КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЦИФРОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОЙ ПРОФЕССИИ

Китаева М.П.

Институт психологии творчества Павла Пискарёва
Санкт-Петербург, Россия
е-mail: kimape@mail.ru

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЦИФРОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. Одна из ключевых проблем современного человека – это проблема цифрового отчуждения. Цифровое отчуждение возникает в индустриальном обществе, основной характеристикой которого является взаимозаменяемость его членов в цифровом, медийном обществе, в котором информационные технологии формируют новое ценностно-смысловое поле взаимодействий участников коммуникаций между собой. Цифровое общество формирует два новых класса в сфере труда, имеющие сходства и отличия: прекариат и фрилансеры. Прекариат, как правило, рассматривается как класс, проявляющий цифровое отчуждение, – отчужденный от себя, своих ценностей и потребностей, отчужденный от других людей, от общества в целом, являющийся субъектом затрудненного общения. Успешные фрилансеры рассматриваются как профессионалы высокого уровня, преодолевшие цифровое отчуждение, затрудненное общение, высоко личностно и коммуникативно компетентные. Выдвигается предположение, что возможность преодоления цифрового отчуждения связана с появлением в современном обществе нового подхода к образованию и самообразованию – интегрального подхода. Интегральный подход реализуется как обучение и самообучение на протяжении всей жизни и проявляется в ряде аспектов: пространственном, коммуникативном, личностном, мировоззренческом, онтологическом. Интегральное самообразование реализуется через коучинг и самокоучинг. Рассматриваются формы коучинга и самокоучинга как способы внедрения подхода интегрального образования в сферу социального взаимодействия современного человека, а также возможности и особенности их применения для преодоления цифрового отчуждения.

Ключевые слова: цифровое отчуждение, интегральное образование, прекариат, фриланс, коучинг.

M. Kitaeva

DIGITAL ALIENATION OF PERSONALITY IN THE ERA OF INFORMATIZATION

Annotation. One of the key problems of modern man is the problem of digital alienation. Digital alienation arises in an industrial society, the main characteristic of which is the interchangeability of its members, in a digital, media society in which information technologies form a new value-semantic field of interactions of communication participants among themselves. The digital society forms two new classes in the field of work that have similarities and differences: the precariat and freelancers. The precariat, as a rule, is regarded as a class that exhibits digital alienation – alienated from itself, its values and needs, alienated from other people, from society as a whole, being the subject of difficult communication. Successful freelancers are regarded as high-level professionals who have overcome digital alienation, difficult communication, highly personally and communicatively competent. It is suggested that the possibility of overcoming digital alienation is associated with the emergence in modern society of a new approach to education and self-education — an integral approach. The integral approach is implemented as learning and self-learning throughout life and manifests itself in a number of aspects: spatial, communicative, personal, ideological, ontological. Integral self-education is implemented through coaching and self-coaching training. The forms of coaching and self-coaching are considered as ways of introducing the approach of integral education into the sphere of social interaction of a modern person, as well as the possibilities and features of their application to overcome digital alienation.

Keywords: digital alienation, integral education, precariat, freelance, coaching.

Цифровая эпоха внесла новые особенности в жизнь современного человека. Сформировался новый способ бытия – сетевые взаимодействия, – который наполняет большую часть жизни человека нашей эпохи. Интернет-коммуникации заменяют непосредственное межличностное общение и создают новые варианты самореализации [11].

Современная эпоха связана с активным развитием информационных технологий, медиатехнологий, и проникновением их во все сферы жизни человека. Этот процесс распространения новых технологий Е.И. Кузнецова называет экспансией технологической среды в жизненное пространство человека. Эта экспансия предполагает увеличение в общении доли опосредованной информационными технологиями коммуникации, формирование новой цифровой символической реальности, влияющей на все социальные процессы, включая деятельность институтов социализации человека [8].

