Психологический анализ сотрудничества в транснациональных корпорациях: кросс-культурный аспект

Дугарова Т.Ц.1, Айгумова З.И.2

1 доктор психологических наук, доцент,
ведущий аналитик Центра развития образования

ФГБУ «Российская академия образования»
е-mail: dugarovatts@mail.ru

2 кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»

е-mail: zagrata@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

 

Статья посвящена кросс-культурным аспектам сотрудничества в транснациональных корпорациях: развитию кросс-культурной компетентности, модификациям типов идентичности, влиянию компетенций межкультурных коммуникаций на эффективность взаимодействия. Автор рассматривает кросс-культурную компетентность как готовность взаимодействовать и сотрудничать в мультикультурном коллективе, общую эрудицию в области разных культур, способность дифференцировать эмоциональные стратегии реагирования представителей разных культур.

Ключевые слова: кросс-культурная компетентность, развитие кросс-культурной компетентности, типы идентичности, транснациональная корпорация, сотрудничество.

T. Dugarova, Z. Aigumova

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF COOPERATION IN TRANSNATIONAL CORPORATIONS: CROSS-CULTURAL ASPECT

 

The article is devoted to problems of cross-cultural aspects of cooperation in transnational corporations: the development of cross-cultural competence, modifications of identity types, the influence of competences of intercultural communications on the effectiveness of interaction. The author analyzes the foreign and domestic experience of cross-cultural competence to interact and collaborate in a multicultural team, general erudition in the field of different cultures, the ability to differentiate the emotional response strategies of representatives of different cultures.

Keywords: cross-cultural competence, development of cross-cultural competence, identity types; transnational corporation, cooperation.

 

В условиях построения глобального экономического пространства, интернализации всех сфер жизнедеятельности пристального внимания требуют вопросы кросс-культурной компетентности субъектов, включенных в новые глобальные субъекты – транснациональные корпорации. Под кросскультурной компетентностью мы понимаем идентичность, готовность взаимодействовать и сотрудничать в мультикультурном коллективе, общую эрудицию в области разных культур, способность дифференцировать эмоциональные стратегии реагирования представителей разных культур. Это системное понятие, рассматриваемое на когнитивном, поведенческом, эмоциональном уровнях. Ядром кросс-культурной компетентности выступает идентичность личности – когнитивный конструкт, выполняющий функцию регуляции поведения. Как показывают исследования в области менеджмента кросс-культурной коммуникации, недостаточный уровень развития идентичности, модификации типов идентичности часто провоцируют внутриличностные и межличностные конфликты.

В транснациональных корпорациях одной из актуальных задач становится учет кросс-культурных особенностей развития этнической идентичности – совокупность отношений к себе как представителю определенного этноса и отношений к «другим». Согласно Х. Теджфелу, Т.Г. Стефаненко межкультурное взаимодействие обостряет развитие этнической идентичности, «индивид выходит за пределы своего «Я», ищет группу, групповую идентичность, сознательно декларируя свою неразрывную связь с общностью, этносом». Общепринятым является выделение трех типов этнической идентичности: 1. нормальной позитивной идентичности, предполагающей толерантные взаимодействия, готовность к сотрудничеству с «другими»; 2. экстремальных типов идентичности (гиперидентичность, ксенофобия, этноцентризм), ведущих к конфликтному взаимодействию, нетерпимости к «другим» на основе идеи собственного превосходства над «другими»; 3. маргинальных типов идентичности, основанных на утверждениях игнорирования и нивелирования этнических чувств, этнических поведенческих паттернов [1; с. 12].

Кросс-культурные аспекты сотрудничества сегодня активно обсуждаются в научной литературе. В исследовании Robin Bell, Carlos Fernández Riol, посвященном теории и практике межкультурного общения, изучено влияние компетенции межкультурных коммуникаций на коллективную эффективность баскетбольных команд национальной коллегии атлетической ассоциации мультикультурных ассоциаций. В исследовании участвовало 140 тренеров баскетбольной национальной ассоциации американских колледжей по межкультурной коммуникации и анкета изучения коллективной эффективности. Выявлено, что межкультурная коммуникационная компетентность и коллективная эффективность баскетбольных команд являются многоплановыми. Доказана статистическая взаимосвязь между компетенцией межкультурного общения и коллективной эффективностью, подтвержденная с помощью регрессионного анализа [8].

