Сплетня как прием речевого воздействия на сотрудников организации: результаты теоретического и эмпирического изучения

Булгаков А.В.

Московский городской педагогический университет
Россия, Москва
е-mail: av_bulgakow@mail.ru

СПЛЕТНЯ КАК ПРИЕМ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация. Цель статьи заключается в экспериментальном исследовании социально-психологического феномена «сплетня» как приема речевого воздействия при управлении сотрудниками организации. В результате исследования была определена типология сплетен; выявлен статус сплетни как приема речевого воздействия в процессе моббинга; определены слабые связи между типами сплетен и личностными особенностями.

Ключевые слова: приемы психологического воздействия, речевое воздействие, психосемантический анализ, моббинг, сплетня.

A. Bulgakov

GOSSIP AS A METHOD OF SPEECH INFLUENCE ON EMPLOYEES OF AN ORGANIZATION: RESULTS OF THEORETICAL AND EMPIRICAL STUDY

Abstract. The purpose of the article is experimental research of the socio-psychological phenomenon of “gossip” as a method of speech influence in the management of employees of the organization. In results the typology of gossip was determined; the status of gossip as a tool of speech influence in the process of mobbing was revealed.

Keywords: methods of psychological influence, methods of speech influence, psycho-semantic analysis, mobbing, gossip.

Изучение феномена «сплетня» имеет продолжительную историю с античных времен до нашего времени в филологии, философии, психологии, социологии, педагогике. Интернет показывает более 360 тыс. ссылок на различные источники, использующие это понятие. Электронная база РГБ за 2010–2022 годы содержит более 2 тысяч научных документов по проблеме.

На рисунке 1 показано распределение (диаграмма Парето) исследований феномена «сплетня» по отраслям науки, представленных в электронной базе РГБ в 2010–2022 годах. Приведем качественный анализ по отраслям науки (рис. 1).

Распределение (диаграмма Парето) исследований феномена «сплетни» по отраслям науки, представленных в электронной базе РГБ, 2010–2022 годы, n=2932 ед

Рис. 1. Распределение (диаграмма Парето) исследований феномена «сплетни» по отраслям науки, представленных в электронной базе РГБ, 2010–2022 годы, n=2932 ед.

Филология. Среди подавляющего приведенных работ для нашего исследования можно выделить работы Д. В. Шейко [25], анализирующей сплетню в когитосемантическом аспекте; Л.А. Ефремычевой [10], использующей классические произведения русской литературы, народный фольклор для изучения молвы – естественной составляющей сплетни, представляемой как «бабьи»; Т.А. Пирусской [17] , определившей сплетню как нарратив, изучившей ее хронотоп и вариацию приёма «mise en abyme» («сплетня в сплетне»).

Психология. Д.С. Горбатов [6; 7; 8] провел дефиниционный анализ слухов в психологической науке, исследовал их психологическую природу, выявил различия слухов, сплетен, современных легенд, а также предложил авторское определение слухов, их отличия от иных разновидностей. По мнению автора «сплетнями следует считать те разновидности общения, в которых передается неподтвержденная информация». М.Н. Бузаджи [2] трактует сплетни как причину негативного социально-психологического климата в муниципальных органах управления; Ю.А. Гоцева [9] видит сплетню как форму лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных значимых людях, сопровождающуюся «тихим злорадством». В контакте с окружающими на про­тяжении всей жизни носители сплетен используют их для сохранения отношений с окружающими. А.С. Чахоян [23], изучая этнокультурные аспекты лжи, определила, что людям, склонным к реактивной агрессивности, более свойственна ложь – сплетня. Кроме того, они предписывают себе больше мотивов лжи, чем другие. Д.В. Савченко показал, что сплетни распространяются в ситуациях повышенной напряженности, под влиянием стресса. Большая часть им опрошенных (45,4%) сталкиваются со сплетнями практически ежедневно, 18,2% – с периодичностью 1–2 раза в месяц [18, с. 111].

А.Г. Макеева [12] сплетни ставит в один ряд с моббингом, буллингом. По мнению ученого, самым распространенным моббинг-действием в угрозе «посягательства на социальный авторитет» являются сплетни. В.Р. Петросянц [16] дает список преобладающих форм насилия в образовательной среде, где наряду с «унижениями» (34,19%), «сплетни» заняли второе место (18%). Можно с уверенностью утверждать, что сплетни являются одной из причин возникновения буллинга. А.С. Сергеева [19] выявила, что сплетни отражают на эмоциональный аспект сложившихся в коллективе взаимоотношений, его психологический климат, имеющий явно выраженную эмоционально негативную окраску. С.В. Пацынко [14] определяет сплетни как неформальный канал коллективной коммуникации в одном ряду со слухами, народным творчеством, стихийными обсуждениями.

