СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОБЛЕМА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Болзан Н.А.

Белорусский Государственный Университет
Беларусь, Минск
е-mail: Nika.bolzan@gmail.com

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОБЛЕМА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются социальные сети с точки зрения их влияния на психологическое благополучие матерей в Республике Беларусь и других страх СНГ. Актуальность исследования связана со стремительным ростом аудитории социальных сетей, в том числе среди матерей. Рассматриваются различные научные позиции: одни исследователи отмечают позитивное значение социальных сетей для обогащения опыта и самосознания матери, другие — указывают на риски конструирования гиперболизированного образа «идеальной матери», не соответствующего реальности. Показано, что восприятие такого образа приводит к излишнему сравнению, чувству собственной несостоятельности и развитию симптомов депрессии и тревоги у матерей. В статье также проводится всесторонний анализ влияния социальных сетей на психологическое благополучие матерей с учетом социально-культурных различий в европейских странах, странах Запада, восточных странах и странах СНГ. Выявлено, что в европейских и западных странах преобладает образ матери, акцентированный на самореализации и равновесии между личной жизнью и воспитанием детей. В восточных странах, вроде Израиля, напротив, более актуален традиционный образ материнства, обусловленный патриархальной моделью общества. В странах СНГ наблюдается смешение этих тенденций, где идеалы материнства колеблются между традиционными и современными подходами. Исследование показывает, что социальные сети усиливают давление на матерей во всех рассмотренных регионах, пропагандируя недостижимые стандарты. Это приводит к увеличению случаев депрессии, тревожности и низкой самооценки среди матерей, особенно когда они сравнивают свои реальные жизненные ситуации с идеализированными образами в социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, материнство, психологическое благополучие, идеальная мать, депрессия, тревожность, самосознание.

N. Bolzan

SOCIAL NETWORKS AS A PROBLEM FOR THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE MOTHER IN MODERN SOCIETY

Abstract. The article examines social networks in terms of their impact on the psychological well-being of mothers. The relevance of the study is related to the rapid growth of the audience of social networks, including among mothers. Various scientific positions are considered: some researchers note the positive importance of social networks for enriching the experience and self-awareness of the mother, others point to the risks of constructing an exaggerated image of the «ideal mother» that does not correspond to reality. It is shown that the perception of such an image leads to excessive comparison, a sense of self-failure and the development of symptoms of depression and anxiety in mothers. The article also provides a comprehensive analysis of the impact of social networks on the psychological well-being of mothers, taking into account socio-cultural differences in European countries, Western countries, Eastern countries and CIS countries. It was revealed that in European and Western countries, the image of a mother prevails, focused on self-realization and balance between personal life and parenting. In eastern countries, like Israel, on the contrary, the traditional image of motherhood is more relevant, due to the patriarchal model of society. In the CIS countries, there is a mixture of these trends, where the ideals of motherhood fluctuate between traditional and modern approaches. The study shows that social networks increase pressure on mothers in all the regions considered, promoting unattainable standards. This leads to an increase in cases of depression, anxiety and low self-esteem among mothers, especially when they compare their real life situations with idealized images on social media.

Keywords: social networks, mothers, psychological well-being, ideal mother, depression, anxiety, self-awareness.

В последние десятилетия наблюдается стремительный рост популярности социальных сетей. Согласно статистическим данным, в 2023 году аудитория социальных сетей в мире достигла 4,65 миллиарда пользователей, что составляет более 58% от общей численности планеты [15]. Как свидетельствуют другие отчеты, в странах СНГ аудитория социальных сетей наиболее большая: так, по данным международного ежегодного отчета «Цифровые технологии 2023» по состоянию на 2023 год в Беларуси социальными сетями пользуется более 56% граждан, в Казахстане – более 60%, в России – более 73% (см. рис. 1).