Мы начинаем говорить о цифровом отчуждении личности от себя, других людей и мира. В.И Курбатов называет этого человека, носителя цифрового отчуждения, актором или агентом [10]. Т.Г. Лешкевич выделяет следующие характеристики актора: 1) возможность быть полностью анонимным, отсутствие  необходимости  быть  представленным  в  сети  как реальный человек с его истинным именем; 2) ценностное поле дополняется информационными ценностями, сетевыми, и то, насколько они реализуются в жизни, измеряется посредством специфических, свойственных информационным технологиям, логике, законам, выражаются в свойственных сетевой сфере языкам; 3) потребность оставить след о своем присутствии в сетевом мире в виде большого количества оригинального контента; 4) необходимость использования при взаимодействии с другими членами сети определенных ритуалов (клики, лайки, смайлы, сленг); 5) активная сетевая актуальность человека, предполагающая потребность постоянно выдавать новый контент и быть в курсе событий других участников цифрового коммуникативного пространства; 6) его ценность и ценность других людей в сетевом сообществе определяется объемом и качеством его представленности в нем [11].

Цифровое отчуждение как одиночество в информационной среде социальных сетей начинает проявляться по-новому: внешне оно выглядит как благополучное взаимодействие с большим количеством людей, но при этом не удовлетворяет внутреннюю потребность человека в общении, не позволяет развить навыки реального общения с другими людьми [12].

Изменения, запущенные зарождением информационного, цифрового общества, проявляются не только в эмоциональной сфере человека, но и в когнитивной. В частности, появляются новые аспекты познания мира, в целом, и общества, в частности. М.С. Гусельцева показывает, что современное общество создало новые формы информационной грамотности: 1) медиаграмотность (навык в определении достоверности и качества содержания источников информации и в расположении этих источников в иерархической последовательности по значимости для решения определенных задач); 2) компьютерная грамотность (навык в самообучении и обучении, связанный с умением быстро и легко осваивать новые информационные технологии); 3) цифровая грамотность (умение ориентироваться в цифровом информационном пространстве, быстро и легко находить необходимую информацию); 4) нормативная грамотность (умение быстро перестраивать ценности и нормы, постоянно трансформирующиеся в меняющемся цифровом обществе); 5) коммуникативная грамотность (развитие новых специфических коммуникативных навыков, необходимых для успешной жизни в современной цифровой среде); 5) сетевая грамотность (знание правил сетевого взаимодействия и умение соблюдать этот этикет, который в сетевой среде носит название «нетикет»); 6) информационная грамотность (навык осознанной, рефлексивной проработки приходящего информационного потока) [6]. Новые формы грамотности современного человека выдвигают новые требования к современной сфере образования, новые требования к педагогам, психологам и другим специалистам помогающих профессий.

Через персонализацию среды общения, избирательность контактов и формирование структуры взаимодействия с другими участниками процесса цифровой коммуникации развивается субъектность современного человека, подразумевающая, в соответствии с отечественным деятельностным подходом, рефлексивность, целеполагание, целедостижение и активность. Развитый сетевой интеллект позволяет быть успешным в этом коммуникативном пространстве. Информационный человек является творцом собственной коммуникативной среды, создающим новые смыслы во всех сферах своей социальной жизни – в экономике, политике и культуре. Через создание социального мира человек творит самого себя, сдвигая локус контроля в сторону внутреннего локуса контроля. При этом, благодаря тому, что большая  часть   людей  живет  в  этом  цифровом  пространстве,  в   него вовлекаются и те люди, которые не являются потребителями и творцами этого цифрового мира, за счет эффекта соприсутствия, соучастия [6].

Идеологической базой цифрового общества можно отчасти считать Web 2.0. Тима О’Райли, предполагающий комплексный подход к организации, реализации и поддержке web-ресурсов. Периодом наиболее активного внедрения этой технологии можно считать первые годы XXI века. Например, самая популярная социальная сеть Facebook (признана экстремистской организацией, запрещена в РФ) была зарегистрирована 4 февраля 2004 года. А в России социальные сети начали активно проявляться и включаться в жизнь российских людей к концу 2008 года. Пространством социализации в этом подходе являются web-разработки, которые позволяют создавать сообщества пользователей в Интернете. Социализация web-сайта предполагает: 1) возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность; 2) поощрение “коллективного разума”, его поддержка и доверие к нему; 3) соревновательный элемент при формировании сообщества, формирующий репутацию его членов, которая позволяет сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте [5]. Мы видим, что базовые социальные потребности человека начинают удовлетворяться в Интернет-пространстве. Здесь можно говорить о формировании сетевого общества. Понятие сетевого общества ввел испанский социолог Мануэль Кастельс, которые отмечает, что в нем продукция, трансформация и перемещение информации являются главными источниками эффективности и власти, а также то, что для него характерны две главные характеристики: многоканальность и децентрализованность [13].