Социология. И.В. Строганова [20] трактует сплетни как источник неформальной информации в организациях, связывает их носителей с процедурой подбора участников фокус-групп для ее изучения. Н.Ю. Челнокова [24] определяет наличие слухов и сплетен как отсутствие взаимопонимания между подразделениями организации в целом. Кроме того, сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность общества в дополнительной информации о жизни популярных персон, что влияет на поведение избирателей.

В целом следует отметить, что проведенный нами анализ доступных материалов по психологии сплетни, показал, что данная проблема отечественными учеными рассматривалась частично и мозаично в совокупности с другими вопросами. Исключения составляют работы по выявлению потенциала сплетни при осуществлении политической пропаганды Д.В. Ольшанского (2003) и обобщающее исследование по психологии слухов и сплетен Д.С. Горбатова (2012).

И все же научные исследования показали эффективность слухов и сплетен как приемов воздействия на окружающих. Они активно используются в политической сфере, в бизнес-индустрии, кинематографе и других сферах. Высказывания, которые частично отражают реальность, приукрашивают ее через изменение некоторых деталей, принято называть слухами и сплетнями. «Различие между ними состоит в том, что в отличие от слухов, которые всегда являются недостоверными, сплетни несут ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке, неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах и обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни элитных групп» [1]. В нашем исследовании сплетня анализируется как прием речевого воздействия. Имеется определенный опыт активного изучения данного явления с применением наблюдения, эксперимента, специальных методов фиксации, таких, например, как метод спектрального анализа аудиозаписей, разработанного Стэнфордом Грегори для измерения уровня речевой синхронии, а также для интерпретации качества взаимодействия [26].

Наиболее часто в научной литературе используются два основных подхода, раскрывающих функции сплетни в социальном взаимодействии – информационный и функционалистский. Информационный подход рассматривает сплетню как инструмент сравнения индивидуальных характеристик с характеристиками тех, с кем происходит взаимодействие. Также подход указывает на ее возможности при получении доступа к важной для процессов сравнения информации. С позиции функционализма сплетня фиксирует для членов групповых взаимодействий актуальные ценности и связанные с ними нормы и санкции. Ограниченность данных подходов заключается в том, что ни один из них не представляет полной картины мотивации к воспроизводству сплетни [15].

Существуют различные модели изучения феномена сплетни (Д.С. Горбатов, А.П. Назаретян, Д. Макгрегор, Р. Данбар, Н. Аберкромби, М.Г. Уайт и др.) В настоящем исследовании разработана и апробирована модель, которая будет отражать индивидуальное или парное взаимодействие в малой группе, что имеет высокую значимость в коммуникативной среде организации. Ф. Бартлетт, К. Киркпатрик, Г. Олпорт и др. еще в 20-40-е годы прошлого столетия оценили роль услышанных сплетен в формировании психологии масс и управлении массовыми процессами, и стали целенаправленно изучать законы их возникновения и распространения.

Благодаря сплетням люди учатся ориентироваться в новом коллективе: быстро узнают, кто против кого дружит, кто «серый кардинал», действительно ли жестко соблюдается рабочий график, или можно опаздывать, а пара историй, рассказанных «отчаянным сплетником», и вовсе заменяет официальное представление коллективу. Таким образом можно понять, что для этой группы людей значимо, что порицается, а что считается подвигом. «Сплетни – своего рода психологический тест, – отмечает профессор социологии и криминалистики Джек Левин. – Через их характер проявляется сфера интересов того или иного человека» [6].

Еще одна функция сплетен – это создание альянсов. Делясь пикантным секретом с кем-либо, да еще с обязательным «только никому, ладно?», мы высказываем доверие собеседнику, показываем, что он для нас – ценный получатель этой информации. Тот, с кем можно поделиться сплетней, определенно «свой».

Э. Фостер [22] выделил четыре основные социальные функции сплетни: информационную, развлечения, влияния и дружбы (близости). Благодаря обмену сплетнями создаются свои «круги посвященных» и в профессиональных сообществах. В них входят люди, которые хоть и не учились в одном университете и не состояли в студенческом братстве, тем не менее неявно связаны. Постепенно они начинают поддерживать друг друга в рабочих вопросах. Р. Триверс [21] утверждает, что сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности. Поняв, почему так легко верим услышанному и повторяем это, он даже вычислил идеальную форму сплетни: она должна быть одновременно наполнена симпатией к жертве и содержать явно «очерняющую» ее информацию. По мнению Р. Триверса, подобный рецепт позволяет участнику пересудов сохранить достоинство, и в то же время слушать и рассказывать шокирующие подробности из жизни окружающих. [11].

Обобщенный анализ научных подходов и методов изучения феномена сплетня представлен в Таблице 1.

