Оценка профессионально важных психофизиологических качеств в системе железнодорожного транспорта

Амангосов А.А.1, Мамбеталина А.С.2

Амангосов А.А.

ЕНУ им. Л. Гумилева (Казахстан, г. Нур-Султан)

Мамбеталина А.С.

ЕНУ им. Л. Гумилева (Казахстан, г. Нур-Султан)
е-mail: mambetalina@mail.ru

 

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Экономические условия в государстве требуют от трудовых организаций поиска совершенно новых методов осуществления своей деятельности. В связи с данными требованиями, сегодня компании вынуждены применять новые методы оценки персонала, соответствующие происходящим изменениям стратегии и новым приоритетам развития организации. Все это требует обязательного участия в работе организации квалифицированных и мотивированных работников с уникальными компетенциями, профессиональный и личностный потенциал которых являются ключевым фактором развития бизнеса, поэтому применение психологических и психофизиологических методов оценки в управлении персоналом весьма актуально в трудовых организациях.

Значимость исследования усиливается и подчеркивается тем, что в нем анализируются методы, применяемые в национальной компании в которой трудится один процент населения страны. Железнодорожная отрасль является стратегически значимым объектом Казахстана. И от психологической оценки работников зависит профессиональный рост кадрового потенциала компаний. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование применения современных психологических и психофизиологических методов оценки персонала АО «НК «КТЖ». В исследовании использованы методы: теоретический анализ литературы, психофизиологическое тестирование, психологическая оценка личностных, профессиональных компетенций и оценка эффективности результативности деятельности.

Ключевые слова: психофизиологическое тестирование, управление, профессиональные компетенции, персонал, железная дорога, безопасность движения, человеческий фактор.

 

A.A. Amangosov, A.S. Mambetalina

THE EVALUATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES WITHIN THE RAILWAY TRANSPORT SYSTEM

State economic conditions require the search of completely new operational methods execution. Due to those requirements, organizations have to implement new personnel evaluation methods, corresponding to strategical changes and new development priorities of the organization. All the above requires obligatory participation of qualified and motivated personnel with unique area of expertise, whose professional and personal growth are a key factor to the business development. That is why the application of psychological and psychophysiological evaluation methods in personnel management is relevant in nowadays corporate environment. The fact that the methods, applied in a nation-wide company, which employs 1% of the population, are analyzed during this research, only amplifies the significance of such research. Railway industry is a strategic industry in Kazakhstan. Thus, the capability of professional growth depends on the psychological evaluation of the personnel.

The purpose of the study is the theoretical and practical justification of implementation of contemporary psychological and psycho-physiological evaluation methods of National Company Kazakhstan Temir Zholy personnel. In the research the following methods were used: theoretical analysis of literature, psychophysiological testing, personal and professional competencies psychological evaluation, evaluation of performance efficiency.

Keywords: psychophysiological testing, management, area of expertise, personnel, railway, traffic safety, the human factor.

 

Развитие Республики Казахстан сегодня осуществляется в соответствии государственной программой «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» [8]. Экономические условия в государстве требуют от трудовых организаций поиска совершенно новых методов осуществления своей деятельности. В связи с данными требованиями, компании вынуждены применять новые методы оценки персонала, соответствующие происходящим изменениям стратегии, пересматривая приоритеты в развитии организации [7]. Внедрение новых бизнес-стратегий в современных организациях невозможно без квалифицированных и мотивированных работников, уникальные компетенции, профессиональный и личностный потенциал которых являются ключевыми факторами повышения эффективности организации в условиях динамичных изменений внешней среды [9]. Поэтому применение психологических и психофизиологических методов оценки в управлении персоналом весьма актуально в трудовых организациях. Значимость исследования усиливается и подчеркивается тем, что в нем анализируются методы, применяемые в национальной компании в которой трудится один процент населения страны. Железнодорожная отрасль является стратегически значимым объектом Казахстана. И от качественного выбора методов психологической оценки зависит благополучие и процветание населения государства.

В настоящее время акционерное общество «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (далее ˗ АО «НК «КТЖ») имеет холдинговую структуру, основанную на обеспечении функциональной целостности и управляемости железнодорожной отрасли в перевозочном процессе.

