Структурные детерминанты идеологического дискурса в китайской лингвокультуре

Хабаров А.А.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
Россия, Москва
е-mail: lancelot567@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КИТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Аннотация. В данной публикации нами будет рассмотрена проблема типологического описания структурных и функциональных особенностей китайского идеологического дискурса в свете современных лингвистических теорий в контексте влияния факторов информационной и психологической войны на современное китайское общество. В ходе исследования будут определены коммуникативные параметры построения макроструктурной модели идеологического дискурса, представленной в виде системы производных от бинарной пары «топик и комментарий», с учетом совокупности этнических, психологических и социокультурных характеристик, определяющих типичные особенности речевого поведения представителей китайской лингвокультуры в современную эпоху. В когнитивном аспекте макроструктура идеологического дискурса представлена нами в виде взаимосвязанной системой опорных фреймов и совокупности ассоциативных им концептуальных полей, которые актуализированы в дейктических границах интердискурсивной среды посредством идеологически маркированных единиц языка. Полученные выводы свидетельствуют о том, что системообразующая роль в коммуникативной динамике развертывания вербальных форм репрезентации фреймовых структур сознания может быть отображена в этнокогнитивной модели системы позиций, производных от предикативной пары «топик-комментарий», а  этнокультурная специфика экстраполяции идеологии в Китае выражается в выборе языковых средств и коммуникативных стратегий воздействия, иллюстрирующих релевантность семантической, функциональной и прагматической характеристик  идеологизированных дискурсов базовому топику, играющему роль пропозиционального ядра в процессов интердискурсивного развертывания коммуникативного замысла.

Ключевые слова: дискурс, идеология, лингвокультура, пресуппозиция, вербальный маркер, топик, комментарий.

A. Khabarov

STRUCTURAL DETERMINANTS OF IDEOLOGICAL DISCOURSE IN THE CHINESE LINGUISTIC CULTURE

Abstract. In this publication, we will consider the problem of typological description of the structural and functional features of Chinese ideological discourse in the light of modern linguistic theories in the context of the influence of information and psychological warfare factors on modern Chinese society. The study will determine the communicative parameters of constructing a macrostructural model of ideological discourse, presented as a system of derivatives from the binary pair «topic and comment», taking into account the totality of ethnic, psychological and socio-cultural characteristics that determine the typical features of the speech behavior of representatives of Chinese linguistic culture in the modern era. In the cognitive aspect, the macrostructure of ideological discourse is presented by us in the form of an interconnected system of reference frames and a set of associative conceptual fields, which are actualized in the deictic boundaries of the interdiscursive environment through ideologically labeled units of language. The conclusions obtained indicate that the system-forming role in the communicative dynamics of the deployment of verbal forms of representation of frame structures of consciousness can be reflected in the ethnic and cognitive model of the system of positions derived from the predicative pair «topic-comment», and the ethno-cultural specificity of the extrapolation of ideology in China is expressed in the choice of linguistic means and communicative strategies of influence, illustrating the relevance of semantic, functional and pragmatic characteristics of ideologized discourses to the basic topic., playing the role of a propositional core in the processes of interdiscursive deployment of a communicative plan.

Keywords: discourse, ideology, linguistic culture, presupposition, verbal marker, topic, comment.

В современной лингвистике изучение феномена идеологии рассматривается в контексте исследований методов и форм речевого воздействия, механизмов социализации личности и организации общественных отношений с учетом этнокультурной специфики общества, политических и духовно-нравственных констант, что в совокупности предопределяет междисциплинарный характер этого феномена. Реалии информационно-психологической войны Китая с западной пропагандой потребовали принятия ряда мер по усилению идеологического дискурса и интернет-цензуры  (концепция «сетевого суверенитета»), повлияв также на коммуникативные стратегии вербального поведения официальных лиц.