 

Таблица 1

Соотнесение научных подходов и методов изучение феномена сплетня

Научный подход Автор и последователи Предмет изучения Методика изучения
Функционалистский подход
Социально-психологический Р. Росноу Сплетня как коммуникация Интервьюирование
Э. Фостер Функции сплетен
Концепция социальной эффективности Р. Триверс Сплетни в контексте проблемы личностного достоинства Интервьюирование
Информационный подход
Теория ритуалов интеракций Р. Коллинз; Ю.А. Прозорова Исследование малых групп, включая сплетни Наблюдение, интервьюирование
Концепция речевой синхронии С. Грегори; А. Кендон; А. Пакстон и Р. Дейл Речевое взаимодействие метод анализа степени достигнутой речевой синхронии через амплитудно-частотные характеристики голосов говорящих (спектральный анализ аудиозаписей)
Перформанс-центрированный подход Р. Абрахамс Сплетни как поддержание положительного образа в группе и оказание влияния на других членов группы Наблюдение, интервьюирование
Эффект обратного трансфера установок Б. Гавронски и Е. Вальтер; С. Фарли Восприятие сплетничающих индивидов как наименее влиятельных и неспособных располагать к себе Эксперимент

Исследование задумывалось и реализовано как серия разноуровневых теоретических и эмпирических изучений феномена сплетня. Во-первых, психосемантический анализ научных текстов (статей, диссертаций) с использование интернет-платформ [4]. Во-вторых, выделение интересующей нас проблемы из ранее проведенного эмпирического изучения моббинга в организациях различной принадлежности. В-третьих, корреляционное исследование взаимосвязи личностных особенностей, с одной стороны, и различных типов сплетен, с другой. В-четвертых, установление взаимосвязи типов сплетен и группового идентификационного статуса. Третий и четвертый этап проходили в ходе реального эксперимента.

Гипотезы.

  1. Выявленные научные работы по проблематике сплетен в организации представляют ее как речевое воздействие, включенное в ядро представлений о совокупной языковой личности трудового коллектива.
  2. Использование сплетен специфично для нисходящего моббинга в производственных и образовательных организациях.
  3. Типы сплетен взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями личности. Полученные взаимосвязи расширяют их понимание в контексте коммуникационного воздействия членов группы.
  4. Групповой идентификационный статус представителя группы взаимосвязан с типом используемых сплетен.

Результаты и обсуждение

  1. Психосемантический анализ 60 диссертационных работ и 40 статей позволил выделить ядро научных работ по проблеме сплетни. Для сравнения брались отдельные равнозначные фрагменты диссертационных работ – положения, выносимые на защиту. Анализ статей проводился в полном объеме. В Таблицах 2 представлены результаты обработки текстов.

 

Таблица 2

Результаты психосемантического анализа текстов

«Положения, выносимые на защиту» из диссертаций по проблеме

Слово Кол-во Частотный ранг Слово Кол-во Частотный ранг
Сплетня 14 4.55 Сплетня/слух 12 2.54
Феномен 9 2.92 Коммуникативный 7 1.48
Семантический 6 1.95 Информация 6 1.27
Феномен сплетни 6 1.95 / 3.90 Сведение 6 1.27
Компонент 5 1.62 Сообщение 6 1.27
Содержание 5 1.62 Социальный 6 1.27
Языковый 5 1.62 Неподтвержденный 5 1.06
Авторский 4 1.30 Микрогрупповой 4 0.85

Из таблиц видно, что в ядро представлений о сплетни входят как собственно слова сплетня, так и другие референты различных сторон понятия.

Для описания проблемы функций сплетен применяется два уровня анализа: групповой и индивидуальный. На групповом уровне сплетня воспринимается как один из распространенных способов саморегуляции (поддержка единства, ценностей, контроль конкуренции и отбор лидеров и т.д.) того или иного сообщества, для преодоления проблемных ситуаций или достижения групповых каких-либо целей. На индивидуальном уровне сплетня рассматривается в контексте получения личных преимуществ наряду с другими людьми или в ущерб им. Для оценки уровня проявления сплетен разработана шкала. В таблице 3 представлены результаты.

Таблица 3

Представленность в научных текстах социально-психологических аспектов сплетен, по результатам психо-семантического анализа,

в стенах (n=60 научных источников)

 

Групповой уровень Индивидуальный уровень
ГРУППЫ ПРОБЛЕМ
I II III IV V I II III IV V
Объем одной статьи 85-90 тыс. слов
Семантическое ядро 5-20 слов
Плотность 6 8 5 5 3 6 7 4 5 5
Смысловая нагрузка 7 7 6 8 5 5 6 5 5 5
Содержательность 6 8 8 7 3 8 6 7 6 5
Гармоничность 6 6 6 4 3 4 7 4 6 4

 

Примечание. Группы проблем изучения сплетен: I – способ получения личных преимуществ (агрессивности более свойственна ложь-сплетня и др.); II – способ саморегуляции (сплетни интенсивнее распространяются в ситуациях повышенной напряженности, стрессе); III – отражение сторон социально-психологического климата (отсутствие взаимопонимания между подразделениями организации; причина негативного социально-психологического климата; отражение сложив­шиеся в коллективе межличностных взаимоотношений); IV – разновидность общения (неформальный канал коллективной коммуникации и источник неформальной информации); V – моббинг-действие.

