension, the presence of purpose, acceptance of life process as an interesting and meaningful one. The results of the correlation analysis between two methodics were presented in the research.

Keywords: self-actualization, values, self-respect, self-acceptance, flexibility of behavior, contactness, creative trend, abilities, cognitive needs, life process and purpose of life, public employees.

 

 

Направленность личности важнейший компонент структуры личности. Под направленностью личности понимается система доминирующих мотивов, побуждающих человека к выполнению поставленных задач, достижению целей его жизнедеятельности. Проблему направленности личности рассматривали Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др. В монографии «Профессиональная направленность личности» [4] нами была рассмотрена структурно-содержательная характеристика профессиональной направленности и ее динамика у студентов, осваивающих профессию «Специалист по социальной работе». Нами была разработана модель профессиональной направленности у будущих профессионалов, осуществлено экспериментальное исследование данного личностного образования. Данная модель представляет сложное единство структурных компонентов, находящихся между собой в тесных функциональных взаимосвязях: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, перспективно-целевой и эмпатийный. Было установлено, что вклад отдельных компонентов в устойчивость структуры профессиональной направленности различен. В структурно-функциональной модели профессиональной направленности личности системообразующую роль занимает ценностно-смысловой компонент [Там же]. Устойчивость профессиональной направленности личности обеспечивается осознанным отношением субъекта к будущей профессии как ценности, как средству творческой самореализации.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личностным характеристикам субъекта: направленности, подготовленности, индивидуально-психологическим особенностям психических процессов, которые имеют профессиональную специфику, способностям, характерологическим свойствам, и даже к свойствам темперамента [6]. Соответствие этим требованиям позволяет субъекту быть успешным в своей области.

Профессия экономиста никогда не потеряет свою актуальность, пока в обществе существуют рыночные отношения. Экономисты, работающие в сфере государственных и муниципальных финансов, выполняют много сложных действий, в частности, занимаются изучением профильного действующего законодательства. Таких как, например, Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов, отслеживанием изменений в законодательстве, разработкой нормативно-правовых актов (законов, постановлений, приказов), прогнозированием будущих бюджетных доходов, планированием бюджетной политики, планированием, распределением и выделением бюджетных денежных средств между бюджетами различных уровней (федерального, регионального, муниципального), учетом и проверкой целевого расходования бюджетных средств, разработкой различных экономических моделей и т. д.  В профессиональной деятельности у экономиста развиваются и формируются следующие профессионально важные качества: экономическое мышление, направленность на дело, ответственное отношение к делу, высокий уровень устойчивости и сосредоточенности внимания в работе, дисциплинированность, аккуратность и др. [3; 6]. На современном этапе развития российского общества следует уделить особое внимание к работникам экономической сферы в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом, с введением экономических санкций со стороны ряда зарубежных государств по отношению России, а  также ответных мер со стороны нашей страны к ним, с реформированием экономического потенциала нашей страны. Творческая, адекватная и точная деятельность экономистов непосредственно связана с их направленностью на дело, ответственностью, высоким уровнем компетентности и профессионализма, осознанием гражданских ценностей [3].

А. Маслоу – представитель гуманистической психологии, изучал здоровую, гармоничную личность. Он разработал иерархию потребностей, в которой выделяется ряд ступеней: физиологические, потребность в надежности, социальные потребности, потребность в самоуважении, потребность в развитии личности, самореализации, самоактуализации. Согласно Маслоу, пока не удовлетворятся нижележащие потребности, высшие потребности не смогут актуализироваться, несмотря на возможную осознаваемость субъектом последних. У многих людей наблюдается «невроз существования» – непонимание субъектом смысла его существования, его жизни, страдание от осознания этого.  Потребность в самоактуализации личности понимается им как желание стать тем, кем он хочет стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного раскрытия своих способностей, своего личностного потенциала. Понятие самоактуализации означает максимальную реализацию всех возможностей человека, адекватное восприятие окружающих его людей, действительности, а также своего места в мире [7; 8].

Цель исследования: особенности направленности личности госслужащих-экономистов регионального уровня с учетом стажа работы.

База исследования: специалисты с высшим экономическим образованием в количестве 60-ти человек, работающие в Министерстве финансов Республики Бурятия. Вся выборка была разделена на две группы: 1-я группа – лица со стажем менее 15 лет; 2-я группа – лица со стажем более 15 лет.  Средний возраст испытуемых – 39 лет.

