Взаимодействие с работодателями на этапе профессиональной подготовки как практика самоизменения будущих учителей

Чозгиян О.П.

канд. пед. наук
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет
е-mail: ChozgiyanOP@mgpu.ru

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПРАКТИКА САМОИЗМЕНЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

В статье раскрываются основные направления и характерные особенности взаимодействия с работодателями в профессиональном образовании будущих учителей. Подчеркивается, что работодатель на современном этапе профессиональной подготовки специалистов выступает в качестве наставника, эксперта, а также участника процесса разработки и реализации образовательных программ, проведения мониторинга эффективности достижения планируемых образовательных результатов. Автор обращает внимание на тот факт, что осознанная потребность в самоизменении будущего учителя – важнейший критерий сформированности его профессиональной субъектной позиции, а взаимодействие с работодателями – эффективная практика самоизменения будущих учителей.

Ключевые слова: самоизменение, субъектная профессиональная позиция, практика, работодатель, индивидуальная образовательная траектория, педагогическое взаимодействие.

 

O.P. Chozgiyan

COOPERATION WITH EMPLOYERS AT THE PROFESSIONAL TRAINING STAGE AS SELF-DEVELOPMENT EXPERIENCE OF FUTURE TEACHERS

 

The article focuses on the main trends and features of cooperation with employers in professional training of future teachers. It is highlighted that at the current stage of professional training an employer acts as a mentor, expert and participant of the development and implementation process, surveillance conduction on efficiency of reaching educational outcomes. The author draws attention to the fact that conscious need in self-development of future teacher is an integral criteria in one’s professional subject position formation, and cooperation with employers is an effective strategy for self-development of future teachers.

Keywords: self-development, professional subject position, internship, employer, individual professional path, pedagogical cooperation.

 

Профессиональная подготовка будущих учителей на этапе организации среднего профессионального образования неотъемлемым образом связана с решением одной из актуальных задач: целенаправленным формированием в образовательном процессе субъектной профессиональной позиции специалиста. В структурно-содержательных аспектах характеристики будущего учителя представлен комплекс общих и профессиональных компетенций, в целом отражающих системное представление об основах  педагогической профессии, о себе и собственной траектории развития на профессиональном и личностном пути.

Одним из критериев сформированности и проявления субъектной профессиональной позиции будущего учителя является саморазвитие, проявляющееся в осознанной потребности в самоизменении, акценте на постановке личностных и профессиональных целей и на этой основе определения индивидуальной траектории развития уровня собственной компетентности. Стимулирование проявления потенциальных возможностей к проведению рефлексии и самомониторинга, к выстраиванию продуктивного педагогического взаимодействия.

Практика является эффективным критерием оценки качества профессиональной подготовки специалистов. В процессе организации учебной и производственной практики обучающихся особую актуальность приобретает взаимодействие с работодателями. Основные направления   взаимодействия представлены организацией производственной практики, развитием кадрового потенциала и перспективным кадровым планированием, организацией методического сопровождения и системы мотивированного трудоустройства, реализацией практики наставничества специалистов среднего звена и участия в независимой оценке качества подготовки специалистов.

Мыскин С.В., Лычагина Д.В. в статье «Влияние особенностей социально-ролевой организации медицинских работников на их профессиональное общение» раскрывают особенности профессионального общения субъектов в различных профессиональных сферах и рабочих ситуациях [5]. На характер профессионального общения действительно влияют различные факторы, в том числе, анализируемые нами направления и специфические особенности взаимодействия с работодателями.

Востребованность выпускников – важнейший критерий оценки деятельности колледжа и подготовки специалистов ступени среднего профессионального образования. Совместно с работодателями разрабатывается нормативно-правовая документация организации учебной и производственной практики обучающихся, составляется и согласовывается учебный план, практико-ориентированная вариативная часть учебного плана в соответствии с запросами работодателей.

Основные этапы организации взаимодействия: первый этап – освоение программного материала (аудиторные часы, практика) студентами под руководством работодателя-наставника на лекционных, практических занятиях и в ходе практики; второй этап – самостоятельная работа студента, будущего учителя, когда происходит системное восприятие основ теории и практики, формируется профессиональная педагогическая позиция и готовность к самоизменению как в учебном процессе, так и при освоении  основ профессионального практического мастерства.

В образовательных организациях проводятся тренинги, мастер-классы, стажировки для обучающихся и педагогов, реализуются элементы инновационных технологий. Стимулирует осознанное освоение профессии и стремление к самоизменению участие будущих учителей под руководством наставников в научно-практических конференциях, тематических выставках, организуемых конкурсах профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс Россия. Работодатели, взаимодействующие со специалистами среднего звена, системно повышают уровень собственной квалификации по реализуемым направлениям профессиональной подготовки студентов.

Будущие учителя стремятся к работе над собой, осознавая персонально-ориентированный путь развития личностного и в освоении будущей профессии, при условии организованной работодателем системы мотивированного трудоустройства. Содействие трудоустройству, обобщение и предоставление студентам информации о вакансиях, предлагаемых работодателями по профильным специальностям, применение электронных и дистанционных технологий, размещение информации на сайте образовательной организации – система организованной работы, стимулирующая самоизменение будущих учителей, предоставляющая возможность профессиональной самореализации.

