Вербальные и невербальные ритуалы как ценности профессиональной культуры военных

Бойко Б.Л.

доктор филологических наук, профессор
Военный университет МО РФ
е-mail: borisboiko@gmail.com

Вербальные и невербальные ритуалы как ценности профессиональной культуры военных

Статья посвящена анализу ценностей армейской профессиональной культуры в формах ее вербальной и невербальной реализации, зависящих от уровней социального контроля. Каждый уровень отличается степенью социального контроля, который определяет набор вербальных и невербальных средств. От степени социального контроля зависит реализация соответствующих вербальных и невербальных средств.  Ценности высшего уровня отвечают требованиям, сформулированным в общевоинских уставах и наставлениях, и реализуются в практике отношений между военнослужащими в зависимости от их социального статуса. Ценности среднего уровня определяются как названными регламентирующими документами, так и практикой повседневного общения, для которой характерно снижение уровня социального контроля до норм, не препятствующих выполнению служебных обязанностей. Ценности низшего уровня определяются практикой неформальных отношений в среде военнослужащих со сниженным социальным контролем. Каждый из уровней характеризуется собственным набором вербальных средств, отвечающих в первом случае – требованиям нормы литературного языка, во втором – норме литературного языка с вкраплениями средств обиходной речи и профессионального жаргона. На нижнем уровне речевое общение характеризуется насыщенностью средств обиходной речи, единицами жаргона и даже вульгаризмами. Среди ценностей профессиональной культуры немаловажное значение придается ритуалам, которые реализуются в невербальной и вербальной формах. Язык ритуалов на высшем уровне социального контроля закреплен в общевоинских уставах, на среднем и низшем уровне – в речевой практике военного социума. Невербальные и вербальные ритуалы как формы взаимодействия между военнослужащими зависят от степени социальных требований и выражаются как в полном соответствии, так и в различных отклонениях от уставных требований.

Ключевые слова: вербальные и невербальные ценности, профессиональная культура военных, уровни социального контроля, ритуалы как ценности профессиональной культуры, язык ритуалов.

B. Boyko

VERBAL AND NON-VERBAL RITUALS AS VALUES OF PROFESSIONAL CULTURE OF MILITARY

The article deals with the analysis of the values of the army professional culture in the forms of its verbal and non-verbal realization, depending on the levels of social control. Each level is distinguished by the degree of social control that determines the set of verbal and non-verbal means. The implementation of appropriate verbal and non-verbal means depends on the degree of social control. The values of the highest level meet the requirements set forth in the general military regulations and manuals and are implemented in the practice of relations between military personnel depending on their social status. The values of the average level are determined both by the mentioned regulatory documents and by the practice of everyday communication, which is characterized by some reductions in the level of social control to the norms that do not impede the performance of official duties. The values of the lowest level are determined by the practice of informal relations among military personnel with reduced social control. Each level is characterized by its own set of verbal means, the highest level meets the requirements of the norm of a literary language, the average one by the norm admits inclusions of means of everyday speech and professional jargon. At the lower level, verbal communication is characterized by means of everyday speech, jargon units, and even vulgarisms. Non-verbal values (uniforms, forms of interaction between servicemen, etc.), like verbal ones, depend on the degree of social control and are expressed both in full compliance and in various deviations from statutory requirements
Keywords: verbal and non-verbal values, professional culture of the military, levels of social control, rituals as values of the professional culture, language of rituals.

 

Армейский социум: общая характеристика

 

Армейская часть социума в любом этносе отличается одновременно стабильностью и непостоянством. Стабильность обоснована социальной функцией – вооруженные силы предназначены для защиты от нападения извне, и эта функция неизменна даже в случае нанесения превентивных ударов по вероятному агрессору за пределами собственных границ. Как и всякая самостоятельная часть социума армия отличается собственной профессиональной культурой, военнослужащих отличает собственный modus vivendi, реализующийся на отграниченной территории воинских частей и командных инстанций.

Повседневная деятельность военных нацелена на поддержание войск в готовности в случае необходимости действовать в соответствии с предназначением. Армейский социум в общем случае делится на два слоя – профессиональных военнослужащих и военнослужащих призываемых на период срочной службы. Обе части армейского социума, имея общее предназначение, отличаются одна от другой сроками военной службы.   Кадровые офицеры приходят в вооруженные силы на длительные сроки службы, измеряемые несколькими десятками лет. В оптимальном случае они перемещаются по иерархии командных должностей и воинских званий. Их профессиональная культура стабильна, отличается наработанной годами повторяемостью отношений между начальниками и подчиненными, между старшими и младшими по воинскому званию.      Отношения в социальной группе военных отлажены, как положениями общевойсковых уставов и надлежащими регламентирующими документами, так и неписанными правилами этикета, которые существуют в любом обществе в пределах различных социальных групп – уважительное отношение по отношению к старшим, требовательное и одновременно гуманное отношение к тем, кто находится на нижних уровнях социальной структуры и преодолевает трудности профессионального становления.