  1. Диагностика моббинг-конфликтов проводилась методом Э.А. Угнича, С.Г. Заржевского. В исследовании приняли участие 198 человека: 92 мужчины и 106 женщины в возрасте от 25 до 35 лет. Организации, принявшие участие в исследовании:

1) Государственные корпорации «Роскосмос» и «Росатом». В каждой организации обследованы по 45 сотрудников, работающих в научно-производственных подразделениях. Общее количество выборки составило 90 человек.

2) Педагоги 8 колледжей системы профессионального образования Московской области. Всего приняли участие в исследовании 108 человек (преподаватели, мастера производственного обучения).

Выборки были уравнены по возрасту, полу, уровню образования.

Среди наиболее распространенных моббинг-стратегий в коллективе государственных корпораций оказались следующие. 1) Получение заданий, выполнением которых должны заниматься другие сотрудники (73,1% респондентов ответили утвердительно). 2) Решения и действия сотрудника ставятся под сомнения (56,2% респондентов ответили утвердительно). 3) Получение бессмысленных заданий (44,6% респондентов ответили утвердительно).

В коллективах организаций СПО наиболее популярными оказались те же самые моббинг-стратегии, только в другом порядке. 1) Решения и действия сотрудника ставятся под сомнения (39,1% респондентов ответили утвердительно); 2) Получение бессмысленных заданий (25,9% респондентов ответили утвердительно); 3) Получение заданий, выполнением которых должны заниматься другие сотрудники (24,3% респондентов ответили утвердительно).

Моббинг-стратегия «распространение о сотруднике лживых слухов, сплетен» показало корреляции: с состоянием напряженности, крайней взволнованности (r=0,290*); с поглощенностью мрачными мыслями, тревожными состояниями (r=0,244*); с ощущениями физического недомогания: головными болями, головокружениями, проблемами с ЖКТ (r=0,281*); с ощущением напряженности (r=0,290*), а также с обратной корреляцией ощущения спокойствия, безмятежности (r=-0,239*).

  1. При проведении реального эксперимента мы учитывали воздействие эффекта рекурсивного трансфера установок (Transfer of Attitudes Recursively, далее – TAR) в отношении сплетен – отрицательное восприятие сплетничающих индивидов в малых группах. Следует обратить внимание и на амбивалентность данного понятия в процессе межличностной коммуникации.

Эмпирическое изучение сплетен выполнено как корреляционное исследование, где в качестве переменных использованы результаты изучения показателей сплетен в ходе реального эксперимента и шкал СМИЛ, ДМО Л.Н. Собчик.

В реальном эксперименте принимали участие 22 слушателя учебной группы МосУМВД России им. В.Я. Кикотя. Возраст 21-25 лет, все испытуемые женского пола. Реальный эксперимент осуществлялся в формате включенного наблюдения. Для фиксации сплетен использовалась специально разработанная карта наблюдения, основанная на 3-х критериях (группах сплетен: «случайные», «целенаправленные», «явные»). Использовалась трёхбалльная шакала оценок. Результаты табулировались по следующим показателям.

  1. Кто высказывается
  2. Кто слушает и реагирует на данное проявление Fama
  3. О чем высказывание
  4. Чем вызвано данное высказывание
  5. Мотивация произнесения
  6. Итог сказанного

В результате определено, что сплетни можно представить в виде типологии: случайные, явные, целенаправленные.

Для «случайных сплетен» характерно применение их в большом количестве информации, которая может быть дополнена человеком неподтвержденными фактами для убедительности знания темы. Клишированные фразы для данного вида проявлений выделить сложно. Так как необходимо обладать истинными знаниями в обсуждаемой теме и только тогда Вам удастся выявить то, что человек использует сплетни. В большинстве случаев при проведении исследования сотрудники использовали выражения: «… как сказать…»; «… а ещё…»; «…кстати говоря…».

«Явные сплетни» характеризуются проявлением эмоциональности. Соответственно и высказывания, которые отнесены к данному типу, будут эмоционально окрашены. Примером данного высказывания может служить начало предложения с яркого вступления: «А Вы слышали, что…» или завершение фразы словами «Я точно знаю»; «Сам видел».

«Целенаправленные сплетни» отличаются своей убедительностью. Человеку важно донести информацию и необходимо, чтобы ему поверили другие. В данном случае идет подкрепление имеющейся информации на «достоверные источники», а также упор на малую осведомленность окружающих по поводу принимаемой информации в процессе общения. Примерами таких высказываний являются: «Данную информацию мне передал Сидоренко (ссылка на «надёжный» источник)»; «Вы мне не верите? Спросите у кого угодно!»; «Делайте, как хотите, я Вам все передал!».