АО «НК «КТЖ» осуществляет такие виды деятельности, как выполнение функций оператора магистральной железнодорожной сети, перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Указанная деятельность регулируется Законами Республики Казахстан: «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

На сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. Географические условия Казахстана (отсутствие прямого выхода к морю, наличие судоходных рек), обширность территории, сырьевая структура производства и размещение производительных сил, неразвитость автотранспортной инфраструктуры делают роль железнодорожного транспорта в экономике чрезвычайно важной.

Железнодорожная отрасль Казахстана является развивающейся сферой экономики, производственный и технический потенциал которой стабильно увеличивается в последнее время и обеспечивает занятость более 160 тысяч человек [10]. Учитывая то, что в Компании работает один процент населения страны, остро стоит вопрос применения современных психологических и психофизиологических методов оценки персонала.

 

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ 

Изучение современных методов оценки компетенций персонала, проблемы влияния компетентного персонала на внутренние процессы организации потребовало обращения к нескольким группам источников.

Методологической базой нашего исследования послужили труды зарубежных авторов, таких как Васельцова И.А. [3], Журавлева О.П. [4], Зотов М.В., Петрукович В.М., Иванов А.О. [5], Копытенкова О.И., Алиев О.Т. [6] и наши собственные публикации, а также правила приема и перевода на некоторые должности Компании, регламент психофизиологического тестирования и другие правила акционерного АО «НК «КТЖ» «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование применения современных психологических и психофизиологических методов оценки персонала АО «НК «КТЖ».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих теоретических и практических исследовательских задач:

  • на основе теоретического анализа литературы проследить генезис содержания понятий «психологический метод», «организация», «психофизиологический метод оценки», определить их структурные компоненты и критерии;
  • проанализировать социально-психологические методы управления персоналом;
  • охарактеризовать применяемые социально-психологические методы управления персоналом, применяемые в АО «НК «КТЖ»;
  • представить новый методический инструментарий, разработанный в рамках данного исследования, а именно – психофизиологический метод в управлении персоналом.

Объект исследования – персонал железнодорожного транспорта.

Предмет исследования – психофизиологический метод управления персоналом в железнодорожной отрасли.

Мы предполагаем, что, внедрение системы психологического тестирования для определения соответствия занимаемым должностям работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов, и дальнейшее применение психофизиологических методов в управлении персоналом железнодорожного транспорта будет способствовать более качественному отбору и профессиональному росту персонала на вакантных должностях, что позволит снизить риск чрезвычайных ситуаций, возникающих в связи с человеческим фактором.

Также применение данного метода позволит удовлетворить потребности в дальнейшем развитии компетенций и карьерном росте работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору.

Методологическую основу исследования составили: Правила приема и перевода на некоторые должности КТЖ и ДО, регламент психофизиологического тестирования и другие правила акционерного АО «НК «КТЖ» «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» [10].

Методы исследования: теоретический анализ литературы, психофизиологическое тестирование, психологическая оценка личностных, профессиональных компетенций и эффективности результативности деятельности.

Научная новизна нашей работы состоит в проведении целостного исследования психофизиологического метода в управлении персоналом, его внедрение и дальнейшее применение в профессиональной деятельности работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору. В ходе исследования сформулированы новые научные положения, выводы и рекомендации:

– проведен развернутый анализ теоретических подходов к проблеме применения различных методов управления персоналом;

– определены особенности применения психофизиологического метода в Компании;

– предложен казахстанский регламент психофизиологического тестирования при отборе и приеме на работу персонала железнодорожного транспорта, а также профессионального развития персонала.

Практическая значимость работы заключается в получении апробированного в реальной трудовой организации метода психофизиологического тестирования персонала, ответственного за безопасность движения поездов и применение инструментария, который позволяет существенно влиять на показатели экономической эффективности и качественного состава персонала компании и может быть применен в производственных коллективах Республики.

Наше исследование выполнено на базе филиала АО «НК «КТЖ» – «Центр оценки и развития персонала на железнодорожном транспорте» (далее Центр).

Основные положения исследования были изложены нами в ранее опубликованных научных статьях [1,2].

Основным инструментарием оценки персонала в данном Центре служат социально-психологические методы. Для приема на работу, перевода по конкурсу и дальнейшего формирования кадрового резерва, а также развития персонала, составления плана обучения и с целью самоподготовки, в компании проводится оценка личностных и профессиональных компетенций персонала методом психометрического тестирования. Оценка проводится согласно правилам оценки компетенций персонала акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его дочерних организаций, разработанных и утвержденных в 2014 году.