Обзор литературы

Среди господствующих в современной лингвистической парадигме антропоцентрических подходов к исследованию идеологии мы преимущественно опираемся на методики интегративного анализа дискурса (Р. Водак, Т. ван Дейк, Н. Фэркло, Л. Чоулиараки), в которых воплощается представление о процессуальной природе социума, раскрывающейся в непрерывной динамике взаимодействий по созданию и распространению общих значений и категорий осмысления бытия.

Обращение к интерактивной стороне жизни общества в контексте формирования и трансформации языкового сознания базируется на изучении знаковой природы языка и деятельностном характере речи (А.Н. и А.А. Леонтьевы, Е.В. Сидоров, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева и др.), предопределившего появление в отечественном языкознании системно-деятельностного подхода, развиваемого в рамках теории речевой деятельности [7]. При междисциплинарном анализе имманентных свойств дискурса мы обращаемся к исследованиям закономерностей протекания языковых процессов, проводимым в русле концепции «динамического» структурализма (Ч. Ли, С. Томпсон, Чжао Юаньжэнь, В.А. Курдюмов), критического дискурс-анализа (Т. ван Дейк), когнитивно-дискурсивной парадигмы (В.З. Демьянков, А.А. Кибрик, Е.С. Кубрякова).

Процессы экспликации идеологии в коммуникативной динамике дискурса рассматриваются нами с позиций динамического структурализма. В ходе моделирования макроструктуры китайского идеологического дискурса мы исходим из того, что взаимодействие между текстом и дискурсом обусловлено аспектом событийности коммуникативного акта, его хронотопическими параметрами, социокультурными и аксиологическими характеристиками и базируется на явлении процессуальности, отражающем экзистенциальные формы развития языка. В исследовании мы опираемся на положения предикационной концепции при интерпретации функциональных направлений существования и развития языка («обыденный язык», «познающий язык» и «язык, ведущий к прозрачности»), а также единства онтологических функций языка, отражающемся в тезисе о том, что «язык всегда экзистенциален, что следует из его когнитивности и вытекает из его интерактивности» [5, с. 133].

Изучение семантико-синтаксической организации дискурсивных практик на китайском языке базируется на категориально-понятийном аппарате системно-деятельностного подхода, развиваемого в рамках теории речевой деятельности, и предикационной концепции языка, определяющей язык как «динамическую последовательность форм, выражающих идеи» [4, с. 179]. Научная обоснованность изучения процессов речевой деятельности с позиций динамического структурализма верифицируется результатами исследований механизма интерактивности спонтанных форм китайской речи [8], закономерностей организации предикационной структуры диалогического текста на материале современного китайского языка [6], а также универсальности топиковых структур в современных лингвистических парадигмах [3] и пр. Особенностью настоящего исследования является интегративный подход к рассмотрению коммуникативной природы китайского идеологического дискурса, сочетающий в себе применение категориально-понятийного аппарата предикационной концепции языка, методологию критического дискурс-анализа и инструментарий когнитивно-дискурсивной парадигмы.

Материалы и методы

Лингвистический анализ эмпирического материала осуществлен при помощи методов семантико-структурного, функционально-прагматического, контекстуального анализа с выделением имплицитного значения дискурсивных единиц идеологической направленности. В качестве материала лингвистического анализа нам были отобраны тексты идеологической направленности, представленные в нормативно-правовых документах Коммунистической партии Китая, дискурсивных практиках Председателя КНР Си Цзиньпина в период с 2012 по 2021 гг., текстах выступлений современных политических и общественных деятелей китайского общества. В ходе исследования мы обращались к официальным информационным ресурсам институтов государственной власти КНР (习近平系列重要讲话数据库,中国共产党新闻网), электронным изданиям официальных СМИ Китайской Народной Республики (CCTV, 人民网, 新华), выдержкам из авторских дискурсов китайских политических деятелей.  Общий объем исследовательского корпуса составил 112 дискурсивных фрагментов.