Наблюдение проводилось ежедневно в течение месяца ассистентом – одним из членов группы. После проведения реального эксперимента полученные данные подвергались процедуре стандартизации результатов по авторской методике В.А. Пожематкиной [5].

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение распределения «скрытых», «явных» и «целенаправленных» сплетен оказалось устойчивым и практически равным: 157 случаев проявления сплетен типа «скрытые» (32%); «явные» использовались 176 раз (36%); «целенаправленные» сплетни – 158 раз (32%). Из 22 респондентов 2 человека (9%) не использовали сплетни как прием речевого воздействия.

Проявление от 1 до 10 раз каждого из типов сплетен составляет 37% (8 человек). Те, кто использовали в своей речи от 10 до 20 раз, что на 8% больше, составляет 45% (10 человек) от числа опрошенных. 9%. (2 человека) показали результаты проявления сплетен от 20 до 25 зафиксированных случаев.

Далее был проведен корреляционный анализ параметров типов сплетен и параметров личностных опросников и ТСИ-М [3], которые были

обработаны ранее в ходе учебных занятий. Результаты представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Корреляционная матрица по проведенным методикам, n=22 чел.

Авторитарный Зависимый соц_лабильность Оптимистичность Скрытые Явные Целенаправленные Групп. Индент. Статус
Авторитарный 1 0,121 -0,088 0,132 0,267 0,102 0,249 ,113
Зависимый 0,121 1 -0,089 -0,183 0,15 0,11 0,06 -,062
соц_лабильность -0,088 -0,089 1 0,169 -0,14 -0,063 0,197 ,308
Оптимистичность 0,132 -0,183 0,169 1 0,464 0,231 -0,135 ,280
Скрытые 0,267 0,15 -0,14 0,464 1 0,357 0,108 ,231
Явные 0,102 0,11 -0,063 0,231 0,357 1 0,014 ,097
Целенаправленные 0,249 0,06 0,197 -0,135 0,108 0,014 1 ,057
Групп. Индент. Статус ,113 -,062 ,308 ,280 ,231 ,097 ,057 1,000

Корреляционный анализ выявил слабые связи (от 0,25 до более 0,35) между типами сплетни и личностными особенностями. Скрытые сплетни связаны с «оптимистичность» и «авторитарностью». Явные – с «оптимистичность». Целенаправленные сплетни с авторитарностью. Кроме того, выявлена взаимосвязь между скрытыми и явными сплетнями. Групповой идентификационный статус связан с проявлениями скрытых сплетен.

Результаты факторного анализа представлены в таблицах 5 и 6.

 

Таблица 5

Полная объясненная дисперсия

Метод выделения: анализ главных компонент

Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения Суммы квадратов нагрузок вращения
Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %
1 1,847 26,387 26,387 1,847 26,387 26,387 1,795 25,638 25,638
2 1,326 18,946 45,333 1,326 18,946 45,333 1,326 18,945 44,584
3 1,237 17,669 63,002 1,237 17,669 63,002 1,289 18,419 63,002

Данные сложились в 3 фактора, покрывающих суммарно 63% дисперсии. Наиболее явно выделились фактор 1 – «скрытые» (25,6% дисперсии) и фактор 3 «целенаправленные» (18,4% дисперсии).

Таблица 6

Метод выделения: Анализ методом главных компонент

Матрица компонентa
Компонента
1 2 3
Авторитарный ,469 -,329 ,397
Зависимый ,076 -,584 ,277
Соц. Лабильность ,125 ,726 ,396
оптимистичность ,700 ,312 -,378
Скрытые ,794 -,269 -,126
Явные ,555 -,268 -,210
целенаправленные ,178 -,046 ,821
Групповой статус ,536 ,484 ,144
Метод выделения: Анализ методом главных компонент.

a. Извлеченных компонент: 3

Матрица повернутых компонентa
Компонента
1 2 3
Авторитарный ,335 ,001 ,611
Зависимый ,082 -,398 ,508
Соц. Лабильность -,194 ,811 ,067
Оптимистичность ,709 ,394 -,266
Скрытые ,817 -,003 ,224
Явные ,635 -,112 ,085
целенаправленные -,150 ,287 ,776
Групповой статус ,324 ,659 ,066
Метод выделения: Анализ методом главных компонент.
Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.a. Вращение сошлось за 6 итераций.

Таким образом, факторный анализ подтвердил правильность выделения типов сплетен: скрытые, явные и целенаправленные.

Выводы

Проведен качественный анализ исследований проблематики сплетен по отраслям науки. Выявленные научные работы по проблематике сплетен в организации представляют ее как прием речевого воздействия, который включен в ядро представлений о языковой личности трудового коллектива.