Еще одним видом оценки является оценка результативности персонала предприятия. Она применяется на основе правил оценки результативности административных работников центрального аппарата и некоторых филиалов акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» от 27.12.2012 г. Рассматривается эффективность выполнения поставленных перед персоналом задач и оценивается результативность работы с периодичностью один раз в квартал.

Для оценки топ-менеджеров приглашают независимые экспертные агентства, которые проводят ассесмент-центр, оценку лидерского потенциала руководства компании.

В связи с участившимися чрезвычайными ситуациями на железной дороге связанных с человеческим фактором, приводящим к огромным экономическим потерям, топ-менеджментом компании было принято решение о внедрении нового психофизиологического метода оценки персонала, ответственного за безопасность движения.

Внедрение нового психологического тестирования оценки результативности персонала ответственного за безопасность движения было начато с разработки психодиагностического инструментария для оценки профессиональной пригодности кандидата и внедрения системы психологического исследования для определения соответствия занимаемым должностям персонала, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору (ЧФ). Разработка и внедрение инструментария включили:

– подбор психодиагностического инструментария для оценки: профессиональной пригодности кандидата, соответствия персонала занимаемым должностям, потребностей в дальнейшем развитии компетенций и карьерном росте персонала, непосредственно связанного с безопасностью движения поездов по ЧФ;

– автоматизацию процесса тестирования, посредством создания аппаратно-программного комплекса (АПК);

В рамках деятельности по разработке диагностического комплекса для определения соответствия персонала занимаемой должности, непосредственно связанного с безопасностью движения поездов, в соответствии с исследованием, были поставлены следующие задачи:

– подобрать личностные опросники и когнитивные тесты для определения профессиональной пригодности кандидата и соответствия занимаемым должностям персонала, в соответствии с перечнем и профилем компетенций персонала, непосредственно связанного с безопасностью движения поездов по ЧФ;

– провести алгоритмизацию, программирование и добавление в блок тестов комплекса УПДК-МК результатов пилотного тестирования персонала;

– провести корректировку эксплуатационной документации и интерфейса программного обеспечения и тестов;

– ввести в программное обеспечение комплекса УПДК-МК формы отчетности по результатам тестирования сотрудника для дальнейшего принятия решения по приему и переводу работника на должность;

– сведение автоматизированных тестов и опросника для прохождения тестирования в единый АПК;

–  адаптировать метод оценки к потребностям рынка и разработать казахстанский регламент нормирования результатов теста.

Центром был разработан перечень из 48 специальностей, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору, включающий;

 

– перечень компетенций персонала, непосредственно связанного с безопасностью движения поездов;

– профили компетенций персонала, непосредственно связанного с безопасностью движения поездов;

–  формы отчетности по результатам тестирования.

 

Для обеспечения эффективности результатов проекта и предоставления обратной связи при завершении каждого этапа проекта, все результаты были согласованы с представителями ЗАО «Нейроком».

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОЕКТА

Требования к разработке программы автоматизированного психологического тестирования с целью его применения в онлайн-режиме.

1 этап. Подбор варианта блока тестовых методик, уточнение процедуры тестирования.

2 этап. Разработка системы интерпретации результатов психодиагностического инструмента. Определение шкал методик.

3 этап. Разработка программы автоматизированного тестирования с целью его применения в установленном онлайн-режиме.

4 этап. Проведение обучения персонала Центра по пользованию комплекса УПДК-МК.

5 этап. Корректировка эксплуатационной документации и интерфейса программного обеспечения и тестов в соответствии с казахстанскими результатами тестирования;

6 этап. Введение в программное обеспечение комплекса УПДК-МК форм отчетности по результатам тестирования сотрудника;

7 этап.   Представление результатов (итоговый аналитический отчет и презентация);

8 этап. Стандартизация и исследование надежности, валидности теста на пилотной выборке.

В пилотном режиме нами было протестировано 288 работников ответственных за безопасность движения поездов.  Результаты тестирования позволили выделить казахстанский регламент группирования по профпригодности и количеству уязвимых профессионально важных качеств (ПВК) работника, в зависимости от его профессиональной категории и критерии оценки уровня развития ПВК для персонала АО «НК «КТЖ» (см. Таблицу 1). Далее полученные результаты адаптировали и автоматизировали для применения в Центре.