Ценности профессиональной культуры военнослужащих

Профессиональная культура военного социума характеризуется рядом ценностей, обладание которыми обеспечивает выполнение ими своих функциональных обязанностей. В ряду высших ценностей военной службы назовем такие, как стремление достойно исполнить свой конституционный долг и гордость за выполнение почетной обязанности – защиты Отечества, воинская честь и достоинство [3].

Названные высшие ценности военной службы, составляя центральное содержание профессиональной культуры военнослужащих, реализуются в форме вербальных и невербальных средств, которые в свою очередь приобретают статус социальных ценностей. В этом плане речь военнослужащих как средство разъяснения, убеждения и волеизъявления, дополненная неречевыми действиями, например, как побуждение подчиненных к действиям по формуле «делай, как я», достойна возведения в степень социальных ценностей военнослужащих. Среди невербальных ценностей ниже затронем только внешние проявления статусных отношений между военнослужащими.

Культура речи

К социально-групповым ценностям высшего уровня относится и понятие культуры речи военнослужащих. Уставы требуют соблюдения определенных норм общения, уважения чести и достоинства военнослужащих. В уставах сформулированы формулы обращения начальников и старших к подчиненным и младшим: «Рядовой Петров», «Товарищ рядовой», «Сержант Кольцов», «Товарищ сержант» и формулы обращения подчиненных и младших к начальникам и старшим: «Товарищ старший лейтенант», «Товарищ контр-адмирал», «Товарищ гвардии полковник». Вне строя офицеры могут обращаться друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени отчеству. В повседневной жизни офицерам разрешается применять утвердительное выражение «слово офицера», при прощании друг с другом допускается вместо слов «до свидания» говорить «честь имею» [6, c. 42-43].

Культура речи офицера как обязательная составная профессиональной подготовки включает такие понятия как корректность, четкость и ясность, чистоту речи. Корректность речи обеспечивает точность команд, непротиворечивость распоряжений; четкость и ясность речи предполагает ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована; чистота речи предполагает употребление литературных выражений, отсутствие  в речи вульгаризмов, жаргонизмов, ненормативной лексики и слов-паразитов [1].

Язык формальных и неформальных отношений в армейской среде

Не упуская из вида систему социальных и социально-психологических отношений на каждом из названных выше уровнях, мы остановимся далее на языковом  обеспечении этих отношений, на анализе фрагментов речи, большей частью на анализе лексических единиц, с помощью которых  означиваются предметы, процессы и отношения между военнослужащими, частично известные гражданскому социуму и основательно усваиваемые в рамках социума военного. Здесь обращают на себя внимание речевые единицы, закрепленные в уставах и наставлениях, в описаниях образцов оружия и боевой техники, овладение и владение которыми обеспечивает функционирование вооруженных сил в пределах воинских подразделений в соответствии с иерархией служебных отношений в условиях официоза.

Анализируя фрагменты языка и речи военнослужащих в системе официальных и неофициальных отношений, мы попробуем понять сущностные стороны повседневной жизни и быта, выраженные в единицах речи и отражающие социальную сущность   служебных и внеслужебных отношений. В результате мы обнаружим три слоя лексики и фразеологии, отражающих содержание военно-профессиональной речи в зависимости от уровня социального контроля. В первом слое мы найдем лексику и фразеологию «языка уставов», языка официальных отношений, основу которых составляет нормированный литературный язык. Во втором слое – «языке повседневных отношений» – нормированный литературный язык будет разбавлен вкраплениями из повседневного речевого опыта,  допускающего отклонения от литературной нормы, однако не нарушающих  тональности общения, принятой между начальниками и подчиненными, старшими и младшими по воинскому званию и отражающие в целом уровень этикета «гражданской» части общества. Здесь мы найдем единицы разговорной речи и вкрапления профессионального жаргона,  отражающие специфику общения в кругу военных специалистов, выполняющих функционально очерченный круг задач,  Наконец, в ситуациях со сниженным социальным контролем, в ситуациях неформального общения равных среди равных повысится частотность использования речевых единиц, относящихся к слою повседневного бытового общения, т.н. «казарменной речи», насыщенной единицами военного жаргона с вкраплениями единиц  вульгарной речи.