Соотнесение научных подходов и методов изучение феномена сплетня позволило обосновать разноуровневую методику изучения феномена «сплетня», применение которой дает возможность расширить понимание социально-психологического феномена «сплетня» как приема речевого воздействия при управлении сотрудниками организации.

Эмпирически выделены типы сплетен: явные, скрытые и целенаправленные. Определены слабые связи (r=0.25-0,3) между типами сплетен и личностными особенностями. Сплетни «скрытые» связаны с оптимистичность и авторитарностью. Сплетни «явные» – с оптимистичностью. Сплетни «целенаправленные» с авторитарностью. Кроме того, выявлена взаимосвязь между скрытыми и явными сплетнями. Выявлена роль сплетни как инструмента речевого воздействия в процессе моббинга в организациях различных сфер деятельности.

Для понимания лидерства в группе важны результаты связи индекса групповой идентификации со срытыми сплетнями.

Для дальнейших исследований сплетен в организации нужна триангуляция подходов и методов изучения, понимаемая как практика использования нескольких источников данных или нескольких подходов к анализу данных с целью повышения достоверности исследования.

В целом результаты нашего исследования помогут оптимизировать подбор сотрудников для более эффективной работы в организации, коммуникативного взаимодействия, общения как внутри организации, так и за ее пределами.

Литература

  1. Байранбекова М.А., Казиева М.А. Слухи и сплетни и их роль в современном обществе // БМИК. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sluhi-i-spletni-i-ih-rol-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 11.09.2022).
  2. 2. Бузаджи М.Н. Некоторые социально-психологические особенности управления персоналом: На материале муниципальных органов: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.05. Ярославль, 2003. 193 с.
  3. Булгаков А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе (модернизированный тест социальной идентификации). Рецензенты: Маничев С.А., Морозов А.В., Мельникова Н.Н. // Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения Под общей редакцией: Н. Батурин, Е. Эйдман Т. 1. Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2010. С. 126-138.
  4. Булгаков А.В. Экспресс-методика оценки профессиональных компетенций на основе интернет-программ семантического анализа текстов//Организационная психолингвистика. 2021. № 2 (14). С. 74-94.
  5. Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Пожематкина В.А. Эмпирическое изучение феномена Fama (сплетня) как приёма психологического воздействия. // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, лингво-дидактических и педагогических исследований» XVII Левитовские чтения. МГОУ, Москва. 13-14 апреля 2022 года
  6. Горбатов Д.С. Психология слухов и сплетен. СПб.: Речь, 2012. 240 с.
  7. Горбатов Д.С., Коваль Н.А., Мильруд Р.П. Сплетничание как выражение искажений атрибуции // Мир психологии. 2012. № 3. С. 267-275.
  8. Горбатов Д.С. Микрогрупповой подход к процессам слухообразования в социальной макросреде: диссертация … доктора психологических наук: 19.00.05 / Горбатов Дмитрий Сергеевич; [Место защиты: Тамб. Гос. Ун-т]. Тамбов, 2011. 362 с.
  9. Гоцева Ю.А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Гоцева Юлия Александровна; [Место защиты: Юж. Федер. Ун-т]. Ростов-на-Дону, 2008. 221 с.
  10. Ефремычева Л.А. Мотивы молвы в повестях Н.В. Гоголя: диссертация … кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ефремычева Лариса Александровна; [Место защиты: Сарат. Гос. Ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. Саратов, 2015. 210 с.
  11. Кустова У.И., Пугачев Е.П., Пушкарева Т.П. Слухи, сплетни и искажение информации // Международный студенческий научный вестник, 2014, №3.
    URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11888 (дата обращения: 18.09.2022).
  12. Макеева А.Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения: на примере торговой компании: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Макеева Анастасия Газинуровна; [Место защиты: Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2009. 199 с.
  13. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. 544 c.
  1. Пацынко С.В. Влияние слухов на электоральное поведение избирателей: диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Пацынко Светлана Владимировна; [Место защиты: Гос. Ун-т упр.]. Москва, 2007. 219 с.
  1. Переселкова З.Ю. Изучение феномена сплетни: основные подходы и их ограничения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 2. С. 112–116.
  2. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Петросянц Виолетта Рубеновна; [Место защиты: Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2011. 210 с.
  3. Пирусская Т.А. Идея социальности и опыт переосмысления романной формы в XIX веке: на материале творчества Ф.М. Достоевского и Джордж Элиот: диссертация … кандидата филологических наук: 10.01.08 / Пирусская Татьяна Александровна; [Место защиты: Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова]. Москва, 2018. 265 с.
  4. Савченко Д.В. Функционирование малых социальных групп в условиях трансформирующегося российского общества: на примере подразделения органов внутренних дел: диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.04 / Савченко Дмитрий Владимирович; [Место защиты: Краснодар. Ун-т МВД России]. Краснодар, 2016. 150 с.
  5. Сергеева А.С. Жанрово-тематическая структура дискурсного поля организации: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.03 / Сергеева Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Ин-т психологии РАН]. Санкт-Петербург, 2012. 310 с
  6. Строганова И.В. Управление неформальными коммуникациями как элементом корпоративной культуры: диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.08 / Строганова Ирина Викторовна; [Место защиты: Сарат. Гос. Соц.-эконом. Ун-т]. Саратов, 2010. 194 с.
  7. Триверс Р. Обмани себя. Как самообман помогает нам выжить. СПб.: «Питер», 2012. 330 с.
  8. Фостер Э. Диета GI: как использовать гликемический индекс (ГИ) для снижения веса и получения энергии. М.: Кладезь-Букс, 2012. 128 с.
  9. Чахоян А.С. Этнокультурный аспект психологии лжи в ситуациях социального взаимодействия: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Чахоян Алина Самвеловна; [Место защиты: Ярослав. Гос. Ун-т им. П.Г. Демидова]. Иваново, 2018. 237 с.
  10. Челнокова Н.Ю. Модель управления социально – психологическим климатом на предприятиях холдингового типа: диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.08 / Челнокова Наталья Юрьевна; [Место защиты: Нижегор. Гос. Ун-т им. Н.И. Лобачевского]. Нижний Новгород, 2013. 210 с.
  11. Шейко Д.В. Феномен сплетни в русской лингвокультуре: когниосемантический аспект: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.01 / Шейко Дарья Владимировна; [Место защиты: Северо-Кавказский федеральный университет]. Ставрополь, 2019. 288 с.
  12. Gregory S. (1990). Analysis of fundamental frequency reveals covariation in interview partners’ speech / S. Gregory // Journal of Nonverbal Behavior. Vol.14. №2. P. 237-251.