Использование социальных сетей в странах СНГ за 2023 год
Рис. 1 Использование социальных сетей в странах СНГ за 2023 год

 

Хотя использование цифровых медиа-пространств несет определенные преимущества, такие как поддержание социальных связей и доступ к разнообразной информации, в научной литературе накапливается все больше свидетельств относительно их негативного влияния на психологическое благополучие пользователей [11; 26].  Особенно уязвимой категорией в данном контексте являются матери, в последние годы активно использующие социальные сети, чтобы получать советы по воспитанию детей и социальную поддержку. Вместе с тем в ряде исследований была продемонстрирована связь между использованием социальных сетей и симптомами депрессии, тревоги, низкой самооценкой у этой группы пользователей, что свидетельствует о влиянии социальных сетей на психологическое благополучие матери. Данная статья ставит целью проанализировать конкретные механизмы влияния социальных сетей на психологическое благополучие матерей.

Психологическое благополучие, как понятие в психологии, объединяет субъективное чувство счастья, удовлетворенность настоящим положением дел, оптимизм и, в целом, ощущение смысла собственного существования.  Это понятие было введено и определено Н. Брэдбурном, который также ассоциировал его с аристотелевской концепцией «эвдемонии» – ощущения личностью внутренней полноты, блаженства, счастья [6]. Согласно Э. Динеру, психологическое или субъективное благополучие соотносимо с тремя компонентами: удовлетворением (то есть чувством насыщения личностных потребностей), приятными и неприятными эмоциями [9].

В научной литературе существуют неоднозначные утверждения о влиянии как интернета в целом, так и социальных сетей в частности на психологическое благополучие матерей. Некоторые исследователи утверждают, что интернет-платформы позволяют женщине посредством участия в онлайн-сообществах не только делиться информацией, связанной с собственным опытом материнства, но и обогащать этот материнский опыт получением информации от других пользователей-матерей, что развивает адекватное материнское самосознание и, в целом, способствует росту личностного благополучия [17; 20].

Тем не менее, другие исследователи подчеркивают, что социальные сети транслируют идеализированный, то есть оторванный от действительности, образ женщины, восприятие которого матерью может привести к осознанию собственной неполноценности, а также развитию чувств родительского стресса, некомпетентности в семейных вопросах [21]. Это связано с тем, что социальные сети, по мнению ряда исследователей [1; 4; 8], в наибольшей степени воплощают в себе концепцию «симулякров», введенную Ж. Бодрийяром. Согласно данной теории, в современном постмодернистcком обществе реальность подменяется «гиперреальностью» – миром симулякров-копий без оригинала, или искусственно сконструированных образов, лишенных своего референта в реальности, но осознаваемых людьми как подлинные объекты [2].

Одним из ярких примеров такого симулякра, конструируемого в пространстве социальных сетей, является и образ «идеальной матери», транслируемый в блогерской среде. Блогеры – это пользователи интернета, регулярно осуществляющие деятельность по размещению интерактивного и мультимедийного контента личного, развлекательного, образовательного или экспертного характера на онлайн-платформах с целью привлечения внимания интернет-пользователей. В отличие от традиционных СМИ, основным контентом блогов являются субъективные суждения и оценки самого блогера, касающиеся его личной повседневной жизни, области профессиональных знаний и навыков или других отдельных аспектов окружающей действительности, в случае материнских блогов такой действительностью выступает личная жизнь и транслируемая ею семейная среда. Стоит отметить, что «материнская» блогосфера в современном мире является одним из стремительно распространяющихся жанров коммуникации в социальных сетях и включает в себя блоги, связанные со здоровьем детей, психологическими отношениями матери с детьми, обучением и образованием детей и другое. По мнению Степанова В.Н., социальные сети стали средой формирования идентичности на всех уровнях [7].

Анализируя феномен материнских блогов в Instagram (признана экстремистской организацией, запрещена в РФ), О.Ю. Верпатова [4] выделяет основные элементы представляемого блогерами образа «идеальной матери»:

  1. Демонстрация полноценной традиционной семьи с гармоничными взаимоотношениями между супругами.
  2. Проявление исключительно позитивных эмоций во взаимодействии с детьми.
  3. Подчеркивание успехов и достижений детей.
  4. Демонстрация активного образа жизни и разнообразного досуга
  5. Акцент на соответствии стандартам женской привлекательности.