Согласно Hakan Ozcelik, кросс-культурные взаимодействия по своей сути являются эмоциональными процессами, что может предполагать значительную неопределенность и потенциал для недопонимания между партнерами. Это исследование ученых было направлено на то, чтобы разработать учебный модуль, который способствует нивелированию эмоциональных лакун, глубокому анализу межкультурного делового общения. Бизнес-школы венгерского университета в Будапеште и американский университет в Северной Калифорнии сотрудничали в учебном модуле с использованием технологий видеоконференцсвязи и экранирования. Авторы проанализировали эффективность этого модуля на основе своих наблюдений и анализа качественных данных, полученных от студентов. Результаты исследования показывают, что технология видеоконференций может быть жизнеспособным инструментом для создания взаимодействия в реальном времени между учащимися в разных странах, в которых они могут испытывать, выражать, наблюдать и размышлять над эмоциями. Студенты получили непосредственный опыт в видеоконференциях и улучшили понимание межкультурного общения, отразив свои наблюдения и эмоции [6].

В статье Asma Moalla проведен сравнительный аспект дискурса и социолингвистической компетенции среди носителей американского английского языка и тунисских учащихся, изучающих английский язык. Было обнаружено, что стратегии двух групп участников были кросс-культурно различны и зависели от соответствующих культурных особенностей участников. Кроме того, данные подчеркивают тот факт, что межкультурная коммуникация является транзакционным взаимным процессом и что необходимы корректировки коммуникативного поведения, развитие кросс-культурной компетентности для эффективной межкультурной коммуникации [5].

Эмпирические данные подтверждают, что специфика общения в межкультурных диалогах является следствием понимания культурных ценностей. Исследование Andre A Pekerti установило, что поведение и общение азиатов и новозеландцев проходит в соответствии с вертикальным коллективизмом и горизонтальным индивидуализмом. В частности, аргументация положительно связана с независимым самосогласованным и отрицательно связана с взаимозависимым самосогласованием. Исследование показало, что новозеландцы демонстрировали более идиоцентрическое и аргументированное поведение, в то время как азиаты проявляли больше социоцентрического и менее аргументированного поведения во время фактических взаимодействий; в частности, различия участников проявлялись в стилях общения в соответствии с их культурными ценностями во время межкультурных взаимодействий [4].

Исследование Marinus van Driel направлено на определение количественных показателей межкультурной компетентности при создании организационной структуры с использованием образцов военных организаций. Межкультурная компетентность традиционно обсуждалась как конструкция индивидуального уровня, но не была широко оценена как феномен организационного уровня. Синтез межкультурной компетентности, организационной разведки и многоуровневой аналитической литературы используются для построения теоретической основы организационной межкультурной компетентности и разработки количественных показателей конструкции (индексы уровня организационного климата, воспринимаемой эффективностью организации и сплоченности). На основе этого синтеза были определены три стратегии для оценки межкультурной компетентности на организационном уровне анализа [7].

Как показывает обзор современных публикаций по теме, психологический аспект эффективного кросс-культурного сотрудничества неразрывно связан с отбором и подготовкой субъектов, включенных в глобальные субъекты – транснациональные корпорации. В содержательном отношении развитие кросс-культурной компетентности может рассматриваться по следующим направлениям: развитие этнической идентичности, способствующей принятию себя; повышение общего уровня когнитивного развития и эмоционального интеллекта,  проявляющегося в способности дать дефиниции широкому кругу культурных явлений, в том числе и относящихся к психоэмоциональным состояниям, возникающим в ходе кросс-культурного межличностного и межгруппового взаимодействия;  обретение способности к альтернативному мышлению, предполагающему допущение различных вариантов развития ситуации с учетом культурного многообразия, умение выбрать наиболее оптимальный вариант и обосновать этот выбор (развитие дивергентного мышления); повышение уровня поведенческих стратегий на занятиях межкультурного тренинга. Отметим, психологический аспект эффективного кросс-культурного сотрудничества неразрывно связан и с психологией бессознательного – ментальными установками, ценностными ориентациями, доминирующими в том или ином обществе [3, с. 75].