Язык парада. Команды как ценности профессиональной культуры высшего уровня

Официальные отношения между военными сформулированы в общевоинских уставах, торжественные построения, передвижение подразделений строем, подход к начальнику с докладом и возвращение в строй – все имеет свои вербальные формулы, соблюдение которых поддерживается официальностью отношений и строгостью воинского ритуала. С особой тщательностью команды выполняются в условиях торжественных построений, парадов, вноса и выноса Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части, награждения воинских частей орденами, которые затем прикрепляются к знамени, развода караулов и постов, ритуалов, связанных с похоронами военнослужащих. Такие речевые образцы мы отнесем к ценностям высшего уровня; они заучиваются наизусть и воспроизводятся с интонацией, отражающей одновременно торжественность и высшую степень волеизъявления, их просодика – наличие мини-пауз перед ударным слогом и пауз между отдельными единицами команд, необходимых для выполнения элементов команд, – отражает торжественность происходящего и обеспечивает выполнение отдельных команд. Непрофессиональный читатель по прямым трансляциям с Красной площади знаком с образцами управления подразделениями, относящимися к началу парада войск на Красной площади. Эти речевые команды воспроизводятся в соответствии со статьями 362 и 365 Общевоинских уставов Российской Федерации:

  1. Войска гарнизона проходят торжественным маршем в строях и в последовательности, указанных в приказе начальника гарнизона.

Для прохождения торжественным маршем командующий парадом подает команды: «Парад — СМИРНО», «К торжественному маршу, поротно (побатальонно), на одного линейного (двух линейных) дистанции, первая рота (батальон) прямо, остальные напра-ВО (нале-ВО)», «На пле-ЧО», «Равнение направо, шагом — МАРШ».

<…>

  1. По команде командующего парадом «МАРШ» головное подразделение вслед за командующим, знаменщиками с Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем, их ассистентами и барабанщиками начинает движение строевым шагом под бой малых барабанов. Остальные подразделения выходят на место построения головного подразделения, по команде своих командиров поворачиваются налево (направо, заходят плечом), выравниваются, набирают установленные дистанции и по команде «ПРЯМО» следуют за впереди идущим подразделением.

Правофланговые в подразделениях следуют вдоль линии, обозначенной линейными, в одном шаге от них [5].

Вербализованные ритуалы по случаю присвоения офицеру очередного воинского звания

Войсковая практика знает два уровня ритуалов в связи с присвоением офицеру очередного воинского звания. Ритуал первого уровня и его вербализованная часть закреплены в Уставе внутренней службы Российской Федерации. После ознакомления с приказом  о присвоении очередного воинского звания, военнослужащий, прикрепив к погонам очередную звездочку, представляется своему непосредственному начальнику:

Например: «Товарищ майор. Командир 1-й мотострелковой роты капитан Иванов. Представляюсь по случаю присвоения мне воинского звания капитана» [6, c. 59].

Аналогичным образом военнослужащий представляется своему непосредственному начальнику в связи с награждением орденом или медалью, назначением на новую должность, сдачей воинской должности, убытием в командировку, в отпуск или на лечение. Не закреплены в регламентирующих документах, однако вербализованы в повседневном опыте традиции соблюдения ритуалов, располагающихся вне системы официальных уставных отношений. Например, ритуал вручения военнослужащему награды имеет два уровня – официальный, который проходит в торжественной обстановке в соответствии с положениями общевойсковых уставов и наставлений, и неофициальный, закрепленный в практике отношений между членами армейских коллективов. В первом случае начальник, вручая военнослужащему награду, поздравляет его, в ответ на поздравление военнослужащий, как правило, повернувшись к присутствующим на торжественном акте, произносит: «Служу Российской Федерации» [6, c. 36].

Официальные ритуалы   проходят в строгом соответствии с регламентом и соблюдением соответствующей формы одежды, неречевых и речевых действий участников. Соблюдение ритуалов, примыкающим к официальным, не менее важно для социальной оценки отдельного военнослужащего, успешности или неуспешности прохождения им военной службы.  Здесь свои рамки понимания взаимных обязательств, соблюдения тех социальных требований, которые связаны с честью офицера – важная ценностная категория, уходящая корнями в традиции офицерства прошлых веков. Освоение ритуалов – значимый шаг военнослужащего в его профессиональном самоопределении, его принадлежности к военному социуму и принятии им ценностей военной службы в целом. Освоение ритуалов, опосредованное их вербализацией, дополняет невербальную картину мира воинской службы как ряда значимых событий от смены цивильной одежды на обмундирование соответствующего вида или рода войск, усвоение азов строевой подготовки, означает становление военнослужащего как профессиональной языковой личности [4].