 

Такой набор характеристик, по сути, воплощает архетип идеала материнства, сформировавшийся в культурной традиции. Но в изображении, транслируемом блогерами, данный образ приобретает гипертрофированные, нереалистичные черты. В некоторых случаях, согласно исследованию У.С. Борисовой и М.В. Саввинова, в социальных сетях демонстрируется образ «мам-бизнесменов» или «мам-супергероев», которые одинаково успешны не только в вопросе воспитания детей, но и в деле предпринимательства [3], что также не всегда соответствует действительности. По замечанию О.Ю. Верпатовой, матери-пользователи, просматривая подобный контент в социальных сетях, «потребляют симулякр успешного материнства, примеряя данную модель на себя» [4, с. 58].

Между тем, потребление подобного контента несет в себе вполне реальные риски для психологического здоровья женщин. Так, отмечается прямая связь между временем, проведенным матерями в социальных сетях, а также потребляемым ими контентом на данных интернет-платформах, и ростом уровня депрессии и тревожности [24]. Сравнительный анализ образа жизни блогеров вызывает нередко у матерей сомнений в своих возможностях и способностях, ощущение неполноценности, хронической усталости, чувство стресса, нередко сопровождаемое потерей связи с ребенком и превращением реального материнского опыта в его симуляцию в интернет-блогах, что не позволяет сформировать устойчивое психологическое благополучие матери [4].

Сходные результаты показало исследование С. Койна и коллег [13]. Используя методику семантического дифференциала, авторы выявили, что у пользователей Instagram (признана экстремистской организацией, запрещена в РФ), образ собственного материнства воспринимается более негативно после просмотра профилей популярных матерей-блогеров, что связано с высоким уровнем социального сравнения, и в некоторых случаях приводит к развитию депрессии. При этом разрыв между «реальным» и «идеальным» образами усиливается с ростом времени, проведенного в социальной сети. А. Хендерсон и его коллеги также выявили наличие обратной зависимости между использованием социальных сетей и психологическим благополучием матери [18]. Матери, которые чувствовали со стороны блогеров давление быть «идеальными мамами», также испытывали чувство вины за то, что не соответствовали характеристикам этого идеала, и были в значительной степени подвержены стрессу. По замечанию М. Тейт, если материнское чувство вины постоянно, оно может привести к ложному осознанию собственной несостоятельности, что влияет не только на физическое, но и психологическое благополучие матери и ее способность быть продуктивным в воспитании детей [24].

Несмотря на явность проблемы влияния социальных сетей на психологическое благополучие матерей, стоит, однако, подчеркнуть, что глубина данного влияния разнится в зависимости от социально-культурных особенностей общества, в котором проживает мать. Прежде всего, это связано с тем, что материнская идентичность, по замечанию М. Ахарони, представляет собой культурный и социальный результат диктуемых личности норм материнства, принятых в обществе [19]. Социальные сети, являясь отражением общественных устоев, таким образом также оказывают вклад в формирование материнской идентичности.

Анализируя данные как качественных, так и количественных исследований: опросов, интервью, наблюдений, – можно утверждать, что влияние социальных сетей на женщин в западных странах (США, Канада), европейских странах (Великобритания, Ирландия, Франция, скандинавские страны), странах восточного мира (Израиль) и государствах СНГ (Россия, Беларусь, Украина) разнится.

Так, патриархальная модель общества и связанные с ней культурные нормы, в том числе исторически-религиозного характера, сохраняются в Израиле и других ближневосточных странах. Это накладывает определенное давление на матерей в плане соответствия образу «идеальной матери». Как показал анализ контента израильских социальных сетей, проведенный Б.Л. Валтчановым с соавторами [25], в виртуальном пространстве культивируется модель интенсивного материнства. Согласно данной модели, хорошая мать должна полностью посвятить себя детям и семье, быть физически и эмоционально полностью доступна ребенку, проявляя к нему неустанную заботу. Такие нереалистично завышенные ожидания порождают среди матерей чувство вины и неполноценности из-за невозможности им соответствовать, тем самым препятствуя формированию психологической устойчивости и самодостаточности. Более того, как показывают ряд израильских исследователей, в социальных сетях матери вовлечены в своего рода виртуальную конкуренцию за статус идеальной матери [19]. Те женщины в израильском обществе, чье материнство отклоняется от транслируемых в социальных сетях стандартов, сталкиваются с осуждением и критикой, что еще больше усугубляет их эмоциональный и психологический дискомфорт.