References

  1. Bajranbekova M.A., Kazieva M.A. Sluhi i spletni i ih rol’ v sovremennom obshhestve // BMIK. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sluhi-i-spletni-i-ih-rol-v-sovremennom-obschestve (data obrashhenija: 11.09.2022).
  2. Buzadzhi M.N. Nekotorye social’no-psihologicheskie osobennosti upravlenija personalom: Na materiale municipal’nyh organov: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.05. Jaroslavl’, 2003. 193 p.
  3. Bulgakov A.V. Proektivnaja metodika izuchenija social’noj identifikacii v maloj gruppe (modernizirovannyj test social’noj identifikacii). Recenzenty: Manichev S.A., Morozov A.V., Mel’nikova N.N. // Ezhegodnik professional’nyh recenzij i obzorov. Metodiki psihologicheskoj diagnostiki i izmerenija Pod obshhej redakciej: N. Baturin, E. Jejdman T. 1. Cheljabinsk: Izdatel’skij centr JuUrGU, 2010. P. 126-138.
  1. Bulgakov A.V. Jekspress-metodika ocenki professional’nyh kompetencij na osnove internet-programm semanticheskogo analiza tekstov//Organizacionnaja psiholingvistika. 2021. № 2 (14). P. 74-94.
  2. Bulgakov A.V., Bulgakova E.A., Pozhematkina V.A. Jempiricheskoe izuchenie fenomena Fama (spletnja) kak prijoma psihologicheskogo vozdejstvija. // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual’nye spect teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih, lingvo-didakticheskih i pedagogicheskih issledovanij» XVII Levitovskie chtenija. MGOU, Moskva. 13–14 aprelja 2022 goda
  3. Gorbatov D.S. Psihologija sluhov i spleten. SPb.: Rech’, 2012. 240 p.
  4. Gorbatov D.S., Koval’ N.A., Mil’rud R.P. Spletnichanie kak vyrazhenie iskazhenij atribucii // Mir psihologii. 2012. № 3. P. 267-275.
  5. Gorbatov D.S. Mikrogruppovoj podhod k processam sluhoobrazovanija v social’noj makrosrede: dissertacija … doktora psihologicheskih nauk: 19.00.05 / Gorbatov Dmitrij Sergeevich; [Mesto zashhity: Tamb. Gos. Un-t]. Tambov, 2011. 362 p.
  6. Goceva Ju.A. Osobennosti samopred#javlenija podrostkov v semejnoj, uchebnoj i druzheskoj sferah obshhenija: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.01 / Goceva Julija Aleksandrovna; [Mesto zashhity: Juzh. Feder. Un-t]. Rostov-na-Donu, 2008. 221 p.
  7. Efremycheva L.A. Motivy molvy v povestjah N.V. Gogolja: dissertacija … kandidata filologicheskih nauk: 10.01.01 / Efremycheva Larisa Aleksandrovna; [Mesto zashhity: Sarat. Gos. Un-t im. N.G. Chernyshevskogo]. Saratov, 2015. 210 s.
  8. Kustova U.I., Pugachev E.P., Pushkareva T.P. Sluhi, spletni i iskazhenie informacii // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2014. № 3. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11888 (data obrashhenija: 18.09.2022).
  1. Makeeva A.G. Sozdanie psihologicheskoj bezopasnosti social’noj sredy organizacii sredstvami aktivnogo social’no-psihologicheskogo obuchenija: na primere torgovoj kompanii: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Makeeva Anastasija Gazinurovna; [Mesto zashhity: Ros. Gos. Ped. Un-t im. A.I. Gercena]. Sankt-Peterburg, 2009. 199 p.
  2. Ol’shanskij D.V. Politicheskij PR. SPb.: Piter, 2003. 544 p.