Взаимодействие с работодателями создает необходимые предпосылки для выстраивания индивидуальной траектории развития будущих учителей. Реализуется поставленная задача на этапе участия работодателей в независимой оценке качества подготовки специалистов, что способствует повышению результатов обучения студентов и росту их профессиональной компетентности. Во взаимодействии, общении и сотрудничестве происходит обмен опытом с ведущими практиками, развитие профессионально значимых компетенций, получение уникального профессионального опыта студентом, рост мотивации. Стремление к самоизменению будущих учителей способствует повышению конкурентоспособности, формированию  профессиональной мобильности.

Представителю работодателя, организующему сотрудничество и общение с будущими учителями, мотивирующему их к самоизменению и создающему комплекс необходимых условий для продвижения по индивидуальной траектории развития, важно обладать рядом сформированных качеств: нацеленностью на результат, ответственностью и организованностью, профессиональной компетентностью и опытом, способностью обучать и развивать, выстраивать отношения и мотивировать других. Работодатель как наставник открыт новому и готов к диалогу. Будущие учителя имеют возможность выбора наставника путем изучения и анализа материалов портфолио педагога, содержания авторских программ, участия в открытом диалоге в процессе научно-практических конференций, круглых столов.

В результате взаимодействия с работодателями в ходе практической подготовки специалистов среднего звена происходит освоение инновационных образцов педагогической практики, разработка и реализация индивидуальных траекторий личностного и профессионального роста студента. Так, последовательно и постепенно, создаются условия для формирования осознанной субъектной профессиональной позиции, проявления стремления к самоизменению путем продвижения по выстроенной индивидуальной траектории развития, для эффективного воспроизводства педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере образования.

Эффекты/решаемые проблемы организованного взаимодействия с работодателями на этапе профессиональной подготовки как практики  самоизменения будущих учителей: «погружение» в образовательную среду (системный подход); адаптация студента (психолого-педагогическая/методическая) к условиям прохождения практики; формирование субъектной профессиональной позиции студента/освоение педагогических технологий, в т.ч. авторских; разработка индивидуальной траектории профессионального становления студента. Работодатель выступает в качестве наставника, эксперта, принимает участие в разработке программ подготовки специалистов среднего звена по ведущим специальностям среднего профессионального образования в свете реализации современных тенденций развития образовательной организации.

В своей статье «Креативные способы развития сознания субъектов педагогического процесса» М.Л. Соснова подчеркивает важность воспитания креативности как личностного качества субъектов образовательного процесса в совместной деятельности, раскрывает содержание подходов, технологий и техник, направленных на развитие креативности [12].

В процессе профессиональной подготовки будущих учителей на этапе взаимодействия с работодателями необходимо особо обращать внимание на постепенное продвижение обучающихся от осознания выражаемой вербально субъектной профессиональной позиции к ее внутреннему позитивному эмоциональному принятию. Следующим этапом взаимодействия является поиск способов реализации собственной траектории развития в учебно-профессиональной деятельности.

На каждом этапе взаимодействия целенаправленно формулировались вопросы, побуждающие к размышлению: «Как Вы оцениваете значение выполненного задания для Вашего профессионального становления?», «Как изменились Ваши представления о работе учителя?», «Как изменилась Ваша позиция в отношении данной проблемы?» и пр.

Предоставление свободы выбора, организация рефлексивного анализа, проведение мониторинга и самомониторинга – важные и необходимые условия, при которых возможно самоизменение будущего учителя. В этой связи особую практическую значимость имеет совершение будущим учителем действий, предполагающих корректировку отношения к себе и к другим, развитие ценностных ориентаций, определение возможных путей дальнейшей работы над собой на основе обязательной рефлексии и оценки с выделением успехов, типичных затруднений, допускаемых ошибок, и на этой основе определения перспектив самоизменения на этапе освоения профессии.

Таким образом, взаимодействие с работодателями на этапе профессиональной подготовки является эффективной практикой  самоизменения будущих учителей, проявляющейся в качестве осознанной потребности, характеризующейся возможностью целеполагания, проектирования собственного личностного и профессионального развития, стремлением к самообразованию, применению компетенций на практике.