Анализ и результаты

С позиций лингвистики и когнитивной психологии идеология рассматривается в неразрывной связи с процессами мышления, формирования и изменения структур знания, сопровождающимися динамикой речевой активности индивида в социуме, обращением к психологическому и вербальному аспектам речемыслительной активности людей, а также к формам и способам передачи и хранения знаний при формировании моделей социальной реальности. Роль идеологии в управлении обществом через его сознание реализуется через развенчивание стереотипов и мифов социализации, фокусируясь на управлении решением человека посредством управления системами его ценностей [2, с. 54]. Вслед за Т. ван Дейком мы интерпретируем понятие идеологии как комплексы фундаментальных представлений социальных групп, отражающих «базисные системы социального познания, общие для членов конкретных социальных групп, создаваемые в результате релевантной селекции социокультурных ценностей и организованных с помощью идеологической схемы, которая представляет собой форму самоидентификации конкретной социальной группы» [8, с. 248]. Иными словами, говоря о понимании идеологии как социального феномена, необходимо осознавать модель типа личности и ценностные ориентиры субъекта, на кого экстраполирован данный тип идеологии.

Феномен дискурса  связан с событийной экспликацией речевой деятельности и понимается нами как «незаконченное глобально длящееся описательное явление, предполагающее постоянное генерирование текстов, объединенных общим топиком», а также как «процесс, предполагающий недискретную, взаимно обусловленную, пресуппозитивную генерацию взаимосвязанных текстов, процесс идее-выражения и идее-проявления, направленный на сопряжение коммуникативных деятельностей отправителя и адресата» [1, с. 4]. Результаты наших исследований спонтанных форм разговорной китайской речи показывают, что в языке изолирующей типологии, каким является китайский, «противопоставление субъекта и объекта действия менее значимо с точки зрения вербальной фактуализации мысли по сравнению с выделением отношения характеризации между коммуникативно соотносимыми смысловыми частями высказывания» [8, с. 4]. Объективное восприятие прагматического потенциала и оценочной семантики китайского идеологического дискурса требует обязательного знания вышестоящего контекста, с текстуальной тканью которого интегрируются прецедентные элементы конкретной дискурсивной практики. Так, по классификации Э. Холла китайская лингвокультура относится к категории высококонтекстуальных, то есть таких, у которых в отличие от низкоконтекстуальных культурных традиций (американской, германской, скандинавской и др.) «большая часть информации заключается в физическом контексте либо заранее усвоена коммуникантом, тогда как лишь малая ее часть будет кодироваться в самом сообщении, то есть передаваться эксплицитно» [10, с. 91].

Лингвоинформационная модель идеологического дискурса может быть представлена в виде интердискурсивной среды, функциональный потенциал которой направлен на трансляцию идеологизированной информации в поликодовой форме. В качестве общего модуса текстуальных массивов, обеспечивающих связность и внутреннюю когерентность интердискурсивных практик, выступает репрезентант концептуального ядра современной китайской лингвокультуры – Коммунистическая партия Китая, в вершине модальной организации которой находится образ национального лидера, выполняющего коммуникативную роль главного дискурсивного референтора. Продуцирование идеологических дискурсов в КНР пропозиционально связано с единым топиком, предикативный потенциал которого определён собранием программных выступлений Си Цзиньпина и представителей партийно-политической элиты, отображающими их актуальный речевой портрет. Пресуппозиционной основой интердискурса являются корпусы текстов, объединенные по критериям идеологической направленности, а также информационные ресурсы аккумуляции, хранения и распространения идеологически маркированного контента. В когнитивном аспекте макроструктура идеологического дискурса может быть представлена взаимосвязанной системой опорных фреймов и совокупности ассоциативных им концептуальных полей, которые актуализированы в дейктических границах интердискурсивной среды посредством идеологически маркированных единиц языка. Динамика распространения внутренней (официальной) идеологии КНР в противоборстве с факторами внешней (деструктивной) идеологии может быть представлена в виде вертикально-ориентированной макроструктуры экспликации интердискурсивных практик, отображающей этнокультурную специфику субъектов общественных отношений в иерархии китайского общества.