Структурной основой сетевого общества являются социальные сети, которые являются одним из новых институтов социализации современного человека, наряду с традиционными (семья, школа, работа и т.п.). Социальные сети являются «информатизированным, интерактивным, многопользовательским сервисом», созданным для взаимодействия людей друг с другом. Участники социальных сетей – субъектны, активны, они создают новый информационный социальный мир, создавая контент. От того, какими свойствами обладает этот контент зависит то, какими особенностями будет обладать социальная сеть [5; 16].

Социальные сети состоят из следующих структурных блоков: 1) личная страничка пользователя; 2) комьюнити, или сообщества пользователей, которые объединяются по общим интересам; 3) события, или комьюнити, посвященные определенным событиям; 4) мультимедийный модуль; 5) новости; 6) форум пользователей [5]. Личная страничка позволяет пользователю заявить о себе, репрезентировать собственную личность в том ролевом репертуаре, с позиции которого человек хочет жить в этом Интернет-пространстве. Комьюнити и форум позволяет удовлетворить потребность человека в общении с другими людьми, избавиться от чувства одиночества. События позволяют усилить причастность человека этому комьюнити, повысить степень идентичности человека с этой социальной Интернет-средой.  Мультимедийный модуль дает возможность отдохнуть и получить новые знания. Новости дают возможность быть в актуальном временном потоке избранного социума, не отставать от его темпов жизни.

Т.А. Нестик отмечает, что перед современным человеком в его трудовой деятельности встают такие задачи, которые очень сложно решить в одиночку, для решения которых требуется коллектив специалистов разного профиля. При условии избыточности информации в настоящий момент и стремительных темпов наращивания новой информации над старой, а также трансформации старой, один человек не способен угнаться за изменением профессиональных знаний даже в своей    расширенной области знаний (инженер, биолог, врач, педагог и т.п.).

Появляется необходимость формирования большого количества новых, более узкоспециализированных профессий, в рамках которых отдельные специалисты способны отследить изменяющийся информационный поток и быть в курсе современного состояния знаний, технологий, применяемых в его узкой специальности. Причем более важным становится не то, знаешь ли ты ответ на вопрос, а то, умеешь ли ты быстро его найти, то есть владеешь ли ты технологией поиска информации в информационном профессиональном и общечеловеческом мире. И обучается человек сейчас тоже, как правило, используя информационные технологии в специальных профессиональных сетевых сообществах. Т.А. Нестик предполагает, что в современном мире более значимым является не специальный интеллект, а метакогнитивные способности, включающие умение пользоваться своими интеллектуальными ресурсами и регулировать процессы переработки информации. Важной в современном мире является открытость новому, предполагающая наличие умения решать возникающие перед человеком задачи при недостаточности, избыточности, противоречивости информационного потока, а также умения осознавать свои собственные возможности и ограничения и учитывать их [13].

Т.А. Нестик обращает внимание на то, что в сетевом обществе, в отличие от общества реального общения, в котором наиболее важными являются близкие и тесные взаимоотношения, — начинают играть главную роль слабые и поверхностные взаимоотношения. Он отмечает, что тесные взаимоотношения предполагают ценностное и информационное единство, схожесть участников этих взаимоотношений. А поверхностные взаимоотношения, напротив, подразумевают большое разнообразие особенностей участников в силу широты сети контактов. И эти контакты становятся источниками новых знаний и новых возможностей, в том числе и при решении самых разных задач, социальных, личностных, трудовых. Он делает вывод, что чем более разветвленными, широкими являются эти поверхностные взаимоотношения, тем более эффективным может быть человек современного общества во всех значимых для него сферах: работа, учеба, личные отношения, семья. На второй план уходят изначальные знания и умения человека, полученные им в традиционных институтах социализации [13].

Т.А. Нестик отмечает, что через социальные сети создаются интеллектуальные сети, имеющие следующие особенности: 1) ее участники получают групповую идентичность через причастность к созданию истины в процессе общения; 2) истина достигается через ритуалы взаимодействия; 3) истина рождается в совместном творчестве участников сети, которое становится не индивидуальным, но глобальным феноменом [13]. Здесь впервые идет речь о рождении истины в социальном Интернет-взаимодействии. И мы можем говорить о полноценной самореализации человека через эти новые социальные пространства. И здесь впервые идет речь о зарождении нового смыслового пространства, которое автор называет интеллектуальными сетями.