  3. Pacynko S.V. Vlijanie sluhov na jelektoral’noe povedenie izbiratelej: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk : 19.00.05 / Pacynko Svetlana Vladimirovna; [Mesto zashhity: Gos. Un-t upr.]. Moskva, 2007. 219 p.
  4. Pereselkova Z.Ju. Izuchenie fenomena spletni: osnovnye podhody i ih ogranichenija // Intellekt. Innovacii. Investicii. 2021. № 2. P. 112-116.
  5. Petrosjanc V.R. Psihologicheskaja harakteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel’noj srede, i ih zhiznestojkost’: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Petrosjanc Violetta Rubenovna; [Mesto zashhity: Ros. Gos. Ped. Un-t im. A.I. Gercena]. Sankt-Peterburg, 2011. 210 p.
  6. Pirusskaja T.A. Ideja social’nosti i opyt pereosmyslenija romannoj formy v XIX veke: na materiale tvorchestva F.M. Dostoevskogo i Dzhordzh Jeliot: dissertacija … kandidata filologicheskih nauk: 10.01.08 / Pirusskaja Tat’jana Aleksandrovna; [Mesto zashhity: Mosk. Gos. Un-t im. M.V. Lomonosova]. Moskva, 2018. 265 p.
  7. Savchenko D.V. Funkcionirovanie malyh social’nyh grupp v uslovijah transformirujushhegosja rossijskogo obshhestva: na primere podrazdelenija organov vnutrennih del: dissertacija … kandidata sociologicheskih nauk: 22.00.04 / Savchenko Dmitrij Vladimirovich; [Mesto zashhity: Krasnodar. Un-t MVD Rossii]. Krasnodar, 2016. 150 p.
  1. Sergeeva A.S. Zhanrovo-tematicheskaja struktura diskursnogo polja organizacii: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.03 / Sergeeva Anastasija Sergeevna; [Mesto zashhity: In-t psihologii RAN]. Sankt-Peterburg, 2012. 310 p.
  2. Stroganova I.V. Upravlenie neformal’nymi kommunikacijami kak jelementom korporativnoj kul’tury: dissertacija … kandidata sociologicheskih nauk: 22.00.08 / Stroganova Irina Viktorovna; [Mesto zashhity: Sarat. Gos. Soc.-jekonom. Un-t]. Saratov, 2010. 194 p.
  3. Trivers R. Obmani sebja. Kak samoobman pomogaet nam vyzhit’. SPb.: «Piter», 2012. 330 p.
  4. Foster Je. Dieta GI: kak ispol’zovat’ glikemicheskij indeks (GI) dlja snizhenija vesa i poluchenija jenergii. M.: Kladez’-Buks, 2012. 128 p.
  5. Chahojan A.S. Jetnokul’turnyj spect psihologii lzhi v situacijah social’nogo vzaimodejstvija: dissertacija … kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.05 / Chahojan Alina Samvelovna; [Mesto zashhity: Jaroslav. Gos. Un-t im. P.G. Demidova]. Ivanovo, 2018. 237 p.
  6. Chelnokova N.Ju. Model’ upravlenija social’no – psihologicheskim klimatom na predprijatijah holdingovogo tipa: dissertacija … kandidata sociologicheskih nauk: 22.00.08 / Chelnokova Natal’ja Jur’evna; [Mesto zashhity: Nizhegor. Gos. Un-t im. N.I. Lobachevskogo]. Nizhnij Novgorod, 2013. 210 p.
  7. Shejko D.V. Fenomen spletni v russkoj lingvokul’ture: kogniosemanticheskij spect: dissertacija … kandidata filologicheskih nauk: 10.02.01 / Shejko Dar’ja Vladimirovna; [Mesto zashhity: Severo-Kavkazskij federal’nyj universitet]. Stavropol’, 2019. 288 p.
  8. 26. Gregory S. (1990). Analysis of fundamental frequency reveals covariation in interview partners’ speech / S. Gregory // Journal of Nonverbal Behavior. Vol.14. №2. P. 237-251
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)