В когнитивном аспекте макроструктура идеологического дискурса может быть представлена взаимосвязанной системой опорных фреймов и совокупности ассоциативных им концептуальных полей, которые актуализированы в дейктических границах интердискурсивной среды посредством идеологически маркированных единиц языка. Динамика распространения внутренней (официальной) идеологии КНР в противоборстве с факторами внешней (деструктивной) идеологии может быть представлена в виде вертикально-ориентированной макроструктуры экспликации дискурсивных практик, отображающей этнокультурную специфику иерархии субъектов в китайской модели общественных отношений (схема 1).

Схема 1. Макроструктура модели экспликации идеологического дискурса в современном китайском обществе в реалиях информационно-психологической войны.

Основными характеристиками стратегий экстраполяции официальной идеологии в современном Китае являются адресная направленность на ключевые сферы жизнедеятельности социальных групп общества, сопряжение идеалов традиционных философско-этических учений с программными установками концепции строительства социалистического общества, продвигаемыми в жизнь Коммунистической партией Китая, официальное закрепление в законодательстве КНР руководящей роли Коммунистической партии и личного морального авторитета Председателя КНР Си Цзиньпина.

Среди типовых черт речевого поведения партийно-политического руководства КНР мы можем выделить стилистическое сопряжение идеологических маркеров, концептуализированных в сознании носителей языка путем циркуляции во внутриобщественной коммуникации, с терминологической и узкоспециальной лексикой, практиками формирования метафорических образов с использованием изобразительно-выразительных средств китайского языка. Рассмотрим это на следующем примере: 我们要在推进互利合作方面持续发力,深化共建“一带一路”同欧亚经济联盟对接合作支持数字经济创新发展共同应对全球气候变化,推动地区经济社会发展。– «Мы должны продолжать прилагать силы в продвижение взаимовыгодного сотрудничества, углублять сотрудничество по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и  экономического пояса Шелкового пути, поддерживать инновационное развитие цифровой экономики, совместно реагировать на глобальное изменение климата, стимулировать экономическое и социальное развитие на региональном уровне» [11].

Отметим коммуникативную значимость метафор, формирующих концептуальный образ «Одного пояса – одного пути» ( 一带一路), который упрощает в представлении среднестатистических коммуникантов представление этого сложного геополитического явления в требуемой смысловой интерпретации. Наглядность такого образа позволяет создать фрейм, в котором социалистический Китай снова стал центром мира, «опоясав» Евразийский континент и периферийные регионы торгово-экономическими, то есть «мирными», «невоенными» узами в отличие от мер, военного (насильственного) характера, к которым прибегает круг «чужих». Ключевую роль играет вербальное окружение, образующее в сознании реципиентов семантическое поле вокруг формируемой когнитивной структуры. Среди устойчивого вербального окружения можно идентифицировать такие клишированные словосочетания, как «продвигать взаимовыгодное сотрудничество» (推进互利合作), «углублять (работу) по совместному строительству» (深化共建) и др., естественно-научные термины «инновационное развитие цифровой экономики» (数字经济创新发展) и т. д.

Философские и духовно-нравственные аспекты коллективного мышления китайской нации, закрепленные в системе традиционных моральных ценностей и идеалов, проявляются и в речевом поведении носителя китайской лингвокультуры. Частотное употребление прецедентных выражений их классических философских трактатов находит отражение в следующем дискурсивном отрезки речи Си Цзиньпина: 我们各方一道努力,秉持真正的多边主义讲信修睦合作共赢,向着推动构建人类命运共同体的目标稳步迈进。– «Мы хотим прилагать наши силы совместно со всеми сторонами, стремиться к настоящему мультилатерализму, оказывать доверие и поддерживать дружеские отношения, придерживаться принципов взаимовыигрышного сотрудничества, уверенно идти вперед к цели создания сообщества единой судьбы человечества» [там же].