Интеллектуальные сети подразумевают новые особенности образования: 1) возможность участвовать в образовательном процессе из любой точки мира в любой временной момент; 2) применение информационных технологий в образовательном процессе. Помимо этого, интеллектуальные сети формируют в человеке новые компетенции. Для того, чтобы быть эффективным в современном мире, необходимы развитые технические навыки, а также, как уже было сказано ранее, проявленные метакогнитивные способности: 1) умение ориентироваться в ролевом репертуаре участников команды, которая создана для решения определенной задачи; 2) умение находить для себя оптимальную роль в этой команде, позволяющую проявить максимально свои собственные знания,   умения   и   навыки   применительно   к   решению   этой  конкретной задачи;    3)  умение   подбирать   под   решение   задачи   именно   тот   состав участников, который позволит ее решить максимально эффективно в минимальные сроки; 4) умение быть посредником при совместном творческом решении поставленной задачи; 5) способность замечать особенности участников процесса решения задачи (всех, не только других участников, но и свои), которые могут пригодиться при решении других задач, не стоящих сейчас перед человеком; 6) способность быть толерантным к разнообразию личностных, социальных, культурных проявлений участников, позволяющая преодолевать тенденцию к разобщению и уметь двигаться в сторону совместного общего эффективного и комфортного для всех участников взаимодействия;  7) способность замечать и накапливать тот опыт работы группы, который формируется в процессе решения задач, а также уметь в дальнейшем его использовать для решения новых задач; 8) умение видеть возможное развитие событий, учитывая особенности актуальной ситуации взаимодействия участников сетевого сообщества. Благодаря проявленности и развитости указанных компетенций социальная сеть превращается в сеть интеллектуальную, становясь источником обширного поля новых возможностей [13].

Важной сферой самореализации человека является трудовая, профессиональная сфера. Рассмотрим то, как цифровое общество отражается в этой области жизнедеятельности человека.

Цифровое отчуждение в трудовой сфере формирует новый слой профессионалов – прекариат, главными характеристиками которого является нестабильная трудовая занятость, отсутствие гарантий социальных благ, социальная незащищенность в ситуации невозможности зарабатывать деньги, работать по каким-либо личностным или социальным причинам [8]. Представитель прекариата может испытывать состояние отчаяния, аномии. И зачастую профессиональная направленность представителя прекариата является способом отвлечения этого человека от необходимости в сопереживании другим людям, в понимании их потребностей и ценностей [9]. Здесь речь идет о психологическом отчуждении человека от себя, других людей, общества, мира.

Ж.В. Тощенко приписывает прекариату следующие особенности: 1) это класс, который недавно зародился и сейчас находится в процессе своего становления;  2) это профессиональный социальный слой, обладающий определенной квалификацией и трудовым опытом; 3) у этого социального слоя есть потребность выстроить с государством и обществом новые, не существовавшие ранее способы взаимодействия; 4) это быстрорастущий класс; 5) это класс с нестабильным социальным положением, без четко определенных условий трудовой занятости; 6) это класс, не являющийся социально защищенным; 7) это класс, не чувствующий себя полноценной частью общества [17].  Прекаризация не всегда является вынужденной. Некоторые представители прекариата выбирают свободную профессию по причине потребности в свободном графике и избавления от рутины работы, требующей постоянного присутствия в организации.

Е.И. Кузнецова отмечает двойственный характер феномена прекарности. С одной стороны, прекариат является выражением экономической модели реализации цифровизации в экономической сфере социального устройства. С другой стороны, прекариат является выражением поведенческой модели жизни современного человека. Эту модель она называет «цифровой прекарностью». С ее точки зрения, «цифровая прекарность» приводит к наиболее выраженной обезличенности   человеческих   взаимоотношений.   Она   считает,   что  в условиях «цифровой прекарности» невозможно сформировать профессиональную идентичность [9].