 

Литература

  1. Абакумов В.А. Педагогическая поддержка процесса формирования компетенции саморазвития у студентов ссуз. [Текст] / В.А. Абакумов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2012. 22 с.
  2. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М.: Академический Проект, 2006. — 224 с. (Психологические технологии).
  3. Морозов В.В. Мастерская психологического тренинга: тренинг как метод актуализации субъектности и самопознания [Текст]: Учебно-практическое пособие / В.В. Морозов. Челябинск: УралПечать, 2011. 255 с.
  4. Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения. [Текст] / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. 212
  5. Мыскин С.В. Влияние особенностей социально-ролевой организации медицинских работников на их профессиональное общение// Организационная психолингвистика [Электронный ресурс] : электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. Вып. № 4. Электрон, текстовые дан. (3,3 МВ). – М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 1998. 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM). С. 48-66.
  6. Мыскин С.В. Организационно-психологический анализ профессионального сознания работников современных трудовых коллективов// Организационная психолингвистика. — М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2018. №1(1). С. 21-38.
  7. Мыскин С.В. Лексическая структура профессионального языка. Часть I // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. — № 6 (48): в 2-х ч. Ч. I. C. 103-111.
  8. 8. Пигров К.С. Творчество и личный дневник // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 34-43.
  9. Пружинин Б.И. Прогностические функции педагогического исследования: Философско-методологический анализ // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 5-18.
  10. 10. Соснова М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008. 432 с.
  11. Соснова М.Л. Креативные приемы конструирования сознания // Вопросы психолингвистики. 2008. № 7. С. 26-36.
  12. Соснова М.Л. Креативные способы развития сознания субъектов педагогического процесса// Организационная психолингвистика [Электронный ресурс] : электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. Вып. № 2 (10). Электрон, текстовые дан. (3,3 МВ). М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2020. 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM). С. 21-54.
  13. Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства: Учебно-практическое пособие. М.: Академический проект, 2010. 265 с.
  14. 14. Тарасов Е.Ф. К построению теории организационной психолингвистики// Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. Вып. №1 (1). М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2018. С. 11-20.
  15. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов// Педагогика. 2008. №7. С. 54-59.

 

References

  1. Abakumov V.A. Pedagogicheskaja podderzhka processa formirovanija kompetencii samorazvitija u studentov ssuz. [Tekst] / V.A. Abakumov: Avtoref. diss. … kand. ped. nauk. Kazan’, 2012. 22 s.
  2. Maksimova S.V. Tvorchestvo: sozidanie ili destrukcija? M.: Akademicheskij Proekt, 2006. — 224 s. (Psihologicheskie tehnologii).
  3. Morozov V.V. Masterskaja psihologicheskogo treninga: trening kak metod aktualizacii sub#ektnosti i samopoznanija [Tekst]: Uchebno-prakticheskoe posobie / V.V. Morozov. Cheljabinsk: UralPechat’, 2011. 255 s.
  4. Morosanova V.I. Samosoznanie i samoreguljacija povedenija. [Tekst] / V.I. Morosanova, E.A. Aronova. M.: Izd-vo IP RAN, 2007. 212 s.
  5. Myskin S.V. Vlijanie osobennostej social’no-rolevoj organizacii medicinskih rabotnikov na ih professional’noe obshhenie// Organizacionnaja psiholingvistika [Jelektronnyj resurs] : jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S.V. Myskin. Vyp. № 4. Jelektron, tekstovye dan. (3,3 MV). – M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh tehnologij», 1998. 1 jelektron. Opt. Disk (CD-ROM). S. 48-66.
  6. Myskin S.V. Organizacionno-psihologicheskij analiz professional’nogo soznanija rabotnikov sovremennyh trudovyh kollektivov// Organizacionnaja psiholingvistika. — M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh     tehnologij», 2018. №1(1). S. 21-38.
  1. Myskin S.V. Leksicheskaja struktura professional’nogo jazyka. Chast’ I // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. — № 6 (48): v 2-h ch. Ch. I. C. 103-111.
  2. Pigrov K.S. Tvorchestvo i lichnyj dnevnik // Voprosy filosofii. 2011. № 2. S. 34-43.
  3. Pruzhinin B.I. Prognosticheskie funkcii pedagogicheskogo issledovanija: Filosofsko-metodologicheskij analiz // Voprosy filosofii. 2018. № 6. S. 5-18.
  4. Sosnova M.L. Iskusstvo aktera: Uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd. M.: Akademicheskij proekt: Fond «Mir», 2008. 432 s.
  5. Sosnova M.L. Kreativnye priemy konstruirovanija soznanija // Voprosy psiholingvistiki. 2008. № 7. S. 26-36.
  6. Sosnova M.L. Kreativnye sposoby razvitija soznanija sub#ektov pedagogicheskogo processa// Organizacionnaja psiholingvistika [Jelektronnyj resurs] : jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S.V. Myskin. Vyp. № 2 (10). Jelektron, tekstovye dan. (3,3 MV). M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh tehnologij», 2020. 1 jelektron. Opt. Disk (CD-ROM). S. 21-54.
  7. Sosnova M.L. Trening kommunikativnogo masterstva: Uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Akademicheskij proekt, 2010. 265 s.
  8. Tarasov E.F. K postroeniju teorii organizacionnoj psiholingvistiki// Organizacionnaja psiholingvistika [Jelektronnyj resurs]: jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S.V. Myskin. Vyp. №1 (1). M.: OOO «Agentstvo social’no-gumanitarnyh tehnologij», 2018. S. 11-20.
  9. Shalashova M.M. Kompleksnaja ocenka kompetentnosti budushhih pedagogov// Pedagogika. 2008. №7. S. 54-59.
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)