Обратим внимание на конфуцианское изречение «оказывать доверие людям и поддерживать с ними дружеские отношения» (讲信修睦), цитируемое Си Цзиньпином из «Книги ритуалов» (礼记). Отметим интенсивность употребления идеологических маркеров, среди которых выделяются политические термины «сообщество единой судьбы человечества» (人类命运共同体), «мультилатерализм (многосторонность)» (多边主义), «взаимовыигрышное сотрудничество» (合作共赢), клишированные синтаксические конструкции с мелиоративной семантикой  «по единому пути со всеми другими сторонами…» (同各方一道努力) и другие языковые средства. Обратим внимание на то, что частотное и системное употребление идеологический маркеров в институциональных видах официального дискурса представителей государственной власти Китая также определяет национально-культурную специфику его типологической характеристики.

Заключение

Лингвистический анализ идеологически маркированных интердискурсивных практик подтверждает выводы о том, что основная системообразующая роль в коммуникативной динамике развертывания вербальных форм репрезентации фреймовых структур сознания может быть отображена в этнокогнитивной модели системы позиций, производных от предикативной пары «топик-комментарий». Этнокультурная специфика экстраполяции идеологии в Китае выражается в выборе языковых средств и коммуникативных стратегий воздействия, иллюстрирующих релевантность семантической, функциональной и прагматической характеристик идеологизированных дискурсов базовому топику (пропозициональному ядру), референциальный потенциал которого определяет дейктические параметры и смысловую вариативность генерируемых текстов.

В числе типологических особенностей дискурсивных практик  в сфере  идеологического строительства  в КНР мы полагаем считать такие  характеристики, как сращивание социального образа партийно-политической номенклатуры с закрепленным средствами массовой коммуникации речевым портретом носителя национального самосознания, идеологическая детерминированность пропозициональной основы дискурсивных практик в сферах периферийной генерации речевых продуктов, релевантность семантической, функциональной и прагматической характеристик  идеологизированных дискурсов базовому топику (пропозициональному ядру), референциальный потенциал которого определяет дейктические рестрикции и смысловую вариативность генерируемых текстов.

Результаты лингвистического анализа китайского идеологического дискурса показывают, что использование языка как инструмента власти также имеет «китайскую специфику», что выражается в выборе языковых средств и коммуникативных стратегий воздействия, среди которых выделяется стратегия «мягкой персуазии», то есть гармонизации.  Прагматические характеристики анализируемых дискурсивных практик подчеркивают их коммуникативную направленность на формирование в сознании целевой аудитории импликатуры глорифицированного образа Китая как государства, сделавшего ставку на базовые ценности и идеалы, которые присущи каждой национальной культуре и будут положительно восприниматься в любом социуме.

Литература

  1. Гнилорыбов С.А. Структурные детерминанты и категории дискурса в свете представлений о динамической природе языка (на материале системы документов ООН): дисс…канд. филол.наук. 10.02.19. М.: ВУ, 2005. 127 с.
  2. Жилина В.А. Идеологическое управление как сущностная черта развития социума // Социум и власть, № 1 (57), 2016. С. 51-55.
  3. Коцик К.Э. Топиковые структуры в современных лингвистических парадигмах: дисс. … канд. филол. наук. Москва: ВУ., 2018. 308 с.
  4. Курдюмов В.А. Идея и форма. Монография. М.: ВУ, 1999. 196 с.
  5. Курдюмов В.А. Китайский язык и проблемы философской онтологии / IV Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в контексте трансдисциплинарного знания: материалы Международной научной конференции. Иркутск, 7–9 декабря 2020 г. Иркутск: Издательство ИГУ. 2020. С. 127-135.
  6. Симатова С.А. Диалогический текст в структурно-динамическом рассмотрении (на материале китайских конфликтных диалогов): дисс. …канд. филол. наук. Москва, ИИЯ МГПУ, 2020. 365 с.
  7. Тарасов Е.Ф. Введение в теорию языкового сознания // Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. Вып. No.2 (14). М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2021. С. 10-35.
  8. Хабаров А.А. Синтаксическая организация речи: интерактивный аспект (на материале современного китайского языка): дисс. …канд. филол. наук. Москва: ВУ., 2016. 165 с.
  9. Hall E.T. Beyond Culture. Anchor books editions / Doubleday. New York. 1976. 298 p.
  10. van Dijk T.A. Discourse Semantics and Ideology. Discourse & Society. 1995;6(2). р. 243-289.
  11. 习近平。习近平出席第6届东方经济论坛全会开幕式并致辞 [Электронный ресурс] — 03.09.2021. URL: 习近平出席第六届东方经济论坛全会开幕式并致辞—时政—人民网 (people.com.cn)  (дата обращения – 06.09.2021 г.).