Однако даже в западных странах, где патриархальная модель не имеет такой общественной доминации, как в Восточной цивилизации, а женщины обладают большей возможностью свободно выбирать, иметь ли детей, в каком количестве и по какой модели их воспитывать, с ростом популярности платформ социальных сетей, пропагандирующих определенные образы материнства и выдвигающих на первый план образ матери, которая способна быть мультифункциональной и одинаково успешной во всем, матери также испытывают сильное психологическое давление. Так, развитое в Великобритании онлайн-кураторство материнства, как подчеркивают исследования, во многом способствует формированию «культуры сравнения», которая ставит под угрозу самооценку и психическое здоровье участвующих в онлайн-курсах матерей [12].

Кроме того, согласно последним данным, матери в западных странах, в частности, в США, родившиеся в период с 1981 по 1996 год (так называемые «матери-миллениалы»), демонстрируют более активное использование социальных сетей по сравнению с матерями предыдущего поколения (см. рис. 2) [14; 23].

Интернет-активность современных матерей и матерей предыдущего поколения
Рис. 2 Интернет-активность современных матерей и матерей предыдущего поколения

 

С одной стороны, такое активное использование социальных сетей имеет положительное влияние. К примеру, посредством использования социальных сетей и участия в блогах матери получают эмоциональную и информационную поддержку от других матерей, узнают советы по уходу за ребенком [20].  Однако чрезмерное увлечение социальными сетями несет в себе и серьезные риски, поскольку постоянное нахождение в интернет-среде отнимает значительное время и концентрацию, которые матери могли бы уделять непосредственно общению со своими детьми и их воспитанию. Это также повышает риск развития интернет и игровой зависимости [16], поскольку, согласно индонезийским исследованиям, около 60% современных матерей, пользующихся социальными сетями, также играют и в онлайн-игры [22].

Использование социальных сетей становится все более популярным среди матерей и в странах СНГ. Анализируя материнскую практику, прежде всего в Беларуси, России, Украине можно утверждать, что в данных регионах, в отличие от западных и европейских стран, сохраняются и активно культивируются две противоположные тенденции в трансляции образов материнства онлайн — традиционная и современная мать. Эти идеализированные образы, доведенные до крайности, могут негативно влиять на психологическое благополучие реальных матерей, вызывая у них чувство собственной неполноценности и неудовлетворенности собственным опытом материнства.

Образ традиционной матери

В некоторых популярных российских и белорусских блогах и социальных сетях пропагандируется образ «идеальной» традиционной матери – заботливой и самоотверженной хранительницы домашнего очага.

Многие материнские сообщества в социальных сетях (www.baby.ru, www.materinstvo.ru, www.babyblog.ru и другие)  лишь закрепляют традиционные гендерные роли и стереотипы, разделяя сферы деятельности мужчин и женщин. Они исключают отцов из процесса воспитания и ухода за детьми, формируя представление о том, что эти обязанности лежат исключительно на матери.

Такие сообщества, форумы и каналы, как правило, показывают многодетных матерей, целиком посвятивших себя воспитанию детей и уходу за мужем [5].  Выделим основные черты транслируемого в СНГ-действительности образа традиционной матери:

– Полное посвящение себя семье и детям

– Многодетность (3 и более детей)

– Отказ от карьеры и личных амбиций

– Забота обо всех членах семьи

– «Домовитость» и рукоделие

– Терпеливость и всепрощение

– Жертвенность и самоотречение

 

Согласно модели традиционного материнства, которая транслируется в социальных сетях, мать должна быть, прежде всего, сосредоточена на воспитании ребенка и взаимодействии с мужем, профессиональной самореализации отводится третьестепенное значение [1] (см. рис. 3).

Характеристика деятельность матери, согласно традиционной модели

Рис. 3 Характеристика деятельность матери, согласно традиционной модели

 

Однако подобная гиперболизация жертвенности и отказа от личных амбиций далеко не всегда соответствует реалиям и желаниям современных женщин, что порождает у них стресс, ощущение собственной несостоятельности, разочарованность в жизни, нередко – депрессию [1; 4; 5].