Были использованы следующие психодиагностические методики: Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом и др. [5]; Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева [2].

Рассмотрим результаты исследования по методике САТ.

Во всей выборке экономистов  выявлены высокие показатели по следующим шкалам САТ: Cамоуважение (Sr) (55 Т-баллов), Самопринятие (Sa) (54), Представления о природе человека (Nc) (53,5 ), Компетентность во времени (Tc)  (50), Контактность С  (49,5), Спонтанность  (S) (49,5), Ценностные ориентации (SAV) (49), Поддержка (I) (49). Это свидетельствует о том, что для госслужащих характерен средний уровень самоактуализации личности. Они способны ощущать неразрывность своего прошлого, настоящего и будущего, т.е. видят свою жизнь целостной, разделяют ценности, свойственные для самоактуализирующейся личности. Проявляют в средней степени независимость в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными установками и принципами. Для «среднего экономиста» характерен высокий уровень самоуважения. Они способны ценить свои достоинства и положительные черты характера, принимают себя такими, как они есть, проявляют склонность воспринимать природу человека в целом как положительную. Способны к продуманным, целенаправленным действиям. Для них свойствен средний уровень способности спонтанно и непосредственно выражать в социуме свои эмоции, к установлению контактов с другими людьми.

Профессионалы со стажем свыше 15 лет имеют высокие показатели по следующим шкалам: Самоуважение (Sr) (56 Т–балла); Самопринятие (Sa) (55); Представления о природе человека (Nc) (55). Это свидетельствует о том, что они обладают высоким уровнем самоуважения, принимают себя такими, как есть, безотносительно от оценки своих достоинств и недостатков, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную.

У них обнаружена тенденция к высоким значениям по таким шкалам, как: Компетентность во времени (Tc) (53 Т–балла); Ценностные ориентации (SAV) (52 Т); Спонтанность (S) (50); Контактность (C) (50). Это говорит о способности субъектов жить «настоящим», то есть переживать настоящий момент во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной, ощущая неразрывность прошлого, настоящего и будущего. У испытуемых выявлена тенденция к высокому уровню самоактуализации личности. Они разделяют те ценности, которые свойственны для самоактуализирующейся личности. Они не боятся вести себя естественно и раскованно, способны непосредственно и спонтанно проявлять свои эмоции, обладают хорошей способностью к установлению глубоких контактов с другими людьми. Это связано, по нашему мнению, с тем, что они имеют дело не только с экономической реальностью, но и, как госслужащие, с людьми, не работающими в госсекторе. Следовательно, профессия госслужащего относится к профессиям типа «Человек – человек» [1], что способствует развитию у субъектов, вовлеченных в эти виды деятельности, коммуникативных умений и способностей.

Средние значения Т–баллов выявлены по шкалам: Поддержка (I ) (49); Синергия (Sy) (49); Гибкость поведения (Ex) (47); Сензитивность к себе (Fr) (47); Принятие агрессии (A ) (47); Познавательные потребности (Cog) (47). Следовательно, для них характерен средний уровень развития самостоятельности, интернального локуса контроля, гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку, рефлексивных способностей, направленных на отражение собственных потребностей и чувств. Испытуемые обладают средним уровнем способности к принятию своих негативных эмоций, агрессивности как естественных проявлений человеческой природы, способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, например, таких как работа и досуг, телесное и духовное. У них отмечается средняя степень выраженности познавательных способностей и потребностей.

Самый низкий показатель в данной группе выявлен по шкале Креативность (C) (43 Т–балла), это говорит о слабой выраженности творческой направленности личности.

У специалистов со стажем менее 15 лет обнаружена тенденция к высоким значениям по следующим шкалам методики САТ: Самоуважение (Sr) (54 Т – балла); Самопринятие (Sa) (53); Компетентность во времени (Tc) (52). Следовательно, у индивидуумов выражено уважительное отношение к себе, принятие собственной личности, у них отмечается склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

Средние значения Т–баллов выявлены по следующим шкалам: Поддержка (I) (49); Спонтанность (S) (49); Контактность (C) (49); Компетентность во времени (Tc) (47); Синергия (Sy) (47); Принятие агрессивности (A ) (47).  Для субъектов характерны такие свойства: средняя степень самостоятельности, независимости, интернального локуса контроля, способности спонтанно и непосредственно выражать свои эмоциональные переживания, к установлению тесных контактов с людьми.