References

  1. Gnilorybov S.A. Strukturnye determinanty i kategorii diskursa v svete predstavlenij o dinamicheskoj prirode jazyka (na materiale sistemy dokumentov OON) [Structural determinants and categories of discourse in the light of ideas about the dynamic nature of language (based on the material of the UN document system)]: diss…kand. filol.nauk. 10.02.19. M.: VU, 2005. 127 s.
  2. Zhilina V.A. Ideologicheskoe upravlenie kak sushhnostnaja cherta razvitija sociuma // Socium i vlast’, № 1 (57), 2016. S. 51-55.
  3. Kocik K.Je. Topikovye struktury v sovremennyh lingvisticheskih paradigmah [Topic structures in modern linguistic paradigms]: diss. … kand. filol. nauk. Moskva: VU., 2018. 308 s.
  4. Kurdjumov V.A. Ideja i forma [Idea and form]. Monografija. M.: VU, 1999. 196 s.
  5. Kurdjumov V.A. Kitajskij jazyk i problemy filosofskoj ontologii [Chinese language and problems of philosophical ontology] / IV Gotlibovskie chtenija: Vostokovedenie i regionovedenie Aziatsko-Tihookeanskogo regiona v kontekste transdisciplinarnogo znanija: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Irkutsk, 7–9 dekabrja 2020 g. Irkutsk: Izdatel’stvo IGU. 2020. S. 127-135.
  6. Simatova S.A. Dialogicheskij tekst v strukturno-dinamicheskom rassmotrenii (na materiale kitajskih konfliktnyh dialogov) [Dialogical text in structural and dynamic consideration (based on the material of Chinese conflict dialogues)]: diss. …kand. filol. nauk. Moskva, IIJa MGPU, 2020. 365 s.
  7. Tarasov E.F. Vvedenie v teoriju jazykovogo soznanija [Introduction to the theory of linguistic consciousness] // Organizacionnaja psiholingvistika [Jelektronnyj resurs]: jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S.V. Myskin. Vyp. No.2 (14). M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh tehnologij», 2021. S. 10-35.
  8. Habarov A.A. Sintaksicheskaja organizacija rechi: interaktivnyj aspekt (na materiale sovremennogo kitajskogo jazyka) [Syntactic organization of speech: interactive aspect (based on the material of the modern Chinese language)]: diss. …kand. filol. nauk. Moskva: VU., 2016. 165 s.
  9. Hall E.T. Beyond Culture. Anchor books editions / Doubleday. New York. 1976. 298 p.
  10. van Dijk T.A. Discourse Semantics and Ideology. Discourse & Society. 1995;6(2). r. 243-289.
  11. 习近平。习近平出席第6届东方经济论坛全会开幕式并致辞 [Jelektronnyj resurs] — 03.09.2021. URL: 习近平出席第六届东方经济论坛全会开幕式并致辞—时政—人民网 (people.com.cn)  (data obrashhenija – 06.09.2021 g.)

 

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)