Образ современной матери

С другой стороны, в социальных сетях стран СНГ есть тенденция идеализировать образ успешной во всем супер-матери, одинаково преуспевающей и на работе, и дома. Блогеры и инфлюенсеры, в социальных сетях которых пропагандируется данный образ, показывают глянцевую картинку: карьера, хобби, тренировки, идеальные дети. Современная мать, таким образом, в интернет-среде стран СНГ представлена следующими характеристиками:

– Успешная карьера наравне с материнством
– Финансовая независимость и обеспеченность

– Активность и многогранность (хобби, спорт, саморазвитие)

– Образованность и эрудированность

– Модный стиль одежды

– Активное ведение социальных сетей

– Развитые и талантливые дети

Как правило, деятельность блогеров, демонстрирующих такой образ современной матери, в пределах социальных сетей также разнообразна – от непосредственно ведения блога до образовательных, творческих и других услуг (см. рис. 4) [3; 5; 8].

Онлайн-деятельность матерей в социальных сетях

Рис. 4  Онлайн-деятельность матерей в социальных сетях

 

В некоторых случаях образ такой матери сочетается с экономическим и «имиджевым» превосходством в семье, важность отцовства в семье, таким образом, также отходит на второй план [10].

Однако на практике далеко не каждая мать обладает достаточными ресурсами, чтобы соответствовать таким завышенным стандартам, что чревато переживаниями собственной несостоятельности и чувством вины за невозможность «совмещать несовместимое» [4]. Кроме того, попытка достигнуть образа «идеальной» и многофункциональной матери в соответствии с критериями, транслируемыми и пропагандируемыми в социальных сетях, нередко приводит к утрате способности ведения личностного осознанного материнства [3]. Отсутствие удовлетворенности собственным материнским опытом, в свою очередь, не позволяет сформировать устойчивое психологическое благополучие.

Таким образом, гиперболизация как традиционного, так и современного образа матери в СНГ ведет к формированию нереалистичных стереотипов. Невозможность им соответствовать негативно отражается на психологическом здоровье реальных матерей. Важно пропагандировать более реалистичные и инклюзивные образы с учетом потребностей и возможностей каждой конкретной женщины, чтобы она могла ощущать себя достаточно хорошей матерью вне зависимости от соответствия навязанным в социальных сетях эталонам.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что социальные сети оказывают многогранное и вполне реальное воздействие на психологическое благополучие современных матерей. С одной стороны, онлайн-платформы выполняют важную позитивную функцию, предоставляя матерям площадку для обмена опытом, получения экспертной информации, а также эмоциональной и информационной поддержки, в некоторых случаях даже обеспечивая возможность самореализации. Однако в то же время наблюдается тенденция к гиперболизации в социальных сетях определенных моделей материнства, которые приобретают форму недосягаемых стандартов.  Особенно ярко это проявляется в отношении образов «идеальной традиционной матери» и «идеальной современной матери». Оба эти образа в своей гиперболизированной форме не соответствуют реалиям подавляющего большинства женщин, что порождает у них чувство вины, неполноценности, стресса и разочарования. Это подтверждается наличием прямой зависимости между интенсивностью использования матерями социальных сетей и проявлением у них симптомов депрессии, тревожных расстройств, низкой самооценки.

Кроме того, влияние социальных сетей на психологическое благополучие матерей имеет определенную специфику в зависимости от социокультурного контекста. В традиционных обществах Востока доминируют патриархальные взгляды на материнство как на полное посвящение своей личности семье и детям. Социальные сети еще больше усиливают это давление, пропагандируя модель «интенсивного материнства». Невозможность ей соответствовать порождает у матерей чувство вины и неполноценности. В европейских и западных странах (Великобритания, США, Канада) бόльшую популярность имеет образ матери, сочетающей родительство с самореализацией в карьере и личной жизни. Однако завышенные ожидания, транслируемые в социальных сетях, также негативно сказываются на самооценке матерей. Особенно остро этот вопрос стоит для поколения миллениалов. В странах СНГ ( Беларусь, Россия, Украина) в социальных сетях уживаются две крайности – образ традиционной матери и современной «супермамы». Навязывание любой из этих моделей как универсального стандарта негативно сказывается на психологическом здоровье матерей.