На неофициальном уровне социальных отношений располагаются не менее важные в социальном отношении ритуалы, относящиеся к досуговым формам общения, к каким относятся акты посвящения в профессиональную среду соответствующего вида или рода войск, перемещения по службе – с одними следует попрощаться (выставить отходную, т.е. накрыть стол для товарищей по службе), у других быть принятым в новом коллективе (проставиться). Например, вслед за официальным вручением очередного воинского звания или награды войсковая практика знает ритуал «обмывания» новых звездочек или награды в ходе дружеского вечера, которые виновник торжества организует для своих товарищей по службе. Регламент таких вечеров, неречевые и речевые действия участников торжества хранятся в социально-речевом опыте воинских коллективов. В качестве ключевых слов и словосочетаний, обязательных для означивания торжества и его отдельных сцен, используются следующие: проставиться  “накрыть праздничный стол”,  обмыть орден, обмыть звездочку (звездочки)  “мероприятие в целом и акт погружения ордена или звездочек в стакан с водкой”. Непосредственно после того, как стакан с водкой был героем дня опустошен, а звездочки выловлены зубами, виновник торжества обращался к командиру (начальнику) и произносил формулу представления: «Товарищ (воинское звание), капитан (имя рек), представляюсь в связи с присвоением очередного воинского звания капитан (в связи с награждением орденом (наименование награды)). Далее следует банкет, в ходе которого присутствующие в порядке занимаемых должностей и воинских званий произносят тосты и высказывают пожелания виновнику торжества. Внеслужебный (по месту и по времени) характер такого мероприятия не освобождает начальника от ответственности за его проведение.  Интересующимся вариантами ритуала советуем сделать в сети Интернета запрос, набрав словосочетания обмыть звезду (звезды), обмыть звание, обмыть орден.

Язык и ритуалы казармы с точки зрения крайне ослабленного социального контроля занимают нижнюю нишу в предлагаемой иерархии социальных отношений в среде военнослужащих срочной службы. Основные публикации, отражающих неформальные отношения в казарменной среде советского времени многократно описаны в научной литературе, в художественных текстах, в лексикографических пособиях  и самодеятельных словарях русского военного жаргона в 90-х годах ХХ века и в первом десятилетии XXI вв. Одна из статей автора на тему профессионального жаргона и профессиональной речи военнослужащих опубликована во втором выпуске настоящего электронного издания  [2].

Подводя итоги, подчеркнем значимость социального контроля как основы функционирования вербальных и невербальных ритуалов как ценностей профессиональной культуры военных.

 

 

Литература

    1. Барышников Н.В., Шевцов И.О. Культура речи офицера: идеал и реальность. См. https://cyberleninka.ru/article/v/kultura-rechi-ofitsera-ideal-i-realnost (Дата обращения: 01.03.2019)
    2. Бойко Б.Л. Организационные функции профжаргона и профессиональной речи военнослужащих // Организационная психолингвистика. 2018, № 2 (2). С. 8–18. Организационная психолингвистика [Электронный ресурс] : электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. – Вып. № 2 (2). С. 1–18.
    3. Мыскин С.В. Профессиональное самоопределение языковой личности //  Вопросы психолингвистики. №2. С. 66–77. См. cyberleninka.ru/article/v/professionalnoe-samoopredelenie-yazykovoy-lichnosti (Дата обращения: 01.03.2019)
    4. Певень Л. Ценности военной службы в свете социологического опроса военнослужащих.

    См.: http://www.grinchevskiy.ru/rvo/012007/cennosti-voennoy-slujbi.php  (Дата обращения: 01.03.2019)

    1. Порядок прохождения войск гарнизона торжественным маршем. См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/0ba40f607f23fa148a2ade297968a64e047dc72e/ (Дата обращения: 01.03.2019)

    Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство 2007, С. 42-43.

 

References

    1. Baryshnikov N.V. Shevtsov I.O. Kul’tura rechi ofitsera: ideal i real’nost’ https://cyberleninka.ru/article/v/kultura-rechi-ofitsera-ideal-i-realnost (Date of application: 01.03.2009)
    2. Boyko B.L. Military profzhargon and professional speech of the military // Organizational psycholinguistics. 2018, No. 2 (2). Pp. 8-18.
    3. Peven’ L. Tsennosti voyennoy sluzhby v svete sotsiologicheskogo oprosa voyennosluzhashchikh //

    http://www.grinchevskiy.ru/rvo/012007/cennosti-voennoy-slujbi.php (Date of application: 01.03.2009)

    1. Myskin S.V. Professional’noye samoopredeleniye yazykovoy lichnosti // Voprosy psikholingvistiki. 2013. №2. С. 66–77.

    http://www.cyberleninka.ru/article/v/professionalnoe-samoopredelenie-yazykovoy-lichnosti (Date of application: 01.03.2009)

    1. Poryadok prokhozhdeniya voysk garnizona torzhestvennym marshem //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/0ba40f607f23fa148a2ade297968a64e047dc72e (Date of application: 01.03.2009)

    Ustav vnutrenney sluzhby Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii. M.: Voyennoye izdatel’stvo, 2007. P. 42-43.

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)