Общий подход к оценке результатов психофизиологического тестирования персонала АО «НК «ҚТЖ» осуществляется исходя из количества уязвимых профессионально важных психофизиологических качеств (УПВК), т.е. группа профпригодности определяется по количеству тестов в которых испытуемый, по любому из критериальных параметров в тестах, получил оценку ниже нормы (нормативы критериев оценки по тестам).

В результате диагностирования работника по блоку тестов, согласно таблице, определяется его группа профпригодности с вынесением следующих заключений:

1-я группа: «Рекомендован для работы в качестве (указание должности) сроком на 3 года – I группа профессиональной пригодности». При отсутствии у испытуемого уязвимых ПВК, т.е., при прохождении психофизиологического тестирования по указанной специальности в рамках своего блока, испытуемый показал результаты в рамках нормы. (Пример: машинист скоростного движения при прохождении тестирования показал норму в таких показателях как: способность сотрудника выполнять деятельность при наличии помех и  эмоциональных факторов; распределение внимания в условиях одновременного выполнения двух деятельностей; восприятие испытуемым скорости движения и расстояния до объектов в быстро меняющейся ситуации; вероятность совершения рискованных поступков во время дорожного движения; способность противостоять монотонной работе при воздействии мотоннодействующих факторов; быстрое освоение нового вида деятельности, мало отличающего  от предыдущего).

2-я группа: «Рекомендован для работы в качестве (указание должности) сроком на 2 года – II группа профессиональной пригодности». При наличии у испытуемого 1 или 2 уязвимых ПВК для данной профессии, т.е., согласно таблицы соответствия группы профпригодности и количества уязвимых ПВК работника, в зависимости от его профессиональной категории при прохождении психофизиологического тестирования по указанной специальности в рамках своего блока, испытуемый по 1-2 тестам набрал результаты ниже нормы. (Пример: машинист (помощник машиниста) локомотива в составе локомотивной бригады – пассажирское, грузовое, хозяйственное движение (бригада) при прохождении тестирования показал норму в таких показателях как: способность сотрудника выполнять деятельность при наличии помех и  эмоциональных факторов; распределение внимания в условиях одновременного выполнения двух деятельностей; утомляемость и устойчивость работоспособности  испытуемого по показателям внимания; вероятность совершения рискованных поступков во время дорожного движения, но по тесту способности противостоять монотонной работе при воздействии монотонно действующих факторов, допустил ошибочные действия и показал результат ниже нормы).

3-я группа: «Рекомендован для работы в качестве (указание должности) сроком на 1 год – III группа профессиональной пригодности». При наличии у испытуемого 2 или 3 УПВК, для данной профессии, т.е., согласно таблицы соответствия группы профпригодности и количества уязвимых ПВК работника, в зависимости от его профессиональной категории при прохождения психофизиологического тестирования по указанной специальности в рамках своего блока, испытуемый по 2-3 тестам показал результаты ниже нормы. (Пример: машинист (помощник машиниста) локомотива в составе локомотивной бригады – пассажирское, грузовое, хозяйственное движение (бригада) при прохождении тестирования показал норму в таких показателях как: способность сотрудника выполнять деятельность при наличии помех и  эмоциональных факторов; распределение внимания в условиях одновременного выполнения двух деятельностей; утомляемость и устойчивость работоспособности  испытуемого по показателям внимания, но по тестам вероятности совершения рискованных поступков во время дорожного движения и способности противостоять монотонной работе при воздействии мотоннодействующих факторов, допустил ошибочные действия и показал  результаты ниже нормы).

4-я группа: «Рекомендовано обязательное прохождение курса повышения уровня ПВК с обязательным прохождением психофизиологического тестирования после окончания курса психологической подготовки». При наличии у испытуемого 3 или 4 уязвимых ПВК, т.е., согласно таблицы соответствия группы профпригодности и количества уязвимых ПВК работника, в зависимости от его профессиональной категории при прохождении психофизиологического тестирования по указанной специальности в рамках своего блока, испытуемый по 3-4 тестам набрал результаты ниже нормы. (Пример: машинист (помощник машиниста) локомотива в составе локомотивной бригады – пассажирское, грузовое, хозяйственное движение (бригада) при прохождении тестирования показал норму в таких показателях как: способность сотрудника выполнять деятельность при наличии помех и  эмоциональных факторов; распределение внимания в условиях одновременного выполнения двух деятельностей; но по тестам утомляемости и устойчивости работоспособности  испытуемого, по показателям внимания, вероятности совершения рискованных поступков во время дорожного движения, способности противостоять монотонной работе при воздействии мотоннодействующих факторов, допустил ошибочные действия и показал  результаты ниже нормы).