Для решения данной проблемы необходим комплексный подход, включающий корректировку контентной политики социальных сетей, повышение медиаграмотности матерей, а также оказание им психологической поддержки и помощи в поиске баланса между стремлением к идеалу и собственными потребностями и возможностями. Только так можно минимизировать негативное влияние виртуальных стандартов материнства и способствовать подлинному, а не симулятивному психологическому благополучию современных матерей.

 

Литература

  1. Болзан Н.А. Научные подходы к исследованию понятия “психологическое благополучие” / Н. А. Болзан // Живая психология. – – Т. 10. – № 4(44). – С. 31–38. DOI 10.58551/24136522. 2023.10.4.31
  2. Борисова У.С. Молодые матери-якутянки в социальной сети Instagram / У. С. Борисова, М. В. Саввинова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. – 2019. – № 3(15). – С. 36- – DOI: 10.25587/SVFU.2020.15.53607.
  3. Верпатова О.Ю. Идеализации ролевого поведения в пространстве социальных сетей (на примере анализа образа идеальной матери). Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». – 2020. – № 4 (23). – С. 54-
  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. «#онажемать»: имплицитные социальные представления о материнстве в современном российском интернет-дискурсе // Женщина в российском обществе. – 2018. – №1 (86). – С. 67-
  5. Новиков В.Г. Гиперреальность, симулякры и симуляции в виртуальном пространстве как феномен «антисоциальной» теории Жана Бодрийяра / В. Г. Новиков, С. В. Ковалева // Цифровая социология. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 39- – DOI:10.26425/2658-347X-2019-1-39-45.
  6. Протасов С.Ю. Фейк-ньюс и постправда в социальных сетях как неизбежное явление эпохи симулякров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – – №06. – С. 113-116. – DOI: 10.37882/2500-3682.2022.06.17
  7. Степанов В.Н. Медиаэкология и её проблемное поле / В. Н. Степанов // Организационная психолингвистика. – 2021. – № 3(15). – С. 10-31
  8. Федотовских Д.Я. Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию / Д. Я. Федотовских. Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). – Казань: Молодой ученый, 2021. – С. 64-66.
  9. Янак А.Л. Трансформация родительства и отцовства в обществе постмодерна / А. Л. Янак // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – – № 1. – С. 118–126. – DOI: 10.15593/2224-9354/2018.1.11.
  10. Appel H., Crusius, J., Gerlach A.L. Social comparison, envy, and depression on Facebook: A study looking at the effects of high comparison standards on depressed individuals. Journal of Social and Clinical Psychology, 34(4). – Epub: 2015. – 277-289.
  11. Brian M. Motherhood in the Digital Age: Navigating Opportunities and Risks in a Hyper-connected World. SSRN Electronic Journal. – Epub: 2023. – 1-15. – DOI: 10.2139/ssrn.4555839.
  12. Coyne S.M., MeDaniel B.T., Stockdale L.A. «Do you dare to compare?» Associations between maternal social comparisons on social networking sites and parenting, mental health, and romantic relationship oulcomes, Computers in Human Behavior, 70. – Epub: 2017. –Pp. 335–340. – DOI: 1016/j.dhb.2016.12.081.
  13. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins URL: https://www.pewresearch.org/short-reads/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/ (дата обращения: 04.12.2023).
  14. Digital 2022: Global overview report [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 26.11.2023).
  15. Faelens L., Hoorelbeke K., Fried E., De Raedt R., Koster E.H. Negative influences of Facebook use through the lens of network analysis. Computers in Human Behavior, 96. – Epub: 2019. – Pp. 13-22.
  1. Hall W., Irvine V. E-communication among mothers of infants and toddlers in a community-based cohort: A content analysis. Journal of Advanced Nursing, 65. – Epub: 2009. – Pp. 175-
  2. Henderson A., Harmon S., Newman H. The price mothers pay, even when they are not buying it: Mental health consequences of idealized motherhood. Sex Roles, 74(11-12). – Epub: 2019. – P. 512-526. – DOI: 10.1007/s11199-015-0534-5.
  3. Inbal I., Aharoni M. Beyond Intensive Motherhood: Performing Online Cross-Border Motherhood on Social Media. Women s Studies International Forum. Epub: 2023. – P.1–19. – DOI: 100. 10.1016/j.wsif.2023.102820.
  4. McDaniel B., Coyne S., Holmes E. New Mothers and Media Use: Associations Between Blogging, Social Networking, and Maternal Well-Being. Maternal and child health journal. 16. – Epub: 2011. – Pp. 15- – DOI: 10.1007/s10995-011-0918-2.
  5. Pitts V. Illness and internet empowerment: Writing and reading breast cancer in cyberspace. Health, 8. – Epub: 2004. – Pp. 33-
  6. Puspita B., Edvra P. The Use of YouTube and Apps by Digital Moms to Support Early Childhood Learning. Athens Journal of Mass Media and Communications, 8. – Epub: 2022. – Pp. 237–256. – DOI: 10.30958/ajmmc.8-4-2.
  7. Shandwick W. Digital women influencers: Millenial Moms. KRC Research. Thundertech. Mother’s little helper for the digital age. Mobile Report Series 2013. – Epub: 2013. –Pp. 1-14.
  8. Tate M. The Impact of Social Comparison via Social Media on Maternal Mental Health, within the Context of the Intensive Mothering Ideology: A Scoping Review of the Literature. Issues in Mental Health Nursing. 44. – Epub: 2023. – Pp. 1- – DOI: 10.1080/01612840.2023.2238813.
  9. Valtchanov B.L., Parry D.C., Glover T.D. From “Fakebooking” and “Flaming” to a “Mom’s Support Network.” Taking the Village Online: Mothers, Motherhood and social media. Demeter Press. – Epub: 2016. – P. 1-9.
  10. Woods H.C., Scott H. #Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem. Journal of Adolescence, 51. – Epub: 2016. – 41-49.