У них отмечается средний уровень выраженности способности жить «настоящим», ощущать в определенной степени неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. они отражают свою жизнь более или менее целостной, что свидетельствует о средней степени выраженности самоактуализиции личности.

Выявлена тенденция к низким показателям по следующим шкалам методики САТ: Ценностные ориентации (SAV) (46 Т–баллов); Познавательные потребности  (Cog) (46). Следовательно, профессионалы 1-й группы в недостаточной степени разделяют ценности, свойственные для самоактуализирующейся личности. В связи с этим с ними следует проводить психологическую работу, направленную на создание условий для развития самоактуализации личности. Также у них в не достаточной мере выражено стремление к познанию окружающего мира.

Низкие значения Т–баллов выявлены по следующим шкалам: Гибкость поведения (Ex) (45); Креативность (Cr) (45), Сензитивность (Fr) (29). У сотрудников со стажем ниже 15 лет выявлена низкая степень реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Они проявляют определенную ригидность, когда следует быстро реагировать в связи с изменением сложившейся ситуации.

У испытуемых данной выборки недостаточный уровень развития творческой направленности их личности. Конечно, в профессиональной деятельности экономист выполняет много дел нетворческого характера, алгоритмизированных действий. Наряду с этим руководству коллектива следует обратить внимание на выполнение специалистами творческих заданий, разработку ими проектов, моделей, экономическое прогнозирование, анализ и т. д. Необходимо повышение квалификации в овладении новыми технологиями, приемами в своей предметной области, а также современными методами математико-статистической обработки экономического материала, что, несомненно, будет способствовать развитию творческой направленности и творческого потенциала личности профессионала.

Самое низкое значение было выявлено по шкале Сензитивность к себе (Fr) (29 Т–баллов), что говорит о трудностях в осознании собственных потребностей и чувств, о низком уровне рефлексивных способностей при отражении потребностно-мотивационной, аффективной сферы. По-видимому, профессия накладывает отпечаток на личность. Профессия экономиста относится к профессиям типа «Человек – знаковая система» [1]. Профессионалы ориентированы на познание экономической реальности, а не на познание внутреннего мира, поэтому им трудно ориентироваться и в собственном психическом мире. В связи с этими затруднениями им можно дать следующие рекомендации: познакомиться с популярной психологической литературой; участие в социально-психологических тренингах, направленных на личностный рост, а также коррекцию самосознания, эмоциональной сферы, креативности.

Рассмотрим результаты исследования по методике СЖО. Для типичного «среднего экономиста» характерны следующие смысложизненные ориентации: наличие в его жизни целей, связанных с будущим, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (34,5 баллов); процесс жизни воспринимается как интересный и наполненный смыслом (31,5 баллов); удовлетворенность собственной самореализацией (26,5); представление о себе как о личности, способной осуществлять свободный выбор при построении своей жизни с учетом своих целей, представлений о смысле существования (23,5); убежденность в том, что человек может сознательно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их (30) [3].

Как показывают данные таблицы 1, специалисты со стажем более 15 лет имели высокие баллы по всем шкалам теста.

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики СЖО у экономистов первой и второй группы (в баллах)

Группа

экономис-

тов

Цели в жизни Процесс

жизни

Результа-

тивность

жизни

 

Локус

контроля — Я

Локус

Контроля — Жизнь

Общий показатель

осмыслен-

ности жизни

1 34 31 25 22 30 142
2 35 32 28 25 30 150

 

Нами установлено, что профессионалы 2 группы характеризуются высоким уровнем осмысленности жизни, целеустремленностью, принятием самого процесса жизни как интересного, имеющего смысл. Жизнь они оценивают как продуктивную и осмысленную, уверенны в своих силах, обладают достаточной свободой выбора и силой воли, чтобы построить свою жизнь в соответствии с поставленными целями.

У профессионалов 1-й группы со стажем менее 15 лет высокие баллы по шкалам Цель, Процесс и Локус – Жизнь (соответственно 34; 31; 30 из 42 возможных баллов) свидетельствуют о наличии целей, придающих их жизни осмысленность, направленность на их достижение. Процесс жизни ими воспринимается как интересный и эмоционально насыщенный, для них характерно убеждение, что человек способен контролировать собственную жизнь.