Текущие исследования в области межкультурного сотрудничества можно выделить по направлениям: теории / методологические основания изучения кросс-культурной компетентности, методы развития кросс-культурной компетентности, идентичности и поиск эффективных методов обучения кросс-культурной компетентности. В дальнейшем, необходимо учитывать факторы этнотрадиций, семейные факторы, межкультурную оценку, кросс-культурные ассимиляторы и качество обучения. Рассмотрение данных факторов посредством теории организационной психолингвистики [2] позволит значительно расширить перспективы исследований и практики в сфере кросс-культурного сотрудничества.

Понимание проблемы различия культур и ценностей, кросс-культурных моделей поведения в транснациональных корпорациях позволит адаптироваться к культурному разнообразию, интеграции и эффективно входить в социально-экономическое пространство.

 

Литература

  1. Дугарова Т.Ц., Сагалакова Л.П. Кросскультурное исследование этнокультурной компетентности студенческой молодежи//Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 1. С. 10-21.
  2. Тарасов Е.Ф. К построению теории организационной психолингвистики // Организационная психолингвистика. М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2018. № 1(1). С. 11-20.
  3. Чу Т.Т. Кросс-культурная коммуникация в международных организациях и транснациональных корпорациях во Вьетнаме//NovaUm.Ru. 2017. № 7. С. 73-76.
  4. Andre A Pekerti, David C Thomas. The role of self-concept in cross-cultural communication//International Journal of Cross Cultural Management, vol. 15, 2: pp. 167-193. , First Published January 11, 2015.
  5. Asma Moalla. Who Is Responsible for Successful Communication? Investigating Compliment Responses in Cross-Cultural Communication//SAGE Open, vol. 3, 1, First Published January 9, 2013.
  6. Hakan Ozcelik, Zita Zoltay Paprika. Developing Emotional Awareness in Cross-Cultural Communication: A Videoconferencing Approach//Journal of Management Education, vol. 34, 5: pp. 671-699, First Published April 12, 2010.
  7. Marinus van Driel, William K. Gabrenya. Organizational Cross-Cultural Competence Approaches to Measurement||Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 44, 6: pp. 874-899. First Published November 19, 2012.
  8. Robin Bell, Carlos Fernández Riol. The impact of cross-cultural communication on collective efficacy in NCAA basketball teams // Journal of Management Education. 17, 2017.

 

References

  1. Dugarova T.Ts., Sagalakova L.P. Krosskul’turnoe issledovanie ehtnokul’turnoj kompetentnosti studencheskoj molodezhi [Cross-cultural study of ethno-cultural competence of students] / / Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat state University]. No. 1. P. 10-21.
  2. Tarasov E.F. K postroeniyu teorii organizacionnoj psiholingvistiki [To the construction of a theory of organizational psycholinguistics] // Organizational psycholinguistics. M.: LLC «Agency social-humanitarian technologies», 2018. 1 (1). P. 11-20.
  3. Chu T.T. Kross-kul’turnaya kommunikaciya v mezhdunarodnyh organizaciyah i transnacional’nyh korporaciyah vo V’etname [Cross-cultural communication in international organizations and transnational corporations in Vietnam] //NovaUm.RU. 2017. 7. P. 73-76.
  4. Andre A Pekerti, David C Thomas. The role of self-concept in cross-cultural communication//International Journal of Cross Cultural Management, vol. 15, 2: pp. 167-193. , First Published January 11, 2015.
  5. Asma Moalla. Who Is Responsible for Successful Communication? Investigating Compliment Responses in Cross-Cultural Communication//SAGE Open, vol. 3, 1, First Published January 9, 2013.
  6. Hakan Ozcelik, Zita Zoltay Paprika. Developing Emotional Awareness in Cross-Cultural Communication: A Videoconferencing Approach//Journal of Management Education, vol. 34, 5: pp. 671-699. , First Published April 12, 2010.
  7. Marinus van Driel, William K. Gabrenya. Organizational Cross-Cultural Competence Approaches to Measurement||Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 44, 6: pp. 874-899. , First Published November 19, 2012.
  8. Robin Bell, Carlos Fernández Riol. The impact of cross-cultural communication on collective efficacy in NCAA basketball teams // Journal of Management Education. 17, 2017.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)