 

References

  1. Bolzan N.A. Nauchnye podhody k issledovaniju ponjatija “psihologicheskoe blagopoluchie” / N. A. Bolzan // Zhivaja psihologija.  – – – T. 10. – № 4(44). – S. 31–38. – DOI 10.58551/24136522. 2023.10.4.31
  2. Borisova U.S. Molodye materi-jakutjanki v social’noj seti Instagram / U. S. Borisova, M. V. Savvinova // Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Serija: Jekonomika. Sociologija. Kul’turologija. – – № 3(15). – S. 36-45. – DOI: 10.25587/SVFU.2020.15.53607.
  3. Verpatova O.Ju. Idealizacii rolevogo povedenija v prostranstve social’nyh setej (na primere analiza obraza ideal’noj materi). Vestnik TvGTU. Serija «Nauki ob obshhestve i gumanitarnye nauki». – – № 4 (23). –S. 54-59.
  4. Mikljaeva A.V., Rumjanceva P.V. «#onazhemat'»: implicitnye social’nye predstavlenija o materinstve v sovremennom rossijskom internet-diskurse // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. – – №1 (86). – S. 67-77.
  5. Novikov V.G. Giperreal’nost’, simuljakry i simuljacii v virtual’nom prostranstve kak fenomen «antisocial’noj» teorii Zhana Bodrijjara / V. G. Novikov, S. V. Kovaleva // Cifrovaja sociologija. – T. 2, № 1. – S. 39-45.  – DOI:10.26425/2658-347X-2019-1-39-45.
  6. Protasov S.Ju. Fejk-n’jus i postpravda v social’nyh setjah kak neizbezhnoe javlenie jepohi simuljakrov // Sovremennaja nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie. – – №06. – S. 113-116. – DOI: 10.37882/2500-3682.2022.06.17
  7. Stepanov V.N. Mediajekologija i ejo problemnoe pole / V. N. Stepanov // Organizacionnaja psiholingvistika. – – № 3(15). – S. 10-31.
  8. Fedotovskih D.Ja. Psihologicheskoe blagopoluchie: problemy i podhody k issledovaniju / D. Ja. Fedotovskih.  Tekst: neposredstvennyj // Issledovanija molodyh uchenyh: materialy XVI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan’, janvar’ 2021 g.). Kazan’: Molodoj uchenyj, – – S. 64-66.
  9. Janak A.L. Transformacija roditel’stva i otcovstva v obshhestve postmoderna / A. L. Janak // Vestnik Permskogo nacional’nogo issledovatel’skogo politehnicheskogo universiteta. Social’no-jekonomicheskie nauki. – – № 1.  – S. 118–126. – DOI: 10.15593/2224-9354/2018.1.11.
  10. Appel H., Crusius, J., Gerlach A.L. Social comparison, envy, and depression on Facebook: A study looking at the effects of high comparison standards on depressed individuals. Journal of Social and Clinical Psychology, 34(4). – Epub: 2015. – 277-289.
  11. Brian M. Motherhood in the Digital Age: Navigating Opportunities and Risks in a Hyper-connected World. SSRN Electronic Journal. – Epub: 2023. – 1-15. – DOI: 10.2139/ssrn.4555839.
  12. Coyne S.M., MeDaniel B.T., Stockdale L.A. «Do you dare to compare?» Associations between maternal social comparisons on social networking sites and parenting, mental health, and romantic relationship oulcomes, Computers in Human Behavior, 70. – Epub: 2017. – 335–340. – DOI: 10.1016/j.dhb.2016.12.081.