Баллы по шкалам Результат и Локус контроля – Я (25 и 22 из максимально возможных 35 и 28 соответственно) говорят в целом о положительной оценке субъектами пройденного ими жизненного этапа, ощущении продуктивности жизни, присутствии веры в себя и в свои силы, возможности осуществления контроля за своей жизнедеятельностью.

На следующим этапе было проведено корреляционное исследование, позволившее выявить значимые корреляции между показателями шкалы Компетентность во времени (Тс) методики САТ и шкалами «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь» теста СЖО. Была выявлена прямая корреляционная зависимость между показателями шкалы Компетентность во времени (Тс) и «Локус контроля – Я» у экономистов 1-й группы (r=0,305; p ≤ 0,05). Следовательно, при повышении уровня самоактуализации личности появляется у субъекта уверенность в том, что он является хозяином собственной жизни и обладает достаточной свободой выбора в построении своей жизни в соответствии с поставленными им самим целями и задачами. Профессионалы со стажем менее 15 лет, постепенно по мере самореализации на государственной службе, приобретают веру в свои силы, у них постепенно складывается представление о себе как о сильной личности, способной строить свою жизнь.

Прямая корреляция была обнаружена между шкалой Компетентность во времени (Тс) и шкалой «Локус контроля – Жизнь» в 1 группе (r = 0,465; p ≤ 0,01). Нами установлено, что по мере развития уровня самоактуализации личности у госслужащего появляется твердое убеждение в том, что он способен свободно принимать решения, реализовывать их и контролировать свою жизнь.

Выявлена выраженная прямая корреляция (r = 0,478; p ≤ 0,01) между показателями шкалы Компетентность по времени (Тс) и «Локус контроля – жизнь» у экономистов 2 группы со стажем более 15 лет.

Таким образом, госслужащие-экономисты с достаточно развитой самоактуализацией личности обладают убеждением в возможности человека управлять своей жизнью.

 

Литература

  1. Климов Е.А. Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974. 192 с.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  3. Миронова Т.Л. Политические и гражданские позиции интеллигенции // Интеллигенция, ее гражданские позиции в современном мире: мат-лы XI Межд. науч. конф.: в 2 т. / под ред. И. И. Осинского. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. Т. 2. С. 16-26.
  4. Миронова Т.Л., Шагдурова Л.Д. Профессиональная направленность личности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. 170 с.
  5. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. М.: Генезис, 2002. 96 с.
  6. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. 464 с: ил.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672 с.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб: Питер, 2008. 608 с.

 

 

References

  1. Klimov, E.A. Put’ v professiyu. Posobie dlya starshih klassov obshcheobrazovatel’noj shkoly [Path to the profession. Manual for high school secondary school]. L.: Lenizdat, 1974. 192 PP.
  2. Leontiev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test life orientations] (DLC). 2-e Izd. M.: Smysl, 2000. 18 PP.
  3. Mironova T.L. Politicheskie i grazhdanskie pozicii intelligencii [Political and civil positions of the intelligentsia] // Intelligenciya, ee grazhdanskie pozicii v sovremennom mire: mat-ly XI Mezhd. nauch. konf. [Intelligentsia, its civil positions in the modern world: Mat-ly XI Inter. scientific. Conf.] in 2 volumes / under the editorship of I. I. Osinsky. Ulan-Ude: publishing House of Buryat state University, 2016. Vol.2. P. 16-26.
  4. Mironova T.L., Shagdarova L.D. Professional’naya napravlennost’ lichnosti [Professional orientation of the personality]. Ulan-Ude: Publishing House of Buryat state University, 2013. 170 p.
  5. Oprosnik lichnostnoj orientacii (LiO). Prakticheskoe rukovodstvo [Personality orientation questionnaire (PQ). Practical guide]. M.: Genesis, 2002. 96 p.
  6. Romanova E.S. 99 populyarnyh professij. Psihologicheskij analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and job description]. 2-e Izd. St. Petersburg: Peter, 2003. 464 p: Il.
  7. Stolyarenko L.D. Osnovy psihologii [Fundamentals of psychology]. 3-e Izd.. Rostov-na-Donu: Feniks, 2000. 672 p.
  8. Hjelle Larry, Ziegler Daniel. Personality Theories. 3-e Izd. St. Petersburg: Peter, 2008. 608 p.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)