ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
С. В. Мыскин
Введение в теорию профессионального языкового сознания
Монография, Москва 2015
УДК 81’23 ББК 81
Утверждено к печати Ученым советом ФГБУН «Институт языкознания РАН»
Научные рецензенты:
доктор филологических наук, доцент А.А. Григорьев доктор филологических наук, профессор Н.В. Уфимцева
Научный редактор:
Лауреат Премии Президента Российской Федерации доктор филологических наук, профессор Е.Ф. Тарасов
М95 МыскинС.В.
Введение в теорию профессионального языкового сознания: Монография. – М.: ООО «Сам Полиграфист», 2015. – 331 с.: ил.
ISBN 978-5-600-01094-9
Работа посвящена рассмотрению строения и специфики функционирования профессионального языкового сознания россиян. Автор в своей книге освещает следующие проблемы: факторы формирования и функционирования профессионального языкового сознания; влияние языка на процессы, определяющие становление профессионального образа мира, а также на усвоение и развитие профессионального языка; дискурсивное разнообразие речевой деятельности, в том числе в различных сферах профессиональной коммуникации как регулятора совместной деятельности специалистов разного профиля и др.
Монография предназначена лингвистам и психолингвистам, психологам и социальным психологам, менеджерам и специалистам в области оценки и подбора персонала.
ISBN 978-5-600-01094-9
Содержание
Предисловие…………………………………………………… 5
Введение………………………………………………………… 11
Глава 1.
Лингвистический и экстралингвистический контексты профессионального языкового сознания ……. 21
1.1. Онтологические предпосылки теории
профессионального языкового сознания ……………….. 21
1.2. Деятельностная детерминация становления
профессионального языкового сознания ……………….. 36
1.3. Профессиональный образ мира как сущностная
характеристика профессионального языкового сознания 46
1.4. Строение и функционирование профессионального
языкового сознания ………………………………………. 54
Глава 2.
Отражение функциональных особенностей профессионального языкового сознания в языковой профессиональной личности ……………………………………… 71
2.1. Понятие и структура языковой профессиональной
личности…………………………………………………… 71
2.2. Психолингвистические аспекты профессионального
общения языковой профессиональной личности ………. 86
2.3. Организационно-деятельностный язык как метаязык
профессиональной коммуникации………………………… 97
2.4. Функционирование субкодового переключения в
профессиональных коммуникативных ситуациях ……… 110
2.5. Взаимовлияние профессиональных подъязыков в
совместной деятельности специалистов ………………… 122
2.6. Экстралингвистические факторы субкодового переключения в речевой деятельности
профессиональных работников ………………………….. 134
Глава 3. Прагматические аспекты профессиональных текстов………………………………………………………….. 149
3.1. Прецедентность профессиональных текстов в процессе
трудовой социализации личности……………………….. 149
3.2. Особенности восприятия и функционирования профессиональных текстов при взаимодействии
специалистов разного профиля…………………………… 154
3.3. Проблема «образа автора» в профессиональных текстах. 171
Глава 3, 4
3.4. Психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности………………………………. 187
Глава 4. Экспериментальное исследование профессионального языкового сознания…………………… 202
4.1. Задачи, решаемые экспериментальным путем………….. 205
4.2. Психосемантический эксперимент как инструмент
выявления особенностей формирования
профессионального языкового сознания………………… 205
4.3. Функционирование профессионального языкового
сознания в организационно-деятельностных играх…….. 244
4.4. Составление частотного словаря как идеальной модели
профессионального тезауруса……………………………. 273
Заключение…………………………………………………….. 297
Словарь терминов ……………………………………………. 306
Список литературы …………………………………………… 312