  13. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins URL: https://www.pewresearch.org/short-reads/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/ (data obrashhenija: 04.12.2023).
  14. Digital 2022: Global overview report [Jelektronnyj resurs]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (data obrashhenija: 26.11.2023).
  15. Faelens L., Hoorelbeke K., Fried E., De Raedt R., Koster E.H. Negative influences of Facebook use through the lens of network analysis. Computers in Human Behavior, 96. – Epub: 2019. – 13-22.
  16. Hall W., Irvine V. E-communication among mothers of infants and toddlers in a community-based cohort: A content analysis. Journal of Advanced Nursing, 65. – Epub: 2009. – 175-183.
  17. Henderson A., Harmon S., Newman H. The price mothers pay, even when they are not buying it: Mental health consequences of idealized motherhood. Sex Roles, 74(11-12). – Epub: 2019. – 512–526 . – DOI: 10.1007/s11199-015-0534-5.
  18. Inbal I., Aharoni M. Beyond Intensive Motherhood: Performing Online Cross-Border Motherhood on Social Media. Women s Studies International Forum. – Epub: 2023. – 1–19. – DOI: 100. 10.1016/j.wsif.2023.102820.
  19. McDaniel B., Coyne S., Holmes E. New Mothers and Media Use: Associations Between Blogging, Social Networking, and Maternal Well-Being. Maternal and child health journal. 16. – Epub: 2011. – 15-17. DOI: 10.1007/s10995-011-0918-2.
  20. Pitts V. Illness and internet empowerment: Writing and reading breast cancer in cyberspace. Health, 8. – Epub: 2004. – 33-59.
  21. Puspita B., Edvra P. The Use of YouTube and Apps by Digital Moms to Support Early Childhood Learning. Athens Journal of Mass Media and Communications, 8. – Epub: 2022. – 237–256. – DOI: 10.30958/ajmmc.8-4-2.
  22. Shandwick W. Digital women influencers: Millenial Moms. KRC Research. Thundertech. Mother’s little helper for the digital age. Mobile Report Series 2013. – Epub: 2013. – 1-14.
  23. Tate M. The Impact of Social Comparison via Social Media on Maternal Mental Health, within the Context of the Intensive Mothering Ideology: A Scoping Review of the Literature. Issues in Mental Health Nursing. 44. – Epub: 2023. – 1-17. – DOI: 10.1080/01612840.2023.2238813.
  24. Valtchanov B.L., Parry D.C., Glover T.D. From “Fakebooking” and “Flaming” to a “Mom’s Support Network.” Taking the Village Online: Mothers, Motherhood and social media. Demeter Press. – Epub: 2016. – 1-9.
  25. Woods H.C., Scott H. #Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem. Journal of Adolescence, 51. – Epub: 2016. – P. 41-49.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)