Испытуемому предоставляется возможность повторно пройти полное психофизиологическое обследование. В случае, если испытуемый показывает 3 или 4 (см. таблицу 1) уязвимых ПВК при повторном тестировании, ему присваивается 4-я группа профпригодности. В случае, если испытуемый при повторном тестировании показывает более высокие результаты, ему присваивается соответствующая группа профпригодности.

5-я группа: «Рекомендован перевод на работу, не связанную с движением поездов». При наличии у испытуемого 4 или 5 УПВК, т.е., согласно таблицы соответствия группы профпригодности и количества уязвимых ПВК работника, в зависимости от его профессиональной категории при прохождении психофизиологического тестирования по указанной специальности в рамках своего блока, испытуемый по 4-5 тестам набрал результаты ниже нормы. (Пример: машинист (помощник машиниста) локомотива в составе локомотивной бригады – пассажирское, грузовое, хозяйственное движение (бригада) при прохождении тестирования показал норму в таких показателях как: способность сотрудника выполнять деятельность при наличии помех и  эмоциональных факторов; но по тестам распределения внимания в условиях одновременного выполнения двух деятельностей; утомляемости и устойчивости работоспособности  испытуемого по показателям внимания; вероятности совершения рискованных поступков во время дорожного движения; способности противостоять монотонной работе при воздействии мотоннодействующих факторов, допустил ошибочные действия и показал  результаты ниже нормы).

Испытуемому предоставляется возможность повторно пройти полное психофизиологическое обследование. В случае, если испытуемый показывает 4 или 5 уязвимых ПВК при повторном тестировании, ему присваивается 5-я группа профпригодности. В случае, если испытуемый при повторном тестировании показывает более высокие результаты, ему присваивается соответствующая группа профпригодности.

Для машинистов категории 1А во всех случаях, кроме результатов, соответствующих 1-ой группе профпригодности, выводится заключение: «Рекомендован перевод на поездную работу в составе локомотивной бригады».

Таб. 1 Соответствие группы профпригодности и количества уязвимых ПВК работника, в зависимости от его профессиональной категории

Кол-во УПВК и категория персонала Кол-во УПВК для

категории персонала:

1A

Кол-во УПВК для категории персонала:

1B, 1C, 1D,

2А, 2В

Кол-во УПВК для категории персонала:

2C, 3A

 

Категории персонала:

Группа профпригодности (ГПП)
1-я группа 0 0 0 0

 

2-я группа   1 1-2 1
3-я группа   2 3 2
4-я группа 1 и более 3 4 3
5-я группа 2 и более 4 и более 5 и более 4

 

После прохождения тестирования работников 48 должностей, ответственных за безопасность на УПДК-МК, АПК выдает отчет по результатам тестирования, представленный в приложении №8.

Таким образом, внедрение данного метода в Центре, применяемого для начала на станции ДС «Астана», привело к сведению к нулю чрезвычайных происшествий по человеческому фактору на указанной станции. На сегодняшний день, сотрудники, принимаемые на данные должности в обязательном порядке, командируются в г. Нур-Султан и проходят тестирование на УПДК-МК. Как отметили мы в своей работе, действительно, данный метод определяет выделенные нами критерии соответствия занимаемым должностям работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору. Его применение в управлении персоналом железнодорожного транспорта способствует качественному и прозрачному отбору персонала на вакантные должности и снижает риск чрезвычайных ситуации, возникающих из-за человеческого фактора.

Также, благодаря применению данного метода, Компания удовлетворила потребность в дальнейшем развитии компетенций и карьерном росте работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по ЧФ.

Поэтому, мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что внедрение системы психологического тестирования для определения соответствия занимаемым должностям работников, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов по человеческому фактору и дальнейшее применение психофизиологических методов в управлении персоналом железнодорожного транспорта, будет способствовать качественному отбору и профессиональному росту  персонала на вакантных должностях и позволит снизить риск чрезвычайных ситуации, возникающих из-за человеческого фактора, нашла свое подтверждение.