Есть альтернативный, более позитивный научный подход к пониманию темы свободной работы.  В нем используется понятие «фрилансеры», которые определяются кандидатом социологических наук В.С. Харченко как «агенты, действующие на рынке труда как независимые работники, предлагающие собственные знания, компетенции, самостоятельно организующие свою занятость, развивающие собственную карьеру» [18, с. 7]. Д.В. Абу-Талеб и А.В. Сандалова рассматривают появление фрилансеров как следствие перехода современного общества от унифицированного общественного к индивидуализированному общественному образу жизни. Они отмечают, что для успешной деятельности фрилансера необходимо формировать в нем определенные компетенции: «надежность, ответственность (как залог репутации); развитые навыки коммуникативной аспектации; любознательность, вовлеченность, стремление к росту и развитию (в т.ч. через образование); самоорганизованность, самодисциплину; инициативность, креативность; стрессоустойчивость, адаптивность, эмпатичность; проактивность» [4, с. 168]. Авторы считают, что становление успешных фрилансеров возможно посредством интегрального образования, проходящего через всю жизнь человека (временной аспект интегрального образования), объединяющее все сферы жизни человека в едином когнитивно-коммуникативном пространстве [1; 4]. Интегральное образование, помимо временного аспекта, раскрывается еще и в пространственном, коммуникативном, личностном, мировоззренческом и онтологическом аспектах. Пространственный аспект интегрального образования выражается в том, что доступ участников общения к встрече возможен из любой точки мира, и при этом встреча происходит в Интернет-пространстве. Коммуникативный аспект интегрального образования предполагает создание новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса, предполагающих их равенство и равноценность вне зависимости от их статуса, объема знаний, способностей и умений. Личностный аспект интегрального образования выражается в том, что участники образовательной коммуникации являются целостными личностями, проявляющимися во множестве ролей, вне зависимости от того, какие роли они в этой коммуникации играют изначально, существующими во всех значимых сферах жизнедеятельности, переживающими единство с другими людьми, социальными группами и миром в целом. Мировоззренческий аспект интегрального образования подразумевает то, что каждый участник образовательного процесса является субъектом: коуч раскрывает потенциал коучи (клиента коуча), изначально способного к самостоятельному обучению. Онтологический аспект интегрального образования предполагает наличие у коучи внутренней необходимости воплощать полученные в процессе коучинга знания, умения и навыки в реальную жизнь, а также уметь получать новые знания, умения и навыки для дальнейшего улучшения его жизни [1].

По мнению Д.В. Абу-Талеб «коучинговый подход в образовании может помочь обеспечить самомотивацию учащихся, сообщить им навыки распоряжения собственными ресурсами (в частности, временем), помочь составить представление о логике развития их собственной жизни, научить диагностировать и балансировать аспекты собственной жизни, сопроводить их в самоактуализации, выстраивании собственного ценностно-смыслового универсума» [3, с. 12].

С цифровым отчуждением связан феномен затрудненного общения. По мнению Д.В. Абу-Талеб, он имеет несколько измерений: субъективное (представление участников коммуникативного процесса об общении), метасубъективное (смыслы, формирующиеся у участников коммуникации в  процессе  общения),  объективное  (реальные  аспекты  общения)  [2].  В дополнение к приведенной классификации автор отмечает, что «любое общение в той или иной степени затруднено с точки зрения феноменологической: мы не можем в полной мере понять собеседника, постигнуть его предпосылки общения, то, что он чувствует в процессе и после общения» [2, с. 9]. При этом автор предполагает, что коуч в процессе профессионального общения с коучи представляет объектную сторону общения. Он является «зеркалом», в котором субъект коучи может отразиться и за счет этого осознать свои особенности и суметь решить свои жизненные задачи [2]. Автор рассматривает коучинговый вопрос как основной инструмент коучинга. Он предполагает, что ответ на вопрос уже содержится в сознании коучи. Тогда задачей коуча является помощь в выведении этого ответа на уровень осознания [3]. Отмечается, что коучинг процессуален. Это «способ налаживания и сопровождения процессов, взаимосвязей и взаимодействия, коммуникации – внутриличностной, межличностной, внутри-межличностной – с тем, чтобы процессы могли функционировать корректно на всех уровнях» [3, с. 15]. «Целью коучинга образования можно считать формирование у него мотивации к обучению, исследовательского интереса, самостоятельности и ответственности» [3, с. 15], «повышение осознанности и мотивации, наравне с формированием ориентации на внутренний локус контроля» [3, с. 17].

По мнению П.М. Пискарёва коучинг направлен «на работу по формированию будущего и решению соответствующих (связанных с будущим) задач» [14, с. 330], является альтернативной технологией, отвечающей актуальным условиям жизни человека, приходящей в современном обществе на смену привычным, укрепившимся в общественном сознании помогающим направлениям науки – психиатрии, психотерапии, психологии [14]. Автор сравнивает коучинг с психотерапией, общей по цели с коучингом, которая “нацелена на проработку личностных проблем клиента” [14, с. 332], что является частью «самоактуализации человека метамодерна, способ снятия внешних и внутренних ограничений в процессе становления собственной позитивной свободы» [14, с. 332]. При этом автор отмечает, что процесс коучинга, помимо решения актуальной жизненной задачи, направлен на развитие и организацию собственной личности (самокоучинг) [14, с. 332]. И это тоже является тем навыком, который может приобрести человек в процессе коучинга.

П.М. Пискарев считает коучинг видом практической философии. Коучинг в своей практической реализации использует инструменты философии (анализ, синтез и т.д.), а также в качестве теоретической базы для работы использует следующие направления философии: майевтику (умение коуча задавать правильные вопросы, позволяющие коучи решать жизненные задачи и развиваться; это направление философии сформировалось в эпоху премодерна), герменевтику (анализ текста, озвученного коучи или коучем; это направление философии сформировалось в эпоху модерна), экзистенциализм (акцент в коучинговом процессе, прежде всего, на существовании человека, а не на его сущности; это направление философии сформировалось в эпоху постмодерна) и эвдемонизм (философия счастья как общее целевое направление коучингового процесса; это направление философии сформировалось в эпоху метамодерна) [15].

Коучинг позволяет решить актуальный вопрос человека цифрового общества, связанный с принятием решения в ситуации выбора, с самовыражением и самоактуализацией. При этом меняется мировоззрение человека — происходит трансформация представлений личности о том, какова она, каковы ее возможности, что приводит в результате к изменению представлений личности о собственной субъективности. Человек социализируется в условиях кризиса идентичности, маргинализируясь, принадлежа одновременно к реальному и виртуальному   миру   и   выполняя   в   обоих   этих   мирах   определенные социальные роли. Приспособление человека к сложной, разнообразной, быстро меняющейся реальности является творческой задачей, которую предстоит решить человеку современного мира. И коучинг помогает в ее решении, приводя к формированию стабильной, устойчивой индивидуальной идентичности, включающей в качестве своих обязательных компонентов личностную и социальную идентичности, и, в результате, к становлению целостности субъекта коучи через проработку внешнего и внутреннего опыта человека [7].

В нашем исследовании мы подробно рассмотрели, как современные реалии, связанные с цифровизацией и информацизацией влияют на жизнь современного человека. Мы увидели предпосылки формирования цифровой эпохи. Обозначили особенности цифрового человека. Показали то, какие возможности и ограничения приносят человеку эти особенности. Указали, что границами этих возможностей и ограничений являются две полярности – цифровое отчуждение как максимальное неблагополучие цифрового человека, с одной стороны, и максимальное творческое самовыражение цифрового человека как наибольшее его благополучие, с другой стороны. Рассмотрели реализацию принципов цифрового общества в общественной, социальной жизни человека. А также – в трудовой сфере. Показали, что в условиях современного цифрового медиатизированного общества развитие человека свободной профессии возможно как минимум в двух противоположных направлениях: 1) стать частью прекариата, при этом испытывая на себе все негативные стороны цифрового отчуждения; 2) быть успешным фрилансером, реализующим свои способности и таланты не только в профессиональной, но и в коммуникативной сфере. Второй путь позволяет преодолеть цифровое отчуждение и привести к самоактуализации человека, сопровождающейся ощущением уверенности в себе, чувством собственного благополучия, причастности к значимым процессам общества. Для того, чтобы представитель прекариата стал успешным фрилансером необходимо постоянное личностное развитие человека посредством обучения, самообучения и развития коммуникативных, личностных характеристик в реальном общении с другими людьми. Достичь указанной цели развития и саморазвития позволяет интегральное образование. Интегральное образование является реакцией современного педагогического и психологического сообщества на негативные и позитивные особенности цифровизации. Оно подразумевает максимальное использование возможностей цифрового человека при нивелировании его недостатков, компенсации его ограничений. Удобной и максимально встраиваемой в цифровую реальность формой интегрального образования является коучинг. Причем следует отметить, что современный коучинг позволяет достичь наибольшего личностного, коммуникативного, профессионального развития не только коучи, с которым работает профессиональный коуч, но и самого коуча. Современное проявление коучинга в образовательной сфере предполагает использование, как обучения, воспитания, так и самообучение и самовоспитания.

 

Литература

  1. Абу-Талеб Д.В. Значимые аспекты интегрального образования // Обмен научными знаниями в условиях глобализации. Сборник научных трудов. – Казань, 2021. – С. 95-98.
  2. Абу-Талеб Д.В. Коучинговый подход в феноменологии затрудненного общения // Актуальные научные исследования в современном мире. – – № 4-11 (72). – C. 12-17.
  3. Абу-Талеб Д.В. Теоретико-методологические основания коучинговых доктрин и методов в образовании и самообразовании // Методология современной психологии. – – № 14. – С. 10-21.
  4. Абу-Талеб Д.В., Сандалова А.В. Интегральное образование как среда формирования навыков фрилансера // Современное образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. Сборник статей II Всероссийской методико-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 163-172.
  5. Битков Л.А. Социальные сети как коммуникационная среда // Знак: проблемное поле медиаобразования. – – № 1 (9). – С. 9–13.
  6. Гусельцева М.С. Трансформация идентичности в информационной культуре // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. – М.: Издательство МПГУ, 2019. – С. 36-43.
  7. Дьяченко Е.Н. Психологическая структура, компоненты, виды и функции идентичности в современном пространстве // Человеческий фактор: Социальный психолог. – – № 1 (41). – С. 40-55.
  8. Кузнецова Е.И. Феномен цифровой медиатизации: аксиологический аспект социальной коммуникации // Гуманитарный вектор. – – Т. 17. – № 2. – С. 154-160.
  9. Кузнецова Е.И., Пугачева Н.А. Прекаризация как феномен отчуждения субъекта в цифровой коммуникативной реальности // Общество: философия, история, культура. – – № 6 (110). – С. 36-41.
  10. Курбатов В.И. Net-мышление: новые реалии информационной эпохи // Гуманитарии Юга России. – – Т. 6. – № 6. – С. 173-181.
  11. Лешкевич Т.Г. Феномен цифрового отчуждения // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. Труды II Всероссийской научной конференции. Нижний Новгород, 2019. – С. 137-139.
  12. Масленникова О.Н., Шальнова Е.С. Homo solus: человек одинокий // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». – – Т. 2. – №2. –С. 131-139.
  13. Нестик Т.А. Интеллектуальные сети: от сетевого индивидуализма к творческому капиталу // Образовательная политика. № 7–8 (45–46). – – С. 19–30.
  14. Пискарёв П.М. Коуч как практический философ. Новые профессиональные возможности актуальной эпохи // Методология современной психологии. – – № 18. – С. 329-335.
  15. Пискарев П.М. Метамодерн и интегративная теория гуманитарного знания: дис. … д-ра психол.наук. Ярославль, 2019. – 469 с.
  16. Сон Л.П. Язык интернет-коммуникации: вторичный глоттогенез и формирование новой символико-семиотической системы // Организационная психолингвистика. – – № 3 (23). – С. 67-79.
  17. Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Институт социологии ФНИСЦ РАН, РГГУ. – М.: Наука, 2018. – 350 с.
  18. Харченко В.С. Фриланс как стиль жизни в современном российском обществе: специальность 22.00.06 – Социология культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2013. – 179 с.

References

  1. Abu-Taleb D.V. Znachimye aspekty integral’nogo obrazovaniya [Significant aspects of integral education] // Obmen nauchnymi znaniyami v usloviyah globalizacii. Sbornik nauchnyh trudov. Kazan’ [Exchange of scientific knowledge in the context of globalization. Collection of scientific papers. – Kazan], – P 95-98.
  2. Abu-Taleb D.V. Kouchingovyj podhod v fenomenologii zatrudnennogo obshcheniya [Coaching approach in the phenomenology of difficult communication] // Aktual’nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world], 4-11 (72), – 12-17.
  3. Abu-Taleb D.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya kouchingovyh doktrin i metodov v obrazovanii i samoobrazovanii [Theoretical and methodological foundations of coaching doctrines and methods in education and self-education] // Metodologiya sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology], 14, – Pp. 10-21.
  1. Abu-Taleb D.V., Sandalova A.V. Integral’noe obrazovanie kak sreda formirovaniya navykov frilansera [Integral education as a medium for the formation of freelancer skills] // Sovremennoe obrazovaniya: opyt proshlogo, vzglyad v budushchee. Sbornik statej II Vserossijskoj metodiko-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk [Modern education: the experience of the past, a look into the future. Collection of articles of the II All-Russian methodological and practical conference. Petrozavodsk], – P 163-172.
  2. Bitkov L.A. Social’nye seti kak kommunikacionnaya sreda [Social networks as a communication environment] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: a problematic field of media education], 1 (9), Pp. 9–13.
  3. Gusel’ceva M.S. Transformaciya identichnosti v informacionnoj kul’ture [Transformation of identity in information culture] // Cifrovoe obshchestvo v kul’turno-istoricheskoj paradigme [Digital society in the cultural and historical paradigm]. – : Izdatel’stvo MPGU, – Pp. 36-43.
  4. D’yachenko E.N. Psihologicheskaya struktura, komponenty, vidy i funkcii identichnosti v sovremennom prostranstve [Psychological structure, components, types and functions of identity in modern space] // Chelovecheskij faktor: Social’nyj psiholog [Human factor: Social psychologist], 1 (41). – 40-55.
  5. Kuznecova E.I. Fenomen cifrovoj mediatizacii: aksiologicheskij aspekt social’noj kommunikacii [The phenomenon of digital mediatization: Axiological aspect of social communication] // Gumanitarnyj vektor [Humanitarian vector], 17, 2. – 154-160.
  6. Kuznecova E.I., Pugacheva N.A. Prekarizaciya kak fenomen otchuzhdeniya sub»ekta v cifrovoj kommunikativnoj real’nosti [Precarization as a phenomenon of alienation of the subject in digital communicative reality] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura [ Society: philosophy, history, culture], 6 (110). – 36-41.
  7. Kurbatov V.I. Net-myshlenie: novye realii informacionnoj epohi [Net-thinking: new realities of the information age] // Gumanitarii Yuga Rossii [Humanities of the South of Russia], 6. – 173-181.
  8. Leshkevich T.G. Fenomen cifrovogo otchuzhdeniya [The phenomenon of digital alienation] // Revolyuciya i evolyuciya: modeli razvitiya v nauke, kul’ture, obshchestve. Trudy II Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Nizhnij Novgorod [Revolution and evolution: models of development in science, culture, society. Proceedings of the II All-Russian Scientific Conference. Nizhny Novgorod] . – 137-139.
  9. Maslennikova O.N., SHal’nova E.S. Homo solus: chelovek odinokij [Homo solus: a lonely man] // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya «Gumanitarnye nauki» [News of higher educational institutions. The series «Humanities»], 2, 2. – 131-139.
  10. Nestik T.A. Intellektual’nye seti: ot setevogo individualizma k tvorcheskomu kapitalu [Intellectual networks: from network individualism to creative capital] // Obrazovatel’naya politika [Educational policy], 7–8 (45–46). – 19–30.
  11. Piskaryov P.M. Kouch kak prakticheskij filosof. Novye professional’nye vozmozhnosti aktual’noj epohi [Coach as a practical philosopher. New professional opportunities of the current era] // Metodologiya sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology], 18,. – 329-335.
  12. Piskarev P.M. Metamodern i integrativnaya teoriya gumanitarnogo znaniya [Metamodern and integrative theory of humanitarian knowledge]: dis. … d-ra psihol.nauk. Yaroslavl’. – 469 p.
  13. Son L.P. Yazyk internet-kommunikacii: vtorichnyj glottogenez i formirovanie novoj simvoliko-semioticheskoj sistemy [The language of internet communication: secondary glottogenesis and the formation of a new symbolic-semiotic system] // Organizacionnaya psiholingvistika [Organizational psycholinguistics], 3 (23). – Pp. 67-79.
  1. Toshchenko Zh.T. Prekariat: ot protoklassa k novomu klassu [Precariat: from a proto-class to a new class]. Institut sociologii FNISC RAN, RGGU. M.: Nauka, – – 350 p.
  2. Harchenko V.S. Frilans kak stil’ zhizni v sovremennom rossijskom obshchestve [Freelance as a lifestyle in modern Russian society] : special’nost’ 22.00.06 – Sociologiya kul’tury : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata sociologicheskih nauk. – Ekaterinburg. – 179 p.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)