 

Литература

  1. Амангосов А.А., Есымханова З.К., Мамбеталина А.С. Применение психологических методик в оценке персонала.// IV Международная конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии». Москва, МГУ, 15-16 мая 2019г.
  2. Амангосов А.А., Мамбеталина А.С., Жолдасбекова А.Е. Педагогика вчера, сегодня, завтра. том 1, № 1, 2018, С. 63-74 http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz.
  3. Васельцова И.А. Формирование профессионально важных качеств студентов – будущих работников диспетчерского аппарата и локомотивных бригад. file:///C:/Users/750428400415/Downloads/52029-89598-1-PB.pdf. С. 32-38.
  4. Журавлева О.П. Стрессоустойчивость и способность к оперированию информацией в структуре профессионально важных качеств поездных диспетчеров, обеспечивающих безопасность движения. Автореферат кан. дис..СПб, 2005. 24 с.
  5. Зотов М.В., Петрукович В.М., Иванов А.О., Журавлева О.П. Автоматизированная система динамического контроля функционального состояния и профессиональной работоспособности поездных диспетчеров// Материалы всероссийской научной конференции «Психофизиология профессиональной деятельности человека». СПб., 2004. С. 61-63.
  1. Копытенкова О.И., Алиев О.Т. Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014. С. 1-9.
  2. Ксенофонтова Х.З. Стратегически — компетентностный подход развития компетенций управленческого персонала. // Современные технологии управления. 2013. №1 (25). Режим доступа – свободный http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/january2013/item/140–01–25–13.html.
  3. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050». http://www.akorda.kz/ru/ official_documents/strategies_and_programs.
  1. Пахлова И.В. Значение компетентностного подхода в управлении персоналом современных организаций // Молодой ученый. 2014. №12. С. 162-169.
  2. https://www.railways.kz/.

 

References

  1. Amangosov A.A., Esymhanova Z.K., Mambetalina A.S. Primenenie psihologicheskih metodik v ocenke personala.// IV Mezhdunarodnaja konferencija «Innovacionnaja jekonomika i menedzhment: metody i tehnologii». Moskva, MGU, 15-16 maja 2019g.
  2. Amangosov A.A., Mambetalina A.S., Zholdasbekova A.E. Pedagogika vchera, segodnja, zavtra. tom 1, № 1, 2018, S. 63-74 http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz.
  3. Vasel’cova I.A. Formirovanie professional’no vazhnyh kachestv studentov – budushhih rabotnikov dispetcherskogo apparata i lokomotivnyh brigad. file:///C:/Users/750428400415/Downloads/52029-89598-1-PB.pdf. S. 32-38.
  4. Zhuravleva O.P. Stressoustojchivost’ i sposobnost’ k operirovaniju informaciej v strukture professional’no vazhnyh kachestv poezdnyh dispetcherov, obespechivajushhih bezopasnost’ dvizhenija. Avtoreferat kan. dis..SPb, 2005. 24 s.
  5. Zotov M.V., Petrukovich V.M., Ivanov A.O., Zhuravleva O.P. Avtomatizirovannaja sistema dinamicheskogo kontrolja funkcional’nogo sostojanija i professional’noj rabotosposobnosti poezdnyh dispetcherov// Materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii «Psihofiziologija professional’noj dejatel’nosti cheloveka». SPb., 2004. S. 61-63.
  6. Kopytenkova O.I., Aliev O.T. Psihofiziologicheskie metody, dlja opredelenija professional’noj prigodnosti mashinistov zheleznodorozhnogo transporta. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». Vypusk 5 (24), sentjabr’ – oktjabr’ 2014. S. 1-9.
  7. Ksenofontova H.Z. Strategicheski — kompetentnostnyj podhod razvitija kompetencij upravlencheskogo personala. // Sovremennye tehnologii upravlenija. 2013. №1 (25). Rezhim dostupa – svobodnyj http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/january2013/item/140–01–25–13.html.
  8. Nazarbaev N.A. Strategija «Kazahstan-2050». http://www.akorda.kz/ru/ official_documents/strategies_and_programs.
  1. Pahlova I.V. Znachenie kompetentnostnogo podhoda v upravlenii personalom sovremennyh organizacij // Molodoj uchenyj. 2014. №12. S. 162-169.
  2. https://www.railways.kz/
Выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 23.05.2019 г. Эл N ФС